Б. общественно-экономической формации;

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЗАДАНИЕ 1. .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   3

ЗАДАНИЕ 2. .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   7

ЗАДАНИЕ 3. .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   15

ЗАДАНИЕ 4. .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   17

ЗАДАНИЕ 5. .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. .   .   .   .   .   .   .   .   22

 

ЗАДАНИЕ 1

 

Осветите проблему: Понятие общества. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

 

Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как форму совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом (семья, народ). Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.

Уже в XIX в. наряду с философией сформировалась наука социология, которая предназначалась для того, чтобы исследовать различные общества и общество в целом как предмет. Ее основоположник О. Конт мыслил социологию «социальной физикой», способной стать новой религией человечества. В том же столетии общество называли по-разному: и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Гораздо больше определений было сформулировано в XX в.

Также следует отличать понятие «общество» от понятий «народ», «нация» и «государство». Народ – это форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация – это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство – это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, является продуктом исторического развития цивилизации. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и определяют понимание друг друга.

Современной социологией приводится более десяти способов объяснения специфики социальной структуры различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия сосредоточивает такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII–XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).

Дабы понять феномен общества, необходимо понять противоречия человека в обществе и установить закономерность, объединяющую людей в социум. Выделяют три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый намечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, животного мира, космоса [2, с.190].

Второй подход – идеалистический. Здесь суть объединения людей рассматривается с позиции верований, мифов.

Следующий подход имеет прямую связь с анализом человеческих отношений, которые возникают в различных природных условиях, верованиях и имеют определяющий характер.

Сфера жизни общества – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

-   определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

-   социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

-   сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

-   социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

-   экономическую (производительные силы, производственные отношения)

-   политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

-   духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Каждая сфера представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов.

Институты общества:

-   семья;

-   производство;

-   государство;

-   образование;

-   религия.

Социальный институт – это:

-   объединение людей для удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности;

-   чёткое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий;

-   следование образцам, стандартам поведения, основанным на определённых нормах и ценностях;

-   наличие правовой основы этих способов деятельности и социального контроля за ними.

Определённые явления в обществе влекут за собой как следствие другие явления (причинные связи); отдельные элементы выполняют определённую роль в функционировании всего общества (функциональные связи).

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером [2, с.193].

 

ЗАДАНИЕ 2

Кратко ответьте на вопросы:

 

а) В чем суть концепции гражданского общества и правового государства?

 

Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) – это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

Три начала формируют гражданское общество – человек, коллектив и власть. В идее гражданского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.

Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Гражданское общество – это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества.

Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.

В России в конце XIX – начале XX в. проблемами правового государства занимались крупные правоведы, философы и политические деятели – Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. Но после революции сформировавшаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг. прошлого века проблема правового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур [5, с.244].


Признаки правового государства

1. Господство (верховенство) права. Это означает, что закон должен быть выражением права как узаконенной справедливости. Не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, который отвечает жизненным потребностям человека и гражданского общества в целом. Таким правовым законам обязаны подчиняться и индивиды, и организации, и все должностные лица в государстве. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и для граждан.

2. Реальность прав и свобод личности. В правовом государстве необходимым является не только конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, но и реальная возможность реализации их на практике. Для этого в государстве должна существовать действенная система гарантий прав и свобод личности. Важна в этом смысле связанность государства и гражданина взаимными правами, обязанностями и ответственностью.

3. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Этот принцип был впервые сформулирован в классическом труде Ш. Монтескье «О духе законов». Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Причем принцип разделения властей вовсе не предполагает их обособления. На практике такое разделение эффективно, если сопровождается системой «сдержек и противовесов», то есть сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, – вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно для достижения целей, поставленных перед государством [5, с.246].

 

 


б) Каковы перспективы современного государства?

 

В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Первая состоит в усилении роли государства в обществе, росте государственного аппарата и его материализованных структур. Вторая деэтатистская, противоположна первой и связана с ограничением власти, уходом ее от государства к другим политическим и неполитическим структурам.

Обе эти тенденции порождаются действием ряда причин. Одна из них объясняется необходимостью государственного регулирования информационной и других новых сфер общества, разработкой соответствующего законодательства, борьбой с новыми видами преступлений (например, компьютерными), формированием связанных с этим государственных органов.

Усиление роли государства в экономической жизни развитых стран вызвано также тем, что возможности рыночного механизма регулирования экономики стали ограниченными. Государственный капитал начал активнее привлекаться для заполнения экономических ниш с неблагоприятными условиями воспроизводства, в том числе и развития передовых, наукоемких отраслей, не дающих быстрой отдачи, требующих значительных первоначальных затрат и вследствие этого непривлекательных для частного бизнеса. Государственные предприятия, защищенные бюджетными и налоговыми льготами, ориентированы на достижение макроэкономической эффективности.

Иные причины породили усиление влияния государства в экономике развивающихся стран. Обычно они связаны со слабостью национальных экономик, недостаточным накоплением частного национального капитала и его недостаточной защищенностью перед мощными транснациональными корпорациями, а также неподготовленностью архаичной структуры хозяйства к принятию новых, прогрессивных технологий. По данным причинам в государственном секторе африканских стран занято 50-55% самодеятельного населения.

Наряду с экономической ролью государства существенно усилилась и его социальная роль. Это связано с необходимостью регулирования социальных последствий циклических перепадов производства, особенно в целях снижения безработицы, проведения активной региональной политики, ориентированной на сглаживание противоречий и диспропорций между отдельными регионами страны. Усилившаяся потребность в регулировании социальной жизни, обеспечении социальной стабильности, преодолении социальных конфликтов, предоставлении социальной помощи повысили требования к социальной роли государства.

Результатом такой политики, проводимой почти в течение четырех десятилетий (с 1940-х до 1970-х гг.), стало вторжение государства не только в кредитно-денежную сферу и перераспределение национального дохода, но и в производство товаров и услуг. Так, почти в полной собственности государства находятся почта (практически во всех развитых странах), железные дороги (почти везде, за исключением США), воздушный транспорт, газовая промышленность, электроэнергетика.

Разрастание государства порождается также и расширением международных взаимосвязей, формированием глобальной политической системы и соответствующим развитием дипломатической, идеологической, внешнеэкономической, разведывательной и других служб государства.

«Умощнение» государства продиктовано также объективным усложнением политики и процедур принятия политических решений. Вследствие этого возрастает роль вспомогательного аппарата – технического и информационного, усиливается значение политических коммуникаций. Тенденции в развитии государства, связанные с перераспределением власти среди различных государственных органов, являются более или менее универсальными. Происходит усиление позиций исполнительной власти при снижении значимости власти законодательной. Все больше и чаще функции парламента подменяются правительством, все реже правительственные мероприятия и предложения подвергаются критике или отклоняются. Центры принятия решений в правительстве все больше смещаются к его главе, а в парламенте – к специализированным парламентским комиссиям и министерским экспертам, представляющим ведомственные интересы. Возрастает дистанция между сменяемыми после каждой избирательной кампании министрами и служащими министерского аппарата, между элитой законодательных органов и рядовыми парламентариями.

Вместе с постоянно действующими могут существовать и временные обстоятельства, вызывающие усиление этатистской тенденции: агрессивный, тоталитарный характер внутренней и внешней политики; расширение военизированного сектора, структур насилия.

Возрастающие роли государства ограничиваются рядом социальных факторов. В обществах с развитыми политическими системами и рациональным типом политической культуры власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой политической самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией [3, с.275].

Рост экономической роли государства также имеет свои пределы. Обнаружилась слабая восприимчивость государственных предприятий к инновациям, бюрократизация управленческой структуры и механизма принятия управленческих решений. Штаты управленцев в государственных структурах вдвое-втрое превышают штаты аналогичных частных корпораций. Принимаемые в них решения проходят громоздкую процедуру согласования вплоть до самых высших этажей власти.

Острой проблемой является некомпетентность кадров управляющих, подбираемых по протекции, под влиянием взаимных обязательств, кумовства, родственных и дружественных связей, исходя из личной преданности высшим администраторам.

Победа партии на выборах вызывает смену государственных чиновников при очередной смене кабинета, что нарушает преемственность в управлении.

Все эти обстоятельства существенно снижают эффективность государственного сектора экономики.

 

 

в) В чем суть теории социального контракта?

 

Теория социального контракта – социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права, как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

Теория общественного договора сформировала главный принцип в важной исторической идее, что легитимный государственный орган должен быть получен из согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий – эвристическое исследование условий человеческого существования, отсутствующих в любом организованном общественном строе, которые обычно называют «естественным состоянием». В этих условиях действия человека связаны только с его личной властью, ограниченной совестью и без противодействия. Из этого общепринятого исходного положения различные сторонники теории общественного договора по-разному пытаются объяснить, почему в разумном личном интересе человека добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в естественном состоянии, чтобы получить преимущества политического порядка.

Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями, такими как Джон Роулз.

Согласно Томасу Гоббсу, человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без политической власти. Без неё мы жили бы в естественном состоянии, где у каждого есть неограниченные естественные свободы, включая «право на все» и, соответственно, свободу вредить всем, кто угрожает нашей собственной жизни; была бы бесконечная «война всех против всех» (Bellum omnium contra omnes). Чтобы избежать этого, свободные люди устанавливают политическое общество, то есть гражданское общество через общественный договор, в котором каждый получает выгоду от гражданских прав взамен подчинению гражданскому кодексу или политической власти.

Общественный договор и полученные при этом гражданские права не являются естественными правами, не фиксируются навсегда. Скорее сам договор это способ достижения результата — пользы для всех — и (согласно некоторым философам, таким как Локк или Руссо) который будет законным до той ступени, пока находит общий интерес («общее желание» у Руссо). Поэтому, когда в договоре обнаруживаются недостатки, он повторно обсуждается для изменения положений, используя такие средства, как выборы или законодательный орган. Локк доказал, что существует право на восстание в случае договора, приводящего к диктатуре [1, с.237].


ЗАДАНИЕ 3

 

Дайте определения понятий:

Государство – организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом.

Общество –  совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Республика – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.), может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной.

Легитимная власть – согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.

Социализация – процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, а в случае, если субъект является органом власти, то выполняет свои обязанности, функции, определяемые Конституцией, Законами или другими нормативными правовыми документами.

Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному.

Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.

Индустриальное общество – характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

Постиндустриальное общество – общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.

Общественно-экономическая формация – стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

 

ЗАДАНИЕ 4

 

Напишите эссе: Согласны ли Вы с Аристотелем, что человек по своей природе есть существо общественное?

 

Я согласен с высказыванием древнегреческого философа Аристотеля, в котором он утверждает, что человек по своей природе -существо общественное.

 Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща, только в обществе люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Т.е. без общества человек не человек, а  животное,в которм преобладают только инстинкты т.е. биологические начало .

Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения — самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.

Только социальная природа отличает человека от животного, а социальную природу человек может получить только находясь в обществе и являясь ячейкой этого общества

Социальное и биологическое слиты в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук — все это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребенок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе.

Итак, человек — это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

 


ЗАДАНИЕ 5

 

Выполните тесты:

1. Согласно К.Марксу общественно-экономическая формация есть:

а. конкретное общество на определенном этапе исторического развития;

б. тип общества на конкретно-историческом этапе развития;

в.  совокупность элементов сферы материального производства (экономика);

г. вся совокупность явлений культуры конкретного общества.

 

2. В классическом понимании базис и надстройка являются структурными компонентами:

а. общества;

б. общественно-экономической формации;

в. способа материального производства;

г. политической организации общества.

 

3. Назовите американского  мыслителя, автора концепции стадий экономического роста:

а. У. Ростоу;

б. П. Фейерабенд;

в. Д. Сантаяна;

г. У. Джеймс.

 

4. Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга – относится к понятию:

а.  история;

б. коллективизм;

в. общество;

г.  труд.

 

5. С точки зрения философии:

а. природа и общество не связаны друг с другом, а образуют самостоятельные системы;

б. общество есть часть природы, развивающаяся по её законам;

в. общество неразрывно связано с природой, но развивается по специфическим, присущим ему, законам;

г.  общество диктует природе собственные законы развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс «наук о духе»: истории, социологии, этнографии, культурологии и т.д. Общество выступает также особым предметом философской рефлексии. В отличие от частно-научных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте изучения общества, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д. Философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, эпохой и культурой обусловленное представление об обществе и месте человека в нем. Мировоззренческая природа философского знания в вопросах об обществе и человеке становится наиболее очевидной.

Философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. По утверждению французского философа Э. Калло, философия одновременно интерпретирует исторические данные и синтезирует их, философы анализируют историю, показывая, что все ее события подчинены законам и целям. Другой философ, Арнольд Тойнби, считает, что философия истории – это изучение универсального исторического бытия через внутренний субъективный опыт человека.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона. По мнению философа, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо; достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей; воинов, или стражей; ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Балашов, Л.Е. Философия: Учебник / Л.Е. Балашов. – 2-я редакция, с изм. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 489 с.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2009. – 512 с.

3. Дулуман, Е.К. Курс лекций по средневековой философии / Проф. Дулуман Е.К. – М.: Гардарики, 2010. – 452 с.

4. История философии в кратком изложении / И.И. Богута. – М.: Мысль, 2010. – 410 с.

5. Чанышев, А.Н. Курс лекций по философии / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 2012. – 447 с.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!