Описательные, нормативные, ценностные, антропологические подходы к культуре.Эволюция понятия «культура» в истории.

Предмет культурологии. Прикладная и фундаментальная культурология.

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.

Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

 

Культурология делится на фундаментальную и прикладную.

Фундаментальнаярассматривает теоретические проблемы в их вневременном и историческом контексте (историческая культурология, базирующаяся на понятии «картина мира»). Она исследует общие закономерности протекания культурных процессов, изучает культурные явления, имеющие системный характер, и единичные, уникальные явления и события. На высшем уровне научного обобщения занимается проблемами общей теории культуры, т. е. проблемами категориального аппарата культурологии, ее методов исследования, разработкой и анализом общих концепций культуры как системы, типологии культуры, ее строения и функций. К сфере интересов культурологии относится также изучение исторических вариантов социокультурных систем с разными принципами социальной организации, разными ментальностями и «картинами мира», разными системами ценностей и норм, разными каналами коммуникации, разными способами накопления и трансляции культурного опыта и т.п., но вместе с тем и поиск не только уникальных, но и типологических черт, что позволяет видеть в конкретных культурах специфическое и универсальное. Культурология изучает проблемы введения человека в культуру и общество, обретения им культурной компетентности и идентичности. Она исследует также культурную семантику – т.е. языки и коды культуры, знаки и символы в их воплощении в конкретной культуре, в традициях и ритуалах, в мифологических образах и материальных памятниках и т.п.

 

Прикладная культурологияизучает проблемы культурной политики, виды и возможности современных массовых коммуникаций и их роль в производстве культурных норм. Кроме того, прикладная культурология занимается вопросами выявления, исследования, популяризации и сохранения историко-культурных памятников. В круг интересов прикладной культурологии входит изучение основ моделирования социокультурных процессов, разработка видов проектной деятельности в сфере культуры. А.Я. Флиер выделяет в ней несколько основных исследовательских областей. Это общая теория культурной политики, связанная с выявлением социокультурных ценностных ориентиров общества и выработкой стратегии по их поддержанию, это теория и методика деятельности культурных институтов (библиотек, музеев, выставок, мемориальных сооружений, структур по проведению художественно-зрелищных мероприятий, театров, съемочных групп, творческих союзов, реставрационных мастерских и др.), реализующих «культурную политику по социализации и инкультурации личности целенаправленным и систематическим образом», это вопросы подготовки профессиональных кадров для работы в сфере культуры, в том числе и культурологов, это и теория внеинституциональных взаимодействий, связанная с изучением малых социальных групп. Прикладная культурология нужна для выработки научно обоснованных рекомендаций при решении важнейших проблем жизни современного общества и прогнозирования путей его развития.

 

Методы культурологии. Связь культурологии с историей, философией, социологией, этнографией, эстетикой.

 

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.

 

Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;

Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение Истины").

 

История культуры — научная дисциплина, с одной стороны, имеющая давние традиции изучения прошлого, с другой — не получившая в современной науке однозначного истолкования. Потребность в фиксации и изучении предшествующего опыта была и есть у всех обществ. Однако современная история как научная дисциплина со своим методом и категориальным аппаратом сформировалась в ХIХ в. и существует как история множества стран и народов мира. Вместе с тем, в современной науке выделяется история культуры как теоретическая интегративная дисциплина, анализирующая прошлое этих стран и народов на основе определённых обобщающих конструкций, например, культурно-исторических типов организации жизни различных человеческих сообществ от первобытной культуры до наших дней. Многие учёные включают её в состав культурологии, по мнению других специалистов, это самостоятельная научная дисциплина. Есть еще один, более узкий подход к истории культуры, согласно которому она рассматривается исключительно как история художественной культуры.

 

Философия культуры — это направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем — бытия, сознания, общества, личности и т.п. Поскольку философия, будучи наукой о всеобщем, об основах бытия и мышления, пытается дать «картину мира» в целом, то, соответственно, и философия культуры рассматривает культуру как специфически человеческий способ, бытия. В качестве научной дисциплины философия культуры — «культурфилософия» (автор термина немецкий учёный начала ХIХ в. А. Мюллер) сформировалась еще в Х — ХIХ вв, но вообще европейская традиция философского осмысления культуры берёт начало в Античности и продолжается в последующие эпохи.

 

Социология культуры изучает социальные закономерности функционирования и развития культуры, формы проявления этих закономерностей, социальные институты культуры и социальные факторы, которые способствуют накоплению и трансляции идей, норм и ценностей, технологий и т. п. Как особое направление социология культуры сложилась в западной социологии к началу ХХ в. в результате развития науки об обществе и месте человека в нём. Термин введён в социологическую науку М. Адлером. Сегодня это одно из ведущих направлений в западной культурологической науке.

 

Культурная этнография концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Культураэтнографические исследования связаны со становлением человека как феномена культуры (возникновением норм, запретов и табу, возникающих в процессе социокультурных отношений; формированием мироощущения и мировоззрения человека и др.), с постановкой вопросов динамики культуры и взаимодействия культур разных типов, подавления одной культуры другой.

 

Описательные, нормативные, ценностные, антропологические подходы к культуре.Эволюция понятия «культура» в истории.

Описательные определения, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры. Родоначальником такого типа определений является Э. Тайлор, который утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

 

Нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества.

 

Ценностные определения, обращающие внимание на идеалы и ценности общества, например для социолога У. Томаса культура — это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции).

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

 

Слово «культура» появились в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало примерно так: агрикультура. Трактат этот посвящен не просто обработке земли, а именно уходу за ней, что определяет особое душевное к ней отношение. Следовательно, слово культура уже на первых порах применения означало не только обработку, но и почитание, может быть даже поклонение.

 

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, например, культура поведения, культура речи, тем самым все более приближая культуру к человеку.

 

Римский оратор, философ и государственный . деятель Цицерон использовал это слово применительно к духовности. Он считал философию - культурой духа, а вернее ума, т. е. философия обладает таким воздействием на интеллект человека, которые обладает культурным качеством его совершенства.

 

В эпоху Средневековья чаще, чем слово культура, употреблялось слово культ (почитание). В этот период утвердился культ Бога и все остальные сферы социальной жизни подчинялись этому культу. Был и еще один культ в этот период - культ рыцарства, который выражался в почитании доблести, чести, достоинства, возвышенных чувств.

 

В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало.

 

Здесь необходимо различать слово и понятие. Слово появляется раньше понятия и служит для обозначения или названия чего-либо.

 

В понятии уже содержится и понимание обозначаемого предмета, т.е. выражается отношение к нему.

Впервые слово культура превратилось в понятие культура в ХVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа. Он употребил его для обозначения результатов деятельности общественного человека и здесь впервые культура стала пониматься как продукт рукотворной (т.е. искусственной) деятельности человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день. Культура понималась как противостояние человека дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам. Это понятие все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности и оно возникло в Новое время.

 

Эпоха Нового времени изменила мировоззрение людей (великие географические открытия, технический и промышленный переворот, утверждение нового стиля жизни), все это повлияло на отношение к сфере духовности. Жизнь, деятельность и ее результаты все в большей мере определялись самим человеком. Очевидность определяющей роли человека и послужила основой понимания культуры как самостоятельного явления.

 

ХVIIIвек - эпоха Просвещения, ее главные идеологи (Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Ж-Ж Руссо и др.) в определении термина культура исходили из доминирующего влияния духовности на все остальные сферы жизни общества. Поэтому они содержание культурно-исторического процесса сводили к развитию духовности человека. История общества понималась ими как постепенное развитие от варварства к просвещенному и культурному состоянию. Невежество для них было матерью всех пороков, а просвещенность человека – высшим благом и добродетелью

Немецкие просветители к ХVIII – началу ХIХ вв. (Кант, Шиллер, Гегель) считали, что средством освобождения духа является моральное, эстетическое, философское сознание, которому чуждо материально – вещное, массовое, количественное начало. Следовательно, культура ими понималась как область духовной свободы человека.

 

ХIХ– ХХ вв. Философия марксизма развивала тезис: освобождение и развитие подлинной культуры связано с практической деятельностью пролетариата. Отсюда развился деятельностный подход к определению термина культура, при котором выясняется, что человек не только созидает культуру, но и сам оказывается ее результатом и ее действительным содержанием. При таком понимании культуру можно определить как способ природно и общественно обусловленного деятельного существования человека.

 

Таким образом, к современному периоду накопилось великое множество смысловых понятий культуры. Сейчас ученые насчитывают более 500 дефиниций этого термина, в которых определяется сущность культуры. Сущность, как известно, раскрывает природу, происхождение, самобытность, своеобразие, короче говоря, - самость предмета. Указать на сущность, это значит ответить на вопрос: что это? Если оставить в стороне обыденное (бытовое), ведомственное, богословское (культовое) понимание культуры и обратиться к научным культурологическим трактовкам, то оказывается, что все они при условии некоторого упрощения словесности сводятся к пяти вариантам, которые будем называть концепции сущности культуры.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!