Первый крестовый поход и образование латинских государств на Востоке. Крестовые походы в историографии.



Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн — борьбы христианства (символизируемого знаком креста) против мусульманства. Причины: 1. рост агрессивности феодалов со стремлением увеличения доходов; 2. католическая церковь – расширение сферы влияния.

Общий характер, непосредственные военно-стратегические задачи и состав участников крестовых походов на разных этапах были различны. Первые крестовые походыявлялись широким военно-колонизационным движением европейцев на Ближний Восток (феодалы + крестьянство). Цели феодалов и крестьян в крестовых походах были различны. В крестовых походах активно участвовало купечество североитальянских городских республик (расширение позиций в левантийской (восточносредиземноморской) торговле).

С середины XII в. крестовые походы превращаются преимущественно в феодальные предприятия. С конца XII в. на первый план в них выдвинулось стремление к территориальной и торговой экспансии феодальных государств Западной Европы, их борьба с мусульманскими государствами Передней Азии и с Византией за преобладание в Восточном Средиземноморье. Религиозные мотивы постепенно утратили реальное значение, хотя формально и продолжали оставаться знаменем крестовых походов.

Вдохновителем, организатором и активным участником крестовых походов неизменно являлась католическая церковь во главе с папами.

К концу XIII в. крестоносное движение угасло. Главной причиной этого послужили социально-экономические и политические перемены в Западной Европе.

Крестовые походы - военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество. XI—XIII вв., Первые Крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью. Постепенно социальная база движения сужалась и они все более становились чисто рыцарскими экспедициями. Термин Крестовые походы стал общепринятым с XVII—XVIII столетий. Участники первых Крестовых походов, нашивавшие на одежды знак креста, называли себя пилигримами, а походы — паломничеством. Причинами походов был большой комплекс факторов.

Постепенно укоренялось представление, что истинный источник богатств находится на востоке. купцы привозили предметы роскоши. Люди начали верить в то, что овладеть богатствами Востока дело отнюдь не невозможное и даже богоугодное. Римско-католическая церковь сыграла большую роль в подготовке Крестовых походов, дав им нравственную психологическую, а нередко и материальную основу. Клермонский Собор.марте 1095 г. Присутствие послов византийского императора на соборе в Пьяченце (Италия) в марте 1095 г. было использовано папой Урбаном II начало пропаганды военной экспедиции на Восток, он выступил 27 ноября 1095 г. с проповедью на открытой площади перед большим скоплением мирян и клириков.. Первый крестовый поход (1096—1099).Весной 1096 г. из Шампани, Лотарингии, областей Рейна тысячи крестьян, соединись в отряды и двинулись на Восток. Ими предводительствовали проповедники, как Петр Пустынник, священники. Путь лежал вдоль Рейна Дуная через Венгрию, Белград и Филиппополь (Пловдив) к Константинополю.

Лишенные необходимых запасов продовольствия, пополнявшиеся ватагами бродяг и авантюристов, грабили и бесчинствовали. Когда поредевшие и уже деморализованные отряды в августе 1096 г. прибыли к Константинополю, император Алексей I после переговоров с Петром Пустынником, отказавшимся ждать подхода основных сил рыцарей, переправил их через Босфор в Малую Азию. Не дойдя до Никеи, крестьянское ополчение было разгромлено сельджуками. Рыцарские ополчения несколькими колоннами тронулись в путь позднее крестьянских. Рыцарей сопровождали вассалы и оруженосцы, за ними следовали толпы крестьян. 1099 г. Иерусалим был взят приступом. После завоевания Иерусалима было решено избрать из числа князей правителя и наделить его титулом защитника Гроба Господня. Правитель (им стал Готфрид Бульонский) приносил вассальную присягу церкви в лице католического патриарха Иерусалимского.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. К началу XII в. на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестине — королевство Иерусалимское во главе с Год ф руа Бульонским, к северу от него — графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.

Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. Местные крестьяне превратились в крепостных, обязанных отдавать господам в виде оброка от трети до половины урожая зерновых и определенную часть фруктов, олив, винограда. Они подвергались жестокой эксплуатации и были совершенно бесправны. Поэтому вся история государств крестоносцев заполнена непрерывной борьбой местного крестьянства против пришлых господ.

В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны. Вся территория разделялась на рыцарские феоды разной величины, владельцы которых были связаны отношениями вассалитета. Вассалы должны были нести военную службу сюзерену. Развитию политической централизации в Иерусалимском королевстве мешало отсутствие прочных экономических связей. Торговля играла большую роль в его хозяйственной жизни, но ее вели в основном Венеция, Генуя, Пиза, ориентировавшиеся на развитие внешнего рынка, но не стремившиеся создавать экономические связи внутри государств крестоносцев.

Церковь приобрела в государствах крестоносцев огромные земельные владения. Католические иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они собирали большие средства в виде десятины и не платили налогов.

Государства крестоносцев были очень непрочными. Это были небольшие разрозненные владения, занимавшие узкую прибрежную полосу в Сирии и Палестине. При этом крестоносцы жили главным образом в прибрежных юродах и укрепленных замках, которые им пришлось построить, чтобы обеспечить себе безопасность.. С целью упрочения положения крестоносных владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации — духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (или храмовников) и иоаннитов (или госпитальеров). В конце XII в. возник еще Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Ордены были полувоенными-полумонашескими объединениями. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 745; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!