Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности, связь философии с жизнью (И.А. Ильин «Религиозный смысл философии»)



Назначение нравственной практической философии – забота о душе.
Ильин писал о том, что философия есть «опытная наука», т. е. существует особый философский опыт: философия есть «особый, универсальный способ познания, опытный по существу и метафизический по предмету» Говоря о соотношении философии и жизни, И. писал, что «философия больше, чем жизнь: она есть завершение жизни», однако жизнь есть источник и предмет философии. И. настаивает на том, что философия - это наука о жизни, причем в самом глубинном ее основании. Между историей философии и историей религии есть глубинная связь, поскольку «философия с самого начала приняла в себя тот самый предмет.

Философская мысль рождается в противоречиях чистых понятий, философский разум задается метафизическими вопросами, философия по своей сути есть чистое созерцание истины. Не означает ли это, что философия вообще не имеет никакого отношения к действительности, что она никак не связана с жизнью? Как бы отвечая на это сомнение, Гегель заметил, что философия именно потому, что она есть проникновение в разумное, постижение существенного, является познанием действительного, а не потустороннего начала, которое бог знает где существует. Даже Платоновская республика, которая вошла в пословицу как образец пустого идеала, по существу, отражала не что иное, как природу греческой нравственности. Чтобы понять это, необходимо задаться вопросом: что такое действительность? В повседневной жизни, считает Гегель, действительностью называют всякую причуду, заблуждение, зло и тому подобное, равно как и всякое существование, как бы оно ни было превратно и преходяще. Но каждый, кто обладает хотя бы обыденным чувством языка, не может не ощущать, что случайное существование не заслуживает громкого названия действительного, ибо случайное, обладающее не большей ценностью, чем возможное, одинаково могло бы быть и не быть.

Действительным может считаться только существенное, недостижимое, разумное. Действительность, согласно Гегелю, есть наивысшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Отсюда вытекает знаменитая формула Гегеля — «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Поэтому только философии и дано познать истинно действительное, ибо она с помощью разума постигает существенное. Есть и еще одно сомнение. Не является ли философия «умственным мечтанием», некой «личной мифологией»? Людям, далеким от философии, кажется, что здесь все субъективно и произвольно, ибо каждый говорит про себя и о своем: один философ с легкостью опровергает построения другого, одна «абсолютная» истина без особых усилий заменяется другой и т.д. Не значит ли это, Что философия творит одни «беспредметные химеры», что она является культурным пережитком, вроде философского камня, жизненного эликсира, вечного двигателя и тому подобного? На этот вопрос удалось хорошо ответить русскому философу И.А. Ильину. Безжизненность, «химеричность» философии есть обынательская иллюзия. Философия имеет подлинную, творческую связь с жизнью. Обыватель не замечает этой связи, потому что она проистекает не от быта и не от животного существования, а от жизни духа, от чего страдания, созерцания и жажды. Ильин выводит следующую «формулу» связи философии с жизнью: «Жизнь есть страдание, ведущее к мудрости, а философия есть мудрость, рожденная страданием». Философствовать и означает воистину жить и мыслью освещать и преображать сущность подлинной жизни. Таким образом, между философией и жизнью существует самая прямая взаимосвязь, которую можно выразить таким соотношением: философия больше, чем жизнь — она есть завершение жизни. Но жизнь первичнее философии — она есть ее источник и предмет.

Философия и метафизика (М.Хайдеггер «Основные понятия метафизики»)

Метафизика– раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»). Составными частями метафизики являются: онтология, космология, философия, антропология, теология.

Существует заблуждение, что философия и метафизика это синонимы, однако, к метафизике относятся вопросы онтологии (наука о бытии), теологии (наука о Боге), т.е. того, что находится за пределами человеческого познания.

По Хайдеггеру, Метафизический вопрос обладает тремя основными характеристиками, отличающими его от любого другого вопроса:

1. В этом вопросе затрагивается вся философская проблематика;

2. Сам спрашивающий также ставится под вопрос;

3. На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, он всегда будет противоречивым. Бессмертна ли душа? Или в чем причина зла? Суть таких вопросов в том, что они захватывают и вовлекают и самого вопрошающего, что они не могут быть решены на основании опытных данных и что в силу этого на них нельзя однозначный завершенный ответ. Такие вопросы называются предельные, а способность разума задаваться такими вопросами – предельным метафизическим вопрошанием. Антиномия – предельное метафизическое противоречие. Антиномичность человеческого сознания была открыта Кантом. Антиномия состоит из тезиса и антитезиса, которые доказываются с равной степенью значимости. Знаменитые антиномии Канта: Антиномия конечности и бесконечности: тезис – мир ограничен в пространстве и имеет начало, и конец во времени; антитезис – мир безграничен в пространстве и не имеет начала и конца во времени. И тезис, и антитезис можно одинаково обосновать и доказать, и оба они имеют право на существование.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!