Какие произведения, прочитанные вами в 8 классе, повествуют об исторических событиях, происходивших в России?



Об исторических событиях, происходивших в России, повествуют такие произведения: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Смерть Ермака» К.Ф.Рылеева, «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского.

Благодаря прочитанным произведениям мы лучше узнали нашу историю, её богатое героическое прошлое. Прочитанные произведения помогут нам разобраться в «пёстрой путанице мыслей, чувств, событий. Они научат нас уважать человека и самих себя» (М.Горький).

События «Капитанской дочки» научили нас пониманию важных жизненных истин: «Не приведи бог видеть крестьянский бунт – бессмысленный и беспощадный», «Береги честь смолоду».

«Смерть Ермака» раскрыло историю покорения Сибири.

Вместе с «Василием Тёркиным» мы прошли по дорогам фронтовым, познали тяготы солдатских будней и радость Победы.

Какому историческому событию посвящен роман "Капитанская дочка"?Роман "Капитанская дочка" посвящен событиям Пугачевского бунта (крестьянского восстания) 1773-1775 гг., вспыхнувшего во времена правления императрицы Екатерины II. Восстание закончилось поражением и казнью «бунтовщиков».

Какому историческому событию посвящена дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»? Дума основана на реальных исторических событиях.Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш.Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.

Какому историческому событию посвящена поэма А. Твардовского «Василий Теркин»?В жанровом отношении поэма — свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю Великой Отечественной войны 1941-45 гг. — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре». В основе поэмы — образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата: «Теркин — кто же он такой? // Скажем откровенно: // Просто парень сам собой // Он обыкновенный».

 

Суровое осуждение жестокой действительности в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Рассказ как эпический жанр.

Суровая действительность, соседствующая рядом с миром праздников и возвышенных мечтаний, поразила героя рассказа до глубины души. Но куда более ужасное впечатление произвело на юношу то, что командовал этим избиением отец Вареньки.

 Что же случилось? Безудержное веселье и счастье неожиданно сменяюҭся мрачной, угнетающей карҭиной наказания провинившегося солдата. Слова, которые автор употребляет при этом ("гневный", грозный", "злобный", "стыдно", "ужас", "тоска") заставляюҭ наше сердце тревожно и тоскливо замереть, погрузившись в описание жестокой расправы.

 Полковник, так беззаботно и радостно танцевавший на балу с дочерью, беспощадно и жестоко наказывает солдата за побег. Глубоко в сознание вонзается страшная карҭина избиения. Мало того, тот же полковник гневно бьет по лицу другого солдата, который ударил несчастного по спине недостаточно сильно, может, пожалев, а может из-за недостатка силы.

Боль, недоумение и ужас вызвала у молодого человека, впервые столкнувшегося с суровой и жестокой действительностью, эта карҭина. Более того, он говориҭ: "Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйҭи домой".

 Молодому человеку трудно поверить, насколько по-разному может вести себя один и тот же человек в разных сиҭуациях, насколько разным этот человек может быть. "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал", пытался найҭи хоть какое-то оправдание увиденному Иван Васильевич.

Но дальнейшая жизнь и упорные поиски ответа на этот вопрос не дали никаких результатов. Невозможно оправдать жестокость. Если сильный бьет слабого значиҭ, он не только сам слаб, но и труслив. Это собыҭие настолько сильно впечатлило молодого студента, что изменило его жизнь.

 Вместо поступления на военную службу он посвятил свою жизнь тому, чтобы помогать людям. "Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было", ответил Ивану Васильевичу один из слушателей.

В своем рассказе Толстой хочет обратить наше внимание на то, что каждому времени присущи свои ужасы и пыҭки. Все жестокое и несправедливое лишь "изменило форму, но не прошло". Ощущение стыда за чужую вину, бесчеловечность, с которым ушел с места казни студенҭ, говориҭ об открытости его сердца, умении сопереживать и способности самостоятельно понять, "что хорошо, что дурно", без которых и сегодня невозможно бороться с жестоким и страшным наследием прошлых времен.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма.

Особенности рассказа:

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

3.

Прочитайте наизусть стихотворение или песню о Великой Отечественной войне и обоснуйте свой выбор.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная,

Встает на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная,

Священная война!

1941

· Василий Иванович Лебедев-Кумач «Священная война»

· Стихи и песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Это произведения Михаила Исаковского, Булата Окуджавы, Льва Ошанина, Алексея Фатьянова, Юлии Друниной, Муссы Джалиля и многих других поэтов.

· Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Василий Иванович Лебедев-Кумач написал этот текст в первый день войны, на второй – исполнена по радио знаменитым актером Малого театра Александром Остужевым, на третий – песня была одновременно опубликована в газетах «Известие» и «Красная звезда». 1 июля написана музыка к песне Александром Васильевичем Александровым.

· Эту песню можно назвать гимном сражающегося народа.

· Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:

· «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, — песни. Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы—исполнители—нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»

· В чём патриотический пафос стихотворения? Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству. Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. Размашистые ораторские фразы. Важнейшая особенность этого гимна содержится в его трехдольной ритмической основе. Воплотившись в маршеобразном облике, поступательная энергия трехдольности наполнила музыку мощной сосредоточенной силой.

· Какая тема призывно-торжественной песни? Призыв встать на защиту страны.

· Стенограмма совещания по военной песне, состоявшегося в Союзе писателей 11—14 сентября 1941 года, с записью выступления В. И. Лебедева-Кумача: «Я считаю, что если песня понесла в массы какой-то политический, нужный нам, народу, стране, государству, лозунг, — это колоссальное дело. Нужно учесть силу этого влияния и воздействия. Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, — это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы… Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня это, прежде всего, взволнованная речь».

· Вот такой взволнованной речью поэта и композитора, отозвавшейся в сердцах миллионов их соотечественников, и самой первой песней Победы, до которой оставалось еще долгих и трудных четыре года, стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

·

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 5093; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!