Андроновская культура, Аркаим – страна городов. Исследователи и их взгляды.

Экзамен по археологии

Искусство мезолита и неолита

· Мезолит

Наиболее яркие образцы живописи мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании. Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.

Длина изображенных в гроте Минапида носорогов - около 14 см., а высота фигурок людей - в среднем всего 5-10 см.

''Художники'' использовали, как правило, черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета. Кроме различных оттенков красной краски изредка применяли белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Изображали фигуры людей, изображённые в стремительном движении.

Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимают люди. Коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.

· Неолит

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и другие).

В период нового каменного века пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре - глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.

· Сравнение искусства мезолита и неолита с палеолитом:

В отличие от палеолита, теперь часто изображается человек и его действия. Росписи представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных действий, охоты и вооруженных столкновений, загона скота, вызывания дождя, сбора меда и т.д. Фигуры людей и животных передавались сплошным силуэтом, красной или черной краской и были небольшими, редко достигая 75 см. Некоторые композиции имели значительные размеры. Например, "Большой фриз" в Испании включает около ста рисунков людей и десятки рисунков животных. Нет такого чёткого следованию достоверности. У людей развиваются ассоциативные доли мозга и из-за этого фигуры становятся более схематичными. Встречается мелкая пластика, что говорит о большем развитии кисти рук у людей.

НамазгаI-V

· Наибольшее и важнейшее энеолитическое поселение — Намазга-тепе у ст. Каахка. Термином «тепе» называют холмы, иногда огромные, состоящие из культурных напластований. Здесь некогда существовали поселения с глинобитными домами. Когда такие дома разрушались, люди не разбирали их, а выравнивали площадку и строили на ней дом. Поэтому уровень почвы здесь быстро повышался и образовывался холм. Наслоения Намазга-тепе образовали холм высотой в 32 м. Его напластования делят на шесть слоев, нумерация которых идет снизу-вверх: внизу лежит первый слой, вверху — шестой.

· Первый слой, или Намазга-I, относится к кон. V — нач. IV тысячелетия до н. э. Существовавшее здесь поселение наследовало и развивало традиции неолитической культуры Джейтуна. Земледельческое хозяйство. Скотоводство вытесняет охоту, встречаются кости коровы, свиньи и козы. Глиняные пряслица становятся обычной находкой почти на каждом поселении. Находят первые медные вещи — украшения, ножи, шилья, иглы, есть даже плоское тесло. Металлографический анализ показывает, что эта медь не самородная, а выплавленная из руд. Видимо, эта медь была привозной. Очень важно, что племена анауской культуры знали отжиг — нагревание после холодной ковки для снятия межкристаллических напряжений, делавших металл хрупким. Техника земледелия прежняя — лиманное орошение и мотыжная обработка. Обрабатываемая площадь растет. Поля засевали ячменем и пшеницей. Дома сложены не из глиняных блоков, а из сырцового кирпича (высушенного на солнце). Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки.

· Появляются весьма крупные поселки (например, Намазга-тепе) площадью свыше 10 га. Сосуды плоскодонные и расписаны краской. На верхней части сосудов изображались криволинейные треугольники и ромбы. Роспись на большой территории сходна, что говорит о единстве культуры.

· Намазга-II относится к IV тысячелетию до н. э. На ручьях и небольших реках появились подпорные плотины — первый шаг к поливному земледелию. Медные изделия литые, часто крупные: пробойники, ножи, топоры, копья. Меди стало больше, а каменных орудий — меньше. Есть каменные вкладыши серпов, стрелы, зернотерки, ступки, булавы. Глиняные миски, чашки, кувшинчики обжигались в специальных печах, открытых раскопками. Роспись сосудов восточной территории анауской культуры одноцветна, а западной — многоцветна. В росписи преобладают треугольники, ромбы, иногда встречаются изображения козлов и человеческие фигурки. Из поселений лучше всего изучены небольшие. Они еще примитивны и близки джейтунским, но уже несколько подняты над окружающей местностью благодаря образовавшимся наслоениям. Дома по-прежнему однокомнатные, с плоскими крышами. Поселок был окружен стеной, сделанной из сырцового кирпича. В центре поселка находился обширный дом, стены которого расписаны в два цвета. В доме помещался очаг-жертвенник. Это было родовое святилище и место собраний рода. Почиталась богиня-мать. Обычны статуэтки широкобедрых и полногрудых женщин. Толщина напластований слоев Намазга-I и Намазга-II составляет 8 м.

· Слой Намазга-III имеет переходный характер. Медные вещи становятся большими. Найден медный меч с загнутой рукоятью — характерная ранняя форма. Наконечники стрел оставались каменными. Многочисленны бусы из кости и камня, в том числе халцедоновые. Найдены глиняные колеса моделей реально существовавших повозок, что вероятно отражает существование упряжных животных. Применение тяглового скота должно было значительно повысить производительность земледелия.

· В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. территория поселения Намазга-тепе выросла до 100 га. Поселки состояли из больших многокомнатных домов, разделенных узкими улочками. В каждом доме имелось до 15 комнат, в том числе склады, закрома. Возле домов размещались большие хозяйственные дворы. Такой дом занимала родовая община — провозвестница начала распада родового строя. Наряду с женскими статуэтками встречаются мужские.

· Совершенствуется роспись сосудов. Помимо сложных геометрических рисунков изображаются козлы, барсы, птицы, иногда люди. Орлы и барсы — это мотивыодновременных иранских керамических росписей, появление которых, возможно, объясняется проникновением в Среднюю Азию населения из Ирана. В свою очередь, анауская роспись на сосудах известна и в Пакистане. В среднеазиатском энеолите иногда встречаются гробницы с ложными сводами, что объясняют влиянием Месопотамии.

Период Намазга-III заканчивается в сер. III тыс. до н.э.

· Трипольская культура

Энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье. Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии.

Трипольцы выращивали пшеницу, овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры. Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собирательством. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские посёлки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 га. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием форм — это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. Среди глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, они состоят из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Бинокли являются характерной особенностью культуры энеолитических земледельцев.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

3. Дремнеямневая и Афанасьевская культуры:

· Я́мнаякульту́ра (точнее — Древнея́мнаякульту́рно-истори́ческаяо́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для индоевропейцев.

Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра. Ямная культура сменяется полтавкинской. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — андроновская и срубная культуры.

Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т.д.). С этой же культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской области со следами человеческих жертвоприношений.

В развитии ямной культуры выделяют три периода.

Первый (ранний) этап (1-я половина - середина 3-го тыс. до н.э.)

На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные "скипетры") при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.

Второй этап (3-я - начало 4-ой четверти 3-го тыс до н.э.)

Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре).

Третий этап (кон. 3-го - нач. 2-ого тыс. до н.э.)

Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.

· Афана́сьевскаякульту́ра — южносибирская археологическая культура бронзового века (III—II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Афанасьевская культура изучена главным образом по курганам, а также по небольшим поселениям, которых пока найдено мало. В могилах часто находятся костяки мужчин вместе со скелетами одной или нескольких женщин и детей. Одиночные погребения обычно женские.

Афанасьевские погребения в Минусинских степях представляют собой ямы, в которые вставлены деревянные срубы, перекрытые бревнами или каменными плитами. Над всем этим насыпали курган. Жилища афанасьевцев — полуземлянки с бревенчатым потолком, но вероятны и бревенчатые дома, о чем говорит умение рубить срубы для могильных ям.

Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера еще не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с елочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.

Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная. В основном, это яйцевидные горшки емкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, емкостью до 200 литров. Покойников хоронили в курганах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др. Разводили лошадей и коров.

Андроновская культура, Аркаим – страна городов. Исследователи и их взгляды.

· Андроновская культура (культурно-историческая общность) — общее название группы близких археологических культурбронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 году были обнаружены первые захоронения.

· Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский. Чернецов В.Н. выделил замаревский этап (XIII – XII - XI вв. до н.э.), алкульский этап – XVI – XIII – XII вв. до н.э. В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Алексеевское поселение на р. Тобол, в каждой землянке имелись ямы-хранилища: каменные – для отопления, глиняные – для приготовления пищи. Их поселки располагались в долинах рек, богатых, пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и, оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику. Глиняные сосуды различались по назначению и имели разнообразную форму. Наибольшее распространение получили три типа посуды: а) изящные вазовидные сосуды; б) горшки резко выраженным ребром в верхней части; в) горшки баночной формы. Символом солнца были узоры в виде свастики, волнистые линии олицетворяли воду и ее движение. Орнамент должен был оберегать содержимое сосудов от сглаза и порчи. Человек в эпоху бронзы уже сознательно выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

· Аркаим — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа 20/18–18/16 вв. до н. э, относящееся к т. н. «Стране городов». Страна городов — условное название территории на Южном Урале, в пределах которой найдены древние городища синташтинской культуры эпохи средней бронзы (около 2 тысяч лет до нашей эры). В исторической науке называется «Волго-уральским очагом культурогенеза». Самым известным городищем «страны городов» является Аркаим. Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.

Ранний железный век

· Саргатская культура

Археологическая культура, существовавшая с VII—VI веков до н. э. по III—V века н. э. в лесостепной зоне Зауралья и Западной Сибири, вдоль крупных рек — Иртыша, Ишима, Тобола, по среднему течению Оми и в низовьях Исети. Самые северные памятники саргатской культуры открыты на широте Тобольска, на границе лесной зоны. На юге ареал культуры совпадает с южной границей лесостепи. В восточных предгорьях Урала на западе и в Барабинской лесостепи на востоке также были найдены саргатские поселения и могильники. Начало научных исследований саргатских древностей связано с именами учёных-археологов П. А. Дмитриева, В. Н. Чернецова и В. П. Левашёвой. Они по сути и стали первооткрывателями археологической культуры, за которой в настоящее время закрепилось название "саргатская". Название дано по могильнику у села Саргатское в Омской области, раскопанному впервые В. П. Левашёвой в 1927—28 годы. П. А. Дмитриев в 1929 году отметил возможность объединить в одну группу курганные захоронения Притоболья, Приишимья, Среднего Прииртышья и Барабы, где преобладает северная ориентировка покойников и находится приблизительно одинаковый могильный инвентарь. Предположение П. А. Дмитриева было развито В. Н. Чернецовым. Ему принадлежит мысль о выделении курганов типа коконовских и саргатских в особую культуру, носителями которой, по его мнению, были угорские племена.

· Пазарымская культура

Археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, России (плато Улаган, Укок) и Монголии. Культура выявлена в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов[1]. Своё название получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктуюль (Улаганский район), где экспедицией академика С. И. Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати (англ.). Несмотря на неодобрительное отношение местного населения, исследования пазырыкских курганов не прекратились и с распадом СССР. Время от времени учёные находят и мумифицированные тела. Так, в 1993 году была обнаружена так называемая «принцесса Укока».

Этнически ирано-самодийская пазырыкская культура появилась в результате тесного контакта самодийской каракольской культуры с иранской бегазы-дандыбаевской или близкой ей культурой. Далее сосуществовала с раннескифскойусть-куюмской группой, а затем с кара-кобинской культурой. Предположительно пазырыкская культура — продукт развития афанасьевской культуры. В антропологическом составе населения пазырыкской культуры выявляются три базовых компонента (долихокранный европеоидный с высоким и широким лицом, брахикранный монголоидный с невысоким лицом и мезодолихокранный монголоидный с высоким лицом). Вместе с родственными племенами тагарской культуры подверглись атакам прото-хунну. По другой версии, пазырыкцы были пришлым населением для Горного Алтая и не приспособленным к суровому климату высокогорий. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Знатных людей хоронили в деревянных срубах. Знатные пазырыкцы носили шёлковые рубахи, имевшие один покрой как для мужчин, так и для женщин, в погребениях же рядовых членов общества рубах обнаружено не было. Мужским элементом одежды были штаны, тогда как женщины носили трёхцветные юбки. Общей деталью гардероба для женщин и мужчин пазырыкцев были войлочные чулки, которые были удобны для верховой езды. Также пазырыкцы носили меховые шубы, зачастую сделанные мехом и вовнутрь, и наружу. Такие шубы имели войлочные аппликации-украшения, а также украшались ценными мехами, выкрашенными в синий цвет. В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились мумии. На их кожу нанесена сложная татуировка. Кроме того, в отдельных курганах сохранились погребальная повозка высотой в три метра, многочисленные реалистичные фигурки зверей и птиц (в том числе из войлока), образцы текстиля, включая древнейший в мире ворсовый ковёр. Находки руденковских экспедиций, большинство из которых датируется V в. до н. э., экспонируются в Государственном Эрмитаже. Исследование волос мумий, проведённое в Оксфордском университете, показало, что основным продуктом в пищевом рационе носителей пазырыкской культуры Укока была рыба. Под натиском гуннов, двигавшихся из Центральной Азии на север, конце III — начале II века до н. э. часть пазырыкцев была вынуждена мигрировать с территории Горного Алтая на север через зоны обитания самодийского населения большереченцев и кижировцев.

· Кулайская культура

Археологическая культура Западной Сибири с середины I тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия н. э. Разными исследователями кулайская культура связывается с предками самодийцев, угров, кетов.

Изначальная территория распространения кулайской культуры приблизительно совпадает с территорией Томской области, за исключением южных районов. На рубеже тысячелетий, вероятно, в связи с некоторым похолоданием, часть племен переместилась немного южнее, заняв южные районы Томской области. В середине I тысячелетия н. э. многие племена стали покидать исконные земли, мигрируя в направлениях нынешних Салехарда (Ямало-Ненецкий АО), Тары (Омская область), Барнаула (Алтайский край), Ачинска (Красноярский край).

Кулайская культура стала известна благодаря бронзовому литью. Древние люди умели не только делать совершенные средства охоты, но и создали массу культовых артефактов — фигурки людей, рук и лиц, животных (чаще всего лосей), птиц, мифических существ и др. Кулайцы проживали в полуземлянках. Занимались охотой, рыболовством и скотоводством, в частности, коневодством. Первоначально люди расселялись небольшими группами, поселение состояло из 2—3 жилищ. Через некоторое время количество жилищ увеличилось до ~10, появились защитные сооружения, в частности, рвы и валы, количество проживающих в одном городище достигло ста человек. Изготавливалось бронзовое, а позднее и железное оружие, луки сложной конструкции, защитные доспехи (чаще всего костяные). Умершие хоронились в земляных могилах, как правило в деревянных ящиках, вместе с предметами быта — сосудами, чашами, бусами, бронзовыми украшениями и т.п. Иногда тела оборачивались берестой. Возможно, практиковались человеческие жертвоприношения.

Известно, что соседние племена между собой враждовали. Однако существовал союз ряда кулайских племен и жителей степных территорий (саргатская культура) для совместной защиты от набегов соседних народов, а также для активной торговли. Продвижение кулайцев на юг, по лесам вдоль Оби до предгорьев Алтая, было относительно мирным, поскольку осваиваемые ими лесные участки не представляли заметной ценности для скотоводческого хозяйства местного населения.

Названа по месту находки в 1922 году «клада», состоявшего из бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных изделий на горе Кулайке в Чаинском районе Томской области. По одной из версий название «Кулайка» происходит от селькупского «Гора духов (гора предков)».

Печенеги и Половцы

· Печенеги

Перекочевали из Приаралья и бассейна Сырдарьи в Восточную Европу. Они изгнали венгров из междуречья Днепра и Сирета и к началу X в. стали хозяевами причерноморской степи от Дона до Нижнего Дуная. Печенеги сыграли значительную роль в истории народов Восточной и Центральной Европы, Балкан и Византии. Они выступали то как союзники Византии против болгар или руссов, то как сторонники Руси в борьбе с Византией, Хазарией и Болгарией. Первое появление печенегов на границах Руси в 915 г. завершилось заключением мира с князем Игорем. И в дальнейшем древнерусские князья стремились поддерживать союзнические отношения с печенегами. В 944 г. печенеги вместе с русскими дружинами совершили поход на Византию, а в 965 г. — на Хазарию. Византия пыталась с их помощью ослабить Русь. Начиная с 968 г. печенеги опустошали южнорусские земли своими набегами. В 972 г. войска хана Кури разбили дружину князя Святослава у днепровских порогов. В 1036 г. печенеги потерпели сокрушительное поражение под Киевом от Ярослава Мудрого, которое положило конец их набегам на Русь. Надвинувшиеся с востока гузы (торки в древнерусских летописях) вытеснили печенегов с их становищ в причерноморских степях. Часть печенегов пошла на службу к киевским князьям и осталась в Поросье, образовав в середине XII в. вместе с торками, берендеями, турпеями и другими кочевниками вассальный союз Черных Клобуков, защищавший южные рубежи Руси. Другая часть печенегов отошла к границам Византии и в конце XI в. была истреблена византийцами и их союзниками половцами.

 

· Половцы

В IX—X вв. в Прииртышье и Восточном Казахстане, в начале XI в. появились в Поволжье, а к середине этого же столетия стали доминировать в степях Причерноморья. В своих походах половцы продвигались до Болгарии, Венгрии и Византии. Но главным объектом их многочисленных набегов с середины XI в. стали порубежные русские княжества — Киевское, Черниговское, Переяславское. Половецкие военачальники участвовали в междоусобицах русских князей, поддерживая то одну, то другую сторону. Нередко половецкие ханы роднились с русскими князьями, выдавая за них своих дочерей. К концу XI в. у половцев сформировалось несколько объединений — орд, владевших определенными территориями: Приднепровское, Лукоморское, Донское и др. Стоявшие во главе Приднепровской орды в XI—XII вв. ханы Боняк и Тугоркан, а также Шарукан из Подонья вошли в русский фольклор, символизируя заклятых врагов Руси (Буняк Шелудивый, ТугаринЗмеевич, Кудреванко-царь, Шарк-великан). В начале XII в. русские совершили несколько победоносных походов на половцев, в результате которых половцы временно откочевали за Дон и Волгу, в прикавказские степи (хан Атрак), а также в Болгарию, Венгрию, Византию. В течение XII в. русские князья продолжали привлекать половцев для участия в княжеских междоусобицах, ходили на половцев походами и отражали их нападения. Образ выдающегося половецкого военачальника второй половины XII в. — хана Кончака — запечатлен в поэме «Слово о полку Игореве» и русских летописях. По своему составу Половецкая степь была полиэтнична: наряду с половцами там продолжали обитать разрозненные группы других кочевых народов — аланов, болгар, печенегов, гузов. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство. Религией кочевых народов Причерноморья было язычество, с XI в. среди них стали распространяться ислам и христианство. Половцы были разгромлены монголами, пришедшими в восточноевропейские степи в 20-х гг. XIII в. Основная масса половцев попала под власть монгольских ханов, а отдельные отряды ушли в Болгарию, Венгрию, Литву, Закавказье.

Палкино

Палкино располагается в очень живописном месте — пойме реки Исеть и притока её — реки Решётки, обрамляют которые четыре горы: «Первая гора», «Вторая», «Третья» и «Четвёртая». Эти горы являются остатками некогда более высоких гор, уменьшившихся в размерах по причине глобального оледенения с последующим движением «языка» ледника, который и стёр их до нынешнего состояния. На «Четвёртой горе» находятся так называемые «Палкинские каменные палатки». Археологические находки у подножия их позволили предположить, что место это является одним из многочисленных жертвенников данной местности, где древние люди совершали обряды жертвоприношения духам природы и божествам.

Археологический памятник «Палкинские каменные палатки» находится в двух километрах северо-восточнее посёлка Палкино и представляет собой остров на реке Исети с трёх сторон окруженный болотом и только одной стороной выходящий на русло реки.

По мнению археологов, во времена неолита и ранней бронзы это был полноценный остров на реке Исети, со всех сторон окружённый водой. В те времена Исеть была шире и полноводнее. По-видимому, первобытные люди выбрали его для жилья, потому что на нём было удобно защищаться от врагов, строить жилища, ловить рыбу и изготавливать орудия труда.

Учёные считают, что в этом месте было древнее поселение, в котором в VI-V тысячелетии до н.э. жили люди, занимающиеся охотой и рыболовством, о чём свидетельствуют находки остатков жилищ, орудий труда, наконечников копий, каменных грузил для сетей и изображений добычи.

Жилища этих людей, слегка углублённые в землю, представляли собой каркасно-столбовые конструкции с бревенчатыми крышей и полом. В интерьере для сооружения лежанок и «столиков» использовались природные каменные напластования и валуны. На территории памятника были обнаружены мастерские по изготовлению орудий из камня: шлифовальные плиты, скопления кусков породы, наковальни, заготовки орудий. Жители посёлка использовали для изготовления орудий свыше 50 различных пород и минералов, которые находили в радиусе около 70 км. Этот факт говорит о прекрасном знании населением природных богатств края.

Культурный слой богато насыщен артефактами и содержит большое количество обломков камня, заготовок каменных орудий и отщепов, указывающих на то, что орудия изготовлялись на месте, непосредственно у поселений.

Основным видом занятий являлась охота, рыболовство, гончарные промыслы и металлообработка (литьё и изготовление железных орудий производства и охоты).

 

Мустье

· Homosapiens

 

· Неандерталец

Был коренастого сложения с массивным скелетом и мощной мускулатурой. Рост его был небольшим, не превышая 155--165 см для мужчин. Так как туловище неандертальца было относительно коротким, а изгибы позвоночника были слабо выражены, то, возможно, ходил он, сутулясь, а бегал слегка, пригнувшись к земле. О такой походке свидетельствуют массивные кости стопы неандертальца из пещеры Киик-Коба в Крыму. Кисти рук неандертальца, найденные в пещере Киик-Коба, оказались лапообразными. Особенности черепа неандертальца: низкий, покатый, как бы «убегающий» назад лоб, сильно выступающие вперед надбровные дуги, сливающиеся в сплошной надглазничный валик. Верхняя челюсть сильно выдаётся вперёд, резцы крупные, лопатообразные. Подбородочного выступа нет. Достигли относительно высокой производительности, изготовляли более 60 видов орудий труда, вели развитый охотничий промысел, занимались собирательством, жили в постоянных поселениях. производили различные типы остроконечников, скрёбел, выемчатые и зубчатые орудия, рубил ища разных форм. Все это говорит о специализации орудий труда в эпоху мустье в отличие от начальных этапов производства орудий труда, когда создавались универсальные орудия.

· Человек хоббит

 

· Алтайский (Денисов человек)

 

Неолит Урала и Сибири

· Основные взгляды на развитие культуры:

· Ковалёва

 

· Гаджилова

 

Развитие культуры Неолита

· Козлова

 

· Кошкина

 

Наледь, ледяные курганы

Хазары и волжская Булгария

· Хазары

· Волжская Булгария

 

Периодизация

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 810; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!