Таким образом, правовая система, которая сложилась в Японии после окончания революции Мэйдзи являлась вариантом романо-германской семьи.



После окончания Второй мировой войны огромное влияние на право Японии оказали американские правовые модели.

Реформой УПК 1948 года ГК отменялся так называемый институт патриархальной семьи и женщины стали равноправными участниками наследственных, имущественных и семейных отношений.

Но больше всего институтов главных отраслей японского права по-прежнему продолжает базироваться на традициях романо-германской семьи. Основной, ведущий правовой японский источник - кодифицированное законодательство. Это обстоятельство фактически служит главным препятствием для последующего сближения американского и японского права, определяющим границы сближения.

Сегодня в Японии наблюдаются изменения судебной практики, её роли и повышение её значения. Фактически она превращается в источник права, однако большинство судебных решений всё же выступают как толкования и конкретизация норм статутного права.

Основные источники мусульманского права.

Под "мусульманским правом" имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда. Шариат– это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем, лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII–Х вв. была посвящена деятельность правоведов – знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ суннитского толка и шиитского толка.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип "иджтихад" – свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы мусульманского права.                             

В качестве общего приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значения кияса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой нормы.

К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого "абсолютного иджтихада" – время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого "таклида" – действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом "условий, места и времени".


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!