Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода (часть 2)



Благодатным полем ситуационного обучения выступают науки об обществе: философия, социология, политология и история.

Изучение философии посредством анализа ситуаций имеет, пожалуй, самую древнюю традицию, которая слабо поддерживается в наше время. В античном мире наиболее эффективно использовали анализ ситуаций Сократ и Пифагор.

Что касается Пифагора, то он создавал целую систему препятствий при отборе своих учеников. Чаще всего новичка вводили в зал, где сидели ученики, которые всячески оскорбляли его. Если новичок вел себя достойно, не терял самообладание, то Пифагор принимал его к себе в ученики. А если не сдерживал себя, то прогонял. Но и после этого, как свидетельствует Диоген Лаэртский, жизнь принятых в учение была нелегкой: «Пять лет они проводили в молчании, пока не проходили испытания; и лишь затем они допускались в его жилище и к его лицезрению» [38, с. 335]. Создание и анализ ситуации использовались здесь в качестве средства педагогической диагностики, отбора наиболее спокойных и выдержанных абитуриентов.

Сократ же использовал ситуационный подход для овладения искусством полемики, для получения новых знаний.

Философская система Сократа, основу которой составляли проблемы этики, когда для изложения требовалось привлекать всё многообразие жизни, была очень благодатной основой для его протоситуационного обучения.

В наше время многим преподавателям философии не хватает того, что было с избытком у Сократа – личности, а также видения действительности через свою собственную философскую доктрину. Поэтому преподавание философии носит абстрактный, схоластический характер. В свое время Фрэнсис Бэкон (1561-1626) утверждал, что «знания можно передавать либо в форме утверждений, сопровождаемых доказательствами, либо в форме вопросов, за которыми следуют определения». Типичным вариантом обучения философии в современных вузах является передача знания в форме утверждений, но без доказательства, в форме вопросов, но без определений. Это приводит к исключительно малой эффективности философского образования, особенно в инженерных вузах.

Современное философское образование утратило методическую ситуационную традицию, которая была характерна для русской философской и религиозной мысли. Примеры развитого ситуативного подхода можно найти в древнерусских литературных памятниках. Например, наиболее популярным памятником афористической мысли на Руси в ХІІІ веке была «Пчела», содержащая сентенции различных античных и христианских авторов, приложимые к осмыслению различных житейских ситуаций.

Ныне потребность в ситуационном обучении философии становится все более рельефной, ибо в условиях ХХ1 века – века качественных перемен общества, становления информационной цивилизации, когда возрастает роль мировоззрения, философское знание превращается в мощный ориентир в безбрежном океане информации и многообразия жизни.

Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода (часть 3)

Главной проблемой преподавания социологии является абстрактность преподаваемого знания. Это ощущается в преподавании практических всех тем курса «Социология». Само обучение здесь сводится к тому, что студенты запоминают понятия, краткое содержание социологических теорий и приводят примеры. Такое знание изначально поверхностно. Оно формирует представления об обществе как о статичном и жестком образовании. Самое главное, однако, в том, что при таком обучении реальная социальная жизнь и представления, которые дают о ней, почти полностью расходятся. Обучение существенно не влияет на мировоззрение студента. Поэтому социология, как вузовская дисциплина интересна для студентов, но не нужна им. При таком преподавании судьба усвоенного знания студентом плачевна: оно должно быть быстро забыто в силу неприменимости в практической жизни.

Существенной проблемой социологического образования является низкое качество учебников и учебных пособий по социологии. Многие из них напоминают помесь научных монографий с эссе и словарями социологических терминов. Такие учебники отличаются сухостью, неэмоциональностью, - они неинтересны. Причины этого вполне понятны. Дело в том, что вузовское социологическое образование на Западе насчитывает более сотни лет, в то время как массовое преподавание социологии в большинстве стран - выходцев из СССР началось только в 90-е годы.

По мере того, как реформирование общества начинает все сильнее захватывать социальную сферу и сказываться на потребностях гражданина в социальном знании, нарастает и потребность в качественном обновлении социологического образования. По-нашему мнению, оно должно пойти по следующим направлениям:

1) Создание учебников, написанных в свете требований вузовской дидактики, их ориентации на формирования не только знаний, но и навыков оценки и анализа социальных явлений и процессов.

2) Разработка ситуационных заданий, упражнений и полноценных кейсов по основным, ключевым темам социологии.

3) Подготовка WEB-учебников по социологии, которые обеспечили бы дистанционное обучение.

4) Включение в учебный процесс обучения и участия студентов в реальных социологических исследованиях с целью выработки соответствующих умений и навыков.

5) Увеличение объемов вузовских курсов социологии, введение дополнительных социологических спецкурсов, которые обеспечивали бы социологически соответствующие специальности.

Как видим, в структуре совершенствования преподавания социологии ключевую роль играет кейс-метод. Это ощущают наиболее перспективно мыслящие преподаватели-социологи. Начинают появляться учебные пособия, построенные с использованием ситуационного анализа. Рассмотрим, например, фрагмент «Охота на рабов», заимствованный из учебного пособия А.И. Кравченко «Основы социологии»:

«ОХОТА НА РАБОВ

Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм "Камышовый рай". Наш корреспондент побеседовал с реальным рабом...

Г. Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет paбства в Чечено-Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каждую потерянную овцу - отрубали. Туберкулез, от которого он умирает в больнице под Санкт-Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его поймали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлебкой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильный труд, сбрасывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство пожизненно. А чтобы не сомневались — выжигали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове...

Рабство появилось в конце 50-х годов. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казахстан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями сладкой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х годов — рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям.

(Источник: Московские новости. —1991. — № 42. — С. 15.)

Вопросы к тексту:

1. Почему газетный материал назван "охотой на рабов", а, скажем, не "рабство в СССР"?

2. Где еще применялся труд рабов, которые официально не являлись рабами? Речь идет об истории СССР.

3. Сравните статус раба в античной Греции и статус холопа на Руси. В чем сходство и различие? Сравните их с современными рабами».

Эмоциональность данного текста не только помогает понять всю трагичность проблемы рабства в наше время, но и выступает чувственной основой для освоения такой сложной темы социологии, как «Социальная стратификация». Вместе с тем, следует отметить, что данное ситуационное упражнение можно было бы превратить в кейс. Для этого нужно внести проблему в текст, например, спор о том, существует ли рабство в наше время. Для целостного восприятия проблемы современного рабства необходимы дополнительные сведения относительно использования труда заключенных ГУЛАГа, а также бесправия нынешних эмигрантов россиян и украинцев в Европе. В этом случае проблема рабства обрела бы комплексность, обеспечила бы дискуссию между студентами, например, по вопросу насколько классические признаки античного раба применимы к рабству нашего времени.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!