Р.Декарт и Ф.Бэкон о методах научного исследования. Учения о субстанции в философии Нового времени



Являясь родоначальником нового подхода к науке, Ф. Бэкон в работе «Новый Органон» развивает новый взгляд на предназначение науки и разрабатывает принципы индуктивного метода исследования. Конечная цель науки - изобретения и открытия, служащие благу людей. Современная наука не в состоянии достичь этой цели, поэтому она должна быть перестроена, а для этого ей необходимо выполнить два вида работ: критическую и позитивную. Первая направляется на выявление заблуждений, а вторая - на выработку средств их преодоления. Эта идея разрабатывается в учении об идолах и критике Бэконом схоластического метода познания.

Познанию природы мешают идолы, находящиеся в сознании людей, т.е. искаженные образы действительности. Ф. Бэкон различает 4 вида идолов: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.

Идолы рода - это ложные представления о мире, присущие человеческому роду вследствие ограниченности ума и чувств людей. Чтобы избежать их, необходимо сопоставлять показания чувств с самими предметами мира.

Идолы пещеры - это искаженные представления людей о мире, связанные с субъективностью восприятий людей. У каждого человека есть свой субъективный мир, своя пещера, накладывающая отпечаток на все суждения людей о мире. Неспособность человека выйти за пределы своего духовного мира и есть причина этих заблуждений.

К идолам рынка или площади относятся ложные представления людей, связанные с неправильным употреблением слов. Люди вкладывают разный смысл в одни и те же слова, что ведет к пустым спорам, отвлекая их от изучения мира и его правильного понимания. Идолами площади Ф. Бэкон называет их потому, что в Средние века люди занимались пустыми словопрениями на площадях и рынках городов, где собиралось много народа.

  Идолами театра называются ложные представления людей о мире, некритически взятые ими из разных философских систем. Каждая философская система, согласно Бэкону, - это сыгранная перед людьми драма или комедия, изображающая вымышленные миры. Люди же воспринимают эти постановки как подлинные миры и берут из них идеи в качестве правил своей жизни.

Следовательно, главной частью философии Ф. Бэкона является учение о методе. Метод способствует новым открытиям, увеличивает власть человека над силами природы и ведет его к счастью. Познание начинается с чувственных восприятий, которые нуждаются в экспериментальной проверке.

Французский ученый Рене Декарт (1596-1650) и английский мыслитель Ф. Бэкон - люди одной эпохи, поэтому их философские системы, несмотря на различия, имели много общего; оба разрабатывали методологию научного познания, стремились к знаниям, которые увеличивали бы власть человека над природой.

Рациональный метод Декарта можно свести к двум положениям. Во-первых, в познании нужно исходить из интуитивных ясных истин, т.е. в основе его должна лежать интеллектуальная интуиция, которая рождается посредством самого ума и не вызывает сомнения, и, во-вторых, из тех следствий, которые выводятся из этих интуитивных воззрений путем дедукции. Дедукция (ход мысли от общего к частному) - это путь выведения из посылок вывода (силлогистика) и нахождение неизвестного через ранее познанное и известное. Следовательно, интуиция и дедукция - два пути, ведущие к познанию мира.

Декарт ставил цель помочь человечеству избавиться от ложных представлений, принятых на веру, получить подлинно научные знания и тем самым найти исходный принцип, который нельзя подвергнуть сомнению. Поставив под сомнение достоверность наших представлений, он пришел к тезису: «Я мыслю, следовательно, Я существую» - как основополагающему и самоочевидному.

Отсюда следует, что «Я» есть мыслящая субстанция.

Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного исследования.

 

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классичес­кой традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее самораз­вития. С. неизменна в отличие от меняю­щихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает Бог.

 

Бенедикт Спиноза (материалист)). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Экзаменационный билет №12

Вопрос 1.

Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник – человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами.
Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Однако. Есть критерии оценки культуры. Они вытекают из того факта, что первичной ценностью является человек, развитие его личности и свободы. Степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через сознание и использование различных культурных форм. Каждая форма обладает смысловой и символической системой.
Первая форма культуры – миф. Сущность мифа в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает единичной формой, то это приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую систему от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ – демонов и богов.
Вторая форма культуры – религия, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. В отличие от мифа. Здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, дух с его свободой и творчеством. Развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил или страстей.
Третья форма культуры – искусство. Искусство есть выражение потребностей человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни. Искусство создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Поскольку к сфере культуры относятся результаты человеческой деятельности (т.е. определенные материальные ценности, чрезвычайно разнообразны по своей материальной форме) и способы, средства, методы самой человеческой д деятельности, также очень разнообразны, однако уже имеющие не материальную, а духовную форму, то различают культуру материальную и культуру духовную.Материальная культура охватывает разнообразный круг вещей, в среде которых, собственно, и протекает вся жизнь как каждого отдельного человека, так и общества в целом Во материальной культурой понимают сукупнис во любых материальных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории, сохранившихся доныне К материальной культуре относят: орудия и средства производства, технику, технологию; культуру труда и производства; материальная сторона быта; материальная сторона окружающей средыща.К духовной культуре относится сфера производства, распределения и потребления самых духовных ценностей Отрасль духовной культуры включает все результаты духовной деятельности человечества: науку, философию, искусство, мораль, политику, право, образование, религию, сферу руководства обществом и управления.
Вопрос 2.
НИКТО ЕГО НЕ СДЕЛАЛ И ПЕРВЫЙ ВОПРОС В ЭТОМ БИЛЕТЕ ТОЖЕ НЕ ДО КОНЦА )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Экзаменационный билет № 13.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 968; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!