ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ПО Г. ГЕГЕЛЮ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ. 4

2. СОЦИАЛЬНАЯСТРУКТУРАОБЩЕСТВА.. 10

3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ПО Г. ГЕГЕЛЮ... 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе мировоззрение складывается из элементов, относящихся ко всем формам и уровням общественного сознания (обыденных и научных знаний, религиозных, нравственных, эстетических, политических, правовых и других идей, норм, представлений, чувств).

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Первоначальное значение слова философия составляло любовь к мудрости. Такое понимание философии было характерно для периода её возникновения (более 25 веков назад) и первоначального существования.

По мере накопления частно-научных знаний и выработки специальных приёмов исследования началась дифференциация нерасчлененной формы знания, ранее называемой философией. Уже в античную эпоху от философии отделились математика, астрономия, медицина. Начиная с эпохи Возрождения, особенно в XVII–XVIII вв., процесс размежевания между собственно философией и частными науками совершается всё более быстрыми темпами.

Актуальность данной контрольной работы заключается в том, что изучение места философии в духовной культурепозволяет понять видение ориентир человека в мире.

Целью изучения места философии в духовной культуреявляется пониманиесущественной разницы в познании философии от мифологии и религии.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

- изучить понятие мировоззрения;

- раскрыть понятия: мифология, религия, философия;

- определитьфункции и особенности философии.


 

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

Человек живет в окружающем мире и является частью этого мира. Главной характеристикой человека, отличающей его от животных, служит его деятельностно-преобразовательное отношение к миру. Животное характеризуется лишь приспособительным отношением к природе. Чтобы успешно действовать, человек должен чувствовать, представлять, понимать мир и ориентироваться в нём. Последнее же возможно благодаря мировоззрению.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, принципов, эмоций, оценок, определяющих видение и понимание мира, места в нём человека, а также вытекающие из указанных принципов жизненные позиции, программы поведения и деятельности людей.

В современном обществе мировоззрение складывается из элементов, относящихся ко всем формам и уровням общественного сознания (обыденных и научных знаний, религиозных, нравственных, эстетических, политических, правовых и других идей, норм, представлений, чувств).

В целом мировоззрение включает три основных компонента:

1) познавательный (мироощущение и миропонимание);

2) ценностно-эмоциональный (идеалы, нормы, оценки, чувства);

3) практический (программы поведения и деятельности).

Мировоззрение, включая знания о мире и оценку его явлений, позволяет человеку решать вопросы о смысле жизни, счастье и способах его достижения[8, c. 10].

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия [6, c. 3].

Исторически первой формой мировоззрения была мифология (от греч.мифос – предание, сказание, повествование). Она объясняла процессы и явления природы, личной и общественной жизни действиями вымышленных существ, сил, факторов. Много мифов было посвящено космическим темам, проблеме возникновения небесных тел и Земли.

Миф представлял собой синкретическую (единую, нерасчлененную) форму сознания. В него входили элементы правильных знаний, вымысел, фантазии, элементы искусства; всё это причудливым образом переплеталось. Для мифа был характерен наглядно-образный характер выражения и эмоциональность. Вера в содержание мифов была полной, всеобщей и несомненной, т. е. абсолютной.

Таким образом, мифология выполняла две важные функции:

1) психологическая адаптация человека к миру, избавление от страха и чувства беспомощности;

2) попытка воздействовать на мир, изменить его, заставить его служить себе [8, c. 11-12].

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. 

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно­эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. 

Основным и мировым и религиям и являются: христианство, ислам, буддизм. Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм. 

Помимо мировоззренческих, религия имеет ряд иных функций: 

˗ объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей),

˗ культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру),

˗ нравственно-­воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга) [6, c. 4].

Слово философия древнегреческого происхождения. Оно образовано от двух слов: филео – любовь и софия – мудрость. В буквальном смысле философия – это любовь к мудрости или, как говорили на Руси, любомудрие.

По преданию, первым человеком, который стал использовать это слово в отношении своих друзей, учеников и самого себя, был древнегреческий мыслитель Пифагор (ок. 580–500 гг. до н.э.), которого сейчас все помнят по его общеизвестной теореме. Используя слово философия, Пифагор указывал при этом, что человеку не следует переоценивать свои успехи в достижении мудрости, однако любовь к ней, стремление к мудрости приличествует каждому разумному человеку.

Первоначальное значение слова философия составляло любовь к мудрости. Такое понимание философии было характерно для периода её возникновения (более 25 веков назад) и первоначального существования. Любовь к мудрости понималась, во-первых, как стремление к знаниям, к истине.

Во-вторых, любовь к мудрости предполагала необходимость доказательства, аргументированности всех положений и, в отличие от религии и мифологии, исключала принятие чего-либо существенного на веру. В мифологии и религии доказательства могут использоваться, но они не играют там существенной роли, главное в них – вера и следование традиции и авторитету. Другое дело – философия, здесь все положения должны быть логически обоснованы. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения – не через привычку и традицию, а через собственный разум. Тем самым философия повышала степень свободы человека.

В-третьих, любовь к мудрости подразумевала стремление к поиску оптимальных решений в сложных или неопределенных ситуациях.

В-четвёртых, любовь к мудрости понималась как желание ясно, свободно, логично и красиво излагать свои мысли. Первые профессиональные учителя философии в Греции были одновременно и учителями красноречия.

И наконец, в-пятых, любовь к мудрости означала приверженность к разумному и достойному образу жизни, основанному на принципе меры и соответствующему природе человека. В то время философия включала всю совокупность логически обоснованных знаний о мире, это была нерасчлененная форма теоретического знания. Предметом философии было всё, что окружало человека. Отдельные науки еще не существовали, а зачатки частных наук входили в состав философии так же, как элементы мифологии. Эту нерасчлененную форму знания некоторые авторы называют предфилософией, протофилософией, прафилософией и пранаукой.

По мере накопления частно-научных знаний и выработки специальных приёмов исследования началась дифференциация нерасчлененной формы знания, ранее называемой философией. Уже в античную эпоху от философии отделились математика, астрономия, медицина. Начиная с эпохи Возрождения, особенно в XVII–XVIII вв., процесс размежевания между собственно философией и частными науками совершается всё более быстрыми темпами. Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, экономика и история становятся самостоятельными отраслями познания. Одной из последних наук, которые отделились от философии к концу XIX в., была психология. Происходило самоопределение философии, она освобождалась от претензии быть наукой наук, объяснять всё и вся, специализируясь на осмыслении наиболее общих проблем в системе «человек–мир».

Прежнее понимание философии как любви к мудрости, разумеется, распространяется на современную философию, однако теперь оно становится недостаточным. Стремление к мудрости в отмеченных выше проявлениях может быть присуще не только философу, но и экономисту, физику, врачу, педагогу; сейчас оно служит общим качеством всех интеллектуально и нравственно развитых людей, а не только философов.

Существует множество определений философии:

˗ философия – это учение о сущности и предельных основаниях бытия;

˗ философия – это учение о познании;

˗ философия – это учение об общих законах развития всех сфер бытия;

˗ философия – это своеобразная интеллектуальная деятельность, имеющая не содержательное, а функциональное назначение по очищению языка от псевдопроблем;

˗ философия – это учение о нравственности, ценностях, счастье или человеке вообще.

Приведённые определения фиксируют либо наиболее существенные части конкретных философских систем, либо преимущественную направленность познавательных интересов отдельных философов.

Философия представляет категориальную (понятийную) основу мировоззрения. В отличие от обыденных знаний и религиозных представлений, философия всегда есть теоретически обосновываемые, доказываемые с помощью определённых аргументов положения. А отличие философии от частно-научных знаний заключается в том, что философские принципы обосновываются посредством основных, общенаучных, наиболее общих понятий (категорий). Частные науки изучают отдельные формы и сферы бытия, а философия исследует бытие в целом, связи и отношения его частей, а также предельные основания любой формы бытия. Поэтому философию можно определить как теоретическую систему наиболее общих положений о мире в целом, природе, обществе, человеке и его многообразных отношениях к миру [8, c. 13-17].

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: 

˗ онтология (учение о бытии);

˗ гносеология (учение о познании);

˗ человек; 

˗ общество[6, c. 7].

Характерная особенность философии – биполярность, рассмотрение всех вопросов через призму отношения «человек – мир». Нередко философию определяют как общее теоретическое мировоззрение, обосновываемое посредством наиболее общих категорий. С учётом того, что у человека не несколько, а одно (единое) мировоззрение, включающее научные, нравственные, религиозные и иные компоненты, философию более точно квалифицировать как наиболее существенную часть мировоззрения – его теоретическую основу, или, точнее, ядро.

Самой важной функцией философии является то, что она влечёт мысль к высшим проблемам [8, c. 22].

Традиционно философия как мировоззрение всегда взаимодействовала с религией. С одной стороны, понятие Бога во многих философских системах (начиная с эпохи средневековья) является центральным, с другой – философия и религия по методам познания и аргументации – существенно разные типы мировоззрения. Философская рефлексия о Боге привела к возникновению оригинальных философских концепций: деизма, пантеизма, а также атеизма [9, c. 11].


 

СОЦИАЛЬНАЯСТРУКТУРАОБЩЕСТВА

 

На обыденном уровне познания общество предстает либо как группа людей, создающих организацию, основанную на общих для них интересах, либо как группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

Наиболее простое научное определение общества: общество — совокупность людей и их взаимоотношений. Общество представляет собой такие отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность.

Современная социальная философия рассматривает общество как целостный организм, единую систему различных частей и элементов, постоянно взаимодействующих и тесно связанных между собой. Представление об обществе как о системе возникло в процессе длительного развития философской мысли.

К системным характеристикам общества относятся: самодеятельность; самоорганизация; саморазвитие; самодостаточность.

Свойством самодостаточности обладает только общество в целом, ни одна из подсистем таковой не является. Общество никогда не стоит на месте, оно движется, изменяется в том или ином направлении [7, c. 155-156].

Общество структурировано сложно. Классификация его структуры может быть дана по многим основаниям – по экономическому, этнокультурному, языковому, возрастному и др. [1, c. 35]

Социальная структура общества представляет собой:

1) совокупность относительно устойчивых общностей людей;

2) исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности;

3) систему связей и взаимодействий между социальными группами.

В современной литературе понятие социальной структуры общества используется как в широком, так и в узком смысле слова: 

˗ в первом случае социальная структура общества понимается как система основных сфер общественной жизни ­ экономической, политической, духовной и др.;

˗ во втором случае социальная структура общества обозначает совокупность различных социальных групп, существующих в обществе, и отношений между ними (классы, страты, этносы и др.).

Основные компоненты социальной структуры общества:

˗ индивид, обладающий социально-­значимыми качествами, определяющими его личностную позицию;

˗ социальная общность, представляющая собой то или иное объединение людей (группа, класс, страта) на основании общих признаков (пол, возраст, собственность, образование, профессия и др.); 

˗ социальный институт как система форм организации и механизмов регулирования общественных отношений, соответствующих учреждений, а также совокупность норм, благодаря которым общество функционирует и развивается (государство, армия, суд, семья и др.). 

Социальная структура общества и ее разные классификации отражают социальную дифференциацию общественной системы. В зависимости от критерия, который применяется для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют следующие традиционные типы социальных структур общества: этническую, демографическую, поселенческую, социально классовую, стратификационную, профессионально-­образовательную и т. д.

 Этническая структура общества: основными элементами ее исторического развития выступают род, племя, народность и нация.

Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью само воспроизводства и проживает на той или иной территории.

Поселенческая структура общества означает пространс­твенную форму организации общества и представляет объединение людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, городские).

Социально­-классовая структура общества разрабатывается в марксистской философии и представляет собой совокупность классов, слоев и групп, которые различаются своим социально­-экономическим положением.

Стратификационная (от лат. stratum­ слой, пласт) структура общества учитывает недостатки классового подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общество ­ это многомерная система. В частности, в структуру общества включаются различные классы, слои, группы, т. е. социальные образования, которые находятся в прямой зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий. Страта ­ это группа людей, которые обладают одним и тем же социальным статусом, положением в общественной системе. 

Критериями стратификации выступают: форма собственности, имущественное положение, образование, профессия, властные отношения. Система таких критериев позволяет говорить об экономической, политической, профессиональной стратификации.

Профессионально­-образовательная структура в качестве критериев выделения различных социальных групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность [2, c. 147-148]. 

Одним из наиболее основательных произведений, созданных в последнее время на соответствующую тему, является монография М. Н. Руткевича. Автор, плодотворно работающий в области как философии, так и социологии, в основном верно трактует понятие «структура», связывая его с более широким понятием «система». Система - целостность, образуемая из элементов (частей) и обладающая определенной структурой (строением), которая является способом связи элементов в системе. Взаимодействие элементов системы, структурные связи между ними - источник системных качеств. Понятие системы распространено не только на материальные объекты, но и на абстрагируемые от них отношения в природе и обществе, и на творения человеческой мысли.

М. Н. Руткевич пишет, что понятие структуры «подчас употребляется в расширительном смысле, как бы «замещая» собой понятие системы, то есть под структурой попросту подразумевают ту или иную организацию».

М. Н. Руткевич прав и тогда, когда утверждает, что социальная структура каждого социума есть клубок сплетенных между собой различных структур, который состоит из этнических, возрастных, гендерных, классовых и других «нитей». Они пересекаются и переплетаются на разных уровнях. Например, молодежь «рассечена» по социально-экономическому положению (молодые рабочие, капиталисты, крестьяне, интеллигенты), по полу, по национальности, по различным стратификационным признакам (работающие - учащиеся - безработные, семейные - холостые и т. д.);рабочие «рассечены» частично по тем же, частично по другим (основные и сквозные профессии, уровни квалификации, оплаты, характер занятости и т. п.) признакам и т. д. Социальная структура предстает перед нами при этом как набор модулей, объективных в своей основе, но подвижных и поддающихся более или менее сознательным управленческим, исследовательским, политическим, идеологическим манипуляциям.

Однако, в представлении М. Н. Руткевича, клубок образуют три типа структур. «Первый из них можно назвать глобальным, он характеризует процесс исторического развития всего человечества на нашей планете... то есть социальную структуру всего общества на Земле, а не отдельного социума». Такая структура есть, и она должна учитываться социологией, но вряд ли целесообразно считать ее социальной.

Второй тип структуры - структура связи и взаимодействия различных областей, сторон общественной жизни. Фактически речь идет о делении общества на сферы (термин, употребляемый не всеми обществоведами), изучаемом социальной философией. Оно методологически и теоретически очень важно для социологии, но не относится к ее предмету. В центре внимания социологии - социальная сфера, которая не всеми признается, что влечет за собой нечеткое разграничение понятий «социальное» и «социальное в более узком смысле».

Наконец, третий тип социальных структур, которому Руткевич и посвящает свою книгу, - «структура связи и взаимодействия социальных групп, слоев и других общностей, из которых состоит каждый данный социум и, следовательно, общество вообще» [3, c. 49-51].


ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ПО Г. ГЕГЕЛЮ

 

Законы диалектики, сформулированные философом Г. Гегелем являются:

1) взаимопереход количественных и качественных изменений;

2) отрицание отрицания («снятие»);

3) единство и взаимодействие противоположностей.

Раскроем данные законы:

1) Основная суть закона перехода количественных изменений в качественные – показать закономерности развития какой-либо вещи или процесса. Структурными единицами категорий, объясняющих данный закон, являются следующие: свойство и качество, количество, мера, скачок.

Свойство – это то чем одни вещи отличаются от других. Вода жидкая, а лед твердый. Огонь жжет, а землю прохладна – все это отдельные свойства вещей, наблюдаемые в непосредственной деятельности человека.

Устойчивая совокупность свойств образует качество. Различные вещи и процессы обладают различными качествами, у них различные свойства. Гегель, указывая на непосредственно данный характер качества, писал, что качество – это «тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

В отличие от качества, количество, по словам Гегеля, «есть внешняя бытию, безразличная для него определенность. Так, например, дом останется тем, чем он есть, будь он больше или меньше, и красное останется красным, будь оно светлее или темнее».

Диалектическая концепция скачка утверждает, что между новым и старым качеством есть определенный разрыв непрерывной линии количественных изменений. Тем не менее, между новым и старым качеством есть и единство. Изменяющийся предмет не превращается во что угодно, он превращается, по словам Гегеля, в «свое другое» [4, c. 36-38].

2) Диалектический закон отрицание отрицания или «снятие» является одним из основных понятий и в диалектике Гегеля, и во всей марксистской философии. Используя это диалектическое понятие, удаётся в рамках принятого трафарета мысли объяснить качественное изменение системы с одновременным сохранением прежнего её состава и/или формы. Благодаря «снятию» во вновь образованной системе удаётся не только сохранить всё лучшее из «старого», но и обеспечить прогресс.

Для построения такой эффективной методологии Гегель использует омонимы, которые «делают» понятия противоречивыми. И уже далее о любом изменении можно сказать, что оно произошло путём снятия. Используя диалектику в качестве методологии, Гегель создаёт учение, которое не может быть опровергнуто. Это учение способно всё объяснить и всё предсказать. В этой связи и закон отрицание отрицания является «беспроигрышным». Ведь дух в своём движении не может выйти за пределы себя, т. к. он един и тотален, а потому он может в движении лишь менять имеющиеся в наличии свои же формы и своё содержание, которые в духе тождественны друг другу, как едины и тождественны в «снятии» сохранение и отмена. Так, путём снятия, и происходит отрицание отрицания [5, c. 100-102].

3) Закона единства и борьбы противоположностей указывает на то, что в сущности вещей, в основе их самодвижения и развития лежат противоречия, а сами противоречия взаимодействуют, между ними происходит «борьба». Гегель настойчиво утверждает, что «все вещи сами по себе противоречивы, причем в том смысле, что это положение сравнительно с прочими скорее выражает истину и сущность вещей…один из предрассудков прежней логики и обыденного представления – это мнение, будто противоречие не такое существенное и имманентное определение, как тождество; но если уж речь идет об иерархии и оба определения надо сохранить как раздельные, то противоречие следовало бы признать более глубоким и более существенным…противоречие…есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно».

Структура закона единства и борьбы противоположностей образуется категориями, представляющими собою ступени развития противоречия. Это категории диалектического тождества, различия, противоположности, категория единство противоположностей и категория борьба противоположностей, разрешение противоречия [4, c. 36-38].

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Человек живет в окружающем мире и является частью этого мира. Главной характеристикой человека, отличающей его от животных, служит его деятельностно-преобразовательное отношение к миру. Животное характеризуется лишь приспособительным отношением к природе. Чтобы успешно действовать, человек должен чувствовать, представлять, понимать мир и ориентироваться в нём. Последнее же возможно благодаря мировоззрению.

Мировоззрение, включая знания о мире и оценку его явлений, позволяет человеку решать вопросы о смысле жизни, счастье и способах его достижения.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

По мере накопления частно-научных знаний и выработки специальных приёмов исследования началась дифференциация нерасчлененной формы знания, ранее называемой философией.

Самой важной функцией философии является то, что она влечёт мысль к высшим проблемам.

Характерная особенность философии – биполярность, рассмотрение всех вопросов через призму отношения «человек – мир». Нередко философию определяют как общее теоретическое мировоззрение, обосновываемое посредством наиболее общих категорий. С учётом того, что у человека не несколько, а одно (единое) мировоззрение, включающее научные, нравственные, религиозные и иные компоненты, философию более точно квалифицировать как наиболее существенную часть мировоззрения – его теоретическую основу, или, точнее, ядро.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абачиев С. К. Социальная философия: учебное пособие/ С. К. Абачиев. – Ростов: Издательство «Феникс», 2015. – 640 с.

2. Барковская А. В. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы/ А. В. Барковская, Е. В. Хомич. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 176 с.

3. Беленький В. Х. Социальная структура общества: социально- философские и социологические проблемы//Философия и общество. – 2015. - №5 – 49-63 с.

4. Беляев Г. Г. Философия: учебное пособие/ Г. Г. Беляев, Н. П. Котляр.- Москва: Альтаир: МГАВТ, 2012. – 234 с.

5. Жилин В. И. Диалектический закон отрицания отрицания: «Снятие» по Гегелю//Гуманитарный вектор. – 2017. – 100-105 с.

6. Самыгин С. И. Философия: для студентов вузов/С. И. Самыгин, А. М. Кумыков, Д. В. Филюшкина, Е. А. Черных. – Ростов: Издательство «Феникс», 2014. – 160 с.

7. Философия: краткий курс. – Москва: Издательство «Рипол- Классик», 2016. – 159 с.

8. Царегородцев Г. И. Философия: учебник/Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров, Н. И. Губанов. – М.: Издательство «СГУ», 2014. – 452 с.

9. Чуешов В. И. Философия: курс лекция/ В. И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 272 с.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1094; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!