ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Е.И.РЕРИХ



Министерство образование и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра всеобщей истории

Выпускная квалификационная работа

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕЛЕНЫ
ИВАНОВНЫ РЕРИХ

                             
                             Работу выполнила:
                                       студентка 951(Z) группы
                                                      направления подготовки 44.03.01
                                               Педагогическое образование,
                               профиль «История»
                                           Кулычева Юлия Сергеевна
                                            _______________________
              (подпись)

                                                                 Руководитель:
                                                                 доцент кандидат исторических наук
                                                                 Вертинский Александр                     
                                                                 Владимирович  
                                                                 _______________________              

                                                                 (подпись)

 

                                                «Допущена к защите в ГЭК»

Зав. кафедрой __________________
                             (подпись)
                                                   «___» ______________2018г.
ПЕРМЬ 2018

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

1.ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Е.И РЕРИХ………………………..
1.1. Социокультурный портрет Елены Ивановны Рерих………………………
1.2.Становление творческого пути………………………………………………..
1.3 Учение Живой Этики (Агни Йоги)……………………………………………

2.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ.
2.1.Особенности воспитания детей на основе философии Живой Этики……...

2.2.Взгляды на школьное образование……………………………………………

2.3.Семейное воспитание…………………………………………………………..

3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ЕЛЕНИ ИВАНОВНЫ РЕРИХ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………….

 

Введение.

Елена Ивановна Рерих, являлась другом, женой и спутницей жизни, величайшего выдающегося художника и путешественника Николая Константиновича Рериха.
    Автор религиозно – философского учения «Живая Этика» (Агни – Йога), книги которого будут являться основным источником данной выпускной квалификационной работы.
        
Что вообще представляет собой Живая Этика? Первое что хочется отметить - это то, что данное учение не заменяет каких-либо других религиозных, философских и духовных учений. Оно является объединением ранее известных Йог. (Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.)
        
 Если проследить исторически, то, как правило, появление различных учений ознаменовало собой, либо устранение, либо искажение прежних учений. Агни Йога, напротив, объединяет и очищает все известные человечеству духовные учения и углубляет их.
  Учение является как бы началом к изучению жизни, отвечает на многие важные вопросы, так как Агни Йога затрагивает все основные сферы человеческой жизни. В Агни Йоге сжаты все знания, накопленные веками различных учений и опыт наших предшественников. Правильный подход к науке, к изучению материального мира должен осуществляться после усвоения духовных знаний.

        В книгах Учения отображены различные качества характера, которые необходимо приобрести для внутреннего преображения человека. Учение говорит о важности внутреннего преображения о чистоте помыслов, поступках и словах. Именно внутреннее преображение человека даёт начало духовной эволюции. ( Что играет одну из важных ролей в современной педагогике, направленной на личностно – ориентированное развитие).
  Таким образом, мы можем сказать, что Агни Йога придерживается принципа синтеза и углубления ранее известных учений. Раскрытию внутренних способностей и преображения, путём овладения космических энергий. В книгах даются наставления, благодаря которым человеку будет проще прийти к внутреннему преображению. В основе системы верований Агни-йоги лежит теософская концепция цикличности. Всему материальному есть начало и есть конец, но при этом, Душа человека остается вечной.
    Актуальность данного исследования представляет интерес, поскольку во все времена тема воспитания детей всегда была актуальна. В современном мире существуют тысячи авторов, пишущих книги о том, как же все-таки наилучшим образом воспитать своего ребенка? Существует множество программ, методик, пособий.
И неспроста, ведь такой вопрос как воспитание ребенка очень важен не только для отдельной семьи, но и для отдельного государства и мира в целом, поскольку дети, которых мы воспитываем сейчас, и будут составлять наше будущее.

Те моральные, нравственные и личностные качества, которые родители будут закладывать с детства в ребенка и будут по большей части его отображением.
  Воспитывать - это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.

  Современное общество и происходящие в нем изменения влекут за собой переоценку моральных ориентиров и ценностей. Современный мир, его политическое развитие направленно на стремление к демократическому и гуманистическому обществу. Появляется потребность в личностно – ориентированном, гуманистическом воспитании и благополучии каждого человека. И первое с чего начинается становление личности – это, конечно же, воспитание. Система образования занимает одну из главных ролей в становлении личности человека, его воспитании и развитии, поэтому современной педагогике необходимы пути и идеи, направленные на развитие гуманизации образования.

        «В настоящее время в науке остро ставится вопрос о необходимости воссоединения «целостности культуры: культур естественнонаучной и гуманитарной, Запада и Востока, прошлого и настоящего, религиозной и светской, национальной и общечеловеческой»» (Буданов В. Г.).[1]
        
 В решении данной педагогической проблемы, огромный интерес предоставляет учение оставленное Еленой Ивановной Рерих, так как именно она являлась философом-гуманистом, оставившим прекрасное творческое наследие для человечества.

В первую очередь, конечно, нужно отметить все книги Живой Этики: первоиздания книг учения[2]

Примечательно, что на выпушенных книгах отсутствует авторство. Елена Ивановна Рерих объяснила это тем, что у вековых знаний Востока не может быть автора.

Также одной из работ Елены Рерих был перевод с английского на русский язык двух томов «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской;[3]
        
Опубликованы выдержки из книги «Письма Махатм» («Чаша Востока»), а также опубликованные под псевдонимами книги «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя Преподобного Сергия». По ее записям издан сборник «У порога Нового Мира». [4]
        
Одним из главных дополнений к Учению Живой Этики служит наследие Е.И.Рерих выраженное в письмах, адресованных друзьям и сотрудникам, где она разъясняет подробно идеи и мысли, изложенные в этом Учении.
    Переписки Елена Ивановна вела с большим географическим охватом. Письма присылались как в Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, и множество других стран мира.
 Примечательно также, что одним из ее корреспондентов был Президент США Франклин Рузвельт. [5]

 Существует несколько изданий писем Е.И.Рерих, самые распространенные из них – «Письма Елены Рерих», «Оккультизм и Йога», «Письма в Америку». [6]

 Следующее, что стоит отметить, это то, что Елена Ивановна не выпускала отдельных книг и методических материалов по педагогическим рекомендациям, но если рассматривать работы Елены Рерих, то практически в каждой работе отражены ее взгляды на воспитание детей и педагогику.
    Одну из проблем современного образования, создание уникальных школ по всестороннему гармоничному развитию личности, Елена Рерих также уделяет большое внимание. Этой проблеме Елена Ивановна придавала большое значение, так как одна из особенностей ее педагогических взглядов было как раз таки развитие полноценного, гармонично развитого человека, способного, реализовать свое предназначение.

  Я, как будущий педагог, вижу интерес данного исследования в том, чтобы попытаться проанализировать основные аспекты в воспитании детей по положениям Живой Этики и как результат выявить дополнительные пути развития направленные на умственное, физическое, нравственное, духовное, этическое воспитание ребенка, что так необходимо в современном развивающемся обществе.

 Объектом данного исследования является мировоззрение Елены Ивановны Рерих.

Предметом исследованияданной работы являются педагогические и просветительские взгляды Елены Ивановны Рерих.
    Целью данной выпускной квалификационной работы
являются изучение просветительско – педагогических идей, Е.И.Рерих с точки зрения их практического потенциала для воспитания современного ребенка.
    Задачи данного исследования:

1. Ознакомиться с биографией Елены Рерих, становлением ее творческого пути.

2. Изучить педагогические взгляды Елены Ивановны Рерих и попытаться систематизировать их.

3. Изучить степень реализации педагогических идей Елены Ивановны Рерих в рамках современного образовательного пространства.

Источниками для данной работы будут являться книги Живой Этики, письма, оставленные Еленой Рерих, а также письма и книги современников и последователей семьи Рерихов.

Наиболее важным источником для исследования, оставленным современниками Елены Ивановны Рерих, я выбрала письма Зинаиды Григорьевны Фосдик. Она являлась одной из самой близких подруг Е.И Рерих и считается самой выдающейся ученицей и последователем учения семьи Рерихов.

    Зинаида Григорьевна Фосдик родилась 13 ноября 1889 в городе Одесса, в то время ее звали как Зинаида Шафран. Также как и Елена Рерих с детства имела дар к музыке, получила музыкальное образование и в неполные 12 лет мать перевезла ее в Германию, где девочка занималась со знаменитым пианистом и педагогом Леопольдом Годовским. Окончила школу Годовского, некоторое время давала концерты в Европе, вышла замуж (после замужества стала З.Г Лихтман) и в 1912 году вместе с матерью отправилась в Америку после смерти отца. Там и произошла ее первая встреча с Рерихами, которая впоследствии, как утверждала сама Зинаида Григорьевна, изменила всю ее жизнь. После встречи с Рерихами они с мужем стали их преданными и близкими друзьями, сотрудниками и учениками, которым Рерихи доверяли все самое сокровенное: не только знания, но и их личную семейную жизнь, посвящали в обыденные человеческие дела.

    «Ее дневник является замечательным документом, запечатлевшим как уникальные сведения о духовной жизни Рерихов, так и подробности истории рериховского движения, которые, не будь этого дневника, так и остались бы для нас неизвестными».[7]

    «Неожиданным для многих может показаться и то, что, откровенно и непосредственно отражая реальную повседневную жизнь, дневник Зинаиды Григорьевны запечатлел и вполне реальные земные образы Рерихов в тех их естественных человеческих аспектах, которые часто остаются за рамками официальных биографий».[8]

    Историография вопроса.В какой мере же изучена Живая Этика? Живая Этика и ее проблемы начали изучаться относительно с недавнего времени и долгое время, в связи с идеологическими направлениями нашей страны, изучение Живой Этики было под запретом. При этом я хочу отметить, что заграницей интерес к творчеству семьи Рерихов пользовался, куда большим успехом и до сих пор все основное наследие сохраняется заграницей, ко всему этому в настоящее время в России остро стоит вопрос о сохранении наследия семьи Рерихов.

   Таким образом, лишь с середины 1980 годов начали появляться работы, авторы которых в своем творчестве опирались на некоторые идеи, изложенные Еленой Ивановной Рерих. Хочу отметить прекрасного педагога - гуманиста – Ш.А Амонашвили, А.И Еремкина, Н.А.Стадникову.В их работах главным образом ставится проблема учителя школы будущего;[9]
    Т.П.Кобзистова, раскрывает  вопросы духовного развития ребенка;[10]
В.И.Мурашов освещает вопросы гармоничного развития личности; [11]
Н.Н.Никитина ставит вопрос воспитания и свободы ребенка в нем.
     Помимо этого существуют диссертации, задачей которых являются попытки осветить содержание учения Живой Этики с различных сторон, а также существуют исследователи, пытающиеся, напротив, оспаривать учение Живой Этики. Например, аспекты, связанные с исследованием и философией Живой Этики рассматривались такими исследователями как, С.Р.Аблеев, Н.Е.Самохина.[12]
    Если рассматривать исследователей, занимавшихся педагогической проблемой учения Живой Этики, то сюда я отнесу таких педагогов как Андреева А.Г (кандидат педагогогических Наук), изучавшая Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики еще в 1996г, а также она поднимала вопросы воспитания культуры мышления в 1997г;[13]

Л. Н. Осипова (кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета). Изучала общественно-просветительскую деятельность Е.И.Рерих, ее отношение к школе и учителю в ней, а также рассматривала отдельные вопросы образования и воспитания, оставленные Еленой Ивановной Рерих в своих работах; [14]
    Из вышеприведенных педагогов особенное внимание вызывает работа Лащенко Н.Д (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики БелГУ). Она в своей диссертации совершает попытки формирования теоретического знания и систематизации педагогических взглядов Е.И Рерих. [15] Помимо работ, оценивающих творчество Елены Ивановны Рерих и ее семьи, с положительной стороны, существуют исследователи, имеющие негативную оценку в отношении оставленного нам учения. В качестве примера таких исследователей наиболее ярким является А.В. Кураев. Специалист в области христианской философии, публицист, церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Кураев является противником творчества семьи Рерихов, утверждая, что учение, оставленное для нас Еленой Ивановной Рерих является не просто вне христианским учением, а несет в себезаряд оккультизма, наносящий вред духовному здоровью человека.[16]
    Методы исследования, использованные для проведения данного исследования: нарративный, текстологического анализа, биографический.
  Нарративный метод исследования я собираюсь применить для изучения самой личности Елены Ивановны Рерих, ее взглядов и мировоззрения. С помощью этого метода можно определить характер тех или иных сведений, изложенных самой Еленой Рерих, события идеи и мысли в том виде, в котором они существовали в сознании Елены Ивановны.
     Метод текстологического анализа использовался для выявления в источниках смысла, который пытался донести автор написанного. Источники для текстологического анализа послужили как прямые, так и косвенные: к прямым источникам я отнесла само учение, оставленной Еленой Ивановной Рерих "Агни Йога", письма Елены и Николая Рерих. К косвенным источникам я отнесла воспоминания современников, переписки, дневники, свидетельствовавшие о творчестве Елены Ивановны Рерих.

Биографический метод в изучении данного исследования был применен для реконструкции личности Елены Рерих, описания ее жизни, взглядов на воспитание и педагогику, а выявления результатов деятельности изучаемых в рамках данного исследования.
    Структура работы представляет собой содержание с указание глав и параграфов работы, введение, три главы и заключение.
Во введении описываются основные цели, задачи, актуальность исследования, краткое введение в Живую Этику, анализ изученности темы исследования, описание основных источников и др.
   В первой главе происходит описание биографического очерка Елены Ивановны Рерих, раскрываются основные положения учения Живой Этики.
   Во второй главе описываются основные идеи во взглядах на воспитание Елены Рерих с учетом философии Живой Этики, приводятся рекомендации к школьному образованию и семейному воспитанию.
   Третья глава раскрывает практическую реализацию педагогических идей Елены Рерих.

    В заключении подводятся итоги исследования. В конце работы приведен библиографический список, в который включены источники, список литературы, используемой для написания выпускной квалификационной работы.

 

 

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Е.И.РЕРИХ

1.1. Социокультурный портрет Елены Ивановны Рерих
Детство Елены Ивановны Рерих.

    Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, внучатой племянницы великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П. Мусоргскому.

    С детства Елена Ивановна Рерих имела способности предсказывать будущее, часто предсказывала смерть своих родственников, пожары на что мать в таких случая сердилась на нее. Елена была очень гордым ребенком, не признавала авторитетов, любила уединение, шумные воинственные игры. Она всегда могла предсказать смерть всех своих родственников, зная про это заранее.
    "<.. > Она всегда могла предсказать смерть всех своих родственников, зная про это заранее". [17]

    "Всегда предчувствовала пожары. Девяти лет говорила всем в доме: «Скоро у нас будет пожар». Мать на нее страшно сердилась (в таких случаях). Вот раз вечером мать уехала в театр, а Е.И. осталась одна с француженкой - (гувернанткой), и в доме начался ужасный пожар – сгорело пять квартир, но до них не дошло. Горда была страшно, не признавала ничьего авторитета, любила уходить одна играть в свои игры, думать о чем-либо или же играть с кузенами в воинственные игры (американских индейцев)". [18]

    С детства мать Елены Ивановны пыталась привить ей любовь к светскому обществу. Елене Ивановне же, судя по всему, светская жизнь была чужда и противна. Она не любила ездить на балы. Елена Ивановна в беседах с З.Г рассказывала о том, что балы могли проходить до самого утра и поспав несколько часов утром ей нужно было идти в гимназию. Источники, оставленные З.Г Фосдик свидетельствуют о том, что Елена Ивановна даже была освобождена от занятий танцев, рисования и рукоделия так как не имела на это сил.

    "Много подробностей из своего детства рассказала мне Е.И. после ужина, когда мы сидели на веранде. Мать начала ее вывозить в свет на балы с самого раннего возраста, чуть ли не с семи лет. Она ее повсюду брала с собой. В тринадцать лет Е.И. раз высчитала, что за декабрь и январь была на тридцати двух балах, и ей все это было ужасно противно. Балы оканчивались к шести или семи часам утра, она ложилась спать на пару часов, а потом надо было идти в гимназию, где она изучала все предметы, кроме танцев, рисования и рукоделия (была от них освобождена, ибо просто не имела сил)".[19]
    С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках: русском, немецком и французском, предсказывала смерть родственников, пожары, играла в воинственные игры.

  С раннего возраста  мать Елены Рерих брала ее на балы, чего Елена Ивановна не любила. Многочисленные источники утверждают что, несмотря на свое знатное происхождение, сама Елена Ивановна не любила находиться в светском обществе, она всегда стремилась к глубоким познаниям, ей нравилось читать, проводить время наедине с собой.

    «Вот в жизни проходит замечательным великий женский облик. От малых лет девочка тайком уносит к себе тяжелое, огромное издание. Склоняясь под тяжестью непомерной ноши, она украдкой от больших уносит к себе сокровище, чтобы смотреть картины, и, научась самоучкой, уже читает. Из тех же отцовских шкафов не по времени рано уносятся философские сочинения и среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы уже давно законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа". [20]

     Елена Ивановна подробно рассказывала о своей жизни близкому другу семьи и ученице З.Г Фосдик о своей жизни в детсве, юности, встрече с Николаем и жизни после замужества, на основе ее дневниковых записей я также имею возможность составить биографический очерк Елены Ивановны Рерих. Исходя из дневниковых записей З.Г Фосдик, как и все обычные дети любила « шалить», была горда и независима. В детстве со своим кузеном она любила играть в шумные и воинственные игры.

    «Когда ей было около шести лет, ей взяли гувернантку, генеральскую дочь, которая была очень неопытна в воспитании детей. Девочка как-то в чем-то провинилась, и гувернантка ее заперла в ванную. Е.И. говорит ей: «Если вы меня сейчас же не выпустите, я напущу в ванну холодной воды, войду и простужусь, а потом вам достанется». Гувернантка не поверила, но все-таки взобралась на стол у верхнего окошечка посмотреть. Она увидела, как девочка начала снимать чулки и полезла в ванну. Тут она скорее открыла дверь. Сбежался весь дом, девочке начали растирать ноги спиртом, а она хохочет, ей весело, что все беспокоятся».[21]

Юность Елены Ивановны Рерих.      В 1895 году Елена Ивановна с золотой медалью заканчивает Мариинскую женскую гимназию в Санкт - Петербурге. По окончанию гимназии Елена Ивановна собиралась поступать в университет, на что родственники дали ей запрет, опасаясь революционно настроенной студенческой среды. Тогда Елена поступила в частную Санкт Петербургскую музыкальную школу, где показывала блестящие результаты. Елену считали одаренной пианисткой, и педагоги пророчили ей хорошее будущее в музыкальной среде. Директором школы был знаменитый в то время пианист профессор игры на фортепиано Иосиф Алесандрович Боровка.
     «После окончания музыкальной школы Елене Шапошниковой прочат яркую карьеру пианистки, и она собирается поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Ей к тому времени 20 лет. Она прекрасно образована, блистательна в фортепианном искусстве, признанная красавица, имеет большой успех в свете и привлекает всеобщее внимание»[22]
    Упорство и трудолюбие в музыкальной карьере не могли не отразиться на дальнейшей жизни Елены Рерих.

    В своих воспоминаниях Елена Ивановна пишет: «Теперь сообщу Вам случай из моей личной жизни. <...> В дни моей ранней юности я занималась музыкой, на что у меня были особые способности. Однажды мне предстоял публичный экзамен, и я должна была исполнить несколько музыкальных произведений, в том числе прелюдию и фугу Баха. Но семейные обстоятельства так сложились, что я не имела времени разучить самое трудное, именно фугу Баха. Оставался всего один день до экзамена. В отчаянии я села за рояль, зная отлично, что в один день разучить и выучить наизусть Баха немыслимо, но все же решила сделать все, что в моих силах. Проиграв раз по нотам, я попробовала, насколько я могу запомнить, и тут свершилось чудо – вся фуга встала четко передо мною, и мои пальцы как бы сами заходили по клавишам, и от начала до конца, без единой ошибки, и с необычайным воодушевлением я проиграла и прелюдию и фугу. Но помимо необычайно­сти такого мгновенного заучивания, когда я исполняла эту фугу на экзамене перед целым конклавом профессоров, я снова исполнилась особого вдохновения и удостоилась восторженного приветствия со стороны профессоров».[23]
     В 1898 году умирает отец Елены Ивановны, и они остаются вдвоем с матерью.
    В юности мать Елены, по-прежнему, настаивала, чтобы Елена ходила на балы, а девушка в то время начала увлекаться музыкой. Судя по всему, балы и светскую жизнь Елена так и не смогла полюбить, а также как и в детстве, настаивала на своем. Между Еленой и матерью происходили конфликты. З.Г Фосдик в своих воспоминаниях со слов Елены Ивановны Рерих писала о том, что однажды мать старательно наряжала Елену к балу, готовила ее, сама же Елена внутри уже знала, что точно не поедет. И за несколько часов до бала объявляла об этом матери, однажды мать, разозлившись, набросилась на нее с кулакам, и Елене пришлось прятаться под роялем.

     "С семнадцати лет она начала увлекаться музыкой, а мать ее все настаивала, чтобы она ходила на балы, и у них происходили конфликты. Бывало, мать, которая чудесно ее одевала, приготовит для нее туалет, а Е.И. в душе знает, что на бал она не поедет, и вот за пару часов до бала она говорит: «Мама, а я на бал не поеду». Мать начинала сердиться, а однажды даже набросилась на нее в гневе с кулаками, и бедной Е.И. пришлось спасаться под роялем". [24]

    Исходя из записей оставленных З.Г Фосдик, мы можем говорить о том, что отношения между матерью и дочерью были достаточно напряженными, но есть и другие источники, свидетельствовавшие об отношениях Елены с матерью.
    Из воспоминаний Шишкиной Н.В мы можем сказать о том, что Елена и ее мать очень были очень близки и любили друг друга. Мать ласково называла ее « Ляличка»

     «Они обе очень любили друг друга, и мать ее, очень добродушная, милая старушка, сохранившая свою былую красоту, не могла налюбоваться на свою «Ляличку», как ее тогда все и называли».[25]

 О внешнем облике Елены Ивановны не приходится спорить. Многочисленные источники указывают на то, что внешность этой женщины была довольно таки примечательной. Елену Ивановну описывают как стройную, утонченную натуру, ухоженной и изящно одетой.
Елена Ивановна не оставляла равнодушными практически никого из своего окружения, она была высокого роста, пропорциональна, женственна, грациозна, внутренне обаятельна, притягивавшая к себе взоры. У нее были роскошные каштановые волосы с золотым отливом, красивая прическа и одежда по моде того времени. Носила серьги, ожерелья, драгоценные украшения. Елена обладала прекрасным обаянием, улыбкой и ласковым взглядом, черты лица были очень аккуратными. О голосе Елены Ивановны, одна из современниц говорила, что голос ее был очень мягким, нежным, она любила называть близких людей ласковыми именами.
     «Все, кто ни встречал Елену Ивановну, не могли равнодушно пройти, чтобы не обратить внимание на её выдающуюся наружность. Высокого роста, стройная, очень пропорционально сложенная, полная изящества, женственности, грации и какого-то внутреннего обаяния всего её облика, она невольно притягивала к себе все взоры. У неё были роскошные светло-каштановые, с золотым отливом волосы и пышная прическа высокая, по моде того времени; прелестный, небольшой ротик, жемчужные зубы и ямочки на щеках, и когда она улыбалась, а улыбалась она часто, все лицо её освещалось теплом и лаской. Но что было самое притягательное в её лице — это её глаза, тёмно-карие, почти чёрные, миндалевидные, продолговатые, как бывают у испанок, но с другим выражением. Это были лучезарные очи, с длинными ресницами, как опахала, и необычайно мягким, тёплым, излучающим какое-то сияние взглядом. Глаза её иногда щурились, как будто грелись на солнце, и мягкое, ласковое, тёплое выражение их озаряло и саму её и всех окружающих, кто в данный момент смотрел не неё. У неё был очень мелодичный и нежный голос и всегда очень ласковое обращение, любила она называть уменьшительными именами близких ей людей. Нос у неё не был правильной формы, удлинённого фасона, но и он гармонировал со всеми чертами её лица».[26]

Еще один источник, оставивший нам воспоминания о внешнем облике Елены Ивановны, это

   «…Она очаровательна в обращении, умеет всех приласкать, обнять, и вся она светится внутренней красотой. Кроме того, она обладает большой внешней красотой. Дивные карие глаза, ясный большой лоб, изумительные черные длинные брови, прелестный, неправильный, но тонкий нос, красивый тонкий рот, очаровательная улыбка с ямочками на щеках и удивительный цвет лица — румянец на слегка смуглом лице. Кожа на лице как персик, ни одной морщинки под глазами, у рта, а ей теперь сорок три года. Волосы черные с сильной проседью, она завивает их».[27]

  Елена Ивановна была человеком с высокими духовными устремлениями и светской жизнью увлечена не была. Несмотря на то, что ее знатное происхождение могло влиять на нее, давать легкие пути развития, беззаботность, она все же выбрала иной путь в жизни. Она мечтала встретить близкого ей по духу человека и быть его спутницей, его вдохновительницей и другом. И встретила.

   Николай и Елена смотрели на мир одинаково, имели схожие душевные устремления.

    «Среда, в которой протекала юность Елены Ивановны, с одной стороны, манила легкой и беззаботной жизнью, с другой – открывала богатые возможности для приобретения разнообразных знаний. Елену Ивановну с детских лет влекли к себе занятия литературой, музыкой, изобразительным искусством. Она много читала, интересовалась историей народа, к которому принадлежала, жизнью своих предков, прославивших Родину героическими подвигами, очень увлекалась философией, особенно трудами мыслителей древности. Все это сходилось с интересами и творческими замыслами Николая Константиновича». [28]

Николай Константинович Рерих - родился 9 октября 1874 года в городе, Санкт – Петербург, в семье нотариуса.
Также как и Елена, рано научился читать, проявлял с ранних лет интерес к литературе, театру, поэзии, а также увлеченно занимался рисованием. С ранних лет принимает участие в археологических раскопках, любит путешествовать. В семнадцать лет Николай Константинович начинает заниматься живописью под руководством Мекешина, художника – друга семьи Рерихов, который как раз таки заметил способности юноши.
 
Затем, закончив гимназию, Николай Константинович собирается поступать в академию художеств, но отец Николая против. Он желал, чтобы сын также как и отец стал юристом. Николай поступил на юридический факультет, как велел отец, но и смог отстоять свое желание учиться в Академии художеств.
  Можно заметить, что и Николая и Елену не понимали родители, они стремились к гуманитарным наукам, исследованиям, к творчеству, к духовности, а родителей их, напротив, больше привлекали материальные ценности в жизни.

    В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее не только единомышленником, но и мужем. Схожесть взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным, несмотря на трудности.
Николай Рерих, был преподавателем Императорского археологического института, получил разрешение на проведение раскопок в Новгородской, Псковской и Тверской губерниях. Николай Константинович оказался в имении князя Павла Арсеньевича Путятина. Елена Ивановна в то время приехала погостить в усадьбу в Бологом Новгородской губернии. Князь, большой коллекционер и археолог, охотно оказывал содействие своим коллегам в проведении раскопок на территории своих поместий. Приехав, Николай не застал князя, но встретил свою будущую жену.
   
Существует несколько версий о первой встрече Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерих.

Елена Ивановна о встрече с Николаем рассказывала так:
   
«Сначала, – говорит Е.И., – через окно прямо на балкон шагнула пыльная нога или, вернее, пыльный сапог». Е.И. подошла к окну, а Н.К. спрашивает: «Здесь живет князь Путятин?» Е.И. пошла в комнату своей тетки и говорит: «Тетя, не то курьер, не то арендатор к тебе приехал». Та велела ей обратиться к лакею, чтобы он провел его к мужу. Вечером за чаем выяснилось, что это археолог какой-то, его еще никто не видел. Тетя говорит: «Археолог, какое-то старье, положить его спать у князя в кабинете». На другой день за завтраком гостя увидели, он оказался молоденьким, хорошеньким, и решили ему дать комнату для приезжих. Пробыл он там три дня. Е.И. говорит, что он расположил их к себе тем, что дипломатично и тонко завел разговор о старине своей фамилии Рерих и своего рода, а вся семья Путятиных увлекалась старинными родословными.[29]
   
Вторая версия выдвинута современницей Елены Рерих, Шишкиной Н.В, в ней говорится, что Н.К. Рерих впервые увидел свою будущую жену выходящей из бани с длинными распущенными волосами и что Елена Ивановна на какое то время забыла о госте.
   
«Она не очень большое внимание уделила сидящему ожидающему человеку, но этот скромно сидящий человек с огромным удивлением перед её красотой поглядел на неё. Она шла с распущенными после мытья волосами, которые как длинная пелерина окутывали сверху до низу её стан. Вернувшись из бани, вся семья села за стол в столовой ужинать, и тут только Елена Ивановна вспомнила, что в передней сидит какой-то человек, приехавший, должно быть, по делу к дяде. Спохватившись, пошли к нему, пригласили его к столу. Это был невзрачно одетый, в охотничьих высоких сапогах, куртке и фуражке человек, очень скромно назвавший свою фамилию — Рерих».[30]

    Изучив оба источника, следовало бы опираться на первую версию, так как она встречается и в других источниках, а воспоминания Шишкиной Н.В во многом разняться с другими, наиболее важными источниками, которые оставили более приближенные люди к Рерихам. Но сходство обоих источников заключается в том, что Николая Константинович не произвел никакого так называемого « первого впечатления» ни на Елену Ивановну, ни на ее родню. Он выглядел при первой встрече невзрачно и немного неопрятно, его больше приняли за простого охотника.
    Николай Константинович провел в усадьбе несколько дней, но этих дней было достаточно, для того, чтобы Елена поняла, что это именно та душа, которую она так ждала, о которой она так долго мечтала. Любовь оказалась взаимной.

    Трудности влюбленных заключались в том, что мать Елены Ивановны, Екатерина Васильевна была против союза дочери с Николаем Константиновичем. Мать считала, что Николай не соответствует статусу невесты.
    «Тяжело было Е.И., когда за ней ухаживал Н.К. Мать и родня были против. Тогда же ухаживал за ней видный, богатый человек из прекрасной семьи, гусар, и мать хотела, чтобы Е.И. вышла за него. Но она чувствовала, что ей нужно выйти [замуж] за Н.К., человека наиболее чистого из всех, с которым она будет истинно счастлива».[31]

    Еще один источник, указывающий на то, что родители были против союза влюбленных. П.Ф Беликов писал: «… Родня Елены Ивановны не могла согласиться с ее выбором. В их глазах начинающий художник не шел ни в какое сравнение с более « выгодными» предложениями, от которых Елена Ивановна отказывалась»[32]

    Против союза Елены и Николая были не только родня Елены Ивановны, но родня Николая Константиновича. Мать Николая не хотела, чтобы сын женился на Елене, а хотела выбрать ему невесту сама.
    «Мать Николая Константиновича тоже противилась раннему браку сына и собиралась выбрать ему жену по своему вкусу».[33]
    Николай и Елена планировали совместную поездку заграницу, но мечтам влюбленных не удалось сбыться в связи с противостоянием родителей. Николай не понимал двусмысленность ее писем: письма стали равнодушными и короткими, он сильно переживал по этому поводу.
Елена стала говорить, что ей нравятся вечера и балы, все, то, что ее раньше не интересовало, вдруг начало нравится. Затем Николаю пришло письмо от Елены, о том, что она собирается приехать в Париж, чтобы якобы забрать все письма, которые она ему писала, дабы никто в «свете» об этом не узнал. Для Николая это означало только то, что она хочет разорвать с ним всякие отношения.
    «Милая, бедная Ладушка, как Ты могла додуматься до того, чтобы я стал показывать кому-нибудь в Париже письма Твои; если я не могу не говорить о Тебе, то письма-то святы «…»Последние дни я чувствую себя как-то нездоровым — нервы скверные, нервный кашель и общее недомогание. А тут еще последнее письмо Твое — вконец меня обидевшее. В сегодняшнем хоть вижу, что ожидаешь от меня писем, а то, словно и вовсе мной не интересуешься…»3 января 1901 года[34]

     «Дорогая моя Ладушка, с болью прочел я письмо Твое — что-то неладное творится с Тобою. Зачем Тебе все эти выезды, все эти гулянья и прочее — разве в них Ты должна искать себя? «...»Если Ты временно думаешь заслонить недостижимую жизнь другою жизнью, то помни, что не следует за неимением скамейки непременно садиться на помойную яму. Миленькая, не погуби способностей своих, ведь чутье развивается в нас только до известного времени, а потом оно грубеет; дорогая, не пропускай этого времени — оно так недолго «…»[35]

    Николай Константинович очень сожалел о том, что не увез Елену Ивановну сразу заграницу. В письмах он просил ее не бросать его и не изменять своего решения. Он распланировал бюджет, по которому они с Еленой смогут хорошо жить вместе, учиться и развиваться, но к сожалению расчет оказался иллюзией, денег, что получал Николай не хватало даже чтобы прожить ему одному.

«Зачем, Ладушка, я не увез Тебя с собою из Питера. Так бы вот взять, да и увезти — хоть насильно. Разве приехать мне за Тобою? Знаешь, миленькая, я не шучу. Будем, Голубчик, здесь вместе учиться, иначе и я здесь погибаю, да и у Тебя ученье, вероятно, все-таки тормозится. Здесь же прожить можно.

2000, которые мне дает мамаша — она не отнимет обратно — все ее застыдят. Еще 1000 р. в год мне дадут. Если Ты можешь иметь 1000 р., да я тут заработаю рублей 500 (между делом), то все это составит 4600 р., т. е. 12 100 фр.

Теперь посмотри на следующий правдоподобный бюджет.

Квартира(Мастерская, 2 комнаты, ванна) 1600

Прислуга 300

Еда 4350

Одежда и прачка 950

За ученье 1350

Освещение, отопление 550

Извозчики 720

Книги, ноты 300

Мелкие вещи 180

Итого 10 300

При наличных, если даже ничего не заработаю 10 600.
Всем святым для Тебя умоляю — мою хорошую Ладушку — рискни «…»»[36]
Затем Николай Константинович писал Елене Ивановне письмо, о том, чтобы она приехала с Екатериной Васильевной в Париж к маю, дабы лето провести вместе. На что получил короткое, обидное письмо, в котором Елена усомнилась в чувствах Николая Константиновича. Получив письмо, Никола решил разорвать всякую переписку, так как чувства его были сильно задеты.
Вот что написал Николай Константинович Елене Ивановне: «Ты требуешь от меня оправдания, дорогая, и забываешь совсем, что это можно было сделать, когда Екатерина Васильевна сомневалась в моем дипломе, и я мог принести ей подлинник, но как же можно оправдываться в чувстве «…»Будет время и, если только позволит здоровье, я найду Тебя и спрошу, был ли сделавший то-то и то-то достоин любви Твоей, и целый ряд поступков оправдывает ли личность мою, а теперь считай меня погибшим, сгоревшим, умершим, ибо то, что я чувствую, никакими словами не докажешь, а нужны дела, которые по щучьему велению явиться не могут — для них нужно время. Я люблю Тебя, видит Бог, очень люблю и хорошо и прочно люблю, но если Ты, позорно для меня, во мне сомневаешься и требуешь поступков, то что же делать, надо, чтобы они явились, чтобы по ним Тебе стало бы совестно, что Ты оскорбляла подозрениями и сомнениями человека достойного, быть может, чего-либо иного» 21 января 1901г.[37]

 Этот текст был написан Николаем в ответ на просьбу Елены, забрать свои письма из Парижа:«Не требуй от меня карточек и писем Твоих; это моя святыня, и они будут напоминать мне о самом моем чистом, хорошем и светлом. Их никто не увидит, а коли помирать буду, то раньше сам уничтожу. Ты была несправедлива со мною; Ты покинула меня в самую трудную для меня минуту; когда враги стали торжествовать, то и Ты стала в толпу молчаливых малодушных. Но я люблю Тебя, люблю чистым сердцем, как не любил никого, да и не полюблю. Так, как люблю Тебя, так любят только один раз «…» Родная моя — до свидания, не знаю где и когда. Поцелуй Екатерину Васильевну, и ее я очень люблю. Больше писать не могу — плачу»[38]

На этом переписка не прекратилась, летом Елена Ивановна приехала в Париж и под предлогом забрать письма. Попросив мать оставить их наедине, Елена рассказала правду Николаю о своих чувствах и о том, как все происходило на самом деле. О том, что переписки читались вслух всей семьей, о том, что письма написанные Еленой, писались под строгим надзором родственников. Николай Константинович, узнав правду, ни под каким предлогом решил не отказываться от женитьбы на Елене.
    «Приехав летом к Рериху в Париж, Елена попросила маму оставить их наедине, и тут она поведала ему свои тайны, признавшись, что все еще любит его и что мать против ее замужества, и поэтому заставляла писать письма под свою диктовку. Николай Константинович в тот же день сжег часть писем, заявив Екатерине Васильевне Шапошниковой, что от своего намерения жениться на Елене Ивановне не откажется ни при каких обстоятельствах».[39]
    Затем, Николай Константинович в то время уже получил достаточно высокий статус в обществе, картина его была куплена для Третьяковской галереи, а сам он получил должность секретаря при великой княгине. Родственники не могли более возражать против свадьбы Николая и Елены.
Таким образом,28-го Октября 1901 года, в 6 часов вечера в церкви Императорской Академии Художеств. Г. Санкт-Петербург, случилось венчание Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Шапошниковой.
В августе 1902 года в жизни Елены Рерих случилось знаменательное событие: появился на свет ее первый сын Юрий, который в будущем стал учёным-востоковедом с мировым именем, а через два года в октябре 1904 года появился ее второй младший сын Святослав, который в будущем стал художником, мыслителем и общественным деятелем.

По словам самой , Елены Рерих, знания были переданы ей Махатмой М., духовным Учителем, путем автоматического письма и яснослышанья. Но поскольку не все верят в само существование духовной жизни и подвергают различным сомнениям все, что связано с эзотерикой, говорят, что Учение придумали сами Рерихи.

    Так или иначе, миссия Е.И Рерих заключалась в том, чтобы передать людям Духовное Знание, с помощью которого, каждый человек сможет совершенствоваться, что, впоследствии, приведет к положительным изменениям в мире в целом.

1.3.История создания Живой Этики (Агни Йога).

    В данной работе уже упоминалось о том, что Елена Рерих не приписывала себе авторство учения Живой Этики.
    По ее словам, учение было передано ей Великими Учителями Света, которым в Индии называют Махатмами. Основным автором является Махатма Мория (он же Махатма М) и Елена Рерих считалась его соавтором, то есть она в сотрудничестве с Учителями Света написала данное учение.
Учение носит два названия Агни Йога или Живая Этика. Название Агни Йога происходит от слова, которое в переводе с санскрита обозначает «огонь» (Агни). Огонь в учении подразумевает не физическое проявление, а тонкое духовное космическое явление, пронизывающее все мироздание.
Мохатма Мория предложил это название, как наиболее соответствующее данному периоду человечества, так как по его словам, огонь сейчас является самой высшей стихией. «…Я понимаю Пространственный Огонь как самую высшую стихию преображающую», – говорит в учении Агни Йоги его основной автор, Махатма Мория».[40]

    Второе название – Живая Этика, судя по всему, получила свое название, дабы подчеркнуть особенность разницы между светским этикетом, и настоящим живым энергообменом, взаимодействием и связью Космоса, человека и социума. «<…>Неотложно нужно твердить о Живой Этике. Ведь Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой».[41]
    С момента распространения Живой Этики в обществе, появилось и третье название, именуемое как Учение Жизни, что довольно точно отображает содержание учения, поскольку в книгах действительно даны рекомендации относительно важнейших аспектов жизни как земной, так и духовной.
    Создание учения происходило путем телепатического контакта, даром ясновиденья и яснослышанья, которым обладала Елена Рерих и способности которых, как уже упоминалось в работе, проявлялись еще в детстве.
    Постоянная духовно – телепатическая связь с наставниками, как утверждали первые записи учения, начались в 1920 году. Они имели отрывистый характер, в 1924 году Елена Ивановна начала систематически вести дневник и впоследствии дневниковые записи, составлялись в книги вплоть до самой смерти 1955 г.

Учение произвело на общество огромнейшее впечатление и интерес сразу после выхода в публикацию. В нем были предугаданы дальнейшее развитие науки, затронуты острые социальные проблемы, психология, появляется теория, на интересующие тысячелетиями вопросы о том, что собой представляет вселенная, человеческий организм и его разнообразие природы, новые методы лечения болезней, с указанием на важность психосоматических процессов заболевания человека, вопросы гармоничного питания, взаимоотношения между людьми, предназначение человека, любви, воспитании детей, о жизни после смерти, реинкарнации, карме, о памяти прошлых жизней, и многом другом.
После выход в свет учение было сразу переведено на основные европейские языки. Лишь судьба учения в СССР оставляла желать лучшего. Как и многие учения философов-мыслителей того времени, было запрещено. Но имея огромный интерес у людей, тем не менее, выпускалось «самиздатом»
    «Книги Агни Йоги (в основном рижские издания) тайно копировались и передавались из рук в руки. Само же рижское рериховское общество в 40-е годы, в период сталинизма, было разгромлено за причастность к «немарксистской идеологии». Члены общества были сосланы в тюрьмы и лагеря, и немногие из них, отсидев по 20 лет, вернулись домой живыми. Руководитель рижского рериховского общества Рихард Рудзитис во время допросов был подвергнут пыткам в застенках Лубянки».[42]

Агни Йога, объединяет все известные человечеству духовные учения и  углубляет их.
    Е.И писала: «Агни Йога — ничего не отменяет и не заменяет, но является синтезом всех Йог. Ибо ко времени приближения Огненной эпохи, о которой говорится во всех древних индусских Писаниях, именно Агни — Огонь, в разной степени входящий в основание всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, приближается огненное крещение».[43]
    Учение является как бы началом к изучению жизни, ответам на многие важные вопросы, так как Агни Йога затрагивает все основные сферы человеческой жизни. В Агни Йоге сжаты все знания, накопленные веками различных учений и опыт наших предшественников. Правильный подход к науке, к изучению материального мира должен осуществляться после усвоения духовных знаний.

    «...Жизнь есть лучший Учитель и без жизни ничему нельзя научиться, но кто-то должен открывать на это глаза, и без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась и растянулась бы на бесконечные века. Потому для ускорения так необходимы, именно, книги Учения, в которых собраны в сжатых, огненных формулах все знания, накопленные веками глубоких многосторонних опытов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдёт ответ на самые сложные проблемы жизни, освещённые со многих сторон, также, как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки. И правильный подход к науке может быть лишь после твёрдого, всестороннего усвоения Учения»[44]
    Кали Юга, так Агни Йога и другие индийские философско - религиозные течения называют время, в котором сейчас проживает человечество. Кали Юга или Чёрная Юга, обозначает век невежества. Это четвёртая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния в век Сатья-юга (век Чистоты). Наступает общая экономическая и духовная деградация, люди проявляют самые невежественные качества. Слабеют их мужество, ум и сила. Поведением людей начинают управлять злоба, зависть и честолюбие. В письмах Елены Рерих можно найти слова, нам, тем людям, переживающим данный век, о том, что Кали Юга — это возможность быстрого духовного роста, путём преодоления различных трудностей, собственного эгоизма и невежества. В эпоху Кали Юги каждый человек может стать на путь само исцеления и пронести свой " свет " через тяжелые для человечества времена.
    «...Ценно в тяжкое время, среди этой тьмы, пронести свой светильник. Как говорится в Восточных Учениях — "Истинно, превосходна Кали Юга (чёрная Юга), ибо она даёт возможность наискорейшего продвижения по пути Света. Именно, все трудности есть возможности, и одоление их есть ступени восхождения"»[45]

    Особенно важной отличительной чертой учения Живой Этики, касаемо воспитания является выделение неземных преграды на пути духовного совершенствования человека. Таких как  мысли и чувства людей. Нужно следить за чистотой не только физических проявлений человека, но и за чистотой помыслов, чувств, мыслей и желаний. Так как непременно мысли, чувствования, ощущения себя в этом мире отражается на жизни человека.
    «Преданность и чистота побуждений — наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий»[46]

    Также огромное внимание в своих работах Елена Ивановна уделяла сердечной психической энергии и во главу духовного развития, прежде всего, ставила сердце человека. Устремление человека к высшему развитию, совершенствованию во всех областях жизни заложено в Сердце человека, которое служит местом локализации, средоточия психической энергии, живет и управляет психической энергией, являясь ее проводником. Сердцем Елена Ивановна называет не физический орган, а духовный аспект сознания, нравственный строй, основанный на идеалах Истины, Добра и Красоты, которыми руководствуется человек в процессе жизнедеятельности. Под сердцем, Елена Ивановна понимала проявление высшего «Я» человека, голос которого она называла совестью.[47]

    «Скажем о самом главном. Никакие физические средства не будут действительными там, где убита сердечная энергия. Значит, всегда и во всем, прежде всего, обращайте внимание на сердце и духовное развитие».[48]

    Что касаемо нашей темы, воспитания детей, Елена Рерих часто в своих книгах обращалась к теме воспитания детей, но наиболее подробно она освещена в книге «Община».[49] В данной книге даются ответы на вопросы о справедливом общественном строе, о важности объединяться в общины на основании общих интересов, о важности совместной коллективной работы, взаимопомощи и взаимной поддержке друг друга. Также в книге говорится о том, что община является лучшей формой организации для людей, в которой человек может развивать свои духовные качества, интеллектуальные и познавательные способности. В коллективе силы как творческие, так и трудовые увеличиваются во множество раз. Данная община построена на принципах сотрудничества, служения на общее благо и бескорыстие, духовного единения. Впоследствии расцвет каждой общины приведет к улучшению жизни на Земле в целом.

    Построение семьи и воспитание детей также строится по принципу духовной общины. В книге приводятся рекомендации по организации школьного образования, указаны советы о том, как воспитывать детей, на что обращать внимание, советы по развитию памяти и мышления, воспитание духовных качеств, указаны различные положительные черты характера.
    Подводя итоги первой главы по биографическому очерку Елены Ивановны Рерих, я могу сделать выводы о том, что Елена Ивановна была человеком таланта, с развитым чувством культуры и высокими устремлениям к духовному совершенствованию. Современники восхищались не только ее внутренней, но и внешней красотой. Елена Ивановна Рерих, судя по источникам, была человеком достаточно стойким, упорным и не боявшимся трудностей, что впоследствии не могло не отразиться на ее жизни после замужества и творческих успехах.

    Елена Ивановна Рерих стала главной вдохновительницей и спутницей жизни знаменитого на весь мир художника, мыслителя, и путешественника Николая Рериха, который в многочисленных источниках указывал о важности роли Елены Ивановны в его творчестве. Стоит отметить, что благодаря чуткому сердцу и особенностям взглядов Елены Ивановны на воспитание детей ей удалось воспитать двух выдающихся личностей, которые впоследствии также оказали влияние на мир своей философией и творчеством.

        


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!