Отличия сев Возрождения от позднесредневековой культуры.



Главное – в концепции чел природы. Средневековое представление о ней дуалистично: человеческая природа расколота на душу и тело. Эти части неравноценны: душа бессмертна, а тело – бренно. Но гуманисты Сев Европы отрицали этот дуализм, поскольку полагали, что богатства чел природы обеспечиваются в равной мере кач-вами души и тела. Главой сев гуманистов был Эразм Роттердамский (1469-1536гг.) – автор «Похвалы Глупости».

Жанровое и композиционное своеобразие «Похвалы Глупости»

Жанровая природа двойственна, а ее композиция, формально подчиненная делению на главы, по сути двухчастна. То и другое обусловлено тем, что фигура Глупости у Эразма сочетает в себе 2 ипостаси – парадоксального философа и олицетворения соответствующего порока. В кач-ве парадоксального философа Глупость выступает глашатаем нелицеприятных истин о пользе неразумия и вреде мудрости; в кач-веолицетворения порока – является объектом осмеяния. Поэтому 1ая часть ближе к античному жанру диатрибы; вторая же восходит к традиции средневековой нравоучительной сатиры, в частности, - к «Кораблю дураков» Бранта.

Проблематика. Сатира в «Похвале»

Строится как показ всевозможных видов неразумия, демонстрирующая власть этого порока над человечеством: глупость народов, глупость сословий, глупость полов и т.д.

Глупость доказывает парадоксальный тезис: человек может жить и быть при этом счастливым только благодаря своему неразумию, тогда как мудрость - его злейший враг. И в этом Эразм согласен со своим персонажем: мудрецы стремятся к истине о человеке, но она настолько безрадостна, что искатели истины не выдерживают этого знания. Чтобы избежать печальной участи мудрецов, человеку достаточно довериться своей природе, т.е. впасть в иллюзию самообольщения, порождаемой Глупостью. Самовлюбленность (Филавтия), будучи спутницей Глупости, привязывает человека к жизни и этим спасает от опасных подозрений.

Философская ирония Эразма в "Похвале" положила начало важной традиции в лит-ре Северного Возрождения: в творчестве таких корифеев, как Рабле, Сервантес и др. именно смех сделался носителем и выразителем самого проблемного и неоднозначного знания о человеке.

 

 

25. Эпоха Возрождения в Испании. Драматургия Лопе де Вега.

Условно Возрождение в Испании можно разделить на три периода: ранее Возрождение (до сер. 16 в.), высокое Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (до к. 17 в.).

В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет.

В 1473–1474 в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в кот господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского.

На начало 16 в. - расцвет рыцарского романа. Образцами для авторов послужили рыцарские романы Англии и Франции, развившиеся на несколько столетий раньше. Романы этого жанра переводились на испанский язык еще в 15 в. Первый и самый знаменитый испанский рыцарский роман – АмадисГальский опубликован в 1508.

В середине 16 в. формируется один из основных жанров испанской лит-ры Возрождения – плутовской роман (роман о похождениях плутов и пройдох), появление которого связано с распадом старых патриархальных связей, разложением сословных отношений, развитием торговли и сопутствующих ей плутовства и обмана.

В тот же период складывается испанская национальная драма, которая основывалась на церковных традициях и одновременно жанре народных представлений.

Во второй половине 16 в. до 30-х 17 в. преобладаетлирическая и эпическая поэзия. Также популярностью пользовались пасторальные романы, зарождались реалистические роман и драма.

В заключительный этап Возрождения (барокко) преобладала тенденция происходящее в стране интерпретировать как следствие злого начала в человеке, идея, созвучная христианскому учению о греховности. Выход виделся в обращение к разуму, помогающему человеку найти дорогу к Богу.

Лопе де Вега стал известен, в основном, благодаря своим драматическим произведениям, но внимания достойны и его поэмы, элегии и оды. Де Вега стремился изобразить все важные особенности современной ему жизни в непринужденной манере. Так, например, описывая исторические события, он не стремился детализировать конкретные факты, а увековечивал славу своей родины и ее народа.

Тема испано-христианской монархии была излюбленной для Лопе де Вега. Произведения, в которых он изображает жителей Кастилии, полны как простых бытовых сцен, так и борьбы с мусульманами. Самыми яркими экземплярами являются «Король, брошенный в пропасть» и «Невинная кровь», в кот речь идет о королях, которые понесли кару за свои неправедные деяния. В своем творчестве автор затрагивает самые различные темы. Книги Лопе де Вега полны приключений, колорита и различных драматических положений. Так, в драме «Звезда Севильи» действующие лица вынуждены пройти множество испытаний, а автор только делает их жизнь более трагической.

Менее известными являются духовные и философские драмы(«Собака на сене»).

Лопе де Вега значительно повлиял не только на испанскую драматургию, но и на развитие всей мировой лит-ры. Он сумел объединить в своем творчестве множество мотивов, создать неподражаемые образы и показать современную ему жизнь без прикрас.

 

 

26. «Вечный образ» Дон Хуана в комедии Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость».

Вечный образ – лит-ный и мифический персонаж, имеющий всечеловеческое значение и нашедший многочисленное воплощение в лит-ре разных стран и эпох. Более ста вариантов образа Дон Жуана знает мировое искусство. Крупнейшие мастера, гениальные поэты, композиторы, художники участвовали в создании блестящей галереи портретов пылкого, беспечного испанца, покорителя и соблазнителя женских сердец.
У них разные лица, но одно имя - знаменитое, ставшее нарицательным имя Дон Жуана. Среди них откровенный циник, обманщик, злодей-насильник Дон Хуан Тирсо де Молина, прототип всех будущих Дон Жуанов, Среди них женственно прекрасный, детски простодушный, пылкий герой поэмы Байрона «Дон Жуан», всегда влюбленный в красоту, всегда готовый откликнуться на любовь женщины; беспечный гуляка, прожигатель жизни, дерзостно сильный и красноречивый.
Драматург писал комедию торопливо, чтобы вывести свою труппу из состояния временного бездействия. Он увлекался заманчивой перспективой создать широкую картину столь знакомого ему х-ра. Мольер первый дал образу широкое реалистическое обобщение и некое философское осмысление. Недостаточно видеть в комедии Мольера только сатиру на распутство или только сатиру на дворянство. Значение ее гораздо шире.
В комедии два героя - Дон Жуан и его слуга Сганарель. Сганарель отнюдь не только слуга-наперсник, ловкий пройдоха, плут, преданный интересам хозяина, как повелось представлять слугу в комедийном театре со времен Плавта. Сганарель - слуга-философ, носитель народной мудрости, здравого смысла, трезвого отношения к вещам. Его философские дебаты с хозяином полны значения при всей их комедийности.
Образ Дон Жуана противоречив. Дон Жуан сочетает в себе и хорошие, и дурные кач-ва. Для драматургии Мольера это столь несвойственно, что поставило в тупик многих толкователей его творческих замыслов. Более того, образ Дон Жуана не статичен, он дан в развитии, и это также выводит его за рамки классицистического театра. У него самое «непоседливое» на свете сердце; он ветрен, женолюбив, все женщины мира кажутся ему красавицами, каждой он хочет обладать. Но… «Я каждой выдаю почет и поклонение, к кот нас обязывает природа… будь у меня десять тысяч сердец, я бы отдал их все», - рассуждает Дон Жуан.
Дон Жуан зажег во многих женщинах (донья Эльвира, крестьянка Шарлотта) пламенную любовь. Им он клялся в вечной верности. Лгал ли он? Нет. Когда Дон Жуан говорил о любви, он действительно любил, говорил вполне искренне и сам верил каждому своему слову. Его можно обвинить в ветреном самообольщении, в жестокой беспечности к судьбе другого человека, но отнюдь не в преднамеренном обмане. Прошли первые восторги, и Дон Жуану уже скучно, его влекут другие цветы, а их так много на белом свете!
Дон Жуан храбр. Храбрость была всегда благородна. Заслышав в лесу крики, он спешит на помощь пострадавшим, рискуя жизнью ради незнакомого ему человека, подвергшегося нападению разбойников.
В первых четырех актах комедии Дон Жуан смел и дерзок, и, что особенно важно, он откровенен. Но с ним произошло необыкновенное, он вдруг переродился: «Я отрекся от всех своих заблуждений: я уже не тот, что был вчера вечером, и небо внезапно произвело во мне перемену, которая удивит весь мир: оно озарило мою душу, мои глаза прозрели, и я с ужасом взираю теперь на долгое ослепление, в кот находился; и на преступное беспутство жизни, которую вел».
Отец в слезах приветствует раскаявшегося блудного сына, в восторге и Сганарель. Но перерождение Дон Жуана иного свойства: он решил зло посмеяться над людьми, надеть маску Тартюфа и в ней снискать себе их благоволение. «Лицемерие - модный порок», - заявляет он.
И Дон Жуан стал святошей - он стал неуязвим. И теперь он поистине мерзок. Честнейший Сганарель смущен преображением хозяина. Теперь Дон Жуан стал действительно отрицательным лицом и может и должен быть наказан. Появляется традиционная фигура Каменного гостя. Гром и молния обрушиваются на Дон Жуана, разверзается земля и поглощает великого грешника. Но не священным трепетом объяты зрители, устрашенные карой небесной: они смеются весело и беззаботно.

 

27. Жизнь и творчество Сервантеса. Замысел и воплощение «Дон Кихота».

Родился примерно 29 сен 1547 в семье обедневших дворян, в городе Алькала-де-Энарес. Когда Мигель подрос, родители были близки к разорению, поэтому он поступил на службу к Джулио Аквавива-и-Арагону, послу Папы Римского, работал у него ключником. Вместе они в 1569 г. уехали из Мадрида в Рим. При Аквавиве Сервантес находился примерно год, а во второй половине 1570 г. он становится военнослужащим испанской армии. Этот период биографии занял у него 5 лет и оказал значительное влияние на дальнейшую жизнь, поскольку Сервантес имел возможность близко познакомиться с Италией, ее культурой, общественными порядками. В 1575 г. Мигель и его брат Родриго, также военнослужащий, были захвачены пиратами на корабле, направлявшемся из Неаполя в Испанию. Они были проданы в рабство и оказались в Алжире. Лишь через 5 лет он обрёл свободу. Здесь началась творческая деятельность Сервантеса. В 1605 г. вышла 1ая часть «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который, будучи пародией на рыцарские романы, стал настоящей энциклопедией жизни Испании 17 в. Но мировая известность пришла к Сервантесу далеко не сразу. 2ая часть романа была написана только через 10 лет, и в этом промежутке публикуется целый ряд произведений, укрепляющих его писательскую славу: второе по значимости сочинение — «Назидательные новеллы» (1613), сборник «8 комедий и 8 интермедий». 23 апреля 1616 г., находясь в Мадриде писатель скончался от водянки.

Замысел романа М.Сервантеса "Дон-Кихот" несколько раз менялся в ходе создания этого произведения. Первоначально этот роман был задуман как пародия на рыцарские романы. По мнению Сервантеса, их авторы отступали от аристотелевского принципа "подражания Природе" и, тем самым, - от целей и задач подлинного искусства. Сервантес хотел показать нелепость рыцарской бутафории, столкнув мир рыцарских романов с действительностью. Для этого ему был нужен посредник - "персонаж-марионетка", поверивший в истинность рыцарских историй и пытающийся жить по их законам в повседневной реальности. Но почти сразу Сервантес отступил от этого замысла: он решил мотивировать рыцарское безумие своего героя его биографией. Возник характер: человек с живым воображением, тяготящийся повседневной рутиной и бегущий от нее "на свободу" - к рыцарским приключениям. Так был мотивирован первый выезд Дон-Кихота, занимающий пять начальных глав романа. Но тут возникло противоречие: у героя с "объемным" характером осталась прежняя однозначно-пародийная функция в сюжете, что грозило клишированием, обеднением образа.

Сервантес увидел эту опасность и "вернул" Дон-Кихота обратно, чтобы отправить его во второй выезд - уже с иной мотивацией, соответствующей усложнившемуся образу протагониста. В разговоре с пастухами Дон-Кихот говорит, что принадлежит к Ордену странствующих рыцарей, призванному восстановить на земле ушедший Золотой век. Это значит - переделать мир, вернув в него справедливость и гармонию. Эта цель ставит действия Дон-Кихота в совершенно иной контекст, поскольку идея Золотого века - есть не что иное как утопия мировой гармонии, в которую верили люди Ренессанса, а тот, кто восстанавливает ее - титан, способный изменить ход истории в одиночку, и это - еще одна любимая идея Возрождения - мечта о сверхчеловеке, для воли и энергии которого нет никаких преград.

Такое изменение мотивации стало возможным, потому что Сервантес "позволил" своему герою иметь самостоятельную - и в логике Дон-Кихота вполне обоснованную - точку зрения на те особенности рыцарских романов, которые сам Сервантес считал литературными пороками. Дон-Кихот же полагал доказательствами подлинности самих рыцарских романов. Эта вторая точка зрения имела следствием то, что все самые экстравагантные поступки Дон-Кихота могут быть оценены, во-первых, "со стороны", в логике пародии - и тогда они заведомо смешны, но могут быть оценены и в логике самого Дон-Кихота - и тогда они подлинно героичны; но их можно оценить и с учетом обеих этих позиций - и тогда они опасны, поскольку Дон-Кихот в своем рыцарском фанатизме совершенно не считается с желаниями тех, кого собирается спасать и защищать.

Таким образом, персонаж, задуманный как сугубо "служебный", превратился в сложнейший образ "последнего рыцаря", одновременно нелепого до абсурда, благородного до святости и безумного до маниакальности.

 

28. Система персонажей романа Сервантеса «Дон Кихот». Дон Кихот и СанчоПанса.

Дон Кихот хочет возродить рыцарство в век, когда оно давно уже ушло в прошлое, когда наступили новые времена. Навстречу рыцарю попадаются не замки и принцессы, а трактиры и купцы, разбогатевшие крестьяне и представители власти, наблюдающие за порядком. Дон Кихот — комическая фигура. Он один не понимает того, что рыцарство отжило свой век. Он хочет восстанавливать справедливость, наказывать обидчиков, защищать сирот и вдов. На самом деле он только производит беспорядок, калечит людей, причиняет им зло и страдания. Но этим не исчерпывается содержание образа Дон Кихота. Уже в первой части романа в нем обнаруживаются некоторые др черты. Объективно Дон Кихот творит злые дела. Но его субъективные намерения благородны, гуманны и справедливы. Он защищает бедных и обиженных.

Дон Кихот выступает как подлинный гуманист. Он высказывает мысль о том, что человек должен быть развит и физически, и умственно. По его мнению, лучшим воплощением гуманистического идеала служит рыцарь.Он вспоминает «золотой век», когда золото не играло никакой роли в их жизни. Он считает, что порочный человек благородного происхождения хуже, чем добродетельный человек самого простого звания и низкого происхождения.

Идеи Дон Кихота — прогрессивные идеи, кот порождены эпохой Возрождения, великой эпохой борьбы против феодализма. Однако носителем этих прогрессивных идей Сервантес делает рыцаря, представителя старого отжившего общества.

Сервантес воплотил их в образе Дон Кихота, человека враждебного буржуазному обществу. Плутоватые трактирщики, купцы — все эти представители денежного общества - смеются и издеваются над стремлением Дон Кихота защищать бедных и слабых, над его благородством и великодушием, над его рыцарскими доблестями.

В образе Дон Кихота показан не только сумасбродный рыцарь, в нем представлены восторженность, прекраснодушные мечты о счастье людей, не опирающиеся на действительность.

Образ СанчоПансы тоже претерпевает в романе известную эволюцию.

В начале романа Санчо был человек добропорядочный, однако ж мозги у него были сильно набекрень. Санчо наивен и придурковат, он единственный, кто верит бредням Дон Кихота. В нем сказалась ограниченность деревенской жизни. Он не лишен некоторого плутовства. Иногда он высказывает прямо корыстные мысли.

СанчоПанса отчасти понимает, что его хозяин сумасшедший. Он довольно ловко использует доверчивость Дон Кихота. На все приключения он долгое время смотрит с точки зрения собственной выгоды. Однако по мере развития романа происходит эволюция и СанчоПансы. Во второй части романа он вырастает в фигуру, полную глубокого благородства.

Санчо все время говорит о жалованьи, постоянно разглагольствует о том, сколько ему полагается получить. Но по сути он человек бескорыстный. Все эти разговоры кончаются тем, что он примиряется с Дон Кихотом и без всяких условий следует за ним.

В СанчоПансе заложены своеобразные достоинства — в нем есть здоровое народное начало. Он — носитель народной мудрости. Под влиянием Дон Кихота СанчоПанса нравственно развивается, духовно растет. Эта духовная и нравственная стойкость героя выражается прежде всего в том, что он не оставляет своего господина, бескорыстно повсюду следует за ним.

 

29. Мировое значение «Дон Кихота» Сервантеса. ДК как «вечный образ» мировой лит-ры.

Роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все "серьезные" лит-ные произведения автора. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане. Пусть Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник СанчоПанса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара.
Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории лит-ры, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из "Идиота" — Достоевский. Герой романа Замятина "Мы", у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех.

 Слово "донкихотство" часто употребляется в значении "бессмысленная борьба с придуманными врагами", "деятельность благородная, но обреченная на неудачу".
Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о чел судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в кот каждый новый век видит себя.

 

 

30. «Шекспировский вопрос»: сущность и основные точки зрения и их аргументация.

Вопрос об авторстве произведений Шекспира впервые возник в 1785 г., когда Джеймс Уилмот сделал предположение, о том, что Фрэнсис Бэкон является автором этих произведений. Эти выводы он сделал когда посетил Стратфорд, чтобы собрать сведения о жизни Шекспира. Нашлось лишь несколько юридических документов с шестью подписями Шекспира, оставленными едва ли привычной к перу рукой, и ни одного документа подтверждающего его литературную деятельность. Свои выводы Джеймс Уилмот не опубликовал.

В 1828-1832 гг. была напечатана «Кабинетная энциклопедия» Дионисия Ларднера, в кот утверждалось, что пьесы Шекспира «изобилуют грубейшими непристойностями - более грубыми, нежели у любого из современных драматургов». В 1848 г., видимо под влиянием «Кабинетной энциклопедии», полковник Джозеф Харт в своем «Романе о прогулке на яхте» предположил, что Шекспир «покупал или добывал тайком» пьесы других авторов, которые впоследствии «приправлял непристойностями, сквернословием и грязью».

В 1856 г. журналистка Делия Бэкон в своей статье выдвигает предположение о том, что пьесы Шекспира были плодом коллектива авторов (УолтерРэли, Эдмунд Спенсер и др.), во главе которого был Фрэнсис Бэкон. Для доказательства своей версии она отправилась в Англию, где провела несколько лет, изучая материалы эпохи Шекспира. В Стратфорде в церкви Святой Троицы, она попыталась вскрыть могилу Шекспира, ожидая найти в ней архив рукописей, однако ее задержали местные сторожа. Делия Бэкон первой обратила внимание на расхождения в написании подписей Шекспира, из чего вытекало, что он точно не знал, из каких букв состоят его имя и фамилия.

Так начинается образовываться т.н. «антистратфордианское» или «нестратфордианское» движение, отвергающее авторство Уильяма Шекспира из Стратфорда. Круг кандидатов на авторство произведений Шекспира становился все больше и больше - граф Дерби, граф Эссекс, королева Елизавета, Кристофер Марло, граф Оксфорд. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство.

 

31. Женские образы в трагедиях Шекспира.

Для героинь Шекспира характерна решимость, готовность бороться за своё счастье. Леди Макбет очень красива, пленительно женственна, завораживающе притягательна. Не знает ни сомнений, ни колебаний, не ведает сострадания. Она не способна разумом постичь, что совершенные ею (по ее наущению) преступления — грех. Раскаяние ей чуждо. Понимает она это, лишь утрачивая разум.

 Офелия белокурая красивая девушка. Особое очарование было в ее речах и чудесное сияние в улыбке. Воплощение грации. Ее безумие порождало призраков. Образ Офелии – один из ярчайших примеров драматургического мастерства. Покорность отцу остаётся главной чертой её хар-ра. Любовь Офелии - её беда. У неё отсутствует воля и самостоятельность. Она поддалась на уловку отца и не стала бороться за счастье.

Корделия чиста духом, чуть-чуть своенравна. Трогает молчаливой нежностью. Очень стыдлива и ненавидит пустословие, ей дано только плакать. Печальная горечь, с котКорделия намекает на лицемерие сестер, порождена нежностью. Её душа изливается в справедливейшем негодовании и вместе с тем обнаруживает все свое благородство в словах.

Джульетта любит впервые, и любит со всей безраздельностью. Она pасцветает под поцелуями Ромео. Любовь ее соткана из правды и здоровья. Она не может существовать без любимого человека. Она любит, думает, действует. Причиной смерти стала обстановка в обществе, в кот она жила.

Дездемона, несмотря на силу своей страсти, не теряет самосознания и сохраняет власть над своими поступками. Она любит, чувствует, повинуется. Её любовь страдательная. Красота Дездемоны — в ее искренности и правдивости, без кот для нее нет ни любви, ни счастья, ни жизни. Любовь к Отелло — самая большая правда для Дездемоны. Во имя этой правды она готова обмануть родного отца; во имя этой правды она, умирая, предпринимает последнюю попытку спасти своего возлюбленного.

 

 

32.  Сущность конфликта в трагедии Шекспира «Гамлет». Гамлет как «вечный образ» мировой лит-ры.

Гамлет вошел в галерею вечных образов мировой культуры, занимая в ней одно из самых видных мест. Необходимо раскрыть особое значение образа Гамлета в становлении такого феномена отечественной культуры как «русский Шекспир». Трагедия «Гамлет» стала не только самой близкой для русского читателя, литературных и театральных критиков, актеров и режиссеров, но приобрела значение текстопорождающего художественного произведения, а само имя принца стало нарицательным (Фет, Блок, Ахматова, Гумилев, Цветаева, Пастернак). Вечный образ сомневающегося «Гамлета» вдохновил множество русских писателей, кот так или иначе использовали черты его характера в своих лит-ных произведениях. Гамлет интересовал Пушкина и Лермонтова, в известной степени «гамлетизмом» вдохновлялся Достоевский, особый взгляд выразился в оппозиции «Гамлет и Дон Кихот», выдвинутой Тургеневым. Шекспировский «Гамлет» стал не только самой популярной зарубежной пьесой на русской сцене, но и наиболее часто переводимым произведением, способствовавшим становлению русской переводческой школы.

 

 

33. Сущность конфликта и центральные образы трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».

В трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспир изображает борьбу двух любящих людей за свое чувство с окружающей их средой, в кот еще живы древние предрассудки и старозаветная семейная мораль. Конфликт между уходящим и новым миром протекает на широко очерченном социальном фоне.

Показаны все стадии и ступени этого конфликта. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой борьбы, но по инерции поддерживают ее. Слуги участвуют в ней из вынужденной покорности. Но вражда не умерла: всегда находятся горячие головы из молодежи (Тибальт), готовые снова ее разжечь.

Ромео и Джульетта погибают жертвами борьбы, но их молодое чувство празднует в пьесе свою победу. Это единственная трагедия Шекспира, в кот комический элемент занимает значительное место, и цель его — укрепить жизнерадостный характер пьесы.

Другой важный момент, предназначенный также усилить оптимистический тон пьесы,— роль монаха Лоренцо, помощника влюбленных, чуждого всякой церковности и проникнутого подлинно гуманистической мудростью.

Под знаком его философии, его устремления к природе и естественности протекает вся борьба Ромео и Джульетты за право их чувства.

Ромео Монтекки –романтичный, влюбленный юноша, представитель знатного семейства в Вероне. Герой предстает перед читателем в самой начале произведения наивным юношей, кот гуляет все время с друзьями и влюблен в некуюРозалинду. Он сам себе придумал образ, возвысил в своих глазах, а заполучив свой предмет поклонения, желает вырасти в глазах друзей и в своих собственных. Таков Ромео до встречи с четырнадцатилетней Джульеттой. Любовь к ней совершенно иная.

Эта любовь полностью преображает его мироощущение. От природы Ромео наделен чутким сердцем. Как он не пытался бороться с судьбой, а чувства одержали верх. Убивая в смертельной схватке Тибальта, он понимает, что губит не только его, но и себя, после чего скрывается. Но услышав про то, что Джульетта выпила яд, возвращается. Он решает также принять яд, чтобы покоится рядом с любимой. Обезумев от горя, он перед смертью убивает Париса (жениха Джульетты). Автор красочно рисует трагичный путь жизни этого героя.

Джульетта Капулетти(14)– юная девушка с наивностью ребенка, кот изменилась во имя любви. В начале произведения она предстает беззаботной девочкой, окруженной заботой родителей, оберегаемой двоюродным братом Тибальтом и любимой своей кормилицей.

Она всегда покорна воле отца и матери, но все меняется, когда она встречает Ромео Монтекки. В душе девушки пробуждается неведомое ранее чувство, вместе с которым оживает и разум. Она не задумывается о том, к какой семье принадлежит Ромео, что он наследник их смертельного врага. Для нее он просто человек, кот она полюбила всем сердцем. В ходе трагедии образ Джульетты постепенно меняется от наивной девушки-ребенка до зрелой влюбленной женщины. Именно она выступает инициатором тайного брака с Ромео, как доказательства любви. Ведь только так они смогут быть вместе. Вскоре в смертельной схватке с Ромео погибает Тибальт, за что родители Джульетты решают отомстить, а также выдать дочь замуж за Париса.

В отчаянии героиня решает принять яд. Над телами погибших детей семьи Монтекки и Капулетти заключают мир, таким образом, положив конец кровавой вражде.

 

34. Театральная условность (Л.Н. Толстой) и художественная правда в трагедии Шекспира «Король Лир».

Здесь гораздо интереснее раскрывается проблема времени. Посмотрим, как театральная условность затрагивает изображение исторической эпохи. В “Король Лир” сразу после списка действующих лиц идет такая ремарка: “Время действия - легендарно относимое к IX веку до н. э.”, и здесь интересно слово “легендарно”, что говорит о неточности указанных временных рамок. Тем не менее, культурные реалии указывают нам на эпоху если не современную Шекспиру, то хотя бы не настолько древнюю, как это указано в ремарке. Также в списке действующих лиц указаны герцоги еще не существующих государств (“герцог Бургундский”, “герцог Корнуэльский”), герои, чьи титулы относятся скорее к эпохе феодализма, которая появится на этих территориях через много сотен лет (“граф Глостер”, “Куран, придворный”). Зачем? Причин может быть несколько, но основная, думается, такова: вынесение действия за рамки исторических представлений читателя (а для Шекспира, в первую очередь, - зрителя) создает необходимую эстетическую дистанцию, с помощью которой автор регулирует уровень эмоциональности, с которой мы воспринимаем его произведение. Вот как это работает: драматург пишет захватывающую трагедию, полную не только драматичных эпизодов, но и по-настоящему кровавых сцен, которые, с одной стороны, выглядят зрелищно, но, с другой стороны, могут оказать слишком сильное влияние на чересчур впечатлительных зрителей. Поэтому важно подчеркнуть тот факт, что действие на сцене является вымыслом, чтобы снизить накал страстей, и один из способов немного отдалить зрителя от происходящего на сцене - заявить, что все это произошло в стародавние дохристианские времена, когда на нашей земле жили люди диких нравов, которые не имеют к нам почти никакого отношения.
Л. Н. Толстой в статье «О Шекспире и о драме» отметил ряд несуразностей в трагедии. Так уже первая сцена — раздел королевства и вопросы Лира, требовавшего от дочерей признания, как они его любят, вызвали справедливое недоумение: неужели король, проживший на свете восемьдесят лет и наблюдавший дочерей с их появления на свет, не знал, как они относятся к нему, и нуждался в их словесных заверениях? Как мог он, умудренный жизнью, не заметить того, что видно всякому зрителю, а именно: что Гонерилья и Регана лгут? И как мог он усомниться в любви к нему Корделии?
Вторая сцена, знакомящая с семьей графа Глостера, полна таких же странностей. Неужто Глостер настолько слеп, чтоб так плохо разбираться в характере своих сыновей, как Лир — в характере дочерей.? Как мог он попасться на нехитрый подлог Эдмунда— поверить письму, якобы написанному Эдгаром? И уже совсем нелепо, что брат пишет письмо брату, хотя они живут в одном замке! Потом, правда, подобных казусов в пьесе меньше, но достаточно того, что завязка трагедии совершенно неправдоподобна. Здесь с предельной ясностью определена нравственная и социальная сущность трагедии — распад всех «естественных», как тогда считали, связей. Из них семейная, родовая связь была действительно таковой, но естественными считались и вассальные отношения феодального общества. В устах Глостера звучит признание, что пошатнулась вся система феодального строя. Таким образом, трагедия, изображающая два семейных конфликта, оказывается трагедией целого гибнущего социального строя.
Особенность Шекспира как художника состоит в том, что, изображая большие социальные конфликты, он не ограничивается показом общего положения, но раскрывает исторические процессы в теснейшей связи с судьбами отдельных людей, каждый из которых обрисован с большой психологической глубиной. Личные мотивы поведения персонажей четко выявляются Шекспиром, хотя не каждое действующее лицо представлено с исчерпывающей глубиной. В данной трагедии полнее всего выявлена душевная драма Лира, тогда как переживания других персонажей вырежаны не так глубоко. И меньше всего мы знаем о Корделии. Но то, что ее душевный мир почти скрыт от нас, соответствует характеру девушки, не пожелавшей объяснить королю свой неожиданный для него ответ. В отличие от Гонерильи и Реганы, которые были обманщицами и лицемерками, Корделии свойственно выражать себя не столько в словах, сколько в поступках.

35. Конфликт и система персонажей в трагедии Шекспира «Макбет». (Холиншед. Хроники А. И. Ш.)

В этом произведении автор поднимает вопрос о губительном влиянии власти, которая превращает храброго Макбета, доблестного и прославленного героя, в ненавистного всем злодея. Еще сильнее звучит в этой трагедии У.Шекспира его постоянная тема - тема справедливого возмездия. Справедливое возмездие обрушивается на преступников и злодеев. Его лучшие герои погибают часто, но злодеи и преступники погибают всегда. В «Макбете» этот закон проявляется особенно ярко. У.Шекспир во всех своих произведениях уделяет особое внимание анализу и человека,и общества - в отдельности, и в их непосредственном взаимодействии. У.Шекспир акцентирует внимание на переломных и кризисных состояниях сознания, на причинах духовного кризиса, причинах внешних и внутренних, субъективных и объективных. И именно такой внутренний конфликт человека и составляет основную тему трагедии «Макбет».

Шекспир превратил характер главного героя (Макбета) в злодейский и деспотический, но не сразу, а постепенно, показав его эволюцию под воздействием сил зла (в начале – трёх ведьм, а затем и жены). Благородный по натуре герой сбивается с пути, поверив в колдовское пророчество.

Приняв сказанное ведьмами за неизбежную судьбу, Макбет решается на ужасное преступление и опять не сразу. Первое время он страшится, но леди Макбет уговаривает взять своё, и тот убивает короля. Бесстрашие Макбета отчасти объясняется его излишней верой в потусторонние предсказания.

Шекспир создал яркий женский характер, сочетающий в себе тягу к злодейству и невозможность пережить совершённое преступление. Хождение леди Макбет во сне, её попытки смыть с рук кровь и разговоры вслух свидетельствуют о помрачении рассудка. Последующее самоубийство королевы указывает на резкое неприятие преступления человеческой натурой. Сильная, мужественная, способная на любой поступок ради власти леди Макбет к концу трагедии становится слабой и болезненной женщиной, между тем, как её муж, напротив, ожесточается

Образу Макбета в трагедии противопоставлены образы Банко,Макдуфа и Малькольма. Характер Банко намеренно идеализируется английским драматургом: реальный герой был другом и сообщником Макбета в убийстве короля Дункана, литературный персонаж – ничего не ведающий друг, предостерегающий полководца от попадания в сети зла.

Внесение в трагедию сверхъестественного элемента в виде трёх ведьм и их предводительницы Гекаты стало отправной точкой для завязки внутреннего конфликта (стремление Макбета и его жены к власти любой ценой) и объяснения причин внезапного изменения личности верного Дункану полководца.

 

36. Культурно-историческое и общечеловеческое в комедии Шекспира «Венецианский купец».

В шекспировской комедии есть глубоко драматические конфликты и даже трагические мотивы. В этом отношении характерна комедия «Венецианский купец». На фоне веселой карнавальной обстановки Венеции происходит острое столкновение между миром радости, доверия и благородства и миром корысти, алчности и жестокости. В пьесе резко противопост/авлены те, кто ценит больше всего самоотверженную дружбу, - Порция, Антонио, Бассанио, и те, кто подчиняет все человеческие отношения собственническим интересам. Антонио занимает деньги у ростовщика Шейлока, чтобы помочь своему другу Бассанио, влюбленному в Порцию. Не вернувший вовремя занятые деньги Антонио предстает перед судом. Жестокий Шейлок, согласно векселю, требует у Антонио за неуплату долга фунт его мяса. Порция, переодетая адвокатом, выступает на суде в защиту Антонио. Добро торжествует над злом. Молодые люди одерживают победу над ростовщиком.
Образ Шейлока представлен в комедии не только как воплощение зла. Характер Шейлока сложен. В этом образе есть трагическое начало. Шейлок показан как жестокий и мстительный ростовщик, но в то же время и как человек, страдающий от своего униженного положения в обществе. С большим чувством человеческого достоинства Шейлок говорит о том, что люди равны от природы, несмотря на различие национальностей. Он требует признания его человеком.
Однако не все евреи были окружены презрением. Даже те, кто смертельно ненавидит Шейлока, не питают никакого антипатии к людям еврейской крови вообще. Лоренцо влюбляется в еврейку Джессику, а Порция, Бассанио, Грациано, Нерисса и сам злейший враг Шейлока, Антонио, принимают ее в свою среду. Шейлок любит свою дочь Джессику и потрясен тем, что она сбежала из его дома. Некоторыми своими чертами Шейлок может вызвать сочувствие, но в целом он осужден как хищник, как личность, не знающая милосердия. Злобному миру Шейлока противостоит в комедии светлый и радостный мир великодушия и благородства.Порция является гармонично-ясным воплощением светлой радости в противоположность мрачному злосчастью, которое воплощает Шейлок.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!