ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:         

КОЛЛОКВИУМ ! 130. ПОНЯТИЕ ПРАВА: Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.     Существует несколько теорий о происхождении права. Теологическая теория (некое первосущество создав человека, предписало ему какой-то набор правил, например у христиан – 10 заповедей). Намботивистическая теория (Ганс Хельбр – основоположник) – предполагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим ощущениям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и администраторы приспосабливают его к реальности. Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории существующее в обществе право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов). Марксистская теория. Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений науки права ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям». Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. 131. ПРИЗНАКИ ПРАВА: Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены: ü Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера); ü Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов); ü Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения); ü Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей); ü Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме); ü Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм). 132. ФУККЦИИ ПРАВА: Внешние: 1. Политическая - право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы. 2. Экономическая – право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства. 3. Воспитательная – право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения. 4. Культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры. 5. Социального контроля – контроль стимулирует определенное поведение и ограничивает нежелательные для общества поведение и действие, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий. 6. Информационно-регулирующая – информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению. 7. Коммуникативная – право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления. Внутренние: 1. Регулятивная: 1.1. Динамическая – обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга). 1.2. Статистическая – закрепляет общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности). 2. Охранительная – функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране. Второстепенные: 1. Компенсационная – функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, уголовному праву. 2. Ограничительная– функция направлена на ограничение действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды 3. Восстановительная – функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе, тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь.

ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:         

Норма (от лат. «norma») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пределы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

а) людей;

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст­вия между людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных норм.

Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом политики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку.

Обыкновения (деловые обыкновения) - обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами.

Технико-юридические нормы- это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как разновидность технических норм.

135. МАРКСИСТСКАЯ КЛАССОВО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ПРАВА:

Логически наиболее завершена в XIX—XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление;

2} содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

ü в связи с тем, что право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), четко выделены критерии правомерного и противоправного;

ü показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

ü обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

ü преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рамками классового общества;

ü право слишком жестко связано с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

136. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ:

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая:

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного.

Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее "общее сознание", "общее убеждение" народа.

Психологическая теория права, суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называет фантазмами.

Нормативистская (абстрактно-нормативная)теория права берет свое начало от "категорического императива" И. Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений.

Социологическая теория права -в представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в "действии", в процессе применения.

Для марксистской теориихарактерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

137. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА:

В рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право)

Достоинства:

 

ü это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

ü в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, т.

ü е. безнравственными, что они должны приводиться в соответствие с такими общечеловеческими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;

ü провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым "выбивает" теоретическую почву у произвола чи--новников и государственных структур.

 

Слабые стороны:

ü такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) "уменьшает" его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть неодинаковым у различных людей, весьма непросто;

ü такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием (которое действительно может быть разным).

138. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА:

Право— историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; 2) право — это прежде всего правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия).

Достоинства:

ü впервые обращено серьезное внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

ü справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

ü верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.

 

Слабые стороны:

ü данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;

ü ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

139. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА:

Психика людей —фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство: 2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер.

Достоинства:

ü обращено внимание на психологические процессы, которые также реальны, как экономические, политические и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

ü повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

ü источник прав человека здесь "выводится" не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

ü слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права:

ü в связи с тем, что "подлинное" право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

140. НОРМАТИВИСТСКАЯ (АБСТРАКТНО-НОРМАТИВНАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА:

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права —берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства — самоограничение власти законом).

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!