В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Кафедра философии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

                    "ответы на вопросы"

 

 

Выполнил: Федченко Евгений Сергеевич

Специальность: Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Группа: зМКТб16-1

Шифр:15.03.05

Преподаватель: Жилина Вера Анатольевна

Магнитогорск, 2018 г.

А. КАМЮ

 

  1. Какой вопрос А. Камю объявляет самым фундаментальным философским вопросом?      

 

Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема, пишет А. Камю, – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего нужно дать ответ. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа – за ним последуют определенные действия. Эту очевидность можно понять сердцем, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума.

 

  2.В какой ситуации человек становится, по словам автора, «посторонним» в мире?

 

Если человек лишается как иллюзий, так и познаний, он становится посторонним в этом мире. Человек изгнан навек, ибо лишен и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями. Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признают наличие прямой связи между этим чувством и тягой к небытию.

 

  3.Что имеет в виду А. Камю, когда говорит, что мы привыкаем жить задолго до того, как привыкаем мыслить?

Мы привыкаем жить задолго до того, как привыкаем мыслить, пишет А. Камю. Тело сохраняет это опережение в беге дней, понемногу приближающем наш смертный час. Тело не меньше разума хочет жить.

 

 

Ж.П. САРТР

  1.Что значит мысль: «существование предшествует сущности»?

Человек, занимаясь чем-либо, изготавливая что-либо должен представлять себе предметы, вещи, явления, которые, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой – приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который бы занимался чем-либо, не представляя для чего и чем он это делает. Следовательно, мы можем сказать, что сущность предметов, вещей, явлений – его сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует их существованию. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию.

 

  2.Что такое экзистенциализм?

Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. У Ж.-П. Сартра субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек. Другими словами, экзистенциальные проблемы – это вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Существование или экзистенция – это нечто выразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить.

 

  3.Какой смысл Сартр придает понятию гуманизм?

Для Сартра у человека нет определения (сущности) до его существования – личностного бытия, направленного к ничто (смерти) и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется – входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения Сартра, человек потому не поддается определению, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.

Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет.

 

  4.Обладает ли, по Сартру, человек абсолютной свободой?

Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает. Вместе с тем, в характеристике свободы человека экзистенциализмом следует видеть некоторые особенности его религиозного и атеистического направлений. В экзистенциализме в большинстве случаев отвергается традиция сведения свободы к познанной необходимости или к раскрытию природных задатков человека, вместе с тем, утверждается что свобода – это условие и способ самореализации индивида. По Ж.-П. Сартру все люди свободны, поскольку ничто не может исключить из сознания свободу. Свобода, согласно взглядам, абсолютна, она существует в виде действия и деятельности.

Свобода в экзистенциализме Сартра предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность и обречен быть свободным – быть самим собой. Конечно, человек может отказаться от своей свободы. Но отказаться от свободы – это отвергнуть свою личность, что значит поступать и думать так, как поступают и думают все. При этом мир, в который погружается человек по существу безличный мир, в котором все анонимно, где каждый изолирован от других, усреднен и становится объектом действия. Это такой мир, где никто ничего не решает, а поэтому и не несет ни за что ответственности. Человеку в таком мире не на кого надеяться, ибо, по Сартру, он сам по себе, как сам по себе мир.

 

 

  М. Мамардашвили

  1.В чем, по мнению Мамардашвили, заключается тайна сущест­вования человека?

 

Тайна человека заключается в самом человеке. Самые большие проблемы, перед которыми стоит человек – это те загадки, которые он сам-собой-себе-задан. То есть самой большой проблемой для человека является, конечно, человек. Это связано не с тем, что человеческие глубины непознаваемы, что это тайна и мрак, а, очевидно, с тем, что человек есть такое существо, которое вообще существует, только задавая вопросы.

 

 

В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?

 

Человек есть, очевидно, искусственное существо. Как в смысле необходимости создания им органов своем жизни, которая не вытекает ни из каких заданных биологических механизмов и не гарантируется никакими природными процессами в своем осуществлении, так и в смысле проблемности существования его в так называемой второй природе или созданной им среде из каких-то особых двойных объектов, которые имеют одновременно и свойства объектов, предметов природы, и в то же время природой не создаются, а создаются человеком. Человек создан этой средой, и дело в том, что существование его в этой среде – проблематично в том смысле, что эта среда не может существовать, воспроизводиться и продолжать свое существование сама собой. Она должна в каждый момент дополняться воспроизводством какого-то усилия со стороны человека. Без этого мир умирает.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!