Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.



 

21.1. Источники.

 

По истории греческого театра и Великих Дионисий сохранились многочисленные источники, которые позволяют восстановить многие реалии и всесторонне рассмотреть феномен древнегреческого театра. Помимо пьес, которые дошли до нас как целиком, так и в многочисленных отрывках, важную роль играют эпиграфические источники – надписи. Важнейшими из них являются «Паросский мрамор», содержащий сведения о зарождении театральных представлений в Афинах, и «Фасты» – список победителей на празднествах в честь Дионисия.

В речах ораторов Демосфена, Эсхина, Исократа, Лисия, где отразились многие аспекты бурной социально-политической жизни полиса, также есть сведения о празднествах и театральных представлениях. Обширные сведения о драматургах и роли театра в жизни афинян содержат «Описание Эллады» Павсания с его экскурсами в прошлое, а также сочинения Афинея и Диогена Лаэртского. О театре как духовном феномене написано в трактатах Платона и Аристотеля.Ряд интересных сведений приводится в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха.

 

21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.

 

Театральные зрелища родились в Греции из культовых обрядов, связанных с празднествами Диониса – бога умирающей и воскресающей природы, покровителя виноделия. Песни, исполняемые на этих празднествах хором ряженых, уже содержали в.себе элементы примитивного театрального действия. Но для V в. до н.э. это было далеким прошлым, связь с которым ощущалась лишь постольку, поскольку театральные зрелища, например в Афинах, приурочивались к праздникам в честь Диониса – Великим дионисиям и Малым дионисиям. В это время театр в Афинах и в других греческих городах был одним из важнейших центров общественной жизни и пользовался огромной популярностью.

Само слово «театр» происходит от греческого глагола theaomai (созерцаю) и может быть переведено как «место для зрелищ». Первоначально не существовало постоянных сооружений для театральных представлений. Позднее стали строить театры, нередко огромных размеров. Так, построенный в Афинах в IV в. до н.э. на юго-восточном склоне Акрополя театр вмещал до 17 тыс. человек, т.е.около половины всех афинских граждан; построенный примерно в то же время театр в аркадском городе Мегалополе – 44 тыс. зрителей и т.д. Само собой разумеется, что при таких огромных размерах греческие театры были лишены кровельных перекрытий: и актеры и зрители находились под открытым небом, и театральное действие происходило при естественном освещении. Места для зрителей располагались полукругом, уступами и были разделены проходами. Для переодевания актеров служила палатка (по-гречески скенэ), а затем особое сооружение, сохранившее то же наименование. На передней стене его, обращенной к зрителям, рисовали декорацию, и перед ней выступал актер. Позднее слово «скенэ» стало обозначать особый помост перед этой стеной (от греческого «скенй» происходит наше слово «сцена»). Перед скенэ находилась утрамбованная площадка, так называемая орхестра, для танцев и хора.

Параллельно с развитием живописи и овладением теорией перспективы шло усовершенствование декораций. Первую перспективную декорацию приписывают Агафарху, который устроил ее при постановке трагедии Эсхила в Афинах. Особые приспособления (так называемые энкиклемы) давали возможность показывать богов и героев, парящих в воздухе и своим появлением вносящих в действие неожиданную развязку. Руководство спектаклем обычно брал на себя сам автор трагедии или комедии. Часто он выступал и в качестве актера, но хор, обязательный для всех видов греческих театральных постановок, подготавливался так называемыми хорегами за их собственный счет в порядке почетной общественной повинности – литургии. В дни Великих дионисии в Афинах устраивались театральные состязания, обычно между тремя авторами трагедий. Каждый из участников этого состязания ставил три трагедии, т.е. три произведения, написанных на скорбный, чаще всего заимствованный из мифов сюжет, и одну так называемую сатировскую драму, сюжет которой также заимствовался из мифов, но трактовался шутливо, иной раз даже карикатурно. Состязания устраивались и среди авторов комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты состязаний фиксировались в особых надписях – дидаскалиях, хранившихся в афинском государственном архиве. Общее наблюдение за проведением театральных зрелищ лежало на архонтах. Как уже говорилось выше, афинские граждане получали из государственной казны теорикон – особое пособие на посещение театра. За счет этих средств и литургий покрывались все связанные с театральными постановками расходы, которые бывали весьма значительными.

 

К концу архаической эпохи широкое распространение получил культ Диониса – бога виноградарства и виноделия. Празднества в его честь, продолжавшиеся с осени до весны, приобрели в Афинах огромную популярность. Участники празднеств, одетые в козлиные шкуры, изображали сатиров, спутников Диониса. Они разыгрывали сцены из мифов о веселом боге и распевали дифирамбы – прославлявшие его песни. Из этих песен и родилась в VI в. до н.э. трагедия (букв. – козлиная песнь). Театр стал одним из центральных элементов жизни демократических Афин. Древнегреческий театр наиболее полно и ярко воплотил в себе основные черты античной культуры – приоритет звучащего слова и агональный характер полисной жизни.

Окончательный ритуал проведения празднеств в честь Диониса установился около 500г. до н.э. Три из посвященных этому богу праздников включали театральные представления: Великие (или Городские) Дионисии, на которых каждый из трех приглашенных драматургов представлял три трагедии и Сатарову драму (тетралогию), а с 486г. до н.э. добавили и комедию, Ленеи, где исполнялись комедии, и Малые Дионисии, на которых повторялись уже сыгранные трагедии.

Набольшей пышностью отличались Великие Дионисии, на которые съезжались многочисленные делегации из союзных Афинам полисов. Они справлялись в конце марта – начале апреля. За несколько дней до праздника совершалась церемония перенесения статуи Диониса из храма в Элевтерах в Афины, где ее помещали в древнем святилище возле театра. Руководил праздником архонт-эпоним. Великие Дионисии начинались с пышной процессии, которую возглавляли жрецы и должностные лица полиса. Многочисленные участники шествия несли на плечах кожаные мехи с вином, ритуальные хлебы, корзины с фруктами и цветами и фаллические символы бога; эфебы вели жертвенных быков (их могла быть не одна сотня). Воздав почести олимпийским богам у их алтарей, у алтаря Диониса проводили заклание жертвенных животных. После совершения священной трапезы ее участники веселой толпой под звуки флейт и тимпанов бродили по улицам города, распевая песни. В следующие два дня состязались хоры мальчиков и молодых мужчин, исполнявших дифирамбы в честь Диониса. Победители получали треножник, который выставлялся затем на одной из улиц Афин и в храме Диониса.

После этого начинались театральные представления, которые проходили в расположенном на южном склоне Акрополя театре Диониса, вмещавшем до 17 тысяч зрителей. Зрительские места располагались на полукруглых ступенях, устроенных на склонах холма. У их подножия располагалась орхестра – площадка, где выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась – скена – палатка, где переодевались актеры.

Позднее стали возводить специальное сооружение, на котором размещали декорации. Входной билет стоил 2 обола, а бедным гражданам выплачивали для приобретения билетов так называемые театральные деньги. В первом ряду стояли 76 мраморных кресел для жрецов, высших магистратов и заслуженных граждан. Театральное представление строилось на принципе агона – состязательности. Обычно в соревновании участвовали три драматурга, актеры, а так же хореги,которые руководили представлением и на свои деньги осуществляли постановку спектаклей, порой весьма дорогостоящих.

Состязание трагиков начиналось с установки в театре статуи Диониса и совершения церемоний жертвоприношения и очищения. А затем переходили к общеполисным мероприятиям. На орхестру выносили форос, выводили детей граждан, погибших при защите Афин, и провозглашали, что полис будет содержать этих сирот. Дети, достигшие совершеннолетия, выстраивались перед зрителями в полном вооружении гоплита, полученном от государства. Затем по жребию выбирали десять судей, определяли победителя в каждом виле состязаний и увенчивали его венком. Таким образом, Великие Дионисии были праздником для всех жителей полиса. Включавший и религиозные церемонии, и театральные представления, и церемонии гражданского характера, этот праздник занимал одно из важных мест в социально-политической и культурной жизни Афин.

 

21.3. Греческая литература V—IV вв.

 

В области литературного творчества V и IV вв. до н.э. были временем высокого подъема и появления новых литературных жанров. Ведущая роль в развитии литературы целиком переходит к Афинам – главному центру культурной жизни всей Греции. Утверждение в Афинах демократического строя наложило яркий отпечаток и на литературное творчество. Писатели этого времени даже и в тех случаях, когда по своим взглядам они не были сторонниками демократии, не могли не считаться с запросами своих сограждан. Некоторые из этих запросов отличались злободневностью и были непосредственно связаны с текущей общественной жизнью, другие касались личной и общественной морали, старых общественных устоев и новых проблем. Отражавшая все эти запросы классическая греческая литература до сих пор поражает глубиной, тонкостью и разнообразием высказанных в ней мыслей и силой их художественного выражения. Отсюда огромное влияние греческой литературы на все последующее развитие мировой литературы.

Если для архаического периода характерно развитие лирической поэзии, то для V–IV вв. до н.э. столь же характерным был расцвет трагедии и комедии, т.е. литературных жанров, связанных с театром.

В своей «Поэтике» Аристотель указывал, что предметом трагедии должно быть событие значительное. Трагедия не есть простое повествование о случайном, единичном факте. Единичное событие возвышается в трагедии до обобщения. Волнующая значительность образов классической греческой трагедии, чеканная строгость и совершенство формы были причиной того, что на протяжении столетий образы трагических героев древней Греции продолжали жить в литературе европейских народов. Таковы Прометей, Эдип, Федра, Ифигения.

Сюжеты для своих произведений трагические поэты, как правило, черпали из мифологии, но иногда сюжетами трагедий бывали и события исторические. Так, один из первых афинских трагиков (первым традиция считает Феспида, поставившего свою трагедию в 534г. до н.э.), Фриних, вскоре после разрушения Милета персами поставил трагедию «Взятие Милета», а после победы над персами при Саламине – трагедию «Финикиянки», в которой прославлялся Фемистокл.

 

Эсхил.

Дальнейшее развитие трагического жанра связано с именами трех великих афинских поэтов: Эсхила, Софокла и Эврипида. О времени их жизни можно судить по тому, что в 480г. до н.э. Эсхил, повидимому, участвовал в Саламинской битве, Софокл пел в хоре юношей на праздновании этой победы, а Эврипид, по преданию, якобы как раз в это время родился.

Эсхил – «отец трагедии», как называет его Энгельс, происходил из знатного рода. Его политические взгляды отличались консерватизмом. Из написанных Эсхилом, по сообщению древних, 90 трагедий до нашего времени дошло только 7. Несмотря на использованные в этих трагедиях мифологические сюжеты, Эсхил откликается на актуальнейшие вопросы своего времени. Так, основной темой трилогии Эсхила «Орестея», состоящей из трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды», служит борьба между гибнущим материнским и побеждающим отцовским правом. Содержание этой трилогии сводится к следующему. Клитемнестра вместе со своим возлюбленным Эгистом умерщвляет своего мужа Агамемнона, вернувшегося после взятия Трои. Мстя за смерть отца, Орест убивает свою мать и ее любовника. За это его преследуют богини мести, змеиноволосые Эриннии. Блюстительницы старинных начал матриархата, они не считают виновной Клитемнестру, ибо «чужим по крови был убитый ею муж». На стороне Ореста новые боги – Аполлон и Афина, поправшие «скрижаль старинных правд». Но Афине удается «преклонить одичалых богинь неподатливый гнев». Учреждаемый ею ареопаг оправдывает Ореста. Превратившись в благих Эвменид, Эриннии остаются в Афинах – становятся их богинями-покровительницами. В уста Афины автор вложил и завет, выразивший его собственные политические взгляды:

 

Храните город столь же зорко, граждане,

От безначалья, сколь от самовластья.

 

В трагедии «Прикованный Прометей» Эсхил дает образ мужественного борца против богов, за счастье человечества. Образ Прометея потом на протяжении многих веков воодушевлял деятелей прогресса в борьбе против реакции. Трагедия «Персы», написанная не на мифологический, а на актуальный исторический сюжет, отражает торжество афинян, одержавших историческую победу в борьбе против Персии, и содержит подробное описание Саламинского сражения.

Трагедии Эсхила написаны еще в приемах полуэпической хоровой лирики, но в этой области Эсхил проявил себя новатором. В старой трагедии главным действующим лицом был хор, который вступал в диалог с единственным актером; Эсхил впервые вывел одновременно двух актеров и тем самым создал независимый от хора актерский диалог, который затем стал быстро развиваться за счет хоровой части. Последующее развитие театрального искусства происходило, однако, настолько быстро, что афинянам конца V в. до н.э. Эсхил по сравнению с Софоклом и особенно Эврипидом представлялся уже поэтом далекого прошлого. Так, в комедии Аристофана «Лягушки» он олицетворяет героическое, но уже безвозвратно ушедшее время.

 

Софокл.

Софокл был современником Перикла. По происхождению он принадлежал к зажиточным торгово-ремесленным слоям афинского демоса и был не только поэтом, но и государственным деятелем: в 440г. до н.э. он занимал вместе с Периклом должность стратега. Из многочисленных (по преданию, до 120) произведений Софокла до нас дошло полностью, не считая отрывков (сравнительно недавно в Египте был найден еще один значительный фрагмент его драмы «Следопыты»), 7 трагедий и 1 сатировская драма. Наибольшей известностью из них пользуются трагедии на сюжеты фиванского цикла «Эдип-царь» и «Антигона». В трагедии Софокла «Эдип-царь» дельфийский оракул предсказывает, что сын фиванского царя Лайя и царицы Иокасты Эдип убьет своего отца. Поэтому в младенческом возрасте он был брошен родителями; его усыновил царь Коринфа Полиб. Слухи, что Эдип не настоящий сын Полиба, заставили юношу отправиться в Дельфы. Оракул не дал ему прямого ответа о его происхождении, но возвестил, что он убьет отца и женится на своей матери. «У распутья, где две дороги с третьею сошлись», Эдип, сам того не зная, убил своего отца при случайной встрече и споре. Проходя через Фивы, он освободил город от хищного чудовища Сфинкса, стал царем Фив и мужем царской вдовы Иокасты. Трагедия Софокла начинается с момента, когда оба преступления уже давно совершены: прошло около 15 лет, Эдип – отец четверых детей. Все содержание трагедии посвящено постепенному раскрытию ужасной правды, которую гонит от себя сознание героя и которая приводит в конце драмы к самоубийству Иокасты и к самоослеплению Эдипа: сорвав золотую застежку с плеча своей умершей матери, он выкалывает себе глаза острой иглой:

 

Так грянул рок из тучи двуобразной

Двойною гибелью — ему и ей.

 

В основе этой трагедии лежит представление Софокла о роли судьбы в жизни людей.

Уже у Гомера упоминается о богинях судьбы, мойрах, стоящих выше самих богов. В греческой трагедии вопрос о судьбе становится одним из центральных. Но мировоззрение греческих трагиков не было покорностью судьбе, фатализмом. Именно то, что греческая трагедия показывала человека в борьбе с судьбой, являлось утверждением силы человека, его героизма и его свободы. В уже упоминавшейся трагедии Эсхила в образе Прометея изображен мятежный титан, похитивший с неба венный огонь и научивший людей искусствам. Жестокий владыка Зевс велел приковать его к голому каменному утесу. На уговоры бога Гермеса Прометей отвечает:

 

Напрасно докучаешь разговором:

Я, как волна морская, глух к тебе.

Не думай, что из страха перед Зевсом

Я стану бабой, буду умолять,

Как женщина, заламывая руки,

Чтоб тот, кого я ненавижу, снял

С меня оковы. Не бывать тому!

 

В софокловой «Антигоне» хор воспевает силу человека, покоряющего природу. Человек смело держит путь за море под мятежный вой вьюги, он бороздит плугом землю, он подчинил своей власти стаи беззаботных птиц, лесных зверей, рыб: «на всех искусные сети плетет разумный муж». Ему покорились гордый лев и легкогривый конь. «Много в природе дивных сил, но сильней человека – нет».

На протяжении сравнительно короткого времени греческая трагедия претерпела значительную эволюцию. Ее развитие шло по пути усложнения действия и расширения тематики. Уже говорилось, что Эсхил ввел второго актера и тем сделал диалог независимым от хора. Дальнейший шаг сделал Софокл: в его трагедиях выступают уже три актера, хотя преобладающим остался сменяющийся диалог двух действующих лиц. Введение трех актеров позволило усилить контрасты; наряду со столкновением двух суровых антагонистических сил появился третий контрастирующий элемент – характер мягкий и кроткий. Три актера стали исполнять по нескольку ролей, так что действующих лиц в трагедии было больше, чем актеров. Второстепенные действующие лица (пастухи, слуги, рабы) также приобрели теперь большее значение.

Параллельно с усложнением действия шло и психологическое усложнение характеров действующих лиц. Характеры Эсхила были «трагической маской», остававшейся неизменной на протяжении всей драмы. Эсхил знал крутые повороты действия, резкие сопоставления на протяжении одной и той же сцены (например, превращение мстительных Эринний в благих Эвменид), но у него еще не было постепенных психологических переходов, как, например, у Софокла в «Антигоне», где диалог Гемона с его отцом Креонтом, начинаясь в тонах сыновней почтительности, мало-помалу разгорается до мятежного протеста и отчаяния.

 

Эврипид.

 

Дальнейшее свое развитие античная трагедия получила в творчестве третьего выдающегося представителя этого жанра – Эврипида. Из биографии Эврипида известно сравнительно немногое. Родился он в 485г. до н.э. на острове Саламин. Его родители, повидимому, занимались мелкой торговлей. Вступив в общественную жизнь, Эврипид познакомился с учением философа Анаксагора, сблизился с Протагором и другими софистами, оказавшими на него большое влияние. Впрочем, философские взгляды Эврипида не отличались четкостью и последовательностью. Из 92 произведений Эврипида до нашего времени дошло 18 трагедий, 1 сатировская драма и значительное число фрагментов из других, в том числе и лирических, его произведений. Незадолго до смерти – умер он в 408 или 407г. – Эврипид уехал из Афин в Македонию, где написал свою последнюю трагедию – «Вакханки».

В творчестве Эврипида уже видны симптомы надвигающегося кризиса полисного миросозерцания, что проявлялось в пересмотре им, как и многими его современниками, целого ряда прежде незыблемых традиционных представлений. Так, если в основе трагедий Эсхила и Софокла еще лежит представление о разумных, управляющих миром божественных силах, то в трагедиях Эврипида можно встретить уже довольно скептические высказывания относительно всемогущества богов. Так, например, в трагедии «Электра» хор выражает сомнение в том, что Зевс может по своей воле изменить движение солнца и звезд. В других трагедиях Эврипида проявляется скептическое отношение к прорицаниям оракула или боги изображаются в сугубо непривлекательных чертах: подчеркиваются их алчность, жестокость, низменные страсти; в трагедии же «Беллерофонт» в уста главного ее героя вкладываются следующие слова:

 

На небе боги есть... Так говорят.

Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица

Хотя бы есть ума, не станет верить

Сказаньям старым...

 

В сохранившихся отрывках из трагедий Эврипида «Александр» и «Меланиппа-узница» излагаются воззрения и мысли софистов о «естественном праве» и «природном» равенстве всех людей – и рабов и свободных.

Обычно для своих трагедий Эвриепид заимствовал сюжеты из второстепенных мифологических эпизодов; это открывало перед ним возможность трактовать их с большей свободой. При этом Эврипид стремился выбирать эпизоды, богатые страстями и страданиями, в сценическом изображении которых он был мастером, непревзойденным на протяжении всей античности.

Художественное дарование и тонкая психологическая наблюдательность сочетались у Эврипида с редкой смелостью в трактовке моральных проблем. Ярким тому примером могут служить его трагедии «Медея» и «Ипполит», в которых Эврипид с большой художественной силой трактует моральную драму женщины своего времени, порожденную ее приниженным положением и уже наметившимся кризисом старых семейных устоев. Вопрос о положении женщины в семье и обществе с разных сторон освещался и в других трагедиях Эврипида. Хотя он и не дает прямого ответа на этот вопрос, но самая его постановка казалась многим современникам Эврипида, особенно принадлежавшим к консервативному лагерю, чрезмерно радикальной. В этом отношении весьма показательно, что, выступив со своими произведениями на поэтических соревнованиях свыше 20 раз, Эврипид только 4 раза смог достигнуть на них победы и получить первое место. Огромное художественное дарование Эврипида по-настоящему было оценено уже после его смерти, последующими поколениями. В эллинистическую эпоху он стал любимым поэтом афинян.

Политические взгляды Эврипида сказываются в ряде его трагедий, особенно в «Гераклидах», «Просительницах», «Андромахе», «Троянках». В этих трагедиях он выступает горячим афинским патриотом, прославляющим морское могущество Афинской державы, и сторонником демократического строя, хотя радикальную демократию в «Просительницах», а также в «Оресте» он осуждает. Для Эврипида также характерно резко отрицательное отношение к консервативной Спарте («Гераклиды») и дельфийскому оракулу. Тяжелые бедствия, причиненные Пелопоннесской войной, нашли отражение в его трагедии «Троянки», ярко изображающей несчастье побежденных и горе пленников.

В целом Эврипид и по содержанию своих произведений и по приемам художественного изображения значительно отходит от своих предшественников: в его трагедиях нельзя найти ни строгой торжественности Эсхила, ни монументальных фигур Софокла. Отнюдь не отказываясь от приемов поэтического обобщения образов своих героев, Эврипид трактует их, однако, ближе к условиям реальной жизни.

 

Аристофан.

 

Афинская комедия V в. до н.э. по сравнению с трагедией и сатировской драмой носила гораздо более острый политический характер, живо откликаясь на текущие политические события. Истоки этого жанра связаны с сельскими праздничными шествиями в честь Диониса, распространенными во всех частях Греции, особенно в Аттике. Шествия эти сопровождались шутками, остротами, взаимными передразниваниями, шуточными перебранками. Другим источником комедии явились популярные в Сицилии мимы – жанровые сценки, получившие литературную обработку во второй половине V в. Первоначально комедия сводилась к чередованию выступлений запевалы и хора. Первым, кто ввел в начале V в. до н.э. в комедию фабулу и завязку, придав ей целостность и законченность действия, был сицилийский поэт Эпихарм. В том же столетии комедия достигла высокого развития в Аттике.

В отличие от трагедии, черпавшей, как правило, свои сюжеты из традиционных мифологических сказаний, сюжет комедии являлся плодом фантазии, художественного вымысла. Один из авторов комедий иронически замечал по этому поводу, что трагедия — «настоящая счастливица». «Все, о чем она повествует, известно зрителям задолго до того, как она надумает сказать свое первое слово... У нас же, комиков, ничего подобного нет. Мы должны сами все придумывать; мы должны изобретать имена, должны создавать для своих героев и минувшее и настоящее, должны снабжать пьесу и заключением и началом». Для комедии не являлось обязательным единство места, соблюдавшееся в античной трагедии: действие быстро переносится из города в деревню или даже с земли на небо. Из политических комедий V в. до н.э. дошли до нас полностью, а не в отрывках только комедии Аристофана (около 446–385), крупнейшего представителя комедийного жанра. Повидимому, Аристофаном было написано 44 комедии, но из них сохранилось только 11. В этих комедиях ярко запечатлелись политические воззрения автора, который держал сторону аттического крестьянства, разоряемого междоусобицами, и был недоволен авантюристической политикой современных ему вождей «радикальной демократии». Острие сатиры Аристофана направлено поэтому прежде всего против Клеона, выведенного в комедии «Всадники» и в неполностью дошедших до нас «Вавилонянках».

«Радикальная демократия» высмеивается также в «Осах». В комедиях «Ахарняне», «Мир» и «Лисистрата» Аристофан с большой силой выступает против нескончаемой войны, которая принесла народу огромные бедствия.

Как художник Аристофан является великим реалистом. Но искусство его очень своеобразно; в нем много фантастики, живой и яркой. Острую политическую тенденциозность и беспощадную наблюдательность сатирика Аристофан сочетает с условными приемами народного театра. Так, в комедии «Птицы» фигурирует государство, построенное птицами в воздухе. В «Лисистрате» женщины всей Эллады объявляют бунт против своих мужей и уходят на афинский Акрополь, требуя прекращения войны. В другой комедии они захватывают всю государственную власть в свои руки. Такие фантастические положения были одним из средств, которые позволяли в завуалированной и вместе с тем достаточно прозрачной форме говорить о злободневных вопросах политики, искусства, морали.

Аристофан откликался в своих произведениях не только на политические события: основное содержание его комедии «Лягушки» посвящено высмеиванию соврет менных ему литературных течений, а в «Облаках» он высмеивает софистов, к числу которых относит и Сократа. В этой комедии Сократ, подвешенный в корзинке, размышляет о Солнце. Юноша, прошедший у Сократа курс философского обучения, начинает доказывать отцу свое право бить его, после чего отец, озлобившись, поджигает «мудрилище» его учителя.

Язык и литературные приемы Аристофана замечательны своим разнообразием, Наряду с пародированием торжественного языка дифирамбов, эпической поэзии и ораторской речи, языка оракулов и драматических поэтов Аристофан пользуется простонародными словами, многосложными, производящими комическое впечатление словообразованиями, смешными звукоподражаниями, напоминающими щебетанье птиц или кваканье лягушек. Его стих отличается ритмическим разнообразием и свободой метрики. Диалог Аристофана поражает своей быстротой и стремительностью. Комизм усиливается приемами неожиданного разрушения сценической иллюзии; например, актер во время полета обращается к служителю сцены, управляющему машиной, с просьбой не уронить его. Всему этому соответствуют одежды актеров и хора. Участники хора выводятся в виде птиц, ос, лягушек, облаков. Птицы в комедии Аристофана появляются с фантастическими клювами, осы тащат за собой свои жала, персидский посол — «Царское око» — Лжеартаб представлен с единственным громадным глазом, закрывающим все лицо.

В IV в. до н.э. греческая комедия теряет свой прежний ярко выраженный политический характер и превращается в комедию бытовую.

 

21.4. Музыка. Изобразительное искусство и архитектура.

 

21.4.1.Музыка.

 

Многие поэтические легенды и мифы указывают на высокое значение, которое греки придавали музыке: Орфей своим пением зачаровывал диких зверей, деревья и скалы; под звуки лиры Амфиона послушно ложились камни при постройке Фив. Все эти сказания и мифы свидетельствуют о глубокой вере греков в силу музыки. Эстетические учения складывались в Греции в значительной мере под влиянием музыкальных впечатлений и музыкальных теорий. Выражение «гармония» имело у греков необычайно широкое значение. Писатели пользовались им, например, говоря о дениях архитектуры. В среде пифагорейцев создалось учение о гармонии небесных сфер: светила в своем движении рождают звуки, соответствующие тем, которые употребительны в музыке. Музыка была тесно связана (особенно в Спарте) с гимнастическими упражнениями и военной тренировкой юношей.

У греков существовали струнные, духовые и ударные инструменты. Смычковых инструментов они не знали. Струнные инструменты нередко обозначались общим названием – лира (хотя, наряду с лирой в собственном смысле слова, большим распространением пользовались также кифара, барбитон и другие инструменты).

К числу духовых инструментов принадлежали флейта и различные виды труб. Важнейшими ударными инструментами были кимвалы и тимпаны. Противопоставление лиры (или кифары) и флейты стало классическим в греческой литературе. Кифара – инструмент светлого бога Аполлона, бога гармонии, предводителя муз, ее звуки – очистительные и болеутоляющие. Наоборот, музыка флейты говорит на языке страсти, это музыка бога Диониса.
Инструментальная музыка начала развиваться еще в архаическую эпоху и получила дальнейшее развитие в V в. до и. э. К сожалению, до нас дошло лишь очень небольшое количество памятников греческой музыки. Первоначально игра на музыкальных инструментах сводилась главным образом к аккомпанементу – служила как бы опорой для певца в его пении: на инструменте брались те же ноты, которые пел певец. Лишь постепенно развилось «разноголосие» (гетерогония),т.е. звуки голоса и звуки сопровождения перестали совпадать. Вынужденная приспособляться к богатству стихотворных размеров, к приемам декламационного пения, греческая музыка достигла высокого ритмического разнообразия. Напротив, в гармоническом отношении (одновременное звучание нескольких звуков) она развития по получила. Греция знала лишь созвучия, одновременное звучание двух нот, и не знала аккордов, состоящих из трех и более звуков. Хоры исполнялись в унисон, не было ни многоголосия, ни оркестра.

Основа музыкальной теории и музыкальной акустики была заложена в Греции Пифагором и пифагорейцами. По преданию, Пифагор установил соотношение между высотой звука и длиной струны: чем длиннее струна, тем звук ниже. Простейшим отношениям длин (1 : 2, 3 : 2, 4 : 3) соответствуют благозвучные интервалы (октава, квинта, кварта). В отличие от пифагорейцев ученик Аристотеля Аристоксен (конец IV в. до н.э.) стал придавать основное значение не математическим изысканиям, а реально слышимым соотношениям между звуками. Противоположность этих двух направлений долго сохранялась и определила два различных пути музыкально-теоротическихисследований. Ко времени Аристоксенасформировалась и нотация, т.е.обозначение звуков условными знаками. Для этой цели пользовались буквами. Нотация вокальной и инструментальной музыки была различной.

 

21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.

 

На рубеже предполисного и архаического периодов в греческой культуре начинает проявляться агон – соревновательное начало, предопределившее своеобразие как духовной и материальной культуры, так и всей древнегреческой цивилизации. Атональным началом были пронизаны все аспекты жизни и поведения греков, рационального постижения космоса и иррационального мироощущения.

Агон зарождается еще в предполисный период в среде знати как демонстрация «лучшего», специфически аристократического образа жизни. Аристократам необходимо постоянно подчеркивать социальный статус. И при отсутствии в греческом мире возможности утверждать свое положение через накопленные богатства или близость к персоне царя (как на Востоке) в небогатом греческом обществе главную ценность приобретает время. Знать демонстративно тратит его на спортивные и военные упражнения и состязания (в то время как рядовой общинник, не разгибая спины, отдает все свое время производству материальных ценностей). Итогом монстративного потребления времени становится первенствование, т.е. утверждение своего превосходства в силе, ловкости, военном мастерстве. Признанием победы в этих состязаниях становится оливковая или лавровая ветвь – приз, не имеющий никакой материальной ценности, но подчеркивающий принципиальное отличие образа жизни аристократа от бытия простого общинника. Эта ветвь давала славу, почет, уважение и подчеркивала высокий социальный статус участника состязания.

Уже у Гомера в центре внимания состязающихся не выгода, а доблесть и слава, которые должны быть по достоинству оценены окружающими, и прежде всего равными соревнующимся по общественному положению. Так в греческой культуре закладывается ориентация гражданина античного общества на одобрение или порицание, на стремление соответствовать системе ценностей полисного коллектива в условиях состязательного (агонального) образа жизни. А в самой системе ценностей одно из главенствующих мест занимает стремление «к доброй славе», которое объявляется высшим благом. Поиск славы и связанные с ними духовные ценности ставятся выше богатства. Эта положительная оценка славы и агонального духа останется доминирующей тенденцией в духовной жизни греков до конца античной эпохи и важнейшим фактором того культурного расцвета, который пережило греческое общество.

Дух состязательности проник во все области греческой жизни: политику, военное дело, экономику, культуру. Но наибольшее распространение агон получил в спортивных соревнованиях. Закономерным итогом этого стала организация Олимпийских игр.

Олимпийские игры, которые, по преданию, учредил Геракл, заняли одно из центральных мест в культуре эллинов. Историк эпохи эллинизма Тимей даже предложил вести счет лет в истории Греции по Олимпиадам. Первые Игры состоялись в 776г. до н.э. Впоследствии они проводились раз в четыре года в местечке Олимпия (в пелопонесской Элиде), где находилось святилище Зевса. Участвовать в Играх и быть зрителями могли только полноправные граждане полисов, не запятнанные пролитием крови. На время Игр (они проходили в течение пяти дней) устанавливался священный мир, охранявший участников и гостей соревнований. В программу состязаний входило пятнадцать видов спорта. Главными из них считались: атлетическое пятиборье (борьба, бег, метание диска и копья, прыжки), кулачный бой, бег на длинные дистанции, гоплитодром (бег в полном вооружении), панкрати он (соединение кулачного боя и борьбы, где разрешались все виды ударов и болевые приемы), а также скачки и состязание колесниц.

Вслед за Олимпийскими играми общегреческие состязания стали проводиться также и в других местах Эллады: Пифийские игры – в Дельфах, Истмийские – в Коринфе, Немейские – в Немейской долине в Арголиде. Наградой олимпионику (победителю Олимпиады) был лавровый венок. Он рассматривался не только как приз за победу над другими из лучших атлетов, но и символизировал, что победитель стал любимцем богов. Олимпионик получал всемирную славу, почет и уважение. В родном полисе его осыпали почестями, поэты прославляли его в гимнах, в Олимпии и на родине ему воздвигали памятники. Особенно знамениты были победители всех четырех общегреческих Игр. Например, успех борца Диагора повторили оба его сына. А когда подросшие внуки тоже победили в Олимпии и вынесли на арену доблестного деда, то один из зрителей крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»

Агон формировал весь мир мыслей, чувств и мотиваций поступков греков. Именно дух состязательности определял основополагающие духовные ценности греческой культуры: отношение к богатству, понимание счастья, стремление к славе, представление о бессмертии и т.д.

 

22. Царский Рим.

 

В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

• царский период - 753 – 510 гг. дон.э.;

• период республики - 509 – 27 гг. до н.э.;

• период империи - 27 г. до н.э. – 476г. н.э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом пос­ледовательно правили семь царей:

• Ромул;

• Нума Помпилий;

• Тулл Гостилий;

• Анк Марций;

• Тарквиний Приск;

• Сервий Туллий;

• Тарквиний Гордый.

 

22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).

 

Древнейший Рим был одним из городов Лация – области расселения латинских племен к югу от Этрурии. Как и другие латинские города, он возник в результате синойкизма, т.е.слияния мелких родовых поселений.

В VIII в. до н.э. 30 городов, древнейшими из которых были Лаврент, Ланувий и Лавиний, образовали Латинскую федерацию во главе с Альбой-Лонгой. Согласно преданию, основателем Альбы-Лонги был Асканий-Юл, сын троянского героя Энея, прибывшего в Италию морем после падения Трои. Внуки 14-го царя Альбы-Лонги Нумитора, братья-близнецы Ромул и Рем, по легенде, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый город и назвали его Roma (т.е. Рим). В ссоре Ромул убил брата и стал первым из семи римских царей (753 – 715 гг. до н.э.). С именем легендарного Ромула (его имя означает «римский») традиция связывает римско-сабинский синойкизм (слияние двух общин), распределение всего населения Рима по 30 куриям, значительное расширение римских владений за счет соседей (латинов и сабинов), победу над Вейями и создание личной царской гвардии в составе 300 целеров. В итоге Ромул был убит родовыми старейшинами, которых раздражали его тиранические замашки.

Второй царь, Нума Помпилий (715 – 673 гг. до н.э.), признанный исторической личностью, в противоположность Ромулу был миротворцем. Он распустил отряд целеров, обожествил Ромула под именем Квирина, учредил культы богов, создал ремесленные и жреческие коллегии, установил торговые дни – нундины. Преемник Нумы, воинственный Тулл Гостилий (673 – 641 гг. до н.э.), разрушил Альбу-Лонгу и переселил ее жителей в Рим. Деспотичного Гостилия постиг тот же конец, что и Ромула.

Четвертый царь, Анк Марций (641 – 616 гг. до н.э.), удачно воевал с латинами, сабинами и вольсками, построил первый деревянный мост через Тибр, расширил территорию Рима, основал первую римскую колонию, Остию, в устье Тибра и завладел соляными варницами (т. н. салинами).

Следующим царем стал выходец из Этрурии Луций Тарквиний Древний (Priscus, 616 – 578 гг. до н.э.), прославившийся своей строительной деятельностью. При нем замостили камнем и начали застраивать Форум, возвели Большой цирк между холмами Палатином и Авентином, подготовили место для постройки храма Юпитера на Капитолии (грандиозный замысел был воплощен в жизнь лишь внуком царя, Тарквинием Гордым), начали возводить городские укрепления, соорудили канализацию (Cloaca Maxima). Во времена Тарквиния Древнего Рим стал доминировать в Лации.

После убийства Тарквиния воцарился Сервий Туллий (578 – 534 гг. до н.э.). Он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, обнес Рим мощной оборонительной стеной, а также провел серию важных государственных реформ.

Наконец, последним, седьмым царем Рима стал зять и убийца Сервия – Луций Тарквиний Гордый (Superbus, 534 – 510 гг. до н.э.), который вел многочисленные захватнические войны и правил как тиран, за что и был изгнан из Рима вместе с потомством. После этого в Риме была установлена республика (от латинского res publica – «общее достояние»).

 

22.1.2. Источники.

 

Многие сведения литературной традиции за последние 100–150 лет оказались надежно подкреплены данными археологических раскопок. В частности, выяснилось, что в начале I тыс. до н.э. латины заселили Палатинский холм, а сабины несколько позднее – Квиринал, Виминал и Эсквилин (остатки хижин на Палатине датируются VIII в. до н.э., тогда как древнейшие памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Вечного города, восходят к XIII–IX вв. до н.э.: это прежде всего фрагменты греческой керамики и погребальный инвентарь). В VII в. до н.э. произошел процесс слияния обособленных родовых общин: первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также долины Субуры. Вскоре к ним присоединились сабины с Квиринала, а затем этруски с Целия. Так возник Рим, центром которого стала крепость на Капитолийском холме с храмом Юпитера. Обитатели древнейшего Рима жили за счет скотоводства (основная отрасль хозяйства), земледелия (играло меньшую роль) и промыслов (охота, рыболовство, добыча соли).

Изначально население древнейшего Рима делилось на 3 родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю, имели родовое кладбище и свой культ. Численность родичей могла быть довольно значительной: например, род Клавдиев в VI в. до н.э. насчитывал 5 тысяч лиц мужского пола (считая клиентов). Родоплеменную общину римлян возглавлял сенат (от латинского senex – «старец»), т.е.совет старейшин. Дела, которые обсуждались 300 сенаторами («отцами», patres), для принятия окончательного решения выносились на рассмотрение народного собрания, созывавшегося по куриям, – куриатных комиций. В частности, в комициях выбирался царь (rex), которому принадлежала вся полнота военной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, он являлся верховным жрецом. Атрибуты царской власти римляне заимствовали у этрусков: пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с орлом, трон из слоновой кости (т. н. курульное кресло). Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов – телохранителей, обычно выступавших впереди царя с фасциями в руках (fasces – пучки прутьев с топором в середине; они символизировали власть над телом и жизнью граждан).

Члены родовой (гентильной) организации составляли римский народ квиритов (populus Romanus). Римская гражданская община, изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, которых распределяли по куриям, замкнулась в себе при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (ager publicus). В результате произошла фиксация двух классов-сословий древнейшего Рима: привилегированных патрициев (patricius – «сын знатного отца»), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриатных комициях, и все возраставших в числе плебеев (от латинского plere – «наполнять»), которые, сохранив свои роды, стояли вне римской родовой организации (с вытекающим отсюда поражением в правах). С этого в Риме началось вековое противостояние патрициев и плебеев.

В процессе социальной дифференциации одна часть плебса богатела, а другая нищала. Многие обедневшие плебеи (как и некоторые разорившиеся граждане, а также вольноотпущенники) переходили под покровительство могущественных патрициев и становились их клиентами (clientes – «зависимые люди»). Клиент был членом рода своего патрона и во всем ему подчинялся. В свою очередь, патрон оказывал клиенту защиту и покровительство. Отношения патроната – клиентелы на протяжении веков считались в Риме священными и нерушимыми.

Патрицианские роды, которые возглавлялись родовыми старейшинами, делились на патриархальные семьи (familiae) во главе с домовладыками. Власть домовладыки (pater familias) внутри семьи была абсолютной: по отношению к домочадцам он обладал «правом жизни и смерти» (jus vitae ac necis). В эпоху патриархального рабства в состав фамилии наряду с родичами входили не только клиенты, но и рабы.

Последовательно проводя политику, направленную на укрепление своей личной власти, последние римские цари использовали плебс в качестве политического противовеса патрициям. Царю Сервию Туллию традиция приписывает осуществление реформ, которые явились важной вехой на пути римского общества от родового строя к государству. Осуществляя военную и связанную с ней цензовую реформы, Сервий Туллий поделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть имущественных классов. Ценз I класса составлял 100 000 медных ассов (имеется в виду стоимость всего имущества), II – 75 тыс., III – 50 тыс., IV – 25 тыс., V – 11,5 тыс. ассов. Все бедняки, единственное достояние которых заключалось в их детях, составляли VI класс – пролетариев (от лат. proles – «потомство»). Каждый класс выставлял определенное количество центурий (сотен) в войско: I класс – 80 центурий тяжелой пехоты и 18 центурий всадников, итого 98; II – 22, III – 20, IV – 22, V – 30 центурий легкой пехоты, VI класс – 1 центурию, всего 193 центурии.

Сервий Туллий ввел новый вид народного собрания – центуриатные комиции с цензовым принципом голосования. В них наряду с патрициями участвовали и плебеи. Несмотря на то что число людей в центуриях колебалось от нескольких десятков (I класс) до нескольких сотен (центурия пролетариев), каждая центурия во время голосования имела только один голос. Поскольку представители I цензового класса располагали 98 голосами из 193, ясно, что решающее слово в центуриатных комициях оставалось за наиболее состоятельными гражданами. Помимо имущественного ценза, был установлен еще и возрастной: центурии молодежи (от 17 до 46 лет) несли полевую службу, тогда как центурии стариков (старше 46 лет) служили в гарнизонах. Войско состояло из 4 легионов под командованием царя. Наконец, Сервий Туллий провел административно-территориальную реформу, поделив всю территорию Римского государства на 21 округ (к 241г. до н.э. их стало 35). Эти округа назывались трибами (4 из них были городскими, остальные – сельскими).

В результате этих преобразований на авансцену выдвинулись центуриатные комиции, оттеснившие собрания по куриям на второй план. Цензовая и административно-территориальная реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по институтам родового строя. В итоге было положено начало постепенному включению плебеев в состав римского гражданского коллектива.

К концу царского периода завершилось формирование римского полиса, или civitas, т.е.гражданской общины с античной формой собственности. Усиление публичной власти за счет родовых институтов обернулось царским деспотизмом сродни раннегреческой тирании, что привело к заговору аристократии против последнего царя и изгнанию его из Рима (510г. до н.э.). По преданию, тогда же царя заменили два ежегодно переизбиравшихся магистрата – т. н. консулы (consules). Они унаследовали от царей некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) и 12 ликторов. Первыми консулами, по легенде, стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин. С этого времени наступает эпоха Римской республики (510–30 гг. до н.э.).

 

22.2. Ромул.

 

Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царем. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась еще на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мертвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намеками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

22.3. Нума Помпилий.

 

Второй царь Древнеримского государства, выбранный патрициями за мудрость и набожность, правил с 715 по 673 гг. до н.э. Нума Помпилий родился в год основания Рима в семье сабинян, был женат на дочери сабинянского царя. По легенде (впрочем, практически все описываемые события можно считать мифом с весьма малой исторической составляющей), после смерти супруги в Альбанских горах он повстречал нимфу Эгерию, которая обучила его законотворчеству. Впоследствии его дочь Помпилия родила будущего царя Анка Марция.

Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навел порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне все равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вел завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.

 

22.4. Тулл Гостилий.

 

Третий царь Рима, Тулл Гостилий, выбранный патрициями, как и его предшественник, правил с 673 по 641 гг. до н.э. До своего избрания Тулл занимался земледелием, но со вступлением на престол в нем проснулись честолюбие и, возможно, «зов крови», поскольку он был внуком храбрейшего римского воина Гостия Гостилия. В результате войны с соседями Тулл Гостилий смог окончательно покорить Альба-Лонгу и победить сабинян, расширив территорию Рима и удвоив его население. Впоследствии Альба-Лонга была разрушена до основания. Однако если разрушение Альба-Лонги признается исторически достоверным фактом, то смерть Тулла Гостилия мифологизирована: увлекшись войнами и забыв про служение богам, он прогневал Юпитера и был убит молнией.

 

22.5. Анк Марций.

 

Четвертый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

 

22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.

 

Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города. Царь Анк Марций назначил его командиром кавалерии и сделал своим приближенным. После смерти царя Тарквиний смог убедить народ Рима в том, что именно он должен занять престол. При новом царе Рим продолжил войны с соседями и в скором времени стал центром Латинского союза. Тарквиний также покровительствовал развитию искусства, расширил Сенат, введя в его состав представителей бедных родов, замостил Форум, построил храм Юпитера Капитолийского, ныне более известный как просто Капитолий, и провел первую римскую канализацию.

 

22.7. Сервий Туллий.

 

Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приемный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царем Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближенной жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческого образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввел представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.

 

22.8. Луций Тарквиний.

 

Седьмой и последний царь Рима Луций Тарквиний, получивший прозвище «Гордый», был сыном царя Тарквиния Древнего. Когда его отца убили, он был еще младенцем. Сервий Туллий, чтобы не повторить судьбу своего предшественника, всячески старался расположить Луция и его брата Аруна к себе и выдал за потомков Тарквиния своих дочерей. Однако Луций, в сговоре с Сенатом, сначала убил своего брата и его жену, а потом расправился с Сервием, объявив себя царем Рима.

Свое правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближенных.

В сфере внешней политики Тарквиний Гордый наломал немало дров, предпочитая метод кнута и совершенно позабыв о пряниках – латинские города оставались в сфере влияния Рима, но подавление любых попыток сабинян и этрусков проявить минимальную самостоятельность привело к росту недовольства. Жестокое правление, нежелание считаться с Сенатом и аристократическими семьями, злоупотребления властью и откровенное самодурство настроили против Тарквиния все слои общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало то, что младший сын царя Тарквиний Секст воспылал страстью к Лукреции – жене патриция Тарквиния Коллатина и дочери консула Спурия Лукреция Триципитина, и, угрожая, совершил над ней насилие. Лукреция рассказала об этом мужу и заколола себя. Родственники Лукреции, Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола вынесли ее тело на Форум и убедили граждан изгнать жестокого царя.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году до н.э., где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.

В Риме установилась республика, на ранних этапах принесшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жестко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царем Рима, должен быть убит без суда…

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!