Покажем несколько приёмов игры на деревянных ложках, с самых простых и заканчивая более сложными. (мастер-класс игры на ложках)

Уважаемые слушатели! Вашему вниманию предлагается Проект на тему: « Деревянные ложки как музыкальный инструмент.

История и современность».

«Музыкальная народная культура

Является тем чистым источником,

Из которого подрастающее поколение,

Взяв лучшее из прошлого, сделает

Лучшим будущее»   

Д.А.Рытов.

 

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента точно не установлено.Ложки начали использовать как ударный музыкальный инструмент очень давно, первое упоминание о них датируется еще 1259 годом.

Но первые, довольно подробные сведения о них появляются в конце 18 века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца 17в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к этому времени. Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись: «Медведь с Козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а Коза сива в сарафане красивом – с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет».

В XIX – XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Как изготавливались ложки на Руси ? Их делали  из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто - то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

Готовые ложки покрывали лаком.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

В современном мире ложки, как инструмент, взяли на вооружение даже совершенно далекие от русской народной музыки коллективы. Например, их применяют американские фолк-певцы или музыканты, участвующие в шоу менестрелей. Исполнитель британской арт-рок группы Caravan пошел еще дальше: он играет на двух ложках, подключенных к усилителю, что позволяет извлекать из них совершенно необычные звуки.

Рассмотрим, каково сегодня отношение музыкальной педагогики к ознакомлению детей дошкольного возраста с русскими народными инструментами , и с ложками в частности.

Основу системы обучения детей дошкольного возраста игре на ложках составляет методика заслуженного педагога Дмитрия Анатольевича Рытова, представленная в книге «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей». Данная методика является частью программы «музыкальная народная культура»предполагает работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (от 4 до 10 лет).

Цель и задачи программы Д.А. Рытова.

Цель- Музыкальное воспитание детей на основе русской народной культуры, стимулирование их к творческой активности игры на музыкальных инструментах, в частности на ложках.

Задачи:

1. Воспитание бережного отношения к культуре своего

2. Развитие у детей музыкально - ритмического слуха.

3. Развитие музыкальной памяти, внимания и мышления.

4. Обучение различным приёмам игры на ложках

5. Развитие координации движений, быстроты реакции, а так же
мелкой моторики рук.

 

Ложки универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми. Форма и размер ложек соответствуют размеру рук дошкольника, а так же ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые особенности, интересные детям.

Покажем несколько приёмов игры на деревянных ложках, с самых простых и заканчивая более сложными. (мастер-класс игры на ложках)

 Итак, сегодня деревянные ложки звучат современно, они интересны и маленьким музыкантам и настоящим профессионалам. Это – важнейший предмет историко-культурного наследия русского народа, средство приобщения к народным традициям.

 

                             Благодарю за внимание!

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 849; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!