Судебный процесс по Судебникам XV-XVI вв.



Существовало три стадии судебного процесса: установление сторон, судебное решение, вынесение судебного решения. Ответчик призывался в суд должностным лицом, который получал за свой труд вознаграждение. Стороны призывались в суд срочной грамотой, если ответчик не являлся в суд к сроку, обозначенному в срочной грамоте, то произносилось заочное решение в пользу истца, которому выдавалась бессудная грамота. Главными суд. доказательствами в угол. и гражд. делах были признание, письменные документы или грамоты. При недостатке признания и письменных документов призывались свидетели. Одинаковые показания свидетелей обеих сторон решало, если свидетели были с обеих сторон и показывали различно, то должны были доказать свои показания поединком. Суд. поединок совершался под наблюдением должностных лиц, допускался не только между истцом и ответчиком, но и между послухами. Обвиняемый на основании законных судебных доказательств должен был уплатить иск, все издержки и суд. пошлины. В Судебниках упоминаются след. суд. акты: 1) срочные грамоты (извещение тяждующихся о сроке суда). 2 ) приставные грамоты (выдаваемые недельщиком, доводчиком для вызова сторон в суд). 3) судные списки (протоколы процесса судебного разбирательства). 4) Правые грамоты. Содержат в окончательной форме протоколы судебного разбирательства и решение дела, по которому одна из сторон оправдывалась, а другая обвинялась, прикладывались печати великого князя или боярина или наместника в зависимости от того, чьим судом решено дело; она подписывалась дьяком, а писалась подъячим. Особый вид правых грамот - холопьи правые грамоты и отпускные, которые выдавались рабам по суду, признанными свободными (выдавались боярским судом), должны быть подписаны господами рабов. 5) бессудные грамоты выдавались по заочному решению в случае неявки в суд одной из сторон. Судные дела, решаемые провинциальными делами, описывались земскими дьяками, целовальники и судные мужи прикладывали руки к судным искам. В отношении послухов Судебник 1550г. постановлял, что если истец представит несколько послухов, и одни из них скажут “в его речи”, а другие против, то первые имеют право требовать поединка от вторых. Если послухи истца не требовали поля, то истец признавался виновным и приговаривался к уплате иска и пошлин. Если послух говорил против ответчика, то послух мог вызвать его на поединок или предложить ему простое целование.

В судебном процессе различаются две формы. Первая (состязательный процесс) используется при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел. Здесь широко использовались свидетельские показания, присяга, ордалий (в форме судебного поединка). Вторая процессуальная форма (розыскной процесс) применялась в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.), причем их круг постепенно расширялся.

Решенное дело не могло вторично рассматриваться в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило "по докладу" или "по жалобе", допускался только апелляционный характер пересмотра (т.е. дело рассматривалось заново). Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика "смешанных" судов.

Правовое положение церкви в XVI-XVII вв.

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место, сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть.

Высший церковный орган ("Освященный Собор") в полном составе входил в "верхнюю палату" Земского собора. Духовенство, как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлось субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти. Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551г.).

Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (разбойный, сыскной приказы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.

Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о "двух властях" (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1008; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!