Государство и право Древнего Вавилона.



Общественный строй Вавилонского государства.

Государственный строй Древнего Вавилона.

Основные черты права Древнего Вавилона. Законы                  Хаммурапи.

Общественный строй Вавилонского государства.

Древне-вавилонское государство возникло в Месопотамии. Первые города-государства стали возникать здесь в конце 4-го тыс. до н. э. на месте постоянных поселений земледельцев. Это были центры обмена продуктами земледельческих и скотоводческих племён. Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствовал укреплению месопотамских городов.

В городах развивается простейший аппарат управления. Он состоит из лиц, занимающихся вопросами ирригации, учётом земель, храмовым хозяйством, культом, общественными работами.

К концу 3-го тыс. до н. э. населявшие междуречье Тигра и Евфрата различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей – Шумерана юге и Аккадана севере.

Затем последовали нашествия горных племён, незатухающая борьба отдельных месопотамских городов за гегемонию. Это приводило к смене политических центров, к возникновению новых правящих династий и царств. Одна из шумерских династий – Ура в XXII веке до н. э. объединила Двуречье в границах обширного шумерского государства.

Около 2000 года до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками – амореями, которые широко расселились на территории Шумерско-Аккадского царства. Одним из их опорных городов стал Вавилон. Город располагался в очень удобном месте – там, где сближался Тигр и Евфрат, что было очень благоприятно для занятия торговлей.

Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города – Баб-Илу («Ворота бога») – говорило о его святости,                  об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.

Своего расцвета Вавилон достиг при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) Границы древне вавилонского царства простирались тогда от персидского залива до Сирии.

     Как всякое рабовладельческое государство Древний Вавилон знал деление общества на свободных и рабов.

Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивается треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть, - половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба      и доставивший его господину получает за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Полноправные свободные граждане (авилум-человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел право отчуждать это имущество. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не "рабом", а "заложником". Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина, его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противопоставлялись"мушкенумы" (покорные).Вопрос о мушкенумах в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкенумов указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.

Членовредительство, нанесенное авилуму каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к "мушкенуму", то виновный платил лишь штраф. За украденную у "мушкенума" вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении "мушкенумов", это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники.

Наряду с сословиями – Законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих Законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум", функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.


Государственный строй.

 В те времена, когда в Шумере существовали города-государства, во главе них стоялэнси ("возглавляющий род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля ("большого человека"). Пережитки родо-племенной организации, присущие данному периоду, выражались                              в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления– восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное           и публичных работ. Среди высших сановников государства – визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя.

Вместе с тем, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую судебную власть на местах.

Судебные функции выполняют чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией является царь. Общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 774; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!