Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объясните роль бурана в произведении



Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!..»

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

 

В романе "Капитанская дочка" картина бурана выполняет несколько функций
Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый — единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели» . Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва) , как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание) , которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции.
Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв — Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым и судьба Гринёва сложилась бы иначе.

Билет 4

Назовите признаки исторической песни как жанра устного народного творчества. Прочитайте наизусть народную песню (на выбор).

Устное народное творчество – это искусство

· устное

· коллективное

· традиционное

Эти факторы являются признаком фольклора (устного народного творчества).Исторические песни слагались народом, передавались из «уст в уста», это творчество можно назвать коллективным. В исторических песнях использовались традиционные для фольклора формы: постоянные эпитеты, повторы, сравнения, сюжетные формы, символика, запевы – это основные признаки исторической песни как жанра устного народного творчества.

Например: исторические песни: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», «Там татары шли» по форме близки к лирическим. В исторических песнях часто встречаются образы лирических песен – удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты (лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец, красное солнышко), сравнения, запевы.

Исторические песни – это жанр устного народного творчества, эпические или лирико-эпические произведения, изображающие события или эпизоды из жизни исторической лиц. Факты истории присутствуют в них в поэтически преображенном виде, хотя исторические песни стремятся к воспроизведению конкретных событий. Первые записи относятся к 17веку, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».

ПУГАЧЕВ В ТЕМНИЦЕ

Ты звезда ли моя, звездочка,

Высоко ты, звездочка, восходила:

Выше леса темного,

Выше садика зеленого.

 

Становилась та звездочка

Над воротами решетчатыми.

 

Как во темнице, во тюремнице

Сидел добрый молодец,

Добрый молодец Емельян Пугачев.

Он по темнице похаживает.

 

Кандалами побрякивает:

«Кандалы мои, кандалики,

Кандалы мои тяжелые!

 

По ком вы, кандалики, доставалися?

Доставались мне кандалики,

Доставались мне тяжелые

Не по тятеньке, не по маменьке -

За походы удалые, за житье свободное!»

Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

"Говорящие" имена и фамилии в комедии "Недоросль" Фонвизина "Говорящие" имена и фамилии в комедии "Недоросль" появились как дань традициям русской дворянской комедии.

Значение имен и фамилий героев в пьесе "Недоросль" Ниже представлена расшифровка "говорящих" имен и фамилий героев комедии "Недоросль":

Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.

Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.

Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.

Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.

Правдин: стоит за правду.

Милон: милый молодой человек.

Софья: по-гречески София означает "мудрость". Действительно, героиня Софья - разумная, умная девушка.

Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей.

Вральман: врун, обманывающий своих хозяев.

Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам,

Кутейкин: в XVIII веке церковнослужителей презрительно называли "кутейниками" ("кутья" - это особое церковное кушанье, каша с изюмом).

3.Объясните, почему Л.Н. Толстой использует в рассказе "После бала» повествование от первого, так и от третьего лица

Рассказ «После бала»основан на реальных событиях того времени: все это происходило с братом писателя — Сергеем Николаевичем Толстым .
Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет особенно сильно выразить состояние человека, его настроение, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица . Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица — Ивана Васильевича.

 

Билет 5


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!