Исторические типы философии (античная, средневековая, Возрождения, Нового времени, современная). Философия различных цивилизаций: европейская, восточная, русская.



Философия и мировоззрение. Специфика философии, ее предмет, методы. Основные философские науки и их проблематика. Основные направления философии.

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи)
– материалистическим (философское воззрение, признающее основой бытия материю)

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал – это мечта:

– о совершенном обществе, в котором все честно;
– гармонически развитой личности;
– разумных межличностных отношениях;
– нравственном;
– прекрасном;
– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:
– духовное ядро личности;
– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

-имеет очень много общего с научным знанием, включающим в себя – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:

1) исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;
2) философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;
3) основным средством познания является человеческий разум – Логос;
4) эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;

Предмет и методы философии

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

1)онтология (учение о бытии).
2) гносеология (учение о познании)
3)человек
4)общество.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; человек, его сущность и существование.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

1) Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2) Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взаимосвязанаости; статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3) Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

4) Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5) Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод.

6) Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

7) Анализ и синтез. Анализом называется мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтезом называется мысленное объединение в единое целое элементов, расчлененных анализом.

8) Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

9) Сравнение в ряде социальных наук (психологии, социологии и др.) и в философии— познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов, явлений и процессов.

10) Наблюдение — восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта.

11)Экспериме́нт , также опыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

+ При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.

+Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.

+Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.

+Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например:

- философия математики (исследовательская область философии, в которой выявляются основания математического знания, место математики в системе знания, онтологический статус математических объектов, методы математики)
-философия физики (В рамках своей задачи философия физики анализирует проблему несовпадения онтологической( учение о сущем) и физической проекций
-философия химии (изучающий фундаментальные понятия, проблемы развития и методологию химии как части науки)
-философия биологии(система обобщающих суждений философского характера о предмете и методе биологии, месте биологии среди других наук и в системе научного знания в целом, её познавательной и социальной роли в современном обществе.)
-философия медицины (система обобщающих суждений философского характера о предмете и методе медицины, месте медицины среди других наук и областей человеческой деятельности, её познавательной и социальной роли в современном обществе как целостной системы естественнонаучных и гуманитарных знаний)

Направления философии:

1) Материализм утверждает, что первичное начало – это материя или природа, которая никем не сотворена, она сама причина всего существующего, а сознание является ее атрибутом. Термин "

2)Термин "идеализм" был предложен еще позже – в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль или сознание. Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм признает исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует независимо от человека. Примером объективного идеализма является философия Георга Гегеля. Субъективный идеализм признает исходной реальностью сознание или волю отдельного человека. Примером субъективного идеализма является философия Джорджа Беркли или Дэвида.

Философские системы можно также различать в зависимости от того, одно, два или более начал рассматриваются в качестве истоков бытия. Если философ считает, что в основе мира лежит одно начало, то его философская система называется монизмом, если два – то дуализмом, а более двух – плюрализмом.

Классический пример дуализма – философская система Рене Декарта или картезианство. Рене Декарт разделил бытие на две не зависящие друг от друга и совершенно равноправные субстанции: протяженную и мыслящую.

В зависимости от ответа на вопрос об адекватности познания все философские учения можно разделить на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гносеологический оптимизм.

Крайний агностицизм утверждает, что познание реальности невозможно. В истории философии эта позиция не была реализована.

Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма или скептицизма. В философских системах этого типа утверждается, что познание реальности возможно, но не по существу, а только на уровне явлений. То есть познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть.

Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Георга Гегеля и диалектических материалистов.

В зависимости от выделения ведущей познавательной способности и определения основного источника знания все философские теории подразделяются на рационализм и иррационализм, а рационалистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле слова и сенсуализм.

-Иррационализм утверждает, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта

-В противоноложность иррационалистам, сторонники рационализма считают, что ведущей познавательной способностью и главным источником знаний является разум. Суть философского рационализма одной фразой выразил Готфрид Лейбниц: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума". Рационалисты считают, что опыт не может дать истинного знания и стать основой общенаучного метода.

-Сенсуализм (эмпиризм) называет главной познавательной способностью человека чувства, а источником знаний – опыт. таков лозунг идеалистического сенсуализма. Представителями этого направления являются Джордж Беркли и Дэвид Юм.

Исторические типы философии (античная, средневековая, Возрождения, Нового времени, современная). Философия различных цивилизаций: европейская, восточная, русская.

Античная философия — следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления. На античную философию еще в значительной степени влияла мифология, однако, со временем ее развития это влияние ослабевало, и место мифологии занимала наука. Впервые в античной философии возникли первые теоретические системы онтологии и гносеологии, стали складываться научные представления о мире и человеке.
В этот исторический период развития философии стало очевидным, что традиционные мифологические представления недостаточны для объяснения бытия. Они оказались неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Изменились социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.

Средневековая философия
развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)формировалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую роль в формировании взглядов гуманистов.

Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась, главным образом, на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию экспериментального знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”.

Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса.

Философия ХХ-ХХI в.в. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2860; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!