Проблема бытия в философии досократиков
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI–V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций. Условным это название является потому, что многие из виднейших досократиков действовали уже после жизни Сократа.
Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Наиболее известны следующие досократики:
· Фалес Милетский
· Анаксимандр
· Анаксимен
· Гераклит Эфесский
· Диоген Аполлонийский
· Ксенофан
· Пифагор Самосский
· Парменид из Элеи
· Эмпедокл из Агригента
· Анаксагор из Клазомен
· Левкипп
· Демокрит
Школы
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков.
|
|
Анализ исторического процесса в философских работах Маркса
В творчестве Маркса выделяют два периода:
· Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
· Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
Работы
· Нищета философии (1843)
· Экономическо-философские рукописи (1844)
· Тезисы о Фейербахе (1845)
· Немецкая идеология (1846)
· Заработная плата и капитал (1847)
· Манифест коммунистической партии (1848)
· К критике политической экономии (1859)
|
|
· Статьи о Гражданской войне в США (1861)
· Капитал, т. 1. (1867)
· Гражданская война во Франции (1871)
· Критика Готской программы (1875)
Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики.
Философские идеи Гераклита Эфесского
Гераклит Эфесский — древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение — «О природе». Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется».
Учение об Огне и Логосе
Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.
Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).
Идея всеобщей изменчивости и движения
|
|
Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1626; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!