Философия и мировоззрение. Предмет и основные проблемы философии.



Философия и мировоззрение. Предмет и основные проблемы философии.

2. Структура и функции философии.

3. Метафизика и онтология как учение о бытии. Основные виды и формы бытия.

4. Эволюция философских представлений о материи. Пространственно-временная организация материи.

5. Природа как объект философского познания.

6. Диалектика как философская теория развития. Основные принципы и законы диалектики.

7. Формирование концепции глобального эволюционизма. Теории нестационарной Вселенной, биосферы и ноосферы.

8. Формирование концепции глобального эволюционизма. Общая теория систем, кибернетика, синергетика.

9. Человек как предмет философского и научного анализа.

10. Единство биологического и социального в человеке. Понятие личности.

11. Сознание как предмет философского осмысления. Структура и функции сознания.

12. Понятие познания. Проблемы познаваемости мира, соотношения субъекта и объекта познания в философской мысли.

13. Структура и уровни познавательного процесса.

14. Проблема истины в гносеологии.

15. Общество как объект философского анализа. Основные подходы к изучению общества в социальной философии.

16. Общество как развивающаяся система. Источники, факторы, субъекты и движущие силы социальной динамики.

17. Понятия социального прогресса и социального регресса. Социальная эволюция и социальная революция.

18. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации истории.

19. Концепции индустриального, постиндустриального, информационного общества в современном обществоведении.

20. Глобализация как объект социально-философского исследования.

21. Понятие науки. Наука как специфический вид познавательной деятельности и система знаний. Социальные функции науки.

22. Научное и вненаучное познание и знание.

23. Проблема начала науки. Предпосылки формирования и периодизация истории науки.

24. Пранаука и протонаука в истории доиндустриальных обществ.

25. Предпосылки формирования науки в европейской культуре Нового времени. Классическая наука.

26. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки.

27. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.

28. Проблема и гипотеза как формы теоретического знания.

29. Понятие научной теории и ее структура.

30. Научная картина мира. Идеалы и нормы научного исследования.

31. Понятие научного прогресса. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса.

32. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии науки. Природа и типы научных революций.

33. Интегративные и дифференциальные тенденции развития современной науки.

34. Понятие метода и методологии науки. Структура и функции научного метода.

35. Специфика философско-методологического анализа науки. Общенаучная и частнонаучная методология.

36. Структура научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, средства, методика.

37. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы.

38. Общелогические методы научного исследования.

39. Методы эмпирического исследования. Наблюдение, описание, сравнение, измерение.

40. Специфика эксперимента как метода эмпирического исследования.

41. Методы теоретического исследования. Идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, формализация.

42. Методы теоретического исследования. Аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, исторический и логический методы.

43. Логические процедуры обоснования результатов научного исследования: доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.

44. Методы систематизации научных знаний: классификация, типологизация.

45. Язык науки. Объектный язык и метаязык. Роль определений в формировании научной терминологии.

46. Понятие науки как социального института. Основные этапы институционализации науки.

47. Понятие научного сообщества и его типы. Научные школы.

48. Научная коммуникация и еe специфика в современной науке.

49. Понятие и структура научной дискуссии. Правила

ведения научной дискуссии.

50. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм как формы ценностно-мировоззренческой оценки науки.

51. Социальные ценности и нормы научного этоса.

52. Свобода и социальная ответственность учёного.

53. Специфика, методология и структура естественнонаучного познания.

54. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание.

55. Понятие и основные виды техники. Функции техники, её роль и статус в истории цивилизации.

56. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. Основные направления современной философии техники.

57. Основные принципы взаимосвязи человека и техники. Проблема искусственного интеллекта.

58. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.

59. Взаимосвязь науки и техники. Основные модели соотношения науки и техники.

60. Специфика и основные этапы формирования и развития технических наук.


Билет

Философия и мировоззрение. Предмет и основные проблемы философии.

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Филия – любовь, софия – мудрость. Пифагор 5 в. до н.э.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.

В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально - политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Различают следующие типы мировоззрения: обыденное, религиозное, философское, научное, а также сциентистское и антисциентистское. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, на основе непосредственного жизненного опыта. Религиозное мировоззрение базируется на религиозном понимании.

Научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества. Философское мировоззрение - предельно обобщенный взгляд на мир, основанный на принципах и законах бытия. Оно зависит от отношения к основному вопросу философии - что первично, бытие или сознание. Отсюда мировоззрение может быть материалистическим либо идеалистическим.

Виды мировоззрения: индивидуальное и общественное, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции.

Структура мировоззрения - психологическая и гносеологическая. Психологическая структура: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы. Гносеологическая структура: основную роль играют знания естественнонаучные (физические, биологические и т.д.), математические, социологические, экономические и т.д.

Можно выделить три основные формы мировоззрения:

1) Мифология - фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности;

2) Религия - форма сознания, основанные на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир. Особенностью мифологии и религии является то, что они имеют духовно-практический характер и тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его от природы и быта.

3) Философия - является структурой мировоззрения, теоретическим основанием.

Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, выделяют одну из существенных особенностей: мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер, опирается на четкие понятия и категории.

Именно философия, в отличие от частнонаучного знания, рассматривает мир как целостность, его универсальные законы и принципы единства, связи и развития, место и роль человека в системе мира. К особенностям философского знания можно отнести сложную структуру, теоретический, во многом субъективный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени.

Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних философских школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и многими другими.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 456; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!