Социальные теории эпохи Возрождения

Введение в философию

1.Предмет философии.

Слово «философия» происходит от двух древнегреческих слов «phfilio»-любить «sofi»-мудрость. Т.е любовь к мудрости.

Первым этот термин применил древнегреческий философ Пифагор. Он говорил что мудрость принадлежит только богам, человек лишь может любить мудрость, стремиться к ней, в итоге философ этот тот, кто стремится к мудрости.

Философия зародилась в середине 1-ого тысячелетия до нашей эры одновременно в 3 цивилизациях: древнем Китае, древней индии и древней Греции. Позднее, в конце 19 и начале 20 век немецкий философ Карл называет это «осевым временем» в котором зарождаются основы нашей культуры, общечеловеческой культуры. Философия зарождается в этих 3-ех цивилизациях независимо друг от друга. Везде философия возникает из мифологии.

Первым философом Древней Греции считается Фалес. Он говорил, что первой субстанцией является вода.

Первоначально философия включала в себя все научные знания, поэтому её часто называют «матерью всех наук». Первоначально отделились физика и математика, в 17 веке отделились биология и химия, последними науками, которые отделились от философии стали психология и философия (в 20 веке). Таким образом науки и отделяются и возникает вопрос: а что остается на долю философии? На её долю остаются так называемые «вечные вопросы» среди которых самый главный вопрос: что такое человек и в чем смысл его жизни.
И. Кант выделял 4 основных вопроса философии:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) На что я могу надеяться?

4) Что такое человек?

4-ый вопрос Кант считал самым основным вопросом философии.

Философия всегда связана с человек, она всегда развернута в сторону человека, через всю историю философию проходит призыв «познай самого себя».

Древнегреческий философ Сократ сравнивал философию с оводом, которое постоянно летает и кусает человека, не дает ему спать, не дает ему жить бездумно и бессмысленно.

Философия-это система обобщенных взглядов о мире, о человеке и о месте человека в мире.

2.Специфика философского знания

Философия соприкасается с искусством, но искусство оперирует образами, а философия понятиями (это отличие философии от искусства)

Философию стоит разделить на 2 части:

1) Сциентизм

2) Антисциентизм

В философии нет так называемого «переднего края» который есть в науке т.е истина философии не устаревает.

В отличие от науки, философские истины не общезначимы

Истины философии не проверяются на опыте.

Религия основывается на мире, а философия на логических доказательства.

3.Структура философской системы.

Каждая философская система состоит из:

1) Онтология (учение о бытие. Бытие-это всё, что есть. Бытие можно разделить на материальное и идеальное. Идеальное делится на абсолютное (Бог, Абсолютная сущность), общественное, индивидуальное)

2) Гносеология (эпистемология)-учение о возможности познания мира человеком

Агностицизм-отрицание возможности познания мира таковым, какой он есть

3) Аксиология-учение о ценности.

Эстетика-учение о красоте

Этика-учение об отношении человека к самому себе и к другим людям.

4) Социальная философия-учение об обществе.

4. Место и роль философии в культуре и жизни человека

Изучая философию, человек познаёт разные ценности, разные культуры и всё это помогает сформулировать своё собственное мировоззрение, что бы человек понял, кто он есть, понял самого себя.


 

Возникновение философии

    Веды (знания) возникают с 1500-600 лет до нашей эры. Складываются в 3-ем тысячелетии до нашей эры. Ведическая литература разделяется на:

1) Ригведа (веда гимнов) она содержит 1028 гимнов разным богам и состоит из 10 разделов.

2) Самаведа (веда мелодий) большая часть гимнов имеют ритуальный смысл

3) Яджуведа (веда жертвенных изречений)

4) Атхарваведа (веда заклинаний) (Атхарван легендарный жрец) содержит более 700 заговоров и заклинаний на все случаи жизни.

5)  Упанишады-наставления и поручения

Философия Древней Индии

1) Астика-те учения, которые признавали авторитет вед (веданта, лшманса, йга, санкхвя, ньяя, вайшешиге)

2) Настика учения, кторые отрицали авторитет вед (Джайнизи, Буддизм, чарвака-локаяте, Бхаловад-иита-«Божественная песнь»)

Знания понимаются, как образ жизни.

Джайнизм (3-ий век до н.э.) происходит от слова «Джина», что означает «победитель». В джайнизме важен этический аспект, традиционно называемый «Три жемчужины»: для освобождения ещё при жизни необходимы правильная вера, правильное познание и правильная жизнь.

Буддизм (6 век до н.э.) центром учения являются 4 благородные истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей деятельности:

1) Существование человека неразрывно связано со страданием

2) Причина страдания связана с жаждой жизни, жаждой наслаждения, самими желаниями людей, которые ведут к перерождению.

3) Если страдание имеет причину, то возможно прекращение страдания через полное уничтожение этой жажды

4) Говорит о пути, ведущему к освобождению от страдания. Это есть срединный путь и он восьмеричен: 1) Должное понимание 4 истин. 2) правильная решимость. 3)правильная речь 4) правильное действие 5)правильный образ жизни 6) правильное усилие 7) правильное направление мысли 8) правильное сосредоточение.

Химаяна-Малая колесница-пусть к Нирване, который плностью открыт только Избранным

Махаяна-Большая колесница-спасает тех, кто не способен достичь Нирваны

Особенности Древней Китайской философии

Философия в Китае возникает во времена «Борющихся царств» было всего 6 школ

1) Конфуцианство

2) Моизм

3) Легизм-школа закона

4) Даосизм

5) Школа имен

6) Натур философы

Конфуцианство сосредотачивается на этих правилах, социальных нормах

Моизм-главное внимание уделяется проблмам социальной этики, главная идея-идея всеобщей любви

Легизм-представители занимались проблемами соц теории и проблемами связанными с гос управлением

Даосизм-в центре природа, космос, человек.

Натур философы-центральная тема учение о 5 элементах: вода, огонь, дерево, металл, земля.

Античная философия (Древней Греции и Древнего Рима)

Древне-западная античная философия существовала с 6 века до н.э по 6 век н.э. За это время она прошла замкнутый цикл от зарождения, рассвета к упадку и гибели.

История античной философии распадается на 4 периода:

1) Протофилософия (период зарождения и формирования философии (6 в. до н.э.))

2) Зрелость и расцвет (5-4 в до н.э.)

3) Закат (греческая философия эпохи Эллинизма и латинская философия эпохи Римской республики (3-1 в до н.э.)

4) Период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-5 в н.э.)

Милетская школа. Основатель Фалес из Милета. Он жил в конце 7 в и умер в первой половине 6 в до н.э. Его сочинения: «О началах», «О солнцестоянии», «Морская астрология», «О равнодействии».

Фалес считал первоначалом воду. Всё знание по мнению Фалеса надо сводить к одной какой-либо основе.

Анаксимандр -последователь Фалеса, написал сочинение «О природе». Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего по понятия первоначала, субстанции, чего лежит в начале всего сущего. По Анаксимандру апейрон есть началом всего сущего, это бескачественная материя, он вечен, бессмертен, находится в состоянии вечной активности, вечного движения. Движение присуще ему как неотделимое от него свойство.

Анаксимандр развивает учение о конце мира-Эсхатологию.

Анаксимандр ввел в обращение солнечные часы, построил карту мира.

Последователем Анаксимандра был Анаксимен, он был астрономом и метеорологом. Автор сочинения «О природе». Он нашел первоначала всего сущего-воздух. Он называет воздух беспредельным, т.е апейроном в результате апейрон становится свойством воздуха. Анакисмен думал что Солнце это Земля, которая раскалялась от своего быстрого движени. Земля неподвижна-другие объекты движется с помощью вихрей. Анаксимен богв выводил из воздуха. Анаксимен поместил звезды за луной и солнцем.

Гераклит (504-501 до н.э.) первоначало-огонь. Родина полис Эфес. Принадлежал царско-жреческому роду, но в Эфесе царская власть была свергнута. За ним остались функции жреца, которые он передал брату. Эмигрировать в Персию не захотел. Жил бедно и одиноко. Последние годы свои жизни провел в хижине в горах. Ему принадлежат сочинение «О природе», но тематика шире. Оно состоит из 3 частей: 1) о вселенной 2) о государстве 3) о боге. От его труда сохранилось более 130 фрагментов. Гераклит старался был загадочным, его речь полна метаморфоз и сравнений. Он считал началом огонь. Огонь превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю, земля в огонь. Душа имеет 2 аспекта: вещественно материальный и психически разумный. Души возникают испаряясь из влаги. Гераклит был убежден в мироздании нет ничего неизменного, все течёт, всё изменяется. Он уподоблял мир реке.

Гераклит различает чувственное и рациональное познание. Чувства не бесполезны. Высшая цель познания-познание логоса, достижения высшей мудрости. Все люди от природы разумны, всем дано познавать себя, размышлять. Лого присущ всем. Люди от природы равны, но не равны фактически. Неравенство людей это следствие разности интересов людей. Большинство живет не по логосу, а по своему разумению, эти люди во власти своих желаний.


 

Пифагорийская философия

Пифгорийский союз

1. Акусматики (послушники

2. Математики

Большое внимание пифагорийцы уделяли медицине. Они развивали свою память как механическую так смысловую. Пифагорийцы выше всего ценили содержательную. Красота космоса открывается не всем, лишь тем кто ведет правильный способ жизни.

Пифагора видели сразу в 2 городах. Он имел 2 воплощения

1) Сын бога Гермеса. Благородный, аристократ. Пифагор возвышал себя над остальными людьми. Пифагор утверждал что самое мудрое это число, число владеет вещами, в том числе нравственными духовными качествами. Число-это основа всего сущего, первоначало.Душа есть гармония. Для пифагорийца гармония это числовое отношение.

Пифагор-глава математиков

Гипас-глава акусматиков.

Пифагоритсткая медицина. Они лечили тело гимнастикой, душу лечили . Они избегали отрицательных эмоций. Они применяли психотерапию, стремились предотвращять болезни.

Колифон- первоначальник медицины.

Наиболее известный врач философ-Алкомеон (годы расцветы на годы старости Пифгора). Родоначальник анатомии. Он выделял учения раннего элинизма о бессмертии души.

Элейская школа (элеаты)

Главные представители: Ксенофан, (первоначальник), Парменид, Зекон, Меллис.
Ксенофан высказил, что не люди творения Богов, а сами Боги творения людей. Земля это основа всего сущего. Именно Земля простирается своими корнями в бесконечность. Всё состоит из земли и Воды. Бог у Ксенофана не физичен, его сила в мудрости. Бог это все, но это все берется не в многообразии. Истина это не математическое мышление. Главное слчинение-это «О природе». Распадается на 2 части.

Парменид считает что бытие сущетсукет, а небытие не существует. Небытие не существет, потому что небытие невозможно познать. То, чего нет невыразимо.

Бытие и мышление одно и тоже. Бытие не существует так как оно не мыслимо.

Если небытие не существует, то быите неподвижно и неизменно.

Диалектика (Гераклит)

Метафизика (Элейская школа)

Диалектика-теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении; Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Метафизика-противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в из неизменности, независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

Зенон

Апории: дихотомии, Ахиллес и черепаха, Стрела, Стадион.

Апория буквально безвыходность, трудная или неразрешимая проблема, связанная с возникновением противоречия.

Смысл двух первых апорий если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни кончится.

Смысл 3 апории что движение невозможно и при допущении непрерывности пространства.

Первые 2 апории образуют тезис
Последние 2 антитезис.

 

 

Плюралисты

1)Эмпедокл

Автор 2 поэм « О природе» «Очищение»
Первая сохранилась в отрывках,, от второйдошло совсем немного.

В качестве первоначала 2 4 стихии, земля, вода, воздух, огонь.

Метемпсихоз-учение о переселении душ.

Эмпедокл рассказывает о своих прошлых вополщениях. Разумность присуще не богу, а всем.

Кносеология-учение о познании.

Анаксагор (4 в до н.э.)

В центре внимания проблема качественного превращения тел. Ему какзлось непонятнооым как может что нибудь. Ни одна вещь не возникает и не уничтожается, а составляется из смещения существующих вещей. Отрицает существование небытие. Первоначала его, отвергает стихии. Первичны не стихии а все без исключения состояния вещества. Он является плюралистом.
Начала это невидимые, сверхчуствительные частицы огня, золота, крови и т.д, которые он называет семенами всех вещей-гемеомерами. Это такие части, которые подобны целому. Они сохраняют все качества подобных им тела. Качесства частицы крови подобны крови и т.д.
Основный принцип: всё во всём. Все качества нахдятся в едином космосе, неотделимы друг от друга.

Нус-ум. Только ум прост, не смешан и чист. Нус обладает совершенное знание, имеет величашую силу. Объединяет прошлое, настоящее и будущее.

Душа согласно Анаксогороу водухообразна.

Анаксогоро считал что всё познается противоположным себе. Ощущения связаны со страданием. Цель познания-это свобода, которую дает познание.

    Атомизм

1) Левкипп

2) Демокрит (430-370 до н.э.)

 

Эпикур последователь. Утверждал что не было никакого……..

Демокриту принадлежало около 70 сочинений, Атомисты были дуалистами, имели 2 первоначала: атомы (бытие) и пустота (небытие). Пустота неподвижна, не оказывается никакого влияние. Бытие антипод пустоты. Если пустота едина, то бытие множественно. Бытие совокупность атомов. Все тела состоят из малых частиц. Атом неделим. Внутри него не происходит никаких движений, он не имеет частей. Атомы обладают разными формами. Так же различаются по порядку положения. Бытие и пустота друг в друга превращаться не могут.


 

Мокизм (моно-одно)        Дуализм         Плюрализм

Милетская школа                      Атомисты                       Эмперокл – 4 стихии в качестве первоначал

Аноксагор «семена всех вещей» или гомеомерии

Фалес-вода                                 Левкипп

Анаксемандр-апейрон     Демокрит

Анаксемен-воздух                     атомы и пустота

Гераклит-огонь

Пифагор-число

Ксенофан-земля

Софисты

2-ая половина 5 века до н.э. в Греции. Софисты первые философы, которые брали деньги за свое учение. Для них истина была не важна.

Софисты учили что объективный мир не познаваем, они стали первыми агностиками. Агностицизмом софистов ограничен релятивизмом (учении о том, что всё в мире относительно).

Софисты учили, что истина у каждого своя. Они отрицали не истину, а объективную истину.

Софисты вели странствующий образ жизни. Софистов принято делить на старших (Протогор, Горгий, Продик, Антифон) и младших.

Протогор был преподавателем риторики (искусство красноречия) и эристики (искусство спора). Он одним из первых стал брать деньги за обучение, объехал всю Элладу. Был схвачен и приговорен к смерти за книгу «О благе». Принадлежало более 10-ка сочинений. Ни одного не дошло до нас, за исключением фрагментов. В области антологии может быть назван материалистом, полагал что основная причина всех явлений в материи.

Антологические обоснования

1. Главное свойство материи в её изменчивости и текучести. Изменяется не только мир, но и воспринимающее его одушевленное тело.

2. Ничто не существует само по себе, а всё существует и возникает лишь в отношении к другому.

3.  Состоит в тезисе, что все меняется не как попало, всё существующее в мире постоянно приходит в противоположное себе. В каждой вещи есть противоположность.

Протагор первый сказал что в каждой вещи есть 2 мнения, противоположных друг друга. Протагор сделал вывод о том что всё истинно. Знаменитый тезис Протагора : «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»

При определении того что хорошо и что плохо надо исходить сугубо из своей личной выгоды.

Младшие софиты (5 в начало 4 в до нашей эры) – Алкидам, Пуссимах, Критий, Коликл)

Критий (460-403 года) Он был главным из 30 тиранов. Эти 30 тиранов захватили власть. Эта власть стоило жизни многим людям. Но афинцы восстали и свергли эту власть.

О Критии говорили, что он учился у философов и считался невеждой среди философов и философом среди невежд.

Критий отрицал реальное существование богов. Главное он видел в воспитании. Религию и государство рассматривал как средства, делающие плохих людей хорошими.

Сократ (469-399 до н.э.)

Является одним из великих философов классического периода. Его учеником был Платон. Происходил из бедной Афинской семьи. Он предпочитал записям разговоры, поэтому о нем мало что сохранилось. Сократ никогда не считал, что он мудр: «Я знаю, что ничего не знаю». Был убежден что он избран Богом и приставлен к афинскому народу.

В центре внимания Сократа человек. Рассматривается как существо нравственное. Природа не интересовала. Главное содержание философии Сократа это вопросы о нравственности. Метод связан с диалогом, устной беседой. Являясь противником софистов считал, что каждый человек имеет свое мнение, но истина должна быть одной. Свой метод он называл мойевтикой. Своим методом он помогает рождаться истине. Познать самого себя значит найти понятие нравственных качеств, общее всем людям. Сократ считал что внешний мир непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, что и является задачей философии.

Сократические школы

Названия условные, потому что учение Сократа не единственный источник учения.

Киники – основатель Антисфен. Антисфен учился в гимназии вне городских стен при храме Геракла. Называлась она Киносарг – «Зоркий пёс» или «Белая собака».

Антисфен был учеником Горгия, а затем стал учеником Сократа.

Антисфену принадлежало более 60 сочинений. Утверждал что существует лишь то, что возможно воспринимать чувственно. Существуют только единичные вещи. Центром учения Антисфена являются этические проблемы. Антисфен видел счастье в добродетели. «Добродетель едина для всех. Это оружие, которое никто не может отнять».

Кинизм стоял на «3 слонах»:

Аскесис-«упражнение»

Апайдеусиа -«необразованность, невоспитаность»

Авторкия

Диоген Синопский

Киники презирали богатство, богатство это источник тирании. Неграмотность это не сколько недостаток, сколько достоинство.

Автаркия – независимость, самодостаточность, самоудовлетворенность, умение довольствоваться своим каким малым оно не было.

Автаркия – цель учения киников.

Киники не отрицали богов, но считали, что достаточно знать, что они существуют и ничего их не просить.

Счастливым делает не богатство, а надо быть умеренным в своих желаниях, стать в этом плане богоподобным, богам дано не нуждаться ни в чем.

Каратет Фифанский

Был богатым человеком, стал нищим по собственной воле.

Первая женщина-философ – Гиппархия из Марокеи.

 


 

Сократические школы

1) Киники

2) Кирянаики

3) Мегарики

Гедонизм-этическое учение о наслаждении как высшей ценности жизни (гедонэ=наслаждение)

Гедонизм видит смысл в счастье, а счастье принимает как наслаждение. Основателем был Аристипп из Кирены. Родился ок 435 года до н.э. умер около 350 года д н.э. Учился у Пифагора и Сократа. В Кирене основал свою философскую школу. Сочинений не сохранилось, источником знания он считал ощущения. Учил, что человек ничего не может познать, кроме своих ощущений.

С учением Аристиппа связано учение Феодора, прозванного Атеистом. В работе «О богах» он выступает против религии и отвергает богов. Для него высшее благо наслаждение, удовольствие.

Анникерид. Видел высшую ценность в

Гегесий. (320-280) - александрийский философ, проповедовал массовые самоубийства. Наслаждение и боль неразрывно связаны.

Мегарики

В центре внимания проблема единичного и общего. Учили что существует только общее. Основатель школы Евклид из Мегар. (450-338). Он ходил из Мегар в Афины слушать Сократа. Евклид присутствовал при казни Сократа.

Мегарская школа имела долгую предисторию. Эвбилуд. Последователем Эвбулида.

Мегарская школа учила что реально только общее, единичное не истинно. 

Деодор Кронос считал мысль лишь результат движения, но не само движение. Утверждал что, о возможном нельзя говорить как о существующем.

Платон (427-347)

Происходил из афинского аристократического рода. Настоящее имя Аристокол. Его учителем был Сократ, после казни Сократа надолго покинул Афины, и в этом странствии много где побывал.

В 399 году до н.э. оказался при дворе Дионисия Старшего.

Возвратившись в Афины, открыл свою школу под названием «Академия». Участники школы стали называться академиками.

Платон придавал больше значение математике, как введение философии. В академии провел вторую половину своей жизни.

Умер Платон в день своего рождения на брачном пиру.

Под его именем сохранился монолог «Апология Сократа», «34 диалога», 13 писем. Все произведения написаны в художественно-диалогической форме. Диалоги писались для всех, в большинстве главным героем был сам Сократ.

Экзотерика –«для всех»

Эзотерика – «для посвященных»

Учения Платона - это система объективного идеализма. Он проповедует дух, мышление, идея существует объективно, независимо от человеческого сознания и неразрывна по отношению к природе.

Бытие по Платону - это некое духовное множество, элементами которого являются идеи.

Высшей идей, идеей всех идей у Платона выступает благо. Это источник истины, соразмерности. Платоновские идеи не просто существуют, а находится в подчинении и соподчинении.

Материя по Платону бесформенна, мертва и непознаваема. Это почти небытие. Все вещи по Платону это дети идеи и материи.

У Платона существует 3 варианта взаимоотношении идей и вещей:

1) Подражание

2) Причастность

3) Присутствие

Подражание – стремление вещей к идеям. Тоска по идеальному. С другой стороны вещи причастны идее. «Любая вещь возникает через её причастность особой сущности».

Присутствие – вещи в чувственном мире становятся сходными по своим идеям

 Ум-демиург устроитель мира, вечный прообраз космоса. Причина возникновения мира-это воля ум-демиурга.

Гносеология – учение о познании. Связана с изучением переселения душ.

Истинное познание – настоящее познание, познание проникающее в мир идей.

Априорное-доопытное знание.

Апостриорное – послеопытное знание.

Платон отрицает апостриорное знание, допускает лишь априорное знание.

Анамнезис – припоминание.

Знание – это припоминание т.е. анамнезис. Душа когда-то узнала, зачем позабыла. Он вспоминает идеи, познанные до того, как душа соединилась с телом.

Научить – это ничего более, чем принудить душу к воспоминанию.

Душа состоит из 3 частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородное желание, низшая часть-это влечение и чувственность.

Части души:

1) Является поклонником мудрости и красоты, или человек преданный музам и любви

2) Плод царя, соблюдающего законы, человека воинственного, способного управлять

3) В плод государственного деятеля, хозяина, добытчика

4) В плод человека, усердно занимающего упражнениями, врачеваниями тела

5) Будут вести жизнь прорицателя или человека причастного к таинству

6) В поэзии или в другой области подражания.

7) Быть ремесленником или земледельцем

8) Софистом или демагогом

9) Тираном

Идеальное государство Платона представляет общество 3 социальных групп

1) Философы и правители

2) Страгеги и войны

3) Производители- земледельцы и ремесленники.

Эти 3 сословия соответствуют 3 частями души.

Платон делит все государства на 2 государственные формы

1) Приемлемые

a. Идеальное государство Платона

b. Аристократическая республика

2) Регрессивно-упаднические

a. Тимократия (власть военных, честолюбивцев)

b. Олигархия (власть имущих)

c. Демократия (власть народа)

d. Тирания

Искусство Платон оценивал довольно низко. Он считал его лишь подражанием материальному миру т.е. неподлинному бытию. Искусство для него лишь «подражание подражанию».

Аристотель (384-322)

Он происходил из полиса Стагира. Расположен к северу от Афин. Его отец был придворным врачом. В 367 году прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, где пробыл 20 лет.

Аристотель высоко ценил Платона. «Платон мне друг, но истина дороже». Платонизм был подвергнут критике. Оставив Афины 6 лет он живет в малазийской Греции. После перебрался в столицу Македонии.

Аристотель в Афинах открывает свою философскую школу Ликей.

Основные сочинения: «Диалог о философии», «Эвден».

Логика, по сути является детищем Аристотеля. «Философия начинается с логики, заканчивается этикой»

Логика – это наука о мышлении и его законах. Суть изложена в «Аналитике», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». Позднее логические сочинения были объединены под названием «Органомика». Органон означает орудие.

Аристотелю принадлежит первый психологический тракта «Сочинение о душе».

Сочинения Аристотеля «Политика» и «Экономика» составляют группу политико-экономических сочинений.

Главное произведение Аристотеля «Метафизика».

Аристотель различает 1 философию и вторую философию.

Предметом первой философии являются божественные предметы
Вторая философия это физика, а предметом физики является материя.

 


 

Аристотель различает 4 первопричины

1) Материальная причина

2) Формальная причина

3) Целевая причина (ради чего)

4) Движущая причина (откуда начала движения)

Все 4 причины вечны. Делятся на материальную и формально движущую-целевую.

Душа присуща всем объектам, принадлежащим живой природе.

Душа имеет 3 вида:

1) Растительный

2) Животная

3) Разумная

Логику Аристотель рассматривает как инструмент научного познания. 

Основное произведение «Органон». Аристотель-родоначальник логики. Ему принадлежит заслуга формирования закона противоречия и закона исключенного третьего.

Социально-политические идеи выражены в произведении «Политика». Общество свободных людей состоит из 3 классов (Богатые, средние, бедные). Сущность гос-ва в политическом сообществе людей которые объединились для достижения определенного блага.

Хорошие формы правления: монархия, аристократия, полития

Плохие: тирания, олигархия, демократия

Идеал государства-общество которое опирается на частную собственность, орудия труда, землю и рабов.

Добродетели Аристотель делит на 2 группы:

1) Дианоэтические(разумные) (возникают путём обучения)

2) Этические (относятся к характеру человека, результат прежде всего привычки)

Искусство-это не копирование, считает Аристотель. Подчеркивает мифологичность произведений искусства. Поэт говорит о не случившемся, а о том что может случится.

Катарсис – очищение души.

Философия эпохи эленизма (338 до н.э по 30 до н.э.)

Особенности:

Несколько меняется предмет. Центр внимания на этическую проблематику, но без социальной направленности. На первый план выводится этика как учение о нраввственности. Характерна частичная проблематики Платона и Аристотеля и возвращение к доСократике.

Стоики возвышают Гераклита и других натурфилософов.

Эпикурейцы.

Эпикур наиболее выдающийся мыслитель элинистического периода. Образовал свою школу. («Пусть тебе тут будет хорошо, здесь удовольствие высшее благо).

Эпикурейцы не занимались политической деятельностью. (Принцип «проживи жизнь незаметно»). Жизнь в саду была скромной и неприхотливой.

Эпикур развил учение Демокрита о атомах. Эпикур приписывает атомам вес (или тяжесть). Эпикур приписывает атомам отклонения в прямолинейном движении атомов.

Человек является чувствующим существом. Высшее благо-блаженство и наслаждение.

Стоики

Основатель . Основная цель – жить согласно с природой, а это тоже самое что жить надо в согласии с добродетелю.

Средневековая философия

1. Патристика (2-8 века)

2. Схоластика (9-15 века)

Наиболее выдающимся мыслителем эпохи Патристики был Авремий Августин.

Истину он нашел в христианстве. Основные сочинения «О граде Божьем» (главное произведение Августина).

Августин сделал божество центром философского мышления. Для всего этого периода характерно такое понятие как теоцентризм.

Бог есть высшая сущность, причина существования всего сущего. Он не только сотворил мир, но постоянно его сохраняет. Бог является самым важным предметом познания, в тоже время выступает как причина познания. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Стремление богу для человека естественно. Душа в себе не содержит ничего материального. Душа близка к богу и бессмертна.

Вся философия Августина сосредоточена на Боге. Мир как свободный акт бога является владением разумного.

Сущность теории познания Августина-априорность (априори-до опыта). (апостериори-после опыта). Когда человек погрузится в познание души, он найдет содержание, не зависящее от окружающего мира.

Творцом всех идей и понятий является Бог.

Августин утверждал единство веры и познания. («Разумей то бы верить, верь что бы разумить»)

Вера-исходный пункт человеческого познания.

Теодицел-оправдание Бога за то зло, которое происходит в мире.

Зло не принадлежит природе, оно является продуктом свободного творчества. Зло не есть то, что противоположно добру, оно просто как недостаток добра.

Зло – это прежде всего отсутствие добра. Происхождение добра и зла разное.

Зло происходит от человека, добро от бога. Человек ответственен за зло, но не за добро.

Перед сотворением мира времени не существовало, оно появилось как следствие Божественного творения.

В Боге раз и навсегда соединено прошлое, настоящее и будущее.

Августин рассматривает и общественно-исторический процесс. Он выдвигает мысль о единстве общественной и божественной истории.

Церковь в истории занимает особое положение. Оно является зримым представителем царствия божьего.

По августину общество является теократическим. (теократия – власть священников).

Схоластика

Философия в этот период преподавалась лиш в монастырских школах. Её цель в этот период – поиск рациональных путей истиннности, доказательства всего того, что провозглашала вера.

Философия не была свободной. Зависела от церкви. Провозглашась лишь одна истина, различия между наукой и теологией, между философией и биологией не допускалось.

Период схоластики должен был упорядочить созданные догматические конструкции и сделать доступными для необразованных людей.

Схоластика сосредотачивалась на 2 проблемах:

1) Споры о универсалиях

2) Доказательство существования бога.

Фома Аквинский

Центральная фигура Схоластики.

Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Задача науки сводится к объяснению закономерностей мира. Познание должно направлено как объхект, а не субъект. Познание не может озхватить всё.

Философия должна служить вере.

Мир Форма Аквински представлял как систему порядков и делил на ступени

1) Мир людей

2) Мир растений и животных

3) Неживая природа

Первопричиной и целью всего сущего является Бог.

У Бога сущность тождественно существованию.

Лишь Бог абсолютен. Бытие Бга может быть доказано следующим образом: в сумме теологии предсатвлены 5 доказательств связанных друг с другом

1) Доказательство от движения. Всё что движется, движимо чем-то другим.

2) Доказательство от первопричины. Исходит из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин, но невозможно что бы …

3) Доказательство от случайности и необходимости. Существует первое необходимое которое называется Бог

4) Доказательство от степени совершенства. Этим доказательством служит ряд качеств, следующих друг за другом.

5) Доказательство о целесообразии. В основе полезность.

Познать Бога можно в трояком смысле

1) познание посредством божественного влияния в природе

2) на основе подобия творца и сотворенного

3) всё может быть понятно как частица бесконечного совершенного существа бога

Источником познания является опыт, чувственное восприятие.

Интелелкт обрабатывает этот. Объектом является сущность, заключенная в отдельных вещах. Познание ссущногсти возможно с помощью абстракции. Смысл жизни видит в счастье, которое заключается в познании созерцаия Бога.

Философия эпохи Возрождения.

Главным является переход от теоцетризма к атнтропоцентризму.

14=15 века – гуманизм

16-17 века – естественно-научный характер

Гуманизм

Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей сущности в мире. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в эпоху возрождения.

Первым гуманистом является Франческо Петрарка. Его называют отцом гуманизма. Склоняется к идее активной самореализации человека. Петрарку интересовали внутренние этические человека.

Другим представителем был Джовании Бокачо. В своем сочинении он высмеивал лживое духовенство.

Лоренцо Валла. В своем учении близок к эпикуризму и предпочитает его стоицимзу. Никакое наслаждение не является безнравственным.

Поворот был замечен и в цоиально-политической сфере.

1) Как называлась школа эпикура.

2) 5 доказательств бытия бога по фоме аквинскому


 

Социальные теории эпохи Возрождения

Н. Макиавелли (1469-1527)

Т.Мор

Т.Кампанелла (1568-1639)

Н. Макиавелли

 

Труды: «Государь»

Политика лишь автономная сторона человеческой деятельности.

Основной тон морали – человек не может слепо полагаться на божественное, на спасение, а должен сам встать лицом к лицу действительности, рассчитывать на свои силы в формировании судьбы.

«Цель оправдывает средства» согласно учению Маккиавелли.

Утопические учения связаны с Т.Мор и Т.Кампанелли.

Основное произведение мора «Книжка по истине золотая и равно полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и острове Утопия».

Утопия означает место, которого нет. По другой версии означает «благословенное место».

Изображение идеального общественного строя, лишенного научного обоснования а так же обозначение всех произведений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

Мор был одним из основателей утопического социализма. Он полагал что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем.

Т. Кампанелла. Наиболее значимую роль сыграло социальное учение. Основной труд «Город Солнца». Он рассматривает единство церковной и светской власти. Провозглашает власть папы римского над всеми христианами. Книга возникла не случайной, она возникла в полном соответствии с политической жизнью автора.

Философия Нового Времени

 

Эмпиризм (empiris-опыт)    Рационализм (ratio-разум)

Ф. Бэкон (1561-1616)    Р. Декарт (1596-1650)

Характерна значимость гносеологической ориентации. В этот проявляются 2 направления: эмпиризм и рационализм.

Основатель эмпиризма Ф. Бэкон.

Сочинение основное Бэкона «Новый органон». Был написан в 1620 году. Отвергает философию как созерцание, а представляет, как науку о реальном мире основанную на опытном познании.

Основное внимание проблематике науки и знания. Ориентируется на познание действительного, реально существующего мира.

Предметом философии является постигаемая чувствами (материальная) реальность.

Поддерживает эффективность индуктивного метода.

Вводит 4 типа идолов

-идолы рода

-идолы пещеры

-идолы рынка

-идолы театра

Идолов рода и пещеры Бэкон считает врожденными. Идолы театра и рынка приобретаются в ходе развития

Идолы рода имеют основание в самой человеческой природе и в самом роде человеческом или поколении. Они исходят из естественного несовершенства человеческого разума.

Идолы пещеры. Идолы человека как индивида.

Остальные 2 типа идолов уходят корнями в социальную жизни.

Идолы рынка. Порождаются речевым общением людей в процессе которого они воображают что их разум повелевает словами. Подавляющее большинство людей не понимают что слова это только имена или знаки посредством которых люди общаются между собой.

Идолы театра. Порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные основные доктрины.

Исходный пункт исследования для Бэкона заключен в правильном описании природы и эксперимента. Оно должно быть упорядочено и для этого он предлагает метод таблиц. Следует составить таблицы и олписание единичных случаев, что бы разум мог с ними работать

Виды таблицы

1) Таблицы сущностей или присутствия тех или иных случаев. Дает относительно полный обзор основных проявлений исследуемых свойств

2) Таблица негативных инстанций. Построена так, что определенному положительному случаю соответствует по крайней мере 1 отрицательный.

3) Таблица степеней или сравнений. Задача представить разуму обзор случаев, в которых исследуемая природа присутствует в большей и в меньшей степени

Существует 3 основных пути познания

1) Путь паука

2) Путь муравья

3) Путь пчелы.

Путь паука – попытка выведения истинного из чистого сознания.

Путь муравья – узкий эмпиризм.

Путь пчелы – подъем от опыта к теории. Совершается непрерывно и постепенно.

Классификация наук Бэкона («О достоинстве и преумножении наук»)

В основе 3 способности души:

1) Память. Ей соответствует наука- история

2) Воображение. Поэзия

3) Разум. Философия.

Существует 3 основных предмета философии: бог, природа и человек.

Р.Декарт

«Правило для руководства ума». Он излагает в нем методологию научного познания.

«Рассуждение о методе».

«Начало философии» В нем полно изложены философские воззрения Декарта.

«Во всем должен сомневаться»-абсолютное начало, принцип Декарта.

Декарт считает, что материальные тела реальны только в протяжении.

Декарт считает ощущения смутными, темными и неясными.

Предлагает рассматривать элементы чувственного опыта как особые непроизвольные знаки. Если будем относится к ощущениям критически, то сможем избежать ошибок и получить при помощи органом чувств немалые знания.

Итог аргументации заключается в том, что мы всегда погружены в пучину сомнений. Сомневающиеся всегда мыслят, даже если это происходит во сне. А если мыслит, значит существует.

Познавательная деятельность складывается из 3-ех идей:

1) Идеи, получаемые каждым человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями.

2) Идеи, образующуюся в уме человека на основе идей 1-ого рода

3) Врожденные идеи. Делятся на логические принципы и экзистенциальные утверждения. (понятие бога, бытия, числа, длительности, из ничего не бывает ничего, нельзя одновременно быть и не быть).

Совершенной субстанцией является лишь Бог, который существует сам из себя и сам является своей причиной. Все остальные нуждаются для своего существования в присутствии Бога.

Дуализм Декарта заключается в принятии 2 субстанции:

1) Материальное (протяженность)

2) Духовное (мышление)

Б. Спиноза

Идеи изложены в главном и основном труде «Этика».

Рассуждения разделены на 5 основных частей:

1) О боге

2) О природе происхождения мысли

3) О происхождении и аффекте

4) О человеческой несвободе или о силе аффекта

5) О силе разума или о человеческой свободе

За определением следуют аксиомы, за аксиомой утверждение.

В основе учение о субстанции. Кроме бога не существует никакой субстанции. Субстанция неподвижна, ей некуда двигаться. Она не сотворима и не уничтожаема. Не делима, бесконечна, ничем не ограничена.

Способнсти человека ограничены, не могут познать бесконечное.

Спиноза используется понятие модус.

Т. Гоббс (1588-1879)

«Левиафан» (1651 год).

«О теле» (1655)

«О человеке» (1658)

В первой части «О теле» философию характеризуется как рациональное познание. Смысл познания в рациональном объяснении причин. Все что существует является телом, души нет. Тела бывают естественными и искусственными.

«О гражданине». По природе все люди эгоисты. В этом состоянии нет справедливости и не справедливости. У каждого есть право на то, что он желает. Мир становится сплошной войной. В ней не может быть победителей. Выход из нее в образовании общества.

Общество покоится лишь на согласии интересов, а согласие основано на соглашении. А оно искусственно. Усилением соглашения и гарантом соблюдения является общественная власть.

Гоббс является сторонником абсолютной государственной власти так как только на способна устранить все остатки естественного состояния.

Виды власти:

Демократия (каждый имеет право голосовать)

Власть у собрания (лишь часть имеет голос, называется аристократией)

Власть остается только у одного (монархия)

Состояния государства:

1) Благополучное состояние мира

2) Состояние гражданской войны (состояние гибели государства)

Дж. Локк (1632-1704)

 

Главный философский трактат «Опыт о человеческом разуме»

Главное внимание уделяется проблематике познания.

Философию Локка можно характерирозвать как «учение направленное против рационализма». Отрицает существование врожденных идей

Человеческая мысль лишена каких-либо врожденных идей. Считает душу чистым листом бумаги (Tabula Rasa). Лишь опыт заполняет письменами этот чистый лист.

Учение о первичных и вторичных качествах.

Как первичные так и вторичные качества относятся к идеям, полученные на основе полученного опыта.

Первичные качества это

Вторичные качества связано с одной областью чувств. Существуют лишь для нашего сознания.

Локк различает 2 ступени познания: бесспорное и правдоподобное.

 

Дж. Беркли

 

«Опыт новой теории зрения».

Основной труд «Трактат о принципах человеческого знания». (1710).

Беркли выступает против концепции Локка, он считает, что все качества вторичны.

Беркли понимает субстанцию как носителя свойств.

«Быть-значит быть воспринимаемым».

 

Д.Юм (1711-1776)

 

В 1738 издает «Трактат о человеческой природе»

-Об уме

-О страстях

 

Г.В Лейбниц

В теории познания, заявляет что чувственное познание выступает как предпосылка рациональному познанию.

Концепция 2 степеней истины: истина эмпирически, истина всегда касается лишь единичных явлений и событий.

Рациональное познание дает истине общее и необходимое.

Французская философия 18 века.

Социальное учение

Вольтер (1694-1778)

Ш.Л. Монтескье (1689-1755)

Ж.Ж. Руссо (1713-1778)

Материализм

Д. Дидро (1713-1784)

Ж.О де Ламетри (1713-1784)

П. А. Гольбах

Ж.А Гельвенций

Э.Б Кондильяк

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1602; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!