Комбинация типов личности как причина супружеского благополучия – неблагополучия (психодинамический подход).



Понятие комплементарности используется психотерапевтами динамической ориентации и для описания характера сочетаний типов личности супругов. Sager на основании характерных реакций супругов в браке предложил следующую типологию партнерского поведения в браке:

1. «Родительский партнер» - супруг (супруга), проявляющий заботу и покровительство по отношению к другому. Он (она) с удовольствием советует, подсказывает, исправляет поведение супруга, особенно, если тот добровольно принимает детскую позицию. 2. «Детский партнер» - супруг (супруга) слабый, беспомощный, непосредственный, игривый. Он (она) привносит в отношения радость, спонтанность. За счет своей детскости он (она) приобретает власть над другим. 3. Романтический партнер ориентирован на сентиментальную, эмоциональную связь в супружеских отношениях. Любовные признания, романтические символы имеют для него (нее) важное значение. Много времени он (она) уделяет романтическим играм; в случае, если партнер не поддерживает такие отношения, он (она) чувствует себя обманутым и обижается. 4. Рациональный тип партнерского поведения характеризуется приверженностью трезвым рассуждениям и оценкам. Он (она) следит за проявлением эмоций и чувств. Ответственен, хорошо адаптирован в социуме, но имеет трудности в понимании чувств супруга (супруги). 5. Товарищеский партнер стремится в браке быть надежным товарищем для своего супруга (супруги) и ожидает подобного поведения от него (нее). Для него (нее) семейная жизнь – это, прежде всего, совместное преодоление неизбежных трудностей, повседневных забот. 6. Независимый партнер сохраняет некоторую дистанцию по отношению к своему партнеру. Ценит автономность и не стремится к интимности в супружеских отношениях. Уважает интересы другого и претендует, чтобы другой считался с его требованиями. 7. Партнер, ориентированный на равноправие в супружестве. Для него (нее) важно равное распределение прав и обязанностей в семье.

Благополучие супружеских отношений определяется тем, каков тип личностного поведения обоих супругов, насколько они комплементарны по отношению друг к другу. Наиболее благополучным является сочетание взаимодополняющих типов. Комплементарными являются «детский» и «родительский» типы. Благополучное взаимодействие наблюдается в случае, если супруги конгруэнтны друг другу по своему поведению. Примером конгруэнтности партнерских комбинаций является супружество двух независимых или двух эмоциональных, или двух романтических партнеров. Конфликтное супружество возникает, если поведение партнеров в браке противоречит друг другу. Причиной тому - конфликтная партнерская комбинация, например: романтический и рациональный партнер, романтический и независимый.

Причины отчуждения от партнера в браке. Истоки моногамного идеала (К. Хорни«Проблемы моногамного идеала»).

Исходная ситуация в браке преисполнена чреватыми риском бессознательными желаниями. Со стороны Оно субъекту угрожает разочарование что жена или муж – это всегда лишь эрзац. Горечь разочарования зависит, с одной стороны, от степени фиксации, а с другой – от степени расхождения между обретенным объектом и достигнутым удовлетворением и специфическими бессознательными сексуальными желаниями. Сверх-Я угрожает опасность оживления старого запрета инцеста – на этот раз по отношению к брачному партнеру; и чем полнее осуществляются бессознательные желания, тем сильнее эта опасность. Прямые сексуальные цели уступают место отношениям привязанности, налагающим запрет на сексуальные цели.

Что касается Оно, то это всевозможные генитальные запреты, от простой сексуальной сдержанности по отношению к партнеру, исключающей разнообразие в предвари-тельных любовных ласках или коитусе, до полной импотенции или фригидности. Со стороны Я мы видим попытки успокоить себя или оправдать, которые могут принимать самые разные формы. Одна из них – отрицание брака, часто проявляющееся у женщин в виде чисто внешнего признания того факта, что они состоят в браке, безо всякого внутреннего его принятия.

Я часто принимает и противоположную установку по отношению к супружеству, придавая ему преувеличенное значение или, точнее, выставляя напоказ любовь к мужу или жене. Фрейд отмечает, что ни в чем другом наше сознание не бывает столь несовершенным и ложным, как в оценке степени любви или неприязни, которую мы испытываем к другому человеку. Более глубокое объяснение дает нам обращение к эдипову комплексу. Ибо мы видим, что заповедь и обет любить супруга, с которым человек вступает в брак, и хранить ему верность, воспринимаются бессознательным как повторение четвертой заповеди. Таким образом, не любить партнера по браку становится для бессознательного столь же великим грехом, как нарушение заповеди по отношению к родителям, и в результате вновь с детальной точностью навязчиво повторяются ранние переживания – вытеснение ненависти и преувеличение любви.

Фундаментальная материнская установка – «В моих отношениях с мужем я должна играть не роль жены и любовницы, но исключительно роль матери». Это влечёт за собой скрытую враждебность к мужу или жене, приводя к отчуждению от партнера и вынуждая его или ее невольно искать новый объект любви.

Истоки моногамного идеала Стремление к монополии раскрывается прежде всего как производная оральной фазы, в которой оно принимает форму желания инкорпорировать объект с целью исключительного им обладания. Влечение к монополии у мужчин сильнее. И на то есть серьезные основания – мужчины хотят быть уверены в своем отцовстве, – но именно оральный источник требования и придает мужчине больший импульс, потому что, когда мать его кормила, он пережил, по крайней мере, частичную инкорпорацию объекта любви.

В ранние годы стремление монополизировать отцовскую или материнскую любовь натолкнулось на фрустрацию и разочарование, и в результате возникла реакция ненависти и ревности. По этой причине наша гордыня требует в дальнейшем моногамных отношений, причем тем настойчивее, чем чувствительнее была рана, нанесенная ранним разочарованием. Требование моногамии тесно связано с анально-садистскими элементами влечения, и именно они, наряду с нарциссическими элементами, придают требованию моногамии в браке особый характер. Ибо в отличие от свободной любви вопросы обладания в браке двояким образом связаны с его историческим значением. Женщина принадлежит мужчине подобно любому другому имуществу.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 944; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!