БОГ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ИЛИ НЕТ?



Парамаханса Йогананда

 

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С БОГОМ

 

 

Перевод: Набатчикова Е.А., Сутолкин А.Ю., Куликова И.Е.

Общая редакция: Захарбеков Р.Р.

e-mail: satsanga@online.ru; satsanga_rub@mail.ru

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Мы бесконечно рады тому, что читатель получил возможность познакомиться с литературным наследием великого духовного учителя Парамахансы Йогананды. Продолжая публиковать его труды, авторы российского издания решили вслед за выходом в свет такого замечательного произведения, как «Автобиография йога», выпустить некоторые лекции, прочитанные Парамахансой Йоганандой, и небольшие по объему «Уроки самопознания», написанные им в разные периоды своего служения.

Бог — реален, а поэтому Он способен на те простые проявления Себя, которые естественны для людей. Он по Собственному усмотрению может войти в прямое общение, словесное или визуальное, с любым избранником.

Существует немало духовных техник, ритуальных действий и иных форм достижения такого общения. Однако в основе их всех лежит беспредельная любовь к Богу. Этого вполне достаточно для полного подчинения всей нашей жизни устремлению к Тому, Кто и есть сама Любовь, при помощи тех или иных конкретных действий. Ими являются техники духовного самосовершенствования, ритуалы, божественные песнопения и многое другое. Из всего множества духовных практик каждый подвижник может выбрать наиболее близкие его индивидуальным особенностям.

За любым истинным намерением должно следовать действие. Именно к действию и побуждает жизнь таких великих духовных лидеров, как Парамаханса Йогананда, именно для этого они и приходят на Землю. Их жизнь подобна яркому свету маяка в кромешной тьме. А как поступать: двигаться, несмотря на сопротивление, в сторону света или пассивно оставаться во тьме — это выбор самого человека.

Будьте активны в достижении Великой Цели!

Рубен Захарбеков

 

Аннотация

 

В этой брошюре мы представляем читателям два серьезных труда Парамахансы Йогананды. Первую ее часть составляет лекция «Как разговаривать с Богом», в которой автор убедительно показывает, что непосредственное общение с Богом возможно для любого преданного, и в простой и доступной форме обучает читателя тому, как достичь этого общения.

Во второй части, для тех кто интересуется практикой медитаций, публикуется учебное пособие «Метафизические медитации». Великий учитель йоги рассказывает, как правильно начинать медитацию и как достигать ее цели, даже если наставник находится недостижимо далеко от подвижника или его вовсе нет.

***

 

Слава Бога огромна. Он действительно существует, и Его можно найти... Спокойно и уверенно идя по жизни, вы непременно осознаете, что Бог — это единственная реальность, единственная цель, отвечающая вашим стремлениям, ибо ответ на все чаяния вашего сердца находится в Нем самом.

Парамаханса Йогананда

 

 

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С БОГОМ

 

Выдержки из лекций,

Прочитанных Парамахансой Йоганандой

И 26 марта 1944 года

 

Общение с Богом — это факт, не подлежащий сомнению. В Индии я видел святых, беседовавших с Небесным Отцом. И все вы тоже можете общаться с Ним. Я имею в виду не одностороннее обращение, а именно беседу, когда вы говорите Богу и Он отвечает вам. Конечно, каждый может обратиться к Господу. Но сегодня поговорим о том, как убедить Его ответить нам.

К чему сомнения? Священные писания мира изобилуют примерами общения Бога с человеком. Одна из таких прекрасных историй записана в библейской Третьей книге Царств: «Явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон ... даруй же рабу Твоему сердце разумное... И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное... И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу...»1 [1 3 Царств, 3:5-13.]

И Давид тоже много раз беседовал со Всевышним, и даже обсуждал с Ним мирские дела: «И вопросил Давид Бога, говоря: идти ли мне против Филистимлян, и предашь ли их в руки мои? И сказал ему Господь: иди, и Я предам их в руки твои»1 [1 1 Паралипоменон, 14:10.].

 

БОГ ДВИЖИМ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ

 

Обычный человек молится Богу только умом, а не всем пылом своего сердца. Такие мольбы слишком слабы, чтобы вызвать какой-либо ответ. С Божественным Духом следует говорить доверительно, с чувством родственной близости, как с отцом или матерью. Отношения с Богом должны пребывать в сфере безусловной любви. Требование ответа от Духа в аспекте Божественной Матери более справедливо и естественно, чем при каких-либо иных отношениях. Бог вынужден ответить на такой призыв, ибо сущность матери — в любви и прощении ее ребенка, как бы сильно он ни ошибался. Отношения между матерью и ребенком — это самое прекрасное выражение человеческой любви, дарованное нам Всевышним.

Без четкого представления о Боге (например, в аспекте Божественной Матери) обращающийся ясного ответа не получит. Потребность в Его ответе должна быть весьма велика, молитвы полуверующего недостаточно. Если вы решили: «Он обязательно заговорит со мною», если вы отказываетесь от чего-либо иного, независимо от того, сколько лет Он не отвечал вам, и если вы продолжаете верить Ему, то однажды Он откликнется.

В своей книге «Автобиография йога»* <...В своей книге... — См. изд.: Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. М.: Сфера, 2001.> я описал некоторые из многочисленных случаев своего общения с Богом. Первый опыт восприятия Божественного Голоса пришел, когда я был маленьким ребенком.

Однажды утром, сидя на кровати, я перенесся в иное восприятие окружающего.

«Что скрывается за темнотою закрытых глаз?» Этот вопрос всецело овладел мною. В тот же момент внутреннему взору явилась ярчайшая вспышка света. На большом сияющем экране внутри моего лба, подобно кадрам кинопленки, появились Божественные образы святых, медитирующих в горных пещерах.

— Кто вы? — спросил я вслух.

— Мы — гималайские йоги.

Трудно описать небесный ответ, сердце мое трепетало. Видение исчезло, но серебристые лучи расходились кругами, расширяющимися до бесконечности.

— Что это за чудное сияние? — спросил я.

— Я — Ишвара (Господь). Я — Свет. — Голос звучал подобно раскату грома.

Моя мама и старшая сестра Рома были рядом и тоже слышали этот Божественный Голос. От Его ответа я ощутил такое блаженство, что в тот же миг решил искать Бога до тех пор, пока не стану полностью единым с Ним.

Большинство людей думает, что за закрытыми глазами находится лишь темнота. Однако по мере духовного развития и сосредоточения на «едином» глазе, расположенном в центре лба, вы обнаружите раскрытие вашего внутреннего зрения. Вы увидите иной мир, полный света, величия и красоты. Я созерцал гималайских йогов, и вам тоже откроется видение святых. Если же ваше сосредоточение углубится, то вы услышите Голос Бога.

Священные писания вновь и вновь рассказывают об обещании Всевышнего разговаривать с нами. «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим»1 [1 Иеремия, 29:13.]. «Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас»1 [1 2 Паралипоменон, 15:2.]. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»1 [1 Откровение, 3:20.].

Если вы сможете хотя бы раз «преломить хлеб» со Всевышним, нарушить Его молчание, Он часто будет говорить с вами. Однако поначалу это очень сложно; приблизиться к Богу нелегко, ибо Он желает увериться, что вы действительно стремитесь узнать Его. Бог испытывает преданного, дабы увидеть, действительно ли тот мечтает о Нем или о чем-то ином. Он не заговорит с вами, пока вы не убедите Его в том, что в вашем сердце не таится никаких иных желаний. Чего ради Богу открываться вам, если ваше сердце жаждет лишь Его даров?

 

ЛЮБОВЬ — ЭТО ВСЕ,

ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОДАРИТЬ БОГУ

 

Все творение было задумано для испытания человека. По нашему поведению в этом мире видно, мечтаем ли мы о Всевышнем или о Его подарках. Бог не скажет вам, что превыше всего нужно стремиться к Нему самому, ибо Он ждет добровольного дара любви, без напоминаний. В этом заключается тайна вселенской игры. Тот, Кто создал нас, жаждет нашей любви и ждет, чтобы мы отдали ее сами, а не когда Он попросит об этом. Наша любовь — единственное, чего нет у Бога до тех пор, пока мы сами не решим подарить ее Ему. Итак, вы видите, что даже у Господа есть нечто, к чему Он стремится, и это нечто — наша любовь. И мы не обретем истинного счастья до тех пор, пока не подарим ее Ему. Пока мы, своенравные дети, пигмеи, ползающие по земному шару, взываем к Его благам, не замечая Его самого, Подателя, мы то и дело впадаем в страдания.

Поскольку Бог является сутью нашего существа, мы не сможем по-настоящему выражать себя, пока не научимся проявлять в себе Его присутствие. Это — истина. Мы божественны и являемся частицей Бога, поэтому ничто материальное не способно надолго удовлетворить нас. «Не будет приюта тому, кто не приютит Меня»1 [1 Френсис Томпсон, «Небесная гончая».]. Не утвердившись в Боге, вы не обретете счастья ни в чем.

 

БОГ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ИЛИ НЕТ?

 

Небольшое обсуждение этого вопроса поможет вашим попыткам войти в общение с Ним. Мысль о том, что Господь — личность, многим не по душе, ибо люди чувствуют ограниченность антропоморфной* <Антропоморфизм — перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека.> концепции. И они рассматривают Бога как Безличный Дух, Всемогущество, Силу Разума, отвечающую за эту вселенную.

Однако если наш Творец безличен, то как могло случиться, что Он создал людей? Каждый из нас — личность, обладающая индивидуальностью. Мы думаем, чувствуем, желаем, и Бог дал нам возможность не только внимать мыслям и воспринимать чувства других, но и реагировать на них. Естественно, что Всевышний не может быть лишен того, что вдохнул в собственные творения. Когда мы позволяем это, наш Небесный Отец войдет в личные отношения с каждым из нас.

При рассмотрении безличного аспекта Бога возникает представление о неком Отдаленном Существе, о Том, Кто только принимает возносимые нами мольбы, оставляя их без внимания, Кто, зная все, хранит бессердечное молчание. Однако это — философская ошибка, ибо Бог есть все: как личное, так и безличное. Он сотворил человека личностью, Он — его Творец и потому не может быть полностью безличным.

Мысль о том, что Господь может принять человеческую форму, прийти к нам и говорить с нами, отвечает сокровенным чаяниям человеческого сердца. Почему же Он является не всем? Многие святые слышали голос Бога. Почему же вы не можете? «О Господи, Ты невидим, безлик, неведом, непостижим, и все же я верю, что силою своей преданности смогу “заморозить” Тебя в форме». Ваша пылкая преданность способна убедить Бога принять образ некой личности. Если ваша молитва достаточно искренна, то, подобно святому Франциску Ассизскому и другим великим, вы сможете увидеть живого Христа. Иисус был проявлением Бога в человеческой личности. Тот, кто знает Брахму (Бога), — сам Брахма. Не сказал ли Христос: «Я и Отец — одно»1 [1 От Иоанна, 10:30.]? Свами Шанкара* <Свами Шанкара... — Шанкарачарья (санскр. — «учитель Шанкара»), Шанкара («дающий багополучие», «благостный»), также Ади-Шанкара («изначальный Шанкара», в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов) — великий философ индуизма (788—812), крупнейший вероучитель шиваизма и классик направления адвайта-веданты. Его главные произведения — комментарии на «Брахма-сутры», 11 старших упанишад, «Бхагавадгиту»; религиозно-философские поэмы, гимны.> тоже провозгласил: «Я есть Дух», и «Ты есть То». Существуют свидетельства многих великих пророков о том, что все люди сотворены по образу Божию.

Большую часть своих знаний я получил от Бога, а не из книг. Я редко читаю. Я рассказываю вам то, что познал непосредственно. Вот почему мои слова точны: я исхожу из прямого восприятия Истины. Даже если мнение всего мира будет противостоять этому, авторитетность непосредственого восприятия в конечном итоге всегда восторжествует.

 

ЗНАЧЕНИЕ «ОБРАЗА БОГА»

 

В Библии мы читаем: «Ибо человек создан по образу Божию»1 [1 Бытие, 9:6.]. Доныне никто полностью не объяснил, в каком смысле человек является образом Бога. Бог есть Дух — и человек, по сути своего естества, тоже Дух. В этом состоит изначальный смысл библейского изречения, однако существует и множество других правильных его интерпретаций.

Человеческое тело, сознание и его активность является микрокосмическим подобием Бога. Сознание вездесуще и всеведуще. Вы можете мгновенно вообразить себя на Полярной звезде или на Марсе. В мыслях нет пропасти между вами и чем-то еще. Благодаря наличию сознания можно сказать, что мы сотворены по образу Божию.

Сознание само осознает себя, оно интуитивно себя ощущает. Своим космическим сознанием Бог узнает Себя в каждом атоме творения. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего»1 [1 От Матфея, 10:29.].

Человек тоже обладает врожденной силой космического сознания, но мало кто развивает ее в себе. Кроме того, человек обладает волей, посредством которой, он, как и Творец, способен мгновенно творить миры; однако немногие развивают силу, сокрытую внутри. Животные не могут рассуждать, а человек может. Все качества, которыми обладает Бог: сознание, разум, воля, чувства, любовь — имеет также и человек. Благодаря их наличию можно сказать, что человек действительно создан по подобию Божию.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!