Теории выбора брачного партнера.



Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов.

Теория «стимул – ценность – роль» основывается на двух важных посылках:
1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2) брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) – ценность (сходство взглядов) – роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

1) установление взаимосвязи (критерий – легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);

2) самораскрытие – возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

3) формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);

4) реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Типология мотивов вступления в брак. Влияние мотивации брака на семейное благополучие.

Наблюдаются межполовые различия в брачных мотивах – более чем в одной десятой из всех брачных союзов мотив любви и общности взглядов характерен только для женщин, мужчины в этих случаях руководствуются чувством сострадания, одиночества, вероятностью скорого рождения ребенка. Интересно, что в браках по расчету мужчины больше ориентируются на жилплощадь будущей жены, а женщины – на материальную обеспеченность будущего мужа.

Некоторые авторы в качестве мотивов брака выдвигают «симпатию», «легкомыслие» или «духовную близость». По нашим данным, сочетание духовной близости с любовью при вступлении в брак дает наибольшее число счастливых союзов .

В деструктивных семьях, по данным Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, распределение мотивов вступления в брак иное. Наиболее частыми мотивами являются «бегство от родителей» и «долженствование» (вступление в брак из чувства долга). Далее идут мотивы «одиночество» и «следование традиции» (инициатива родителей) – около 25–26%.

Первая группа мотивов – это нацеленность на сам факт брака. Иногда это происходит под влиянием других, ближайшего окружения, когда «все подружки по парам». Чтобы избежать публичного одиночества, неодобрения со стороны своего окружения, девушка (чаще всего это относится именно к женской половине – прим. автора) выходит замуж.

Вторая группа мотивов – это направленность на определенный вид брака (их типология будет рассмотрена ниже). В таких случаях люди ориентируются на такого человека, который способен осуществить их мечты, реализовать заветные желания, удовлетворить какие-то потребности. Сюда же относится так называемый «брак по расчету».

Третья группа мотивов – это устремленность к определенному человеку. В этом случае избранник воспринимается как конкретный человек, со всеми своими слабостями и недостатками. С таким человеком хочется идти по жизни, делить все беды и радости.

Однако, при выборе спутника жизни, человек может ориентироваться и на ряд неосознаваемых или частично осознаваемых мотивов.

К таковым относится желание самоутверждения, т. е. стремление молодого человека или девушки уйти из под родительского контроля. Причины возникновения этого мотива могут быть разные.

Второй разновидность неосознаваемых мотивов может быть романтическая настроенность, т. е. желание примерить на себе разные роли. Чаще всего возникает тогда, когда молодые люди находятся под впечатлением прочитанного или увиденного.

К третьей разновидности можно отнести компенсацию чувства неполноценности, которое через брак позволяет ощутить себя таким, как все. Рядом с этим мотивом находится и стремление повышения самооценки.

Еще одним видом мотивации может быть желание заполнения эмоционального вакуума. Чаще всего такая ситуация возникает в результате психотравмирующих отношений в родительской семье. В случае брак муж или жена выступает своеобразным заместителем матери или отца.

К самым распространенным видам мотивации относится сексуальное влечение, которое зачастую воспринимается как любовь. Этот мотив особенно характерен для молодых браков.

Не последнюю роль играет и страх перед одиночеством, когда брачный союз воспринимается как спасение от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

Заметим, что сама по себе мотивация брака включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение ее влияния на удовлетворенность брака подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное количество удовлетворенных и минимальное – неудовлетворенных. Но здесь надо подчеркнуть именно единство этих двух мотивов. Ведь в том-то и дело, что разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

Теории и типологии любви.

Теория любви А. Афанасьева. А. Афанасьев обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей иэ четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»).1 Этот набор функций присущ всем людям. Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви. Эрос – любовь по принципу противоположности. Филия– любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете оказываются перед своим отражением в зеркале. Агапе– любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству.

Теория любви В.И. Мустейна По мнению В.И. Мустейна, в понятие «любовь» входят множество характеристик: альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»: а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь.

Теория любви Дж. Ли (ее стили цвета) Джон Алан Ли разработал свою теорию «любви», посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям. Самая главная проблема для всех, по мнению автора, это встреча с партнером, который бы разделял наши взгляды, наши мнения, наши взгляды на жизнь.

Теория любви Э. Фромма По мнению Э. Фромма, человек вырван из изначального единства с природой, которое характерно для животного существования. Обладая одновременно разумом и воображением, он осознает свое одиночество и отдаленность, свое бессилие и незнание, случайность своего рождения. Необходимость единства с другими живыми существами, связанности с ними – насущнейшая потребность, от ее реализации зависит психическое здоровье человека. В самом общем виде, по Э. Фромму, можно описать любовь как дающее, а не берущее начало.

Роберт Дж. Стернберг предложил свою теорию любви – Треугольную. «Она называется так потому, что подтверждает, что любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника». Три вершины – это: • интимный компонент (наличие близких взаимоотношений) • компонент страсти включает романтические отношения, сексуальное влечение, половой контакт• компонент решения / обязательства включает два аспекта – решение человека, любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человека поддерживать эту любовь

Бихевиористский и необихевиористский подходы игнорируют субъект‑субъектную природу близких отношений, не учитывают влияния социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этих подходов, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур.

Гештальттеории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений и не имеют развернутой теоретической модели любви.

Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально‑волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви.

Социально‑психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными, а проведенные социально‑психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена.

Т. Кемпером выделены типы:

• братская любовь, в которой оба члена пары имеют малую власть друг над другом, но охотно идут навстречу друг другу;

• харизматическая любовь, имеющая место, например, в паре учитель – ученик.

Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и

любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.

А.А. Ивин приводит концепцию девяти ступеней или форм любви.

В первый «круг» он включает эротическую или половую любовь и любовь к самому себе.

второй «круг» любви – это любовь к ближнему. Она включает любовь к детям, к родителям, к братьям и сестрам, членам семьи и т. д.

третий круг «любви»– любовь к человеку. Это любовь к каждому иному человеку, независимо от каких-либо дальнейших его определений.

в четвертом «круге» любви Ивин выделяет любовь к родине, любовь к жизни, любовь к Богу и т. п;

• в пятом «круге»– любовь к природе, в частности «космическая любовь». Ивин понимает под космической любовью чувство, направленное на мир как целое, оно говорит о единстве человека и мира.

шестой «круг»– любовь к истине, любовь к добру, любовь к прекрасному, любовь к справедливости;

• седьмой «круг»– любовь к свободе, любовь к творчеству, любовь к славе, любовь к власти, любовь к своей деятельности, любовь к богатству;

• восьмой «круг»– любовь к игре, любовь к общению, любовь к собирательству, любовь к развлечениям, к постоянной новизне;

• «девятый» круг – то, что любовью уже не является, скорее пагубным пристрастием – любовь к пище, к алкоголю, наркотикам.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!