Признаки государства, отличающие его от социальной власти первобытного общества.



Признаки государства, отличающие его от организации власти в первобытном обществе:

1. разделение подданных по территории

2. наличие особой публичной власти

3. взыскание с населения налогов на содержание государственного аппарата

 

Социальные нормы первобытного общества. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики. Формы происхождения права.

В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А.И. Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами.

Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм - морали, религиозные и т.д. Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями. Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма, т.е. объявление какого-либо животного или растения священным.

Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных участках или на определенные виды животных и т.д. Позитивное обязывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда и т.д.

Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах.

Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные (вождь, совет старейшин) органы управления.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействием социально-экономических факторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления, а также появления новых позитивно-обязывающих норм.

Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название - обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой - введения новых правил поведения (указы главы государства, решения судебных органов), неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода - появление первых

письменных источников – агрокалендарей. В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с правом, -предсказания (проф. А.Б. Венгеров).

 

Итак, возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно

отнести:

1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории;

2) потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий и даже конфликтов;

3) необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских

взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния.

Теории происхождения государства и права. Причины множественности теорий о происхождении государства и права.

1. Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов "тео" - бог и "логос" - учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле (Ф. Аквинский, А.Августин, Ж.Маритен).

2.  Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства.

В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен - в более крупные общности, вплоть до государства (Аристотель, Конфуций, Р.Фильмер, Н.Михайловский).

3. Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния - Гоббс полагал, что люди находились в состоянии «войны всех против всех» и для того чтобы не истребить друг друга, договорились и образовали государство. Руссо, напротив, считал, что до образования государства люди жили хорошо, но для того чтобы жить еще лучше, они договорились и образовали государство, а часть своих прав передали монарху.; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора.

(Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Монтескье, Радищев и др).

4. Теория насилия объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора - завоеванием одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский, Шан Ян).

5. Психологическая теория. Петражицкий объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Петражицкий считал определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно (Г. Тард, Л.Петражицкий, З.Фрейд).

6. Марксистская (классовая, экономическая). Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономических причин - общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, социального расслоения общества (класс имущих и неимущих). Между этими классами возникают так называемые антагонистические (непримиримые) противоречия. И для того чтобы бедные и богатые не уничтожили друг друга, возникает необходимость в создании организации особого рода, которую назвали государством. Такая организация создается классом имущих и в его интересах принуждает класс неимущих появление государства как организации экономически господствующего класса. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Л. Морган).

7. Ирригационная теория. К. Витфогель считал, что основной причиной возникновения государств в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.). Без решения задачи обеспечения водой соответствующих регионов люди были обречены либо на изменение места жительства, либо на вымирание.

8. Органическая теория – Г.Спенсер, А. Вормс, Г.Прейс.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!