IV. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ



И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Сибирь в начале XX в. Особенности социально-экономического развития.

2. Сибирь в начале XX в. Особенности политического развития.

3. Изменение административно-территориального деления Сибири (XX – начало XXI вв.).

4. Причины и основные этапы Гражданской войны в Сибири.

5. Хлебозаготовительный кризис зимы 1927/1928 гг. в Сибири.

6. Осуществление репрессивной политики в СССР (на примере Сибири).

7. Спецпоселенцы в Сибири (1930-е – начало 1950-х гг.).

8. Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

9. Помощь регионов Сибири в восстановлении народного хозяйства районов СССР, освобожденных от фашистской оккупации.

10. Место Сибири в кампании по освоению целинных и залежных земель.

11. Сибирь в период реформ в сфере управления экономикой и партийных организаций.

12. Становление и развитие академической науки в Сибири. Новосибирский академгородок.

13. Крупнейшие строительные проекты послевоенных лет в Сибири (каскад ГЭС, БАМ, нефте- и газопромыслы).

14. Строительство в Сибири новых городов.

15. Изменение демографической ситуации вследствие индустриального освоения региона.

16. Основные проблемы в развитии региона в последние годы советской власти.

17. Изменение геополитического положения Сибири в постсоветское время.

18. Изменение статуса национально-территориальных образований коренных народов Сибири в конце XX – начале XXI вв.

19. Сибирское соглашение как форма межрегионального комплексного сотрудничества.

20. Основные характеристики Сибирского федерального округа.

21. Проблемы современных эмиграционных и миграционных процессов в Сибири.

22. Вклад сибиряков в спортивные достижения СССР, России.

23. Вклад сибиряков в развитие искусства и культуры СССР, России.

24. Туристско-рекреационные ресурсы современной Сибири.

25. Место и роль Сибири в планах модернизации России.


Материал для самостоятельного изучения по теме

«Русская Православная Церковь в Сибири

В октябре 1917 г. – начале XXI вв.»

Русская Православная Церковь в Сибири в октябре 1917 –1919 гг.После прихода к власти в России большевиков в октябре 1917 г. РПЦ стала рассматриваться как враждебная государству сила, непримиримый враг социалистического строительства. Основным законом, определяющим конфессиональную политику советского государства, стал декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Вслед за Поместным Собором Русской Православной Церкви Сибирский церковный Собор (февраль 1918 г.) постановил, что имеет дело с актом открытого гонения на церковь и участие в проведении закона в жизнь несовместимо с принадлежностью к Церкви. По сибирским епархиям прошли собрания духовенства и верующих. Духовенство, получив циркуляр с постановлением Патриарха, заняло позицию полного саботажа декрета.

В ответ власть применила силовые методы воздействия. В 1918 г. в Новониколаевске, Омске, Томске и других городах была разграблена часть церквей и монастырей, запрещено преподавание «Закона Божьего», власть силой разгоняла крестные ходы. Во время данных мероприятий происходили вооруженные столкновения с человеческими жертвами, в городах вводилось чрезвычайное положение.

На Вербное воскресенье 15 (28) апреля 1918 г. состоялся крестный ход в Тобольске во главе с епископом Тобольским Гермогеном, которого через несколько дней арестовали. В ночь с 2 на 3 (15–16 июня) 1918 г. он был утоплен в р. Тобол. Смерть архиерея вызвала волну протестов по всей Сибири.

В результате белочешского мятежа летом 1918 г. советская власть в Сибири практически повсеместно пала. На этом на территории Сибири завершился первый этап реализации политики советского государства в отношении Церкви.

Церковь во время правления адмирала Колчака. В течение периода правления Временного Сибирского правительства (июнь–ноябрь 1918 г.) и адмирала А. В. Колчака стала восстанавливаться жизнь православных приходов, создана система церковного управления. В ноябре 1918 г. в Томске было образовано Высшее временное церковное управление (ВВЦУ). В правительстве А. В. Колчака профессор Томского университета П. А. Прокошев был назначен главноуправляющим по делам вероисповеданий. Церкви были возвращены конфискованные земли, в школы возвращено преподавание Закона Божьего, возобновлен принцип государственного содержания духовенства, открыты 5 духовных семинарий и 5 училищ.

Неудивительно, что Церковь, подвергшись репрессиям со стороны новой советской власти, оказала идеологическую, морально-психологическую поддержку колчаковскому режиму. Представители духовенства участвовала в боевых действиях, как правило, в качестве воинских священников. В армии были созданы полки «Иисуса», «Богородицы». В сентябре 1919 г. были введены должности «епископов армий», «главных священников фронтов», создано религиозно-фронтовое объединение Александра Невского. В результате непростых переговоров с руководством ВВЦУ адмирал А. В. Колчак был провозглашен «Главой Русской Церкви внебольшевистских пределов». В апреле 1919 г. на съезде духовенства в Омске за ним был закреплен титул «Главы Церкви».

Необходимо отметить, что сторону А. В. Колчака приняло не все сибирское духовенство. Так, в декабре 1919 г. местное духовенство поддержало восстание эсеров против существующего режима в Иркутске. Большинство священников продолжало выполнять свой пасторский долг, не втягиваясь в политическую борьбу.

В 1918–1919 гг. продолжали наноситься удары по церквям и монастырям. Поводом для жестких действий со стороны новой власти являлся факт поддержки старого режима и белой армии. Особой жестокостью отличался партизанский отряд Г. Ф. Рогова, действовавший на юге Западной Сибири, на счету которого было множество убийств священников и разорения храмов.

В 1919 г. адмирал А. В. Колчак, терпя военные неудачи, отходил вглубь Сибири. Вместе с ним отступало и наиболее непримиримое духовенство. С падением власти Верховного правителя 20 января 1920 г. было ликвидировано ВВЦУ.

 

Массовые гонения на Православную Церковь в 1920–1942 гг.Окончание Гражданской войны и утверждение советской власти сопровождалось в стране ростом гонений и преследованием представителей Церкви. Был арестован Патриарх Тихон. В Сибири уже с 1919 г. началось преследование священнослужителей, помогавших армии А. В. Колчака. В 1920–1922 гг. повсеместно в Сибири во исполнение декрета об отделении церкви от государства прошла реквизиция зданий, земли, капиталов и имущества, принадлежащих Церкви, закрытие монастырей и церквей, изъяты метрические книги, архивы, печати и т. д.

Сибирское духовенство и верующие пытались противостоять произволу властей. Как и в центральной России, в Сибири проводились крестные ходы, подавались коллективные петиции в вышестоящие инстанции, создавались православные объединения. Так, в 1920 г. был создан «Окружной союз христианских общин» в Бийске, в Барнауле в 1918–1922 гг. действовал «Объединенный Барнаульский приходской совет», в Томске – «Объединенный союз приходских общин».

Помимо ограничительных мер советской власти восстановлению жизни православных приходов мешала общее ухудшение материально-экономического положения региона, отсутствие священнослужителей. Большая часть сибирского священства погибла во время боевых действий, эмигрировала, была осуждена за помощь А. В. Колчаку. Недостаток кадров частично компенсировался за счет лиц духовного звания – беженцев из центральной России. Основная тяжесть возрождения приходов легла на плечи сибирского крестьянства, среди которого наблюдался рост религиозных настроений.

1922-1924 гг. – кампания по изъятию церковных ценностей. Следующий этап наступления на Церковь с целью ее уничтожения связан с голодом 1921 г. и появлением обновленческого раскола. Крупномасштабная акция изъятия церковных ценностей не только лишила Церковь богослужебной утвари (часто имеющей историческую и культурную ценность), но и была направлена на ликвидацию иерархов и рядового духовенства.

В Сибири процесс изъятия ценностей отражал общероссийские тенденции, но его отличительной чертой стал относительно мирный характер на первом этапе (весна – середина лета 1922 г.), в отличие от центральной России. Этому способствовало: 1) позиция местной власти, которая действовала осторожно и даже шла на возвращение необходимых для богослужения предметов в обмен на денежные средства; 2) позиция сибирских правящих архиереев и духовенства. Сибирские архиереи обратились к духовенству и верующим с обращениями и разослали подробные инструкции по жертвованию церковных ценностей.

Однако с середины лета 1922 г. начался второй этап кампании, который проводился более жесткими методами, сопровождался насилием и провокациями по отношению к духовенству и верующим. В результате власти встретились с сопротивлением. Отказы пустить комиссии по изъятию ценностей в церкви были зафиксированы в Мариинске, Барабинске и других городах. В сельской местности Алтая произошли волнения, избиение представителей советской власти. В отчете Иркутского губкома РКП (б) отмечалось: «Иркутское духовенство во главе с епископом Анатолием оказало сопротивление изъятию ценностей, выразившееся в антисоветской и антисемитской агитации, в разбрасывании прокламаций с призывом к населению о сокрытии ценностей».

Многие церкви подверглись повторной конфискации, что сделало невозможным проведение богослужебных обрядов. В целом церковные ценности были явно переоценены советским правительством. Общая сумма по стране в процессе изъятия составила 33 пуда, 32 фунта 86 золотников золота и 23 997 пудов 23 фунта 24 золотника серебра. Доля небогатых сибирских церквей в ней была ничтожна мала – 2 пуда 3 фунта золота, 622 пуда 25 фунтов серебра, золотых монет на сумму 2298 руб., серебряных на сумму 16 714 руб. Политический эффект от кампании был более значителен. За 1922–1923 гг. по стране было отмечено 1414 столкновений верующих с властями, погибло более 10 тыс. священников и монахов. Акты сопротивления стали поводом для начала массовых репрессий. По Сибири (в Томске, Омске, Иркутске) прокатились многочисленные судебные процессы над духовенством и церковными активистами, сопровождавшиеся пропагандистской газетной кампанией.

Раскол в Сибири. Одновременно с кампанией по изъятию церковных ценностей в 1922 г. в Сибири при активной поддержке советской власти начало распространяться обновленческое движение. В сентябре 1922 г. на первом съезде обновленческого духовенства Сибири в Томске был образован орган высшей церковной власти в Сибири – обновленческое Сибирское Церковное управление (СибЦУ), его возглавил возведенный в сан митрополита всея Сибири священник Петр Блинов. Он стал первым в истории Русской Православной Церкви женатым епископом, его хиротония вызвала крайне противоречивую реакцию в православном мире.

В сентябре 1922 г. в Новониколаевске возникла другая группировка обновленцев, создавшая Временное управление Сибирской митрополией. Путем компромисса удалось объединить СибЦУ и «Сибмитрополию» под председательством митрополита Петра Блинова и было создано Сибирское Областное Церковное Управление (СибОЦУ), ставшее высшим административно-исполнительным органом на территории Сибири, действовавшим вплоть до начала 1930-х гг. СибОЦУ формально находился в каноническом подчинении ВЦУ, фактически располагал широкой автономией.

По мнению исследователей, успех обновленчества в Сибири был обусловлен полной поддержкой со стороны советской власти, неосведомленностью духовенства и верующих о текущей церковной жизни, изоляцией и дезорганизацией высшего управления Православной Церкви.

Считается, что наибольшего успеха обновленцы добились в Западной Сибири, где к лету 1923 г. они заняли все архиерейские кафедры. На 1923 г. в 16 сибирских епархиях из 1382 приходов насчитывалось 866 обновленческих.

Во второй половине 1920-х гг. борьба между тихоновским и обновленческим направлениями в Сибири становилась все более острой, авторитет «Живой Церкви» падал, приходы массово переходили в каноническое подчинение местоблюстителю Патриаршего престола. Органы церковного управления обновленцев просуществовали в Сибири до начала 1930-х гг. и были ликвидированы в ходе очередного этапа уничтожения Церкви, связанного с проведением коллективизации. Отказ власти от поддержки обновленцев, политика массового уничтожения священства привела к преодолению разногласий между противоборствующими церковными направлениями. Обновленческий раскол стал примером неудачной попыткой советского государства подорвать Церковь изнутри за счет конформистски настроенного духовенства.

Негативно отразилась на единстве Церкви смерть Патриарха Тихона в 1925 г. В январе 1926 г. при поддержке ОГПУ под руководством екатеринбургского епископа Григория (Яцкова) был зарегистрирован Высший Временный Церковный Совет (ВВЦС). Каноничность совета не признал заместитель местоблюстителя – митрополит Сергий. В Сибири прошли многочисленные собрания, съезды. Духовенство, не вполне понимая суть спора о канонической правомочности претензий на полноту церковной власти, вновь раскололось. В этих условиях многие сибирские епархии (Омская, Томская, Иркутская, часть приходов Красноярска) предпочли принцип автокефального управления с правом самостоятельного существования.

Большинство сибирского духовенства негативно отнеслось к условиям легализации Церкви, обозначенным в Декларации 1927 г. митрополита Сергия. Большинство архиереев Западной Сибири перешло в 1928 г. на сторону епископа Григория. 9 июня 1928 г. в Томске состоялся «григорианский» съезд, на котором присутствовало 28 делегатов от всех епархий Сибири. Томский архиепископ Дмитрий был избран митрополитом Сибирским.

К концу 1929 г. в Сибири противодействовали друг другу обновленцы и тихоновские группировки: сергианцы, григорианцы, автокефалисты. В Западной Сибири из более 2200 приходов примерно 34% составляли обновленцы, 50% сергианцы, 14% григорианцы и 2% автокефальные приходы. Борьба между ними, так же как и в центральной России, начинает затихать к началу 1930-х гг. с однозначным укреплением позиций митрополита Сергия.

Особенности церковной политики советского государства в Сибири в 1920-1930-е гг. В период становления тоталитарного режима в России в 1920–1930-е гг. государственная политика в отношении РПЦ не была последовательной. В зависимости от укрепления позиций советской власти на местах, развития законодательной базы менялась тактика действий власти при неизменном сохранении сущности антицерковной политики. Это в свою очередь влияло на изменение тактики борьбы за выживаемость РПЦ, пытавшейся приспособиться к новым социальным условиям. На Урале и в Сибири антицерковная политика государства носила особые черты по сравнению с европейской частью страны, что было связано с более поздними сроками установления советской власти, отдаленностью региона от центра, обширными территориальными размерами и слабостью местных органов новой власти.

Ужесточение репрессий против Церкви в конце 1920-х – 1940-е гг. В 1929–1939 гг., в связи с коллективизацией и индустриализацией, начался период ужесточения репрессий против Церкви. Начавшееся с середины 1920-х гг. закрытие храмов по формальной причине плохого технического и санитарного состояния зданий, неуплаты налогов, сопровождающееся уничтожением и преследованием духовенства и верующих в 1930-е гг., закончилось в начале 1940-х гг. полной ликвидацией последних храмов в Сибири.

По неполным данным, в 1931–1942 гг. было закрыто церквей в Кемеровской области – 105, в Томской – 95, в Алтайском крае – 365. Так, на 1.01.1936 г. по 100 районам Западно-Сибирского края, где до революции было 1518 молитвенных зданий, осталось незакрытых молитвенных зданий – 803, из них действующих – 374, бездействующих – 429.

Процесс ликвидации храмов был усилен к концу 1930-х гг. Если в 1931–1937 гг. на территории Алтайского края было закрыто 185 православных церквей, то в 1938–1939 гг. – 161, т. е. за 1931–1939 гг. – 346 храмов. В 1939 гг. в официальных отчетах указывалось, что церквей и молитвенных домов в Алтайском крае нет.

К началу Великой Отечественной войны все официально действующие православные приходы в Сибири были ликвидированы, за исключением кладбищенской Успенской церкви в Новосибирске.

Православное духовенство и верующие Сибири подверглись массовым репрессиям по обвинениям в антисоветской пропаганде, контрреволюционной деятельности. В Иркутской епархии было проведено три масштабных операции в 1927, 1933, 1937 гг. По сфабрикованному делу только в 1937 г. было осуждено 115 человек, из них расстреляно 98 человек. В Красноярском крае в результате трех процессов 1937–1938 гг. было арестовано 74 человека, из них подверглись расстрелу 63 человека. В первую очередь удар наносился по иерархам Церкви, которые обвинялись в создании и руководстве контрреволюционными организациями, как епископ Красноярский А. А. Турский (1937), архиепископы Иркутские Анатолий (1924), Д. Прозоровский (1933), П. Павловский (1937). В Новосибирской епархии по «церковным делам» 1937–1938 гг. было арестовано и осуждено более 200 человек, в том числе архиепископ Сергий (Васильков), епископ Евфимий (Лапин).

В результате массовых репрессий в 30-е гг. ХХ в. на территории Сибири в 1937–1942 гг. не осталось ни одного правящего архиерея, все епархии прекратили существование.

Русская Православная Церковь в Сибири в 1943–1991 гг.Политика государства по отношению к Церкви существенным образом изменилась во время Великой Отечественной войны. В ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. состоялась историческая встреча И. В. Сталина с руководством Русской Православной Церкви, спустя четыре дня был собран Архиерейский Собор, на котором митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси. 14 сентября 1943 г. было принято постановление СНК СССР об организации Совета по делам религии, в 1943–1946 гг. частично изменено религиозное право.

Данные изменения привели к постепенному организационному восстановлению Церкви в Сибири, где к 1943 г. православная организационная структура была полностью ликвидирована. В это время широкое распространение получили «кочующие» священники-нелегалы, «самосвятство», когда религиозные обряды проводили сами верующие (даже женщины). Повсеместно появились «странники», «монахи в миру», «ворожеи» и т. п. Небольшая часть приходов и священников действовала законспирировано.

Православные верующие с энтузиазмом встретили перемены религиозной политики государства. Так, в Алтайском крае, где движение за открытие церквей приобрело наиболее массовый характер, за 1944–1948 гг. было подано 289 ходатайств об открытии церквей. В Новосибирской области с осени 1943 г. по март 1948 г. – 157 заявлений из более чем 50 населенных пунктов. Большинство ходатайств по различным причинам не было удовлетворено государством, сдерживающим процесс увеличения количества церквей. Например, в Алтайском крае было открыто только 11 молитвенных зданий. В итоге в Сибири к 1947 г. было зарегистрировано только 101 православное общество, из них в Западной Сибири – 61. Для сравнения: только в одном Краснодарском крае в 1947 г. действовало 239 православных обществ.

Осенью 1942 г. с возведением в сан архиепископа Лука (Войно-Ясенецкий) был назначен на Красноярскую кафедру, которой управлял до конца 1943 г. Находившийся в 1937–1942 гг. в ссылке в Красноярском крае епископ Лука был весь этот период единственным архиереем в Сибири, который мог совершать св. таинства.

В 1943 г. управляющим Новосибирско-Барнаульской епархией с вверенным ему окормлением Омской, Тобольской, Иркутской и Красноярской был назначен архиепископ Варфоломей (Городцев). В 1946 г. на территории Сибири действовали три епархии: Омская и Тарская, Владивостокская и Хабаровская, Новосибирская и Барнаульская. В 1947 г. Омско-Тарскую епархию укрупнили и переименовали в Омско-Тюменскую, просуществовавшую до 1990 г. В 1947 г. были открыты епархии в Семипалатинске (упразднена в 1950 г.), Енисейске и Красноярске (упразднены в 1956 г.). В 1948 г. возобновила деятельность Иркутская епархия, под ее юрисдикцию вошли приходы упраздненной ранее Владивостокской и Хабаровской епархии.

Таким образом, епархиальные центры в Сибири послевоенного периода разместились в трех городах: Омске (Омско-Тюменская епархия), Иркутске (Иркутско-Читинская епархия) и Новосибирске (Новосибирско-Барнаульская епархия). Такое положение дел сохранилось вплоть до изменений в положении РПЦ в конце 80-х гг. ХХ в.

В конце 1940-х – 1950-е гг. начинает постепенно ужесточаться государственная политика по отношению к Церкви, что было связано с усилением значения религии в жизни граждан (произошло резкое увеличение числа венчаний, крещений, в т. ч. в семьях коммунистов). Запрещаются крестные ходы, ограничиваются разъезды духовенства и колокольный звон, начинаются незаконные закрытия храмов и аресты священнослужителей. В ходе «хрущевских гонений» на Церковь 1958–1964 гг. в Сибири было закрыто 33 церкви и молитвенных дома из 94 (35 % от общего количества).

В 1965–1985 гг. происходит стабилизация государственно-церковных отношений. Государством упор делается на организацию научно-атеистической пропаганды, усиливается профилактическая деятельность спецслужб.

Как результат такой политики в Сибири стали развиваться иные религиозные течения и объединения. Помимо ислама, буддизма, иудаизма, старообрядческих течений, традиционных языческих верований, в Сибири к 1990-м гг. действовали католики, адвентисты седьмого дня, лютеране, евангельские христиане-баптисты, меннониты, пятидесятники, свидетели Иеговы и др.

В 1986 г. начался пересмотр политики советского руководства по отношению к Русской Православной Церкви и другим религиозным организациям. Подготовка и празднование тысячелетия крещения Руси (1988 г.) способствовали быстрому росту приходов, передаче Церкви храмов, доступу священнослужителей к СМИ и т. д. Закон 1990 г. о свободе вероисповеданий также отразился на увеличении числа зарегистрированных общин. После смерти 3 мая 1990 г. Патриарха Пимена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Патриархом был избран Алексий (Ридигер), под руководством которого Церковь пережила развал СССР в 1991 г. и «ренессанс» в конце 1990-х – начале XXI в.

Русская Православная Церковь в Сибири в конце ХХ – начале XXI вв.На территории Сибири произошли самые большие изменения административно-территориальной структуры РПЦ в постсоветский период. Из трех существовавших на 1988 г. епархий (Омской, Новосибирской и Иркутской) было выделено 14 новых, а в Хабаровском крае возобновлена епархия. К декабрю 2007 г. на территории Сибири и Дальнего Востока действовало 19 епархий (Абаканская и Кызыльская, Анадырская и Чукотская, Барнаульская и Алтайская, Биробиджанская и Кульдурская, Благовещенская и Тындинская, Владивостокская и Приморская, Иркутская и Ангарская, Кемеровская и Новокузнецкая, Красноярская и Енисейская, Магаданская и Синегорская, Новосибирская и Бердская, Омская и Тарская, Петропавловская и Камчатская, Тобольская и Тюменская, Томская и Асиновская, Хабаровская и Приамурская, Читинская и Забайкальская, Южно-Сахалинская и Курильская, Якутская и Ленская).

Создание новых епархий было связано с интересами развития РПЦ, в т. ч. финансово-экономическим фактором, необходимостью приспособиться к государственному административному делению, противодействием религиозным организациям протестантского направления. Толчком к выделению новых епархий служили обращения руководителей национальных республик, позиция областных властей (например, при образовании Абаканской и Кызыльской, Кемеровской и Новокузнецкой епархий).

До разукрупнения сибирские епархии занимали огромные территории, что отрицательно отражалось на организации православной жизни. Так, к концу 80-х гг. ХХ в. в состав Новосибирской и Барнаульской епархии входили Новосибирская и Кемеровская области, Красноярский и Алтайский края, Тувинская АССР, Горно-Алтайская и Хакасская автономные области. На территории епархии на более чем 3 млн кв. км проживало около 15 млн чел. В нее входило 75 приходов. Только с июня 1990 г. определением Поместного Собора РПЦ из состава Новосибирской епархии были выделены в отдельную Красноярско-Енисейскую епархию приходы Красноярского и Кемеровского благочиний. После чего Новосибирская епархия стала территориально состоять из Новосибирской и Томской областей, Алтайского края с Горно-Алтайской автономной областью и Тувинской АССР с общей площадью более 1 млн кв. км, на которой проживало около 10 млн чел. 11 июня 1993 г. решением Синода была образована Кемеровская и Новокузнецкая епархия путем выделения из состава Красноярской.

Вновь образованные и возрожденные на территории Сибири епархии Русской Православной Церкви, несмотря на трудности внешнего и внутреннего характера, начали активно вести социально-просветительскую деятельность.

 

 


Источники и литература по теме

 

1. Белоглазов, М. Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917 – 1925 гг.) / М. Л. Белоглазов. – Томск, 1992.

2. Горбатов, А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. / А. В. Горбатов. – Томск, 2008.

3. Гордиенко, Н. С. Православие в советском обществе. Основные этапы эволюции / Н. С. Гордиенко // Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

4. Гришаев, В. Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае / В. Ф. Гришаев. – Бийск, 2007.

5. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (1917–1998 гг.). – Барнаул, 1999.

6. Из истории земли Томской. 1917–1921. Народ и власть: сборник документов и материалов. – Томск, 1997.

7. Из истории земли Томской. 1921–1924. Народ и власть: сборник документов и материалов. – Томск, 2000.

8. Из истории земли Томской. 1925–1929. Народ и власть: сборник документов и материалов. – Томск, 2000.

9. Коголь, Т. Н. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства в первое десятилетие Советской власти (исторический анализ на материалах Западной Сибири) / Т. Н. Коголь. – Томск, 2005.

10. Новосибирская епархия: история и современность. – Новосибирск, 2006.

11. Регельсон, Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945 / Л. Регельсон. – Париж: Умка-Пресс, 1977.

12. Русская Православная Церковь юга Западной Сибири (XIX–XX вв.): исторические очерки. – Кемерово, 2007.

13. Сосковец, Л. И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы ХХ века / Л. И. Сосковец. – Томск, 2003.

14. Томские архиереи. Биографический словарь 1834–2002 / С. А. Исаков, Н. М. Дмитриенко. – Томск, 2002.

15. Фаст, Г., протоиерей. Енисейск православный / Г. Фаст. – Красноярск, 1994.

16. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды / В. Цыпин. – М., 2007.

17. Эйнгорн, И. Д. Очерки по истории религии и атеизма в Сибири / И. Д. Эйнгорн. – Томск, 1982.

18. Эйнгорн, И. Д. Религия, церковь и классовая борьба в Сибири в переходный период от капитализма к социализму (1917–1937) / И. Д. Эйнгорн. – Томск, 1985.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!