Глава 1. Основные направления развития Старообрядчества в XVII-XIX вв



Nbsp; МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА» Факультет гуманитарных наук Кафедра истории России и вспомогательных исторических дисциплин Направление подготовки: 44.04.01. Педагогическое образование Профиль: Историческое краеведение и экскурсионное дело

М А Г И С Т Е Р С К А Я

Д И С С Е Р Т А Ц И Я

на тему: «Старообрядцы Нижегородского края начала XX века»

 

МАГИСТРАНТ(КА) _________________ Т.Н. Кошелева ________________________

                                                      (личная подпись)                                                         (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________к.и.н., доцент М.Ю. Шляхов _____________

                                                      (личная подпись)                              (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

КОНСУЛЬТАНТЫ_____________________________________________________________

                                                      (личная подпись)                              (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

                          _____________________ ________________________________________

                                                      (личная подпись)                              (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

                          _____________________ ________________________________________

                                                      (личная подпись)                              (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ к.и.н., доцент Р.В. Шиженский_____

                                                                                (личная подпись)            (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

“___” ____________________ 20___ г.

 

 

Нижний Новгород – 2018 г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные направления развития старообрядчества  в XVII-XIX вв……………………………………………………………………………13

Глава 2. Лидеры старообрядческого движения России начала XX века………………………………………………………………………………21

2.1. Положение старообрядцев в начале XX века……………………….21

2.2. Лидеры старообрядцев…………………………………………………25

Глава 3. Общественное старообрядческое движение в России начала XX века….………………………………………………………………………...…40

3.1. Положение и развитие общественных организаций старообрядцев в период революционного движения 1906-1907 гг…………………..………40

3.2. Старообрядческие организации и их деятельность в 1908-1910г….45

3.3. Старообрядчество и Всероссийские единоверческие съезды……….52

ГЛАВА 4. Методические основы организации проектной деятельности учащихся на уроках истории………………………………………………...54

Заключение…………………………………………………………………….58

Список использованной литературы……………………………………….60

Введение

Актуальность темы исследования. В современном мире наблюдается тенденция роста влияния религии и религиозного сознания на разные стороны жизни общества. Особую роль играет изучение истории религии, её места в обществе и государстве. Поэтому в наше время представляется актуальным обращение к старообрядчеству. Интерес вызван фактом сохранения и развития его последователями на протяжении нескольких веков основ традиционной духовной и материальной культур.

Особый интерес представляет время с начала XX в. по 1917г. - именно в рамках этого периода, под влиянием различных факторов развития российского общества вопрос о старообрядчестве как вероисповедании был поднят на новый уровень, и заложил основы изучения староверия в более поздние периоды. Поэтому исследование процесса развития взглядов на старообрядчество в данный период времени видится необходимым.

Также важен момент того, что именно Нижегородский край со времен раскола являлся одним из крупнейших в России центров старообрядчества. Сюда бежали старообрядцы от преследования, здесь создавались скиты по реке Керженец. Ключевые фигуры раскола - патриарх Никон и его противник протопоп Аввакум - оба были выходцами с нижегородской земли. Значение Нижегородского края в жизни Древлеправославной Церкви еще более возросло, когда здесь в начале XX в. стали собираться всероссийские съезды старообрядцев и съезды Союза старообрядческих начетчиков.

Официально термин «старообрядчество» стал использоваться с 1906 г. К употребляемому термину «раскольники» сами старообрядцы относятся отрицательно, считая себя приверженцами истинной церкви.

Рассматриваемый нами период времени 1905-1917 гг. назван как «золотой век старообрядчества». Начало ему дает «Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости» Николая II от 17 апреля 1905 г. – это был первый день св. Пасхи, и указ о веротерпимости был «красным яичком» к красному дню[1]. С этого времени старообрядцам было разрешено открыто проводить Освященные Соборы, Всероссийские съезды для решения наиболее важных вопросов жизни староверов. Деятельность Всероссийских Съездов была многообъемлющей: в нее входили вопросы не только чисто церковно-общественные и правовые, но и экономические, бытовые, хозяйственные, культурные, финансовые и многие другие.

Характерной чертой старообрядчества является то, что в его организациях в отличие от православной церкви большую роль играли миряне. В беспоповщине наставники избирались из мирян, в беглопоповщине миряне нанимали священника, переходившего к ним из православной церкви.

Важное место в общественной жизни старообрядцев занимают интеллигенты – образованные миряне, исполняющие роль идейных вдохновителей староверов. Деятельность этих интеллигентов, безусловно, важна и полезна - благодаря их энергичной и настойчивой проповеди, идеи вероучения получали широкое распространение, а их беседы с миссионерами всегда заканчивались полным поражением последних.

В «золотой век» старообрядчества особенно прославились их лидеры: М.И. Бриллиантов, Н.Д. Зенин, Ф.Е. Мельников, И.К. Перетрухин, И.А. Лукин. Они активно учувствовали в старообрядческих съездах, в съездах начетчиков, проводили беседы с миссионерами. Их биографические данные и деятельность мы подробно рассмотрим в работе.

Новизна исследования заключается в том, что историографической базы как таковой по данной теме не создано. Тематика большинства работ носит локальный характер, или вообще посвящена только историческому развитию Древлеправославной церкви и ее взаимоотношениям с государством. К таким работам можно отнести труд В.Ф. Миловидова «Современное старообрядчество»[2], где автор рассматривает старообрядчество как религиозно-общественное явление, дает характеристику старообрядческих организаций. Кроме того, в работе обобщены некоторые вопросы по истории нижегородского старообрядчества, а также выявлены характерные особенности этого движения.

Объектом настоящего исследования являются нижегородское старообрядчество.

Предметом исследования являются характерные особенности нижегородского старообрядчества начала XX века.

Целью данной работы является проследить особенности развития и направления деятельности нижегородского старообрядчества в период с 1905 по 1917 годы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить истоки движения старообрядцев и выявить их основные особенности;

2. проследить отношения старообрядчества с официальной РПЦ;

3. выявить характерные особенности развития нижегородского старообрядчества начала прошлого столетия.

4. Определить историческую специфику нижегородского старообрядчества.

Методологическая основа исследованиясоставляет принципы историзма и научной объективности, которые предполагают рассмотрение движения старообрядцев с привлечением совокупности общенаучных и специальных методов и подходов. В диссертации применялся системный подход, дающий возможность восстановить целостную картину нижегородского старообрядчества. В связи с этим был применен комплексный подход, к источникам, предполагающий привлечение письменных, архивных и эпистолярных источников. При анализе широкого комплекса источникового материала применялся историко-критический метод, позволяющий проверить его достоверность и полноту. Кроме того, был использован структурно-функциональный, позволяющий выделять и рассматривать отдельные элементы культуры и раскрывать их взаимодействие в рамках единой системы культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают временной период с 1905 г. по 1917 г. Нижней границей служит 1905 г. и Высочайший указ Николая II «об укреплении начал веротерпимости»[3], в котором законодательно утверждались права на свободу вероисповедания лиц неправославного исповедания, отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежало преследованию. Старообрядчество было легализовано, прекратились преследования.

Нижней хронологической рамкой служит 1917 год революции и приход к власти большевиков, когда гонениям подвергались любые религиозные конфессии, в том числе и старообрядческие.

Географические рамки определяются территорией Нижегородской губернии.

Характеристика источников.Используемые в работе источники можно разделить на несколько групп: законодательные акты, периодическая печать, делопроизводственные документы.

К законодательным актам относится Указ Николая II «об укреплении начал веротерпимости». Этот акт, несомненно, важен для данного исследования, т.к. с него и начинается «золотой век нижегородского старообрядчества». Старообрядцам были посвящены статьи с 5 по 11. Согласно статье 7[4], отныне слово «раскольник» заменяется на слово «старообрядец». Указ разрешил переход из православия в другие христианские вероучения, устанавливал общие правила строительства и ремонта культовых зданий для всех христианских конфессий. Все закрытые в административном порядке молитвенные здания должны были быть распечатаны. Но говорить о полной свободе старообрядчества еще рано. «Как первый шаг, он дает многое, но еще о большем и умалчивает и заставляет ждать дальнейших шагов»[5]. Еще были случаи стеснения старообрядцев: запрещения им устраивать богослужения, проводить крестные ходы.

Периодическая печать представлена газетой «Нижегородский листок», журналами «Старообрядец», «Старообрядческий вестник» и «Церковь».

«Нижегородский листок»[6] - ежедневная общественно-литературная и биржевая газеты, издавалась в Нижнем Новгороде с 1883г. и была посвящена, преимущественно, вопросам города и Поволжья. Данная газета особенно важна, т.к. съезды членов Союза старообрядческих начетчиков и Всероссийские старообрядческие съезды происходили преимущественно в Нижнем Новгороде. Таким образом, представленные данные в этой газете наиболее полны и точны, по сравнению с другими источниками. Данные Нижегородского листа были получены из архива Центральной городской библиотеки им. Ленина. Здесь публиковались статьи не только об официальной РПЦ, но и о старообрядцах. В частности, здесь помещались заметки об их съездах и собраниях, а также статьи некоторых видных старообрядческих лидеров. В целом данный источник крайне важен для магистерского исследования, т.к. дает довольно большую и правдоподобную информацию о деятельности нижегородских старообрядцев.

Журнал «Старообрядец» или «Старообрядческий вестник» издается с 1906 по 1907 г., тогда - под названием «Старообрядцы», епископом Иннокентием, Ф.Е. Мельниковым, Н.Д. Зениным. Издание этого журнала стало возможным после вышеупомянутого высочайшего указа Николая II. В издании журнала принимали участие сами старообрядцы, т. о., мы можем говорить о достоверности и объективности представленной информации, т.к. она исходит от лиц, непосредственно имеющих отношение к описываемым событиям. Журнал предоставляет информацию о беседах И.К. Перетрухина, И.А. Лукина с миссионерами господствующей церкви. Однако, за не совсем законные исследования, а также критику официальной церкви журнал был закрыт уже в 1908 году. Некоторые авторы статей, опубликованных в журнале, преследовались властью, вплоть до тюремного заключения. Показательным является негативная оценка Серафима Саровского в статье Василия Усова в пятом номере журнала. Тем не менее, несмотря на это журнал является важным источником, т.к. можно проследить идейные программы и особенности борьбы с официальной церковью. В целом данный источник очень важен, т.к. в нем можно найти большое количество статей на религиозную тематику, а также критика официальной РПЦ и направления деятельности старообрядцев.

Здесь же стоит отметить ценную для данного исследования статью Ф.И. Масленникова в «Старообрядческом вестнике»[7] «О значении начетчиков». Федот Игнатьевич - выдающийся церковно-общественный деятель, лидер рязанского старообрядчества, до революции крупный купец II гильдии и лесопромышленник. Основатель «Рязанской старообрядческой общины, приемлющей священство Белокриницкой иерархии», зарегистрированной Рязанским губернским правлением 31 мая 1910 г. Статья Масленникова позволяет нам понять, кто такие начетчики и какого их значение. Федот Игнатьевич называет первым истинным интеллектуалом-старообрядцем протопопа Аввакума. Также Масленников говорит о знаменитых мирянах того времени: Ф.Е. Мельникове, Клименте и Иосифе Перетрухиных, которые борются с нападками, клеветой на старообрядческую Церковь.

Журнал «Церковь» издавался с 1908 года, но в 1914 году он был закрыт и был переименован в «Слово Церкви». Он издавался в Москве А.И. Королевым и И.П. Федотовым и предоставляет нам ценную информацию о деятельности старообрядцев, о проводимых ими беседах и диспутах с миссионерами, об их отношении к происходящему в стране. В статьях журнала содержатся элементы философско-мировоззренческой составляющей старообрядчества. Кроме того, особое внимание в этом журнале уделяется проблемам свободы совести, государственно-церковных отношений и их правовому регулированию. Этот журнал в отличие от вышеупомянутых периодических изданий просуществовал дольше всех остальных.

Степень изученности темы. История развития нижегородского старообрядчества не нова в исторической науке. Нижегородские краеведы довольно давно уже изучают эту тематику. Поэтому историографию по нижегородскому старообрядчеству стоит разделить на два этапа: советский и постсоветский.

В советский период данной темой занималось не так много исследователей, основной историографический материал был накоплен еще в царской России. В СССР проблемой старообрядчества занимались мало, особенно это характерно для 30-40 гг., когда антирелигиозная политика была наиболее жесткой. Ситуация меняется в 50-60 гг., когда появляются исследования посвященные этой тематике. В 1959 году выходит двухтомник А.В. Карташева «Очерки по истории русской церкви»[8], где автор уделяет большое внимание и старообрядцам. В 1965 году выходит монография А.И. Клибанова «История религиозного сектантства в России (60е гг. XIX в.)»[9]. Здесь как и в предыдущем исследовании старообрядцы рассматриваются в общем контексте, тем не менее им дается довольно подробная характеристика. В 1969 году выходит книга В.Ф. Миловидова «Старообрядчество в прошлом и настоящем»[10], где автор уделяет внимание истории развития старообрядчества и их особенностям.

Специальные работы по старообрядцам появляются в 70е гг. Здесь стоит, прежде всего, отметить работу С.А. Зеньковского «Русское старообрядчество: духовное движение XVII века»[11], вышедшею в Мюнхене в 1970 году и переизданную в России только в 1995 году. Зеньковский в этой работе обращает внимание на причины и истоки Церковного Раскола, а также на деятельность первых раскольников, их лидеров и борьбу с Никоном и его последователями. В 1972 году выходит книга А.Е. Катунского «Старообрядчество»[12], где автор уделяет внимание истории развития старообрядчества, их идеологии, культовым особенностям, а также организации современного старообрядчества. Автор выдвигает идею о том, что старообрядчество вынуждено приспосабливаться к современным особенностям и менять свое привычное мировоззрение.

В 1979 году появляется книга вышеупомянутого историка В.Ф. Миловидова «Современное старообрядчество»[13], где он подробно разбирает особенности старообрядчества 60-70х гг. Среди основных идей, выдвинутых автором, это «кризис старой веры», т.е. многие старообрядцы постепенно отходят от прежних идей, а также разрушение т.н. традиционной общины старообрядцев. Кроме того, автор отмечает крах т.н. старообрядческой эсхатологии и их постепенное сближение с официальной РПЦ. Что касается 80х гг. здесь выдающихся работ по данной тематике не имеется.

Второй период развития историографии по старообрядчеству стоит условно назвать – постсоветский. Здесь для данного исследования были привлечены статьи Ф.А. Селезнева «Д.В. Сироткин и Всероссийские съезды старообрядцев вначале XX в.»[14] и «Старообрядческое купечество и политические партии в годы революции (1905-1907)»[15]. Статьи в основном посвящены деятельности Всероссийских старообрядческих съездов, которые в данной работе не рассматриваются, но эти данные полезны тем, что позволяют увидеть вопросы, решаемые на этих съездах, отношение старообрядцев к тем или иным событиям, происходящим в стране.

К числу самых известных работ по теме магистерской диссертации можно отнести книгу Ф.Е. Мельникова «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви»[16] Мельников сам был выдающимся начетчиком, писателем, полемистом. В его книге представлен материал по истории старообрядчества с XVII века по 1917 г. Особую ценность представляет информация о биографиях начетчиков, которая не упоминается в других источниках.

Также большое значение имеет для нас биографический очерк[17], составленный правнуком Н.Д. Зенина Вячеславом Николаевичем Зениным. В нем подробно представлена биография Зенина, его деятельность как начетчика, фотографа, писателя. Освящена деятельность и других лидеров на Всероссийских старообрядческих съездах.

Работа М.О. Шахова «Религиозно-мировоззренческие основы социальной позиции старообрядчества»[18] позволяет нам рассмотреть особенности мировоззрения старообрядцев, его формирование и развитие.

Ценны также статьи В.В. Керова «Старообрядчество как конфессия раннесовременного типа и проблема «обрядоверия»[19], «Старообрядчество в политическом развитии России начала ХХ в»[20] и «Конфессиональные факторы старообрядческого предпринимательства»[21]. В этих работах было рассмотрено развитие старообрядчества, процесс превращения его в конфессионально-экономическую систему со своими ценностями, институтами и установками.

Таким образом, историографический корпус по данной тематике не в полной мере освящает проблему. Есть отдельные выдержки и упоминания в разных изданиях, но они, как правило, достаточно кратки и не полны. Но весь источниковедческий материал, задействованный для данной работы, позволяет раскрыть тему и дать представление о роли интеллектуалов в старообрядчестве в 1905-1917 гг.


 

Глава 1. Основные направления развития Старообрядчества в XVII-XIX вв

Движение старообрядцев появилось во второй половине XVII века после церковных реформ патриарха Никона (1652-1666), которые привели к расколу Русской Православной Церкви. В результате этих реформ появился слой мирян и духовенства, которое отказалось следовать новым установлениям. Реформы Никона заключались в исправлении богослужебных книг, а также в обрядах по греческому образцу, т.е. Никон стремился сделать единообразие греческих и русских обрядов. Реформы начались проводиться в 1653 году, когда Никон при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676) объявил об отмене двуперстного крестного знамения, которое еще было предписано Стоглавым собором 1551 г. и о введении греческого трехперстного знамения (щепоть). Это вызвало открытое возмущение ряда духовенства и мирян. Никон вместе с правительством царя начали открытые репрессии против церковной оппозиции и противников данных реформ[22].

В 1654 году Никон объявил об изменении ряда церковных книг в соответствие с текстами греческих и старославянских книг. Исправление книг происходило по новопечатным киевским и греческим книгам, что вызвало еще один повод для недовольства[23]. Далее правительство проводит гонения на приверженцев старых обрядов, лидеров которых стал Протопоп Аввакум. Расхождения между «никонианцами» и «старообрядцами» касались только в вопросах обрядов и книг, но догматические составляющие оставались едиными. Для раннего старообрядчества были характерны эсхатологические представления, однако постепенно они перестали занимать большое место в мировоззрении старообрядцев[24]

Для старообрядцев характерен жесткий церковный консерватизм, порой даже фанатизм. Старообрядцы или староверы остались верны прежним обрядам, они сохранили многие книги, а также двуперстное крестное знамение, а крест признавался ими только восьмиконечный. Во время совершения богослужебных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, а никонианцы против солнца. Кроме того, в конце молитвы старообрядцы произносят «аллилуйя» два раза, а по реформе Никона необходимо три. Слово «Иисус» в старообрядчество пишется и произносится как «Исус»[25].

Также для старообрядцев характерно отрицание «мира», т.е. крепостнического государства, в котором якобы господствует Антихрист. В качестве Антихриста некоторые старообрядцы понимали самого патриарха Никона. Таким образом, старообрядцы отказывались от всякого общения и соприкосновения с этим миром Антихриста или просто «мирским» и предпочитали вести аскетический образ жизни, который был сильно регламентирован[26].

Московский церковный собор 1666-1667 предал анафеме всех противников реформ Никона. Наиболее ярые из них, в частности, лидер старообрядцев Аввакум были позднее казнены. Большинство старообрядцев, опасаясь гонений со стороны правительства, вынуждены были бежать в отдаленные районы, в основном в те, где преобладает лесной ландшафт. Что касается самого патриарха Никона, то он позже рассорился с Алексеем Михайловичем, был лишен патриаршего сана и был сослан.

В 1667 году вспыхнул знаменитый бунт в Соловецком монастыре. Монахи монастыря открыто высказались против реформ Никона и отказались им следовать. Алексей Михайлович отобрал у монастыря вотчинные земли и осадил его большой армией. Монастырь представляет собой большую крепость и располагается на острове. Благодаря этому осада затянулась и продолжалась целых восемь лет.

После гибели Протопопа Аввакума новым лидером старообрядцев стал Никита Пустосвят. Он в июле 1682 года провел церковный диспут в присутствии царя Федора Алексеевича; однако после диспута Пустосвят был арестован и казнен за оскорбление царя. В 1685 году церковный раскол был официально запрещен правительством. Все, кто так и не раскаялся в раскольничестве, преследовались правительством и наказывались, вплоть до смертной казни. Таким образом, начало церковного раскола было положено благодаря церковным реформам патриарха Никона, который начал «исправлять» книги, иконы и обряды, что вызвало резкое недовольство и сопротивление приверженцев этих церковных устоев.

В конце XVII века старообрядчество разделилось на два больших течения: поповцев и беспоповцев. Эти течения появились благодаря присутствию или отсутствию священников в рядах старообрядцев. Поповцы считали, что священники необходимы в богослужении, тогда как беспоповцы отрицали их, т.к. была идея о том, что Антихрист истребил все истинное духовенство[27].

В конце XVII-начале XVIII вв. гонения против старообрядцев возрастают, особенно в правление Петра Великого (1682-1725). Так, еще в конце царствования Алексея Михайловича в 1675 году были сосланы сестры боярыня Феодосия Морозова (та, что на знаменитой картине Сурикова) и княгиня Евдокия Урусова. Обе знатные женщины были сосланы в монастырь, где они умерли от голода в том же году[28]. В раскол ушло много грамотных и образованных людей, талантливых и эрудированных. Для старообрядцев этого периода характерна приверженность знаменитой идее «Москва – третий Рим». Тем не менее, принятие т.н. «испорченных» греческих образцов было для них неприемлемо. Отсюда выходит, что «Третий Рим» - последний Рим, «четвертому не бывать»; соответственно разрушить его может только Антихрист перед Страшным Судом. Если вера «портится» со стороны вершины, власти «Третьего Рима», то это говорит о наступлении царства Антихриста. Таким образом, старообрядцы видели в реформах Никона и дальнейших гонениях со стороны власти явное приближение царства Антихриста и Страшного Суда[29].

После смерти царя Федора Алексеевича в 1682 году к власти пришла царевна Софья при малолетних царях Иване V и Петре I. В Москве в этот год случился стрелецкий бунт, руководители которых были старообрядцами. Это положение позволило лидерам старообрядцев добиться согласия патриарха Иоакима на публичный диспут старообрядцев с никонианцами. Этот диспут прошел после коронации малолетних царей. После диспута патриарх Иоаким созвал новый церковный собор (1682) и по его решению была намечена целая программа репрессий против старообрядцев. В 1685 году были изданы т.н. 12 указов, по которым все имущество, включая землю, конфисковалось и передавалось в пользование официальной Церкви. Кроме того, указы предполагали «бить кнутом и ссылать» староверов, а тех, кто перекрещивался необходимо было предать смертной казни[30].

В правление Петра Великого старообрядчество еще с большей силой преследовалось и было вытеснено в отдаленные и глухие места. Оно было вытеснено в Поморье, Сибирские леса, на Дон и даже за границы России. Жестокие методы правительства вызывали у старообрядцев мысль о воцарении в Москве Антихриста. Многие старообрядцы предавали себя самосожжению, как знак протеста, а также, таким образом, они очищали свою душу от нечестивого мира. Всего до 1690 года в результате самосожжений погибло около 20 тысяч человек[31]. 3 февраля 1716 г. царь Петр I издал указ о взимании со старообрядцев государственных податей в двойном размере. В качестве средства для розыска укрывающихся от «двойного оклада» в указе предписывалось всем россиянам ежегодно исповедоваться. С этого момента и до смерти Петра I в 1725 г. относительно либеральная в религиозном отношении внутренняя политика сменилась на политику повсеместного розыска и преследования старообрядцев.

Конец XVIII – начало XIX вв. характеризуется тем, что гонения на староверов перестали носить массовый характер и стали более цивилизованными и гуманными. В XIX веке, в связи с кризисом официальной церкви, ослаблением репрессий, законодательным установлением свободы вероисповедания, старообрядчество получило новое развитие. Кризис церкви был вызван тем, что она после реформы Петра Великого была полностью подчинена государству.

В XIX веке старообрядчество стало активно распространяться. Староверы открывали много церквей и скитов, а также основывали целые селения. Кроме того, резко возросло их сторонников и приверженцев. Так, например, на 1863 г. численность поповцев составляла 5 миллионов человек, поморцев - 2 миллиона, федосеевцев, филипповцев и бегунов - 1 миллион[32].  Эти старообрядческие течения проживали в основном в северных лесных районах.

Стоит более подробно остановиться на том, что появляются все новые старообрядческие течения.

Поповство возникло в последнее десятилетие XVII века. Основывалось оно, как правило, на взглядах и идеях Протопопа Аввакума, который считал, что можно принимать священство из новообрядческой церкви и что без священников нельзя обходиться: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить - аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить»[33]

Поповцы принимают и соблюдают все семь священных таинств христианства, признают необходимость священнослужителей при богослужении и обрядах. Кроме того, отличительной чертой их взглядов является то, что в их обрядах помимо самих священников могут принимать участие и миряне. Основными центрами поповства считается Нижегородская земля. Здесь проживало более 60 тысяч староверов. Кроме того, большими центрами были Донская область, Черниговская земля, Стародубье.

Изначально поповцы принимали священников, которые были вынуждены к ним бежать по разным причинам. Из-за этого поповцев называли «беглопоповцы». Тем не менее, поповцы никогда не могли сами рукоположить священников, т.к. священники сами уже присоединялись к ним. В XVIII веке было известно несколько самозваных епископов (Афиноген, Анфим), которые были разоблачены староверами. При приёме беглых новообрядческих священников поповцы, ссылаясь на постановления разных Вселенских и поместных соборов, исходили из действительности рукоположения в РПЦ, в виду того, что благодать в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы.

В 1800 году произошло довольно любопытное событие, небольшая часть поповцев перешла под юрисдикцию РПЦ, но при этом, сохранив свои традиции, обычаи и особенности. РПЦ создала для них отдельную церковь – Единоверческую церковь. Создание этой церкви было возможным при условии сохранения автономии. Впоследствии большая часть поповцев создала свои трехчинные иерархии, а другие вообще ушли к беспоповцам[34].

В 1846 году, после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений, приемлющих священство[35]. Таким образом, география поповцев еще больше расширяется.

По своим догматическим убеждениям поповцы незначительно отличаются от никонианцев. Тем не менее, они придерживаются старых, еще дониконианских - обрядов, богослужбных книг и церковных традиций[36]. По их мнению, Никон исказил, испортил истинную старую веру и являлся олицетворением Антихриста.

Что касается численности поповцев, то на конец XX века она составляет более 1,5 миллиона человек, большая часть которых проживает на территории России. В настоящее время поповцы делятся на две основные группы: Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.

Теперь перейдем к беспоповству. Беспоповство, как и поповство возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения.

Беспоповцы, как уже было указано выше, не принимали в свои ряды священников и считали, что истинные священники все погибли в борьбе в Антихристом. Поэтому все новые священники – неистинные, от лукавого. Роль священников здесь играют авторитетные миряне, которые выполняют те же функции, что и священники.

Одно единственное исключение касается священника Павла Коломенского, который умер ещё в 1654 году, но так и не оставив себе преемника. По правилам церкви, никто кроме священника не может рукоположить другого в епископы, архиепископы и т.д. Так как все истинные священники вымерли, значит, новое течение будет без священника[37].

Беспоповцы, которых официально называли как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие, отвергнувшие священников официальной РПЦ, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами[38].

Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и река Керженец в Нижегородском крае. В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев. Общая численность старообрядцев на конец XX века - более 3 миллионов человек. Свыше 2 миллионов из них проживает на территории России.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, Церковный Раскол, произошедший в результате реформ патриарха Никона расколол официальную церковь на два лагеря: последователей реформ – никонианцев и их противников – старообрядцев (староверов). Старообрядчество тоже было неоднородным и имело несколько течений. Это движение получило большое распространение на территории России и имело более 5 миллионов приверженцев. В связи с гонениями официальной РПЦ старообрядцы были вынуждены селиться в отдаленные районы России, в частности в глухих лесах Нижегородского края.


 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!