Лекция 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений



Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений

. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Оглавление

Предисловие

Глава I Теоретические основы методики развития речи

§ 1. Предмет методики развития речи и задачи курса

§ 2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками

§ 3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка

§ 4. Методы исследования в методике развития речи

Глава II. Из истории методики развития речи

§ 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

§ 2. Развитие методики в России

Глава III Система работы по развитию речи в детском саду

§ 1. Цель и задачи развития речи детей

§ 2. Методические принципы развития речи

§ 3. Программа развития речи

§ 4. Средства развития речи

§ 5. Методы и приемы развития речи

Глава IV Методика развития словаря

§ 1. Понятие словарной работы и ее значение

§ 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

§ 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду

§ 4. Общие вопросы методики словарной работы

§ 5. Методика словарной работы в возрастных группах

Глава V. Методика формирования грамматического строя речи

§ 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

§ 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

§ 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

§ 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

§ 5. Методика формирования морфологической стороны речи

§ 6. Методика формирования синтаксической стороны речи

§ 7. Методика формирования способов словообразования

Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей

§ 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

§ 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

§ 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения

§ 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

§ 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению

§ 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях

§ 7. Формирование звуковой выразительности речи

Глава VII Методика развития связной речи

§ 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

§ 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

§ 3. Задачи и содержание обучения связной речи

§ 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения

§ 5. Беседа как метод обучения диалогической речи

§ 6. Приемы обучения рассказыванию

§ 7. Пересказ литературных произведений

§ 8. Рассказывание по игрушкам

§ 9. Рассказывание по картине

§ 10. Рассказывание из опыта

§ 11. Творческое рассказывание

§ 12. Связные высказывания типа рассуждений

Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду

§ 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

§ 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

§ 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

§ 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям

§ 5. Методика заучивания стихотворений

§ 6. Использование художественной литературы вне занятий

Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте

§ 1. Сущность подготовки к обучению грамоте

§ 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

§ 3. Ознакомление со словом

§ 4. Ознакомление с предложением

§ 5. Ознакомление со словесным составом предложений

§ 6. Ознакомление со слоговым строением слова

§ 7. Ознакомление со звуковым строением слова

§ 8. Подготовка к обучению письму

 

 

 

Тема Методика работы с художественной литературой в детском саду

Лекция 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

 

Лекция 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!