Сценарий как разновидность драматургического рода литературы.



Сценарий особый род литературы, где объединяет в себе эпос, лирику, драму – для воплощения на игровых площадках звуко-зрительными образами; запись картин-зрелище, и их монтажной расстановки. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ особенность сценария: это словесная передача пластики и физических действий отражающих состояние события и конфликта. Сценарий принадлежит для разового воплощения. Сценарий это предметно – изобразительная основа театрального представления, в которой с прямой речью персонажей свободно взаимодействуют повествовательная – описательная речь, где прямая речь имеет форму: монолога, диалога, а описательно-повествовательная: имеет форму ремарки (замечание, примечание). ГЛАВНАЯ особенность сценария – документальная основа, где сердцевина любого праздника – это любое, реальное событие. (ОТЛИЧИЕ) – это синтетический характер, где встречается все рода худ литературы, виды искусства и различного рода документы.

Сценарий как первооснова экранного произведения.

Сценарий — это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария.

Существует четыре главных элемента сценария:

Описательная часть (ремарка или сценарная проза)

Диалог

Закадровый голос

Надпись

Ремаркой называется словесное воплощение непрерывного действия сценария и фильма. Так же как и театральная ремарка (описательная часть в пьесе), сценарная ремарка должна отвечать на вопросы: где?; когда?; кто?; что свершится?; каковы связи данного действия с предыдущим? Но театральная ремарка очень кратка, так как дает лишь необходимый минимум информации, оставляя режиссёру и актёрам простор для импровизации. В то время как сценарная ремарка не просто называет действие, а дает его образно-кинематографическое, литературное прочтение, оставаясь точной и зримой, так как при чтении сценария мы должны видеть действие.

Описательная часть сценария (ремарка) не нумеруется, границы планов не обозначаются (как в режиссёрском сценарии), но на основании авторского решения можно представить себе монтажную последовательность кусков.

Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию уже существующего литературного произведения. В настоящее время сценарии имеют самостоятельную ценность, публикуются в журналах, специальных сборниках, предназначенных для чтения. Но в первую очередь, создавая свое произведение, кинодраматург предполагает его воплощение на экране. Чтобы удержать внимание зрителя, в сценарии должны быть соблюдены некоторые общие правила, учитывающие зрительскую психологию.

Любой фильм, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:

экспозицию, где зритель знакомится с главным героем или героями,

завязку - где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению.

усложнение, самая большая часть фильма, содержащая обязательную сцену,

перипетии - в состав которых может входить одно или несколько усложнений.

кульминацию,

развязка, за которой следует финал.

 

Виды сценария в кино:

Киносценарий, Режиссёрский сценарий, Экспликация (как снимать),

Режиссёрская экспликация.

Сценарий как способ воплощения художественного замысла художника.

Известно, что возникновению художественного замысла любого произведения искусства предшествует огромный труд и богатый жизненный и практический опыт творческой личности. Началом, отправной точкой в процессе создания театрализованного действа, как и любого произведения искусства, является сама реальная, действительная жизнь. А это значит, что возникновению замысла предшествует процесс познания и творческой переработки впечатлений и знаний действительности. Автору сценария «приходится «пропускать через себя» огромное количество материала, найденного при изучении литературных источников, музейных экспозиций и архивных документов, извлечённого из рассказов очевидцев, просмотров кинофильмов и видеозаписей, анализа опыта прежних постановок по соответствующим темам».

Самое главное и в драматургии и в режиссуре, — процесс срабатывания триединого механизма «факт - замысел - решение». Принцип его действия таков: накопление фактов (напитка) — взрыв творческой интуиции (замысел) - реализация замысла. Различны только исходные данные, характеристики замысла и выразительные средства». Таким образом, работу по созданию театрализованного действа, как разновидности сценических искусств, следует начинать с изучения и анализа окружающей действительности, с поиска и изучения того фактического материала, который поможет нам прийти не только к созданию сценарно-режиссерского замысла предстоящего театрализованного действа, но и к его образному решению.

Без понимания предмета своего исследования, без понимания проблем, волнующих сегодня людей, для которых мы создаём наш сценарий, без личностного отношения к изучаемому материалу действительности вряд ли может родиться что-то значительное, неординарное, вызывающее интерес аудитории, интерес современников.

«Зарождение замысла в одних случаях происходит очень быстро и безболезненно: он как бы сам собой вытекает из изученного материала.

 

В других случаях, что бывает гораздо чаще, - мучительно долго. Автор перерабатывает десятки различных вариантов решений, которые каждый раз чем-то его не устраивают. И вдруг происходит чудо (чудо, потому что оно необъяснимо): автору сразу, в один Момент, становится ясным и понятным, что нужно делать. Иногда появлению этого чуда способствует, казалось бы, мелочь: кем-то высказанная мысль, прочитанная фраза, даже сказанное отдельное слово, а может быть, увиденный предмет или его необычная форма и т.п.

Важно не забывать, что мы создаём сценарий театрализованного действа для определённого круга людей, для конкретной аудитории. Ею могут быть взрослые или дети, студенты или рабочие, ветераны или подростки, руководители учреждений или сельские труженики, жители микрорайона или большого города. В каждом отдельном случае это будет конкретный адресат, на которого мы должны ориентироваться при работе над созданием сценария праздничного действа.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1786; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!