Технология дидактической игры.



Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

 

Основные условия проведения дидактической игры:

 

Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

 

Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

 

Необходимость включения педагога в игру.

 

Необходимость оптимально сочетать занимательность и обучение.

 

Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

 

Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

 

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией.

 

Подготовка игры:

 

Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

 

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны играть роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

 

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий.

 

Помимо этого требуется четко спланировать временной параметр игры, в частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры.

 

Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении игр.

 

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка, настойчивость в достижении цели.

 

Основные цели дидактических игр - формирование устойчивого интереса к учению, психических новообразований, учебной деятельности, общеучебных умений, навыков работы, адекватных взаимоотношений, освоение социальных ролей, снятие напряжения.

 

Чёткой классификации игр по видам нет.

 

Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

 

Иногда игры соотносят с материалом: игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) В настольно–печатных играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.

 

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

 

дидактическая задача;

 

игровая задача;

 

игровые действия;

 

правила игры;

 

результат (подведение итогов).

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА определяется целью обучающего. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

 

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

 

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — основа игры, способы проявления активности ребенка при достижении игровых целей. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

 

ПРАВИЛА ИГРЫ. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

 

ПОДВЕДЕНИЕ итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

 

Самое главное — дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой обучения, когда дети непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

 

Этапы игры:

 

I. Мотивация познавательной активности. Игра мотивирует ученика очень эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом.

 

II. Активизация познавательных действий. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Дети могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью.

 

III. Организация дисциплины. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки и команды соблюдают их, играя. Естественно, что игры шумноваты для поборников послушания, но дисциплина и послушание — разные вещи.

 

IV. Содержание преподавания. Выстраивая игру, учителю не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Игры позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала — 100%.

 

V. Оценка успешности. Оценка знаний и действий ученика на уроке — обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая.

 

Плюсы дидактической игры:

 

Игра не знает возрастных границ.

 

Игра — более активная форма работы с учениками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.

 

Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.

 

Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.

 

Игра - более надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.

Активные методы обучения.

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характери-

зующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учеб-

ный процесс, активизирующие их познавательную и творческую

деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями АМО являются:

 целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый

вынужден быть активным независимо от его желания;

 достаточно длительное время вовлечения обучаемых в

учебный процесс, поскольку их активность должна быть не крат-

ковременной или эпизодической, а в значительной степени устой-

чивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

 самостоятельная творческая выработка решений, повышен-

ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

 интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодейст-

вие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельно-

сти (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных

связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или

иной проблемы.

Существенный вклад в развитие теории и практики АМО вне-

сли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абра-

мова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лиф-

шиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Ры-

бальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.

В середине 80-х гг. по инициативе М. М. Бирштейн, автора пер-

вой в мире деловой игры, проведенной в Ленинградском инженерно-

экономическом институте (ЛИЭИ) в 1932 г., стали издаваться катало-

ги деловых игр СССР и впервые была сделана попытка классифика-

ции активных методов обучения и сфер их применения.

Существующие в настоящее время подходы к классификации

АМО отражают различные их свойства и наиболее важные с точки

зрения авторов классификационные признаки [2]; [3]; [14]; [17].

На наш взгляд, классификация, изложенная в [10], отличается

более четкой терминологией, признаками и целями подразделения

АМО, что особенно важно для обмена идеями в профессиональной

среде и разработки соответствующего методического обеспечения. 6

С учетом отечественного и зарубежного опыта, практики

применения активных методов обучения в СПбГИЭУ, а также по-

явления новых направлений их использования предлагается клас-

сификация АМО, представленная на рис. 1. В качестве основного

классификационного признака в представленной системе АМО вы-

ступает наличие имитируемой деятельности.

Характерной чертой занятий, проводимых с использованием

неимитационных АМО (в отличие от имитационных), является

отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Акти-

визация обучения осуществляется через прямые и обратные связи

между обучающими (преподавателями) и обучаемыми (слушате-

лями).

Отличительной чертой занятий, проводимых с использовани-

ем имитационных АМО, является наличие модели изучаемого

процесса (имитация индивидуальной или коллективной профес-

сиональной деятельности).

Особенность имитационных методов – их разделение на игро-

вые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые

должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они да-

ют наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом

случае достигается существенное приближение учебного процесса

к практической профессиональной деятельности при высокой сте-

пени мотивации и активности обучаемых.

Охарактеризуем основные активные методы обучения по ви-

дам занятий.

К имитационным игровым занятиям относятся: деловая игра,

разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия на

машинных моделях.

Деловая игра (ДИ) – это имитационное моделирование про-

цессов управления социально-экономическими системами и про-

фессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с це-

лью изучения и решения возникших проблем.

Анализ специальной литературы показывает, что в настоящее

время однозначной и общепринятой трактовки понятия «деловая

игра» пока не сформировалось. Поэтому мы даем определение, ко-

торое, на наш взгляд, является наиболее общим, кратким, вклю-

чающим самые существенные характеристики деловой игры в ее

современном понимании.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!