Гибель Касима, сына Имама Хасана (А)



Nbsp; «Лухуф» Ибн Тавуса («Скорби Кербелы») — часть 2

О сражении Кербелы

Книга «Лухуф аля катла т-туфуф» («Скорби по убитым в Кербеле») для краткости называется просто «Лухуф» (в русском варианте мы назвали ее «Скорби Кербелы»). Данная работа является важнейшей классической книгой шиитской традиции, повествующей о трагедии Кербелы. Во второй части книги рассказывается о сражении при Кербеле. Первую часть можно прочитать тут.

Переводчик — Амин Рамин.

 

1. Войско для сражения с Хусейном (А)

Передатчик говорит, что Убейдуллах ибн Зияд побудил своих соратников к сражению с Хусейном (А). Он испугал людей Куфы, и они последовали за ним. Он купил у Умара ибн Саада[1] его будущую жизнь ценой ближней жизни и назначил его главой войска, предназначенного убить Хусейна (А). Тот вышел для убийства Хусейна (А) с четырьмя тысячами всадников. Ибн Зияд каждый день посылал ему новые отряды, так что к шестому мухаррама под его командованием сосредоточилось двадцать тысяч всадников. Они окружили караван Хусейна (А) и отрезали его от воды, так что жажда стала опалять их.

2. Первая речь Хусейна (А)

Хусейн (А) встал, опёрся на свой меч и сказал им громким голосом: «Призываю вас именем Аллаха, знаете ли вы меня?»

Они сказали: «Да, ты – внук Посланника Аллаха (ДБАР)».

— Во имя Аллаха, знаете ли вы, что мой дед – Посланника Аллаха (ДБАР)?

— Да.

— Во имя Аллаха, знаете ли вы, что мой отец – Али ибн Аби Талиб (А)?

— Да.

— Во имя Аллаха, знаете ли вы, что моя мать – Фатима Захра, дочь Мухаммада Мустафы (ДБАР)?

— Да.

— Во имя Аллаха, знаете ли вы, что моя бабушка – Хадиджа, первая женщина этой уммы?

— Да.

— Во имя Аллаха, знаете ли вы, что господин мучеников Хамза – дядя моего отца?

— Да.

— Во имя Аллаха, знаете ли вы, что мой дядя – Джафар Тайар, летающий в Раю (на ангельских крыльях)?

— Да.

— — Во имя Аллаха, знаете ли вы, что этот меч – меч Посланника Аллаха (ДБАР)?

— Да.

— Во имя Аллаха, знаете ли вы, что эта чалма, которая сейчас на мне, – чалма Посланника Аллаха (ДБАР)?

— Да.

— Во имя Аллаха, знаете ли вы, что Али (А) был первым мужчиной в Исламе, самым знающим среди них, самым терпеливым среди них, и что он – повелитель всякого верующего и всякой верующей?

— Да.

— Тогда почему вы считаете дозволенным пролитие моей крови? А ведь мой отец – тот, кто будет поить из реки Каусар, и знамя славы в деснице его в День Суда!

— Мы знаём всё это, однако не оставим тебя, пока ты не умрёшь с жаждущими губами.

Когда он говорил эту речь, его дочери и его сестра Зейнаб услышали его слова, и плакали, и били себя, и возвысили свои голоса. И он послал к ним Аббаса и своего сына Али, сказав им: «Успокойте их. Клянусь жизнью, их плач ещё усилится!»

И передано, что к Умару ибн Сааду пришло письмо от Убейдуллаха ибн Зияда, которое приказывало ему быстрее начать сражение и предостерегало от медлительности. И они поскакали в сторону Хусейна (А).

3. Безопасность для Аббаса и его братьев

Шимр ибн Зиль-джаушан приблизился к стану Хусейна (А) и стал кричать: «Где Абдуллах, Джафар, Аббас и Усман[2], сыновья моей сестры?»

Хусейн (А) сказал: «Ответьте ему, пусть он и нечестивец, ведь он – ваш родственник».

Они сказали: «Что ты хочешь?»

Он сказал: «О, сыновья моей сестры! Вам дана безопасность: не убивайте же самих себя вместе с вашим братом Хусейном! Подчинитесь повелителю верующих Язиду!»

Аббас ибн Али крикнул ему: «Да отнимутся твои руки! Скверно то, к чему ты нас призываешь со своей безопасностью, о враг Аллаха! Ты велишь нам оставить нашего брата и господина Хусейна, сына Фатимы (А), и подчиниться проклятым и детям проклятых?»

После этого Шимр разгневанным вернулся в своё войско.

Передано, что когда Хусейн (А) увидел, как войско Умара ибн Саада спешит к битве, и как мало воздействуют на них речи и увещевания, сказал своему брату Аббасу: «Если сможешь удержать их от битвы сегодня, то сделай это, дабы мы занялись молитвами для нашего Господа этой ночью, ибо Он знает, что я люблю молитвы для Него и чтение Его Книги».

Аббас направился к ним и спросил их об этом (об отсрочке сражения). Умар ибн Саад ничего не ответил. Амру ибн Хаджадж Зубейди сказал: «Клянусь Аллахом, если бы турки или дейламиты пожелали бы от нас этого, мы согласились бы! Так как же с теми, кто из рода Мухаммада!»

После этого они согласились перенести сражение на один день.

Передано, что Хусейн (А) сел на землю, и его охватил сон. Потом он проснулся и сказал своей сестре Зейнаб (А): «Я только что видел моего деда Мухаммада (ДБАР), отца Али (А), мать Фатиму (А) и брата Хасана (А), и они говорили: “О Хусейн! Ты придёшь к нам вскоре (в других риваятах: завтра)”.

И Зейнаб (А) ударила себя, закричала и заплакала. Хусейн (А) сказал: «Тише, не давай этим людям злорадствовать о нас».

4. Последняя ночь

Потом наступила ночь, и Хусейн (А) собрал сподвижников, восхвалил Аллаха, посмотрел на них и сказал: «Я не знаю сподвижников лучше вас и не знаю семейства чище и выше, чем моё семейство. Да воздаст вам Аллах от меня лучшей наградой! Вот, эта ночь покрыла вас мраком, так используйте эту возможность: пусть каждый из вас возьмёт с собой человека из моего семейства — и скройтесь в этой ночи, оставив меня наедине с теми людьми, потому что им не нужен никто, кроме меня».

Его братья и дети, а также дети Абдуллаха ибн Джафара сказали ему: «Зачем нам делать это? Чтобы остаться в живых, когда ты умрёшь? Не приведёт нас Аллах увидеть такой день!»

Эти слова первым сказал Аббас ибн Али, и другие последовали ему.

Затем Хусейн (А) посмотрел на сыновей Акиля и сказал: «Достаточно вам смерти Муслима. Я даю вам разрешение уйти».

И тогда все они сказали: «О, сын Посланника Аллаха! Что скажут нам люди, и что мы ответим им? Что мы оставили нашего предводителя и внука нашего Пророка (ДБАР), не стреляли вместе с ним из луков, не кололи копьями и не били вместе с ним мечами? Нет, о сын Посланника Аллаха! Мы не оставим тебя никогда, но будем защищать тебя своими жизнями, пока не погибнем перед тобой! Аллах сделал жизнь после тебя омерзительной».

Потом встал Муслим ибн Аусаджа[3] и сказал: «Мы оставим тебя и уйдём от тебя, тогда как тебя окружили эти враги?! Нет, клянусь Аллахом, да не увидит меня Аллах никогда совершившим это! Я буду сражаться рядом с тобой, поражая их груди копьём, ударяя их мечом, покуда моя рука держит его! А если у меня не будет оружия, я буду бросать в них камнями, но не оставлю тебя, пока не умру!»

Затем встал Саид ибн Абдуллах Ханафи и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, о сын Посланника Аллаха, мы не оставим тебя никогда, дабы Аллах знал, что мы исполнили завещание Посланника Аллаха (ДБАР) относительно тебя! И если я узнаю, что буду убит возле тебя, а потом оживу, а потом буду сожжён, а потом рассеян по ветру, я сделаю это семьдесят раз, но не оставлю тебя! И как мне не сделать этого? Ведь это – всего лишь одна смерть, а затем я достигну блажества, которое не закончится вечно!»

Потом встал Зухейр ибн Кейн и сказал: «Клянусь Аллахом, о сын Посланника Аллаха, я хотел бы тысячу раз умирать и снова оживать, лишь бы остались в живых ты и твоё семейство!»

Все другие сподвижники говорили подобное этому. А потом сказали: «Да будут наши души твоей жертвой! Мы защитим тебя нашими руками и телами, а если будем убиты рядом с тобой, то мы соблюдём договор с нашим Господом и исполним то, что обязаны исполнить!»

В ту же ночь Мухаммаду ибн Баширу Хазрами сообщили, что его сын был пленён возле Рея. Он сказал: «Предоставляю Аллаху это. Клянусь своей душой, я не хочу, чтобы мой сын был пленён, а я остался бы жив!»

Хусейн (А) услышал этои сказал: «Да помилует тебя Аллах! Я освобождаю тебя от присяги: иди и помоги своему сыну!»

Он сказал: «Пусть дикие звери сожрут меня живьём, если я оставлю тебя!»

Хусейн (А) сказал: «Тогда дай другому своему сыну эту одежду и плащ, чтобы они помогли ему освободить своего брата. И дай ему эти пять одежд, чья цена – тысяча динаров».

Передатчик говорит, что Хусейн (А) и его сподвижники провели эту ночь в бодрствовании, так что звук их молитв был слышен, как звук пальм, колыхающихся от ветра – одни в поясном поклоне, другие в земном поклоне, третьи в стоянии, четвёртые в сидении. В эту ночь тридцать два человека из войска Умара ибн Саада перешли на их сторону. И таким было врождённое свойство Хусейна (А) – обилие молитв и совершенство его качеств.

Ибн Абдурабби в четвёртой части книги «Икд» передаёт, что Али ибн Хусейну (А) сказали: «Как мало детей у вашего отца!» Он ответил: «Я удивляюсь, что у него есть столько детей! Ибо он читает днём и ночью тысячу ракятов молитвы, так как же ему найти время для уединения с женами?»

Когда рассвело, Хусейн (А) велел расставить палатки и почистить их. Передано, что Бурейра ибн Хузейм Хамдани и Абдуррахман ибн Абдурабби Ансари стали чистить их, и Бурейра начал шутить над Абдуррахманом. Тот сказал: «О Бурейра! Ты смеёшься? Разве сейчас время для шуток?»

Бурейра ответил: «Мои родственники знают, что я не любил шуток ни в молодости, ни в старости. Но я делаю это из радости того, что нас ожидает. Клянусь Аллахом, недолго осталось, как мы встретимся с теми людьми, потом сразимся с ними час-другой, а после уже будем обнимать гурий в Раю».

5. Утро Ашуры

Передано, что утром войско Умара ибн Саада расселось по коням, и Хусейн (А) отправил к ним Бурейру ибн Хузейра, чтобы он обратился к ним с увещеванием. Он сделал это, но они не стали слушать, и увещевания не произвели на них никакого воздействия.

Тогда Хусейн (А) сел на свою верблюдицу (в других источниках говорится, что он сел на коня) и призвал сообщников Умара ибн Саада слушать то, что он скажет. Они стали слушать. И он воздал хвалу Аллаху, благословил Мухаммада (ДБАР) и его семейство, а потом сказал:

«Горе вам! Вы призвали нас в смятении, и мы ответили на ваш призыв стремительно! Вы повернули против нас те мечи, которыми обещали сражаться за нас, и разожгли для нас пламя, которое мы хотели разжечь для врагов наших и ваших! Сегодня вы стали палачами своих друзей ради своих врагов, которые не установят меж вас справедливости и не станут вашей надеждой! Горе же вам! Вы оставили нас, когда мечи были в ножнах, сердца уверены, а мысли здравы! Вы устремились к смуте, подобно саранче, и призывали к ней друг друга, как скопище мотыльков! Гибель вам, о противники истины, раскольники, отвергшие Книгу, исказитель слов, сборище нечестивцев, яд шайтана и угасители Сунны! Вы помогаете им и отворачиваетесь от нас? Клянусь Аллахом, издавно таится в вас коварство, и с ним смешалось ваше происхождение! Вы – сквернейший плод, горький для смотрящего и вкушающего!

Знайте, что незаконнорожденный сын незаконнорожденного (Ибн Зияд) поставил меня меж двумя выборами: смерть или унижение. Так долой унижение! Аллах, и Его Посланник (ДБАР), и верующие, и чистые чресла, и мужи чести, и люди благородства отвергли от нас то, чтобы мы предпочли унижение перед нечестивцами величественной смерти! Знайте же, что я буду биться с вами вместе с этими людьми, пусть они и немногочисленны!»

Потом он прочитал строки Фарвы ибн Масика Муради:

«Если победим мы, то побеждали и раньше,

А если проиграем и будем убиты,

То не из страха, но потому, что по судьбы решенью

К другим перешла торжества очерёдность.

Ведь если смерть отойдёт от дверей <span style="white-space:nowrap" style="box-sizing: border-box;">кого-то,</span style="white-space:nowrap">

То тут же выбьет ногою двери другого.

Постигла смерть людей моего рода,

Как постигала она поколения первых.

Если бы цари были вечными, мы б тоже вечными стали,

Если бы благородные остались, мы бы тоже остались.

Скажи же злорадствующим по нам: будьте спокойны!

Постигнет вас то же, что и нас постигло».

Потом он сказал: «Клянусь Аллахом, после моего убийства ваша жизнь будет недолгой, подобно прогулке всадника. Судьба закружит вас как мельница и перемелет в муку. Так сказал мне мой отец (А) от моего деда (ДБАР). Соберитесь же друг с другом и посоветуйтесь, дабы ваше дело стало ясным для вас, а потом сражайтесь со мной и делайте так, как желаете! “Поистине, я положился на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет такого существа, которое Он не держал бы за хохол! Поистине, Господь мой – на прямом пути” (11: 56).

О Аллах! Удержи от них дожди с небес, нашли на них годы засухи, подобные годам Йусуфа (А), поставь над ними тирана, что напоит их ядом из горькой чаши! Ибо они обвинили нас во лжи и унизили нас, а Ты – наш Господь, и на Тебя мы положились, и к Тебе предстоит прибежище».

Потом он спустился и велел, чтобы ему подвели лошадь Посланника Аллаха (ДБАР) по имени «Муртаджуз», сел на неё и призвал своих сподвижников к битве.

От Имама Бакира (А) передано, что число сподвижников Хусейна (А) было сорок пять всадников и сто пеших. Также существуют другие предания по этому поводу.

6. Умар ибн Саад начинает бой

Передатчик говорит, что Умар ибн Саад вышел вперёд, выстрелил в сторону лагеря Хусейна (А) из лука и сказал: «Засвидетельствуйте перед моим амиром, что я первый, кто выстрелил в них».

И тогда они начали обстреливать их стрелами, которые падали на них как дождь.

Хусейн (А) сказал своим сподвижникам: «Поднимайтесь на смерть, от которой не уйти. Ибо стрелы – послание этого народа к вам». Они пошли на них и сражались в течение часа, так что из сподвижников Хусейна (А) было убито некоторое число.

Тогда Хусейн (А) взял себя за бороду и сказал: «Аллах разгневался на иудеев, когда они приписали Ему сына. Аллах разгневался на христиан, когда они сделали Его троицей. Аллах разгневался на зороастрийцев, когда они стали поклоняться солнцу и луне помимо Него. И Аллах разгневался на этот народ, когда они сошлись на убийстве сына дочери их Пророка (ДБАР). Клянусь Аллахом, я не соглашусь на то, чего они хотят, пока не встречу своего Господа залитым кровью!»

От Имама Садыка (А) передано, что он сказал: «Я слышал от своего отца (А), что когда отряд Хусейна (А) начал сражаться с войском Умара ибн Саада, Аллах ниспослал ангелов с победой, так что они порхали над головой Хусейна (А). Он должен был выбрать между победой над врагами и встречей со своим Господом — и выбрал встречу со своим Господом».

И потом Хусейн (А) закричал: «Есть ли помощник, который поможет нам ради лика Аллаха? Есть ли те, кто защитит семейство Посланника Аллаха (ДБАР)?»

7. Хурр переходит на сторону Хусейна (А)

Тогда Хурр ибн Язид пришёл к Умару ибн Сааду и сказал: «Ты хочешь сражаться с этим человеком?»

Тот ответил: «Да, клянусь Аллахом, такими сражением, от которого – самое малое – будут разлетаться отрубленные головы и руки».

Когда Хурр услышал это, он отдалился от всех и стал размышлять, и тело его дрожало. Мухаджир ибн Аус сказал ему: «О Хурр! Ты заставил меня сомневаться. Если бы у меня спросили, кто самый храбрый человек в Куфе, я без колебаний назвал бы тебя. Почему же ты дрожишь?»

Хурр ответил: «Клянусь Аллахом, я выбираю между Раем и Адом! Но если я выберу Рай, то буду разрезан на куски и сожжён».

А потом он погнал свою лошадь в сторону Хусейна (А), держа свою руку на голове и говоря: «О Аллах, Тебя я прошу о прощении: так прими моё покаяние! Я разгневал сердца Твоих друзей (аулия) и детей дочери Твоего Пророка (ДБАР)!»

Приблизившись к Хусейну (А), он сказал: «Да стану я твоей жертвой! Я – тот, кто не дал тебе вернуться в Медину и утеснил тебя. Клянусь Аллахом, я не думал, что эти люди доведут дело до такого! Я раскаиваюсь перед Аллахом Великим: как ты думаешь, примет ли Он моё покаяние?»

Хусейн (А) сказал: «Да, Аллах примет твоё покаяние. Спускайся с лошади».

Хурр сказал: «Сражаться за тебя на коне лучше, чем сражаться за тебя пешим, и я спушусь с коня, когда меня убьют. Я был первым, кто вышел против тебя: так позволь мне стать первым, кто умрёт за тебя! Быть может, я буду в числе тех, кого поприветствует твой дед Посланник Аллаха (ДБАР) в День Суда».

Хурр сказал «первым, кто умрёт за тебя», имея в виду следующую атаку, так как до этого уже были те, кто погиб.

И Хусейн (А) позволил ему это, и он сражался достойнейшим образом, убив множество храбрецов и богатырей, а потом погиб мученической гибелью. Когда его тело отнесли к Хусейну (А), он вытер пыль с его лица и сказал: «Твоя мать назвала тебя “свободным” (“хурр” значит “свободный”), и ты – свободный в ближней и будущей жизни».

8. Гибель других сподвижников Хусейна (А)

Передано, что затем вышел Бурейр ибн Хузейр, который был аскетом, много поклонявшимся Аллаху, и вышел против него Язид ибн Мугаффаль. Они совершили взаимное проклятье (мубахиля), прося у Аллаха, чтобы тот, кто не на истине, был бы убит руками другого. И Бурейр убил Язида, а потом продолжал сражаться, пока не погиб, да будет доволен им Аллах!

Потом вышел Вахаб ибн Джанах Кальби и храбро сражался, после чего вернулся в лагерь, где были его жена и мать, и спросил у матери: «Довольна ли ты мной?» Она сказала: «Я не стану довольна тобой, пока ты не будешь убит за Хусейна (А)». Его жена сказала: «Заклинаю тебя, не делай меня несчастной!» Его мать сказала: «О, мой сын! Не слушай её слов! Вернись и сражайся за сына дочери твоего Пророка (ДБАР), дабы ты получил заступничество его деда (ДБАР) в Судный День!»

Он вернулся и сражался, пока его рука не была отсечена. Его жена схватила железную палицу и побежала к нему, говоря: «Да будут твоей жертвой мой отец и мать! Сражайся за семейство Посланника Аллаха (ДБАР)!» Он хотел вернуть её к женщинам, но она схватилась за его одежду, говоря: «Я не вернусь, пока не погибну рядом с тобой!»

Хусейн (А) сказал: «Да наградит вас Аллах лучшей наградой за защиту моего семейства! Вернись же к женщинам, да помилует тебя Аллах!»

Она вернулась, а Кальби продолжал сражаться, пока не был убит, да помилует его Аллах!

Потом вышел Муслим ибн Аусаджа и непреклонно сражался с врагами, пока не упал с лошади, находясь на последнем издыхании. Хусейн (А) и Хабиб ибн Музахир подошли к нему, и Хусейн (А) сказал: «Да помилует тебя Аллах, о Муслим! А потом он прочитал слова Аллаха: “Среди них есть и такие, которые исполнили свой обет, и есть такие, которые еще ожидают, но не изменяют своему завету” (33: 23).

Хабиб подошёл к нему и сказал: «Тяжко для меня расставание с тобой, о Муслим, но возрадуйся Раю!» Муслим сказал ему слабым голосом: «Да обрадует тебя Аллах!» Хабиб сказал: «Если бы я не знал, что буду убит после тебя, попросил бы тебя сказать мне твоё завещание».

Тогда Муслим сказал: «Я завещаю тебе о нём» — и показал рукой на Хусейна (А), — «сражайся рядом с ним, пока не умрёшь!»

Хабиб сказал: «Я сделаю так, как ты хочешь, чтобы озарились твои очи». Потом Муслим умер, да будет доволен им Аллах!

Потом вышел Амру ибн Курза Ансари и попросил у Хусейна (А) разрешения пойти в битву, и Хусейн (А) разрешил ему. Он сражался как тот, кто мечтает о райской награде, убив множество солдат Ибн Зияда. Он не давал никому подойти к Хусейну (А) и отражал мечи и стрелы своим телом, покуда не ослабел от ран. Тогда он повернулся к Хусейну (А) и сказал: «О, Абу Абдиллях! Выполнил ли я свой завет?»

Хусейн (А) сказал: «Да, ты попадешь в Рай прежде меня. Передай же от меня приветствие Посланнику Аллаха (ДБАР) и сообщи ему, что я скоро приду». И он сражался, пока не был убит, да будет доволен им Аллах!

9. Сражение чернокожего слуги

Потом вышел чернокожий слуга Абу Зарра по имени Джаун. Хусейн (А) сказал ему: «Я разрешаю тебе уйти с поля боя, ибо ты пришёл с нами, чтобы достичь благополучия, а не смерти».

Тот сказал: «О, сын Посланника Аллаха! Подобает ли, что я в благополучии ел ваш хлеб, но в трудности оставил вас? Пусть мой запах неприятен, моё место низко, а цвет моей кожи чёрен, но через вас я хочу заслужить Рай, где мой запах станет приятным, место высоким, а цвет кожи белым. Клянусь Аллахом, я не оставлю вас, пока моя чёрная кровь не смешается с вашей кровью!»

И он сражался, пока не был убит, да будет доволен им Аллах!

Потом вышел Амру ибн Халид Сейдави и сказал Хусейну (А): «О, Абу Абдиллях! Да буду я твоей жертвой, я хочу присоединиться к твоим сподвижникам и не хочу остаться и видеть тебя убитым среди твоего семейства!»

Хусейн (А) сказал ему: «Иди на бой, а что касается нас, то мы присоединимся к тебе через час».

И он вышел и сражался, пока не был убит, да будет доволен им Аллах!

И вышел Ханзаля ибн Асад Шами и встал перед Хусейном (А), защищая его собою от стрел, мечей и копей, крича им: «О, люди! Я боюсь, что вас постигнет участь народа Нуха, Ада и Самуда и тех, кто был после них. Поистине, Аллах не совершает несправедливости с рабами! Я боюсь, что вас постигнет адский огонь, и не будет никого, кто избавит вас от него! О, люди! Не убивайте Хусейна, ибо Аллах ввергнет вас в мучительные страдания, и погиб тот, кто лгал на Аллаха!»

Потом он повернулся к Хусейну (А) и сказал: «Не пойти ли к нашему Господу, дабы соединиться с нашими братьями?»

Хусейн (А) сказал: «Иди к Тому, Кто лучше ближнего мира и всего, что есть в нем, иди к царству, которое не исчезает!»

И он вышел, храбро сражался и был убит, да будет доволен им Аллах!

10. Полуденный намаз в день Ашуры

Наступило время полуденного намаза. Хусейн (А) велел Зухейру ибн Кейну и Саиду ибн Абдуллаху Ханафи с половиной из числа тех, кто остался в живых, встать рядами перед ним, и прочитал вместе с другими сподвижниками намаз страха (салату ль-хауф). Тогда Хусейна (А) достигла стрела, и Саид ибн Абдуллах Ханафи встал перед ним и принял стрелы на себя, покуда не упал на землю, говоря: «О Аллах, прокляни их проклятием Ада и Самуда! О Аллах, донеси до Твоего Пророка (ДБАР) моё приветствие и извести его о том, что испытываю я от боли ран! Ибо я желаю Твоей награды, помогая потомству Твоего Пророка (ДБАР)».

После этого он умер, и в теле его было тринадцать стрел, помимо тех ран, которые он имел от ударов мечей и копей.

Передано, что потом вышел Сувайд ибн Амру ибн Аби Мутаа, который был известен своим благородством и множеством молитв, и сражался, как сражаются отважные львы, и терпел удары врагов, пока не упал рядом с другими убитыми, и не было видно от него каких-либо движений, покуда он не услышал, как враги говорят: «Хусейн убит». Тогда он сумел встать, вытащил из своей обуви нож, бросился с ним на врагов и сражался с ними, пока не был убит, да будет доволен им Аллах!

И сподвижники Хусейна (А) стремились к битве один за другим и были таковы, как сказано о них:

«Мужи, которых призвали для помощи в несчастьи

Против врагов, до зубов вооружённых,

Надели свои сердца поверх доспехов и ринулись в бой,

Бросая друг друга в объятия смерти».

11. Гибель Али Акбара (А)

Так погибли все его сподвижники, и не осталось рядом с ним никого, кроме людей его семейства. И вышел его сын Али ибн Хусейн (Али Акбар), который был известен своей красотой и добрым нравом, и попросил у своего отца (А) разрешения сражаться. Хусейн (А) разрешил ему и стал смотреть за ним взором отчаявшегося, и его глаза невольно прослезились, и он заплакал.

Потом он сказал: «О Аллах, будь свидетелем, что против них вышел юноша, который более всех похож лицом, нравом и речью на Твоего Посланника (ДБАР), и мы, когда скучали по Твоему Пророку (ДБАР), смотрели на него». А потом закричал: «О, Умар ибн Саад! Пусть Аллах лишит тебя Своей милости, как ты лишил нас милости!»

Али Акбар (А) подошёл к тем людям и храбро сражался, убив множество воинов, а потом вернулся к отцу (А) и сказал: «О, отец! Жажда убила меня, и тяжесть железа истощила меня. Нельзя ли найти хотя бы глоток воды?»

Хусейн (А) заплакал и сказал: «О горе! О мой сын, откуда я найду воды? Сражайся еще немного, ибо близка та минута, когда ты встретишь твоего деда Посланника Аллаха (ДБАР), и он напоит тебя из своей чаши наполненной, после которой не будешь испытывать жажды никогда!»

И он вернулся и сражался жестоким сражением, пока Мункиз ибн Мурра Абди (да проклянёт его Аллах!) не попал в него стрелой, и он упал на землю, закричав: «О, мой отец! Мир тебе от меня! Вот мой дед передаёт тебе приветствие и зовёт тебя к себе, говоря: “Ускорь свой приход к нам!”» Затем он испустил последний вздох и умер.

Хусейн (А) подошёл к его телу, положил свою щёку на его щёку и сказал: «Да убьёт Аллах людей, которые убили тебя! Велико их преступление перед Аллахом в попрании святости Посланника (ДБАР) и его семейства! После твоей смерти этот ближний мир не имеет цены».

Передатчик говорит, что вышла Зейнаб (А) и закричала: «О, мой дорогой! О, сын моего брата!», и подошла к телу убитого Али Акбара (А) и упала на него. Тогда Хусейн (А) взял её и вернул к женщинам.

После этого мужчины из семейства Хусейна (А) стали выходить на поле боя один за другим, погибая друг за другом. Тогда Хусейн (А) закричал: «Терпите, дети моих дядь! Терпите, о моё семейство! Клянусь Аллахом, вы не увидите унижения после этого дня на веки вечные!»

Гибель Касима, сына Имама Хасана (А)

И вышел на поле битвы юноша, чьё лицо – как полная луна, и стал сражаться, и ударил его Ибн Фузуйль Азди по голове, и он упал на землю лицом вниз, закричав: «О дядя!»

Хусейн (А) устремился вперёд, как ястреб, и обрушился на них, как разъярённый лев, и ударил Ибн Фузуйла мечом, и тот выставил вперёд руку, и Хусейн (А) отрубил её. Тогда Ибн Фузуйл громко закричал, так что его крик услышали люди из лагеря Ибн Зияда, и поспешили, чтобы спасти его. Его затоптали лошади, и он умер.

Передатчик говорит: когда пыль улеглась, увидели Хусейна (А), стоящего над головой юноши, который бил своими ногами по земле от боли и близости смерти. Хусейн (А) сказал: «Да проклянет Аллах тех, кто убил тебя! Их враги в День Суда – твой дед (ДБАР) и твой отец (А)». А потом сказал: «Тяжко, клянусь Аллахом, для твоего дяди то, что ты зовёшь его, а он не может ответить, а если может ответить, то его ответ не поможет тебе! В этот день у твоего дяди много врагов и мало помощников».

Потом он поднял его к своей груди и отнёс туда, где лежали убитые его семейства, и положил там.

Когда Хусейн (А) увидел, что его близкие и сподвижники убиты, стал готовить себя для сражения и закричал: «Есть ли те, кто защитит семейство Посланника Аллаха (ДБАР)? Есть ли единобожники, которые страшатся ради нас Аллаха? Есть ли помощник, который поможет нам ради Аллаха? Есть ли соратник, который встанет рядом с нами, надеясь на то, что у Аллаха?»

Гибель Али Асгара

И раздались голоса женщин с криком и плачем. Он подошёл к двери шатра и сказал Зейнаб: «Дай мне моего грудного ребёнка, дабы я попрощался с ним». Он взял его в руки, желая проститься с ним[4]. Тогда Хармала ибн Кахиль Асади (да проклянёт его Аллах!) увидел это, выстрелил из лука и попал в горло младенца, и тот умер[5].

И он сказал Зейнаб: «Возьми его». А потом поставил руку под горло младенца, и когда она наполнилась кровью, бросил кровь в сторону неба и сказал: «Для меня легко то, что случилось со мной, ибо Аллах видит меня».

Имам Бакир (А) сказал: «Из той крови ни одна капля не упала на землю».

Гибель Аббаса (А)

И жажда стала опалять Хусейна (А). Он устремился к берегу, чтобы достигнуть воды Фурата, и его брат Аббас был рядом с ним. Всадники Ибн Саада преградили им путь, и человек из племени Дарим выстрелил в него из лука. Стрела ранила ему лицо. Он вынул стрелу, подставил руки под текущую кровь, пока они не наполнились, и вылил кровь на землю, сказав: «О Аллах, я жалуюсь Тебе на то, что они сделали с сыном дочери Твоего Пророка (ДБАР)!»

После этого всадники Ибн Саада разделил его и Аббаса, окружили Аббаса со всех сторон и убили его (да будет доволен им Аллах!). И Хусейн (А) плакал по нему сильным плачем[6].

Поэт так говорит об этом:

«Тот, по кому более всех следует плакать, —

Витязь, о котором плакал Хусейн при Кербеле:

Его брат и сын его отца Али

Абу ль-Фазль, что умылся кровью,

Тот, которого никто не мог удержать от помощи Хусейну,

Тот, который не выпил воды, зная, как жаждет его брат».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!