Изменение направления движения на обратное.



 

Если вам случится посмотреть игру команды низшей лиги, на уровне, скажем, малышовой, попробуйте найти там игрока, который мог бы, двигаясь вперед, развернуться и, не останавливаясь, устремиться в обратном направлении. Я удивился бы, если бы там нашелся хоть один такой хоккеист, а скорее всего, такого там вовсе не окажется. К тому времени, когда хоккеист станет юниором, он волей‑неволей постигнет премудрость маневренного катания, но даже и тогда, когда его примут в Национальную хоккейную лигу, он не решится пустить ее в ход. Как нападающий, я считаю, что мне везет, когда защитник игнорирует возможность воспользоваться этим приемом, хотя у многих против него существует открытое предубеждение. Нерешительность защитника во время молниеносной атаки как раз и позволяет мне сделать беспрепятственный бросок по воротам.

Но некоторые защитники данный прием выполняют превосходно, Среди них мне в первую очередь хочется назвать Жака Лаперьера.[24] Он с такой легкостью изменяет направление движения на обратное и делает это так быстро, что для того, чтобы зритель мог уловить этот маневр, ему нужно сконцентрировать все свое внимание на выполнении приема, а не на том, кто владеет шайбой.

Сколько раз, бывало, веду я шайбу на большой скорости вдоль борта, а Лаперьер уж тут как тут, подходит с резким разворотом со стороны. Жак может здесь попробовать выбить у меня шайбу «тычком» или даже попытаться не пропустить меня в зону перед воротами, но чаще всего он резко разворачивается кругом и катится передо мной спиной вперед.

Есть два способа выполнения этого маневра: прыжком и поворотом. Лаперьер предпочитает делать это поворотом. Предположим, он хочет повернуть в левую сторону. Когда наступает момент поворота, Лаперьер максимально разворачивает плечи и туловище влево, все время сохраняя при этом равновесие. Вес его тела находится значительно впереди, и одновременно с поворотом плеч поворачивается и его правый конек, причем хоккеист стремится, чтобы ход его конька в развороте в противоположную сторону был максимально большим и ограничивался лишь удобством выполнения последующих элементов приема. Затем Лаперьер приподнимает левый конек и делает им разворот кругом. И, наконец, в то время, когда конек находится в воздухе, Лаперьер выполняет «ёрзающее» движение ягодицами из стороны в сторону, благодаря которому он и начинает катиться назад. Есть у Жака Лаперьера в этом маневре и свое продолжение: он опускает клюшку и перчатку на лед и фактически становится вторым вратарем, у которого атакующему форварду предстоит выиграть единоборство.

Выполнение данного приема прыжком более сложно и опасно. Оба конька одновременно отрываются ото льда, и тело хоккеиста совершает вращательное движение в воздухе. В момент соприкосновения коньков со льдом по завершении поворота ноги должны быть значительно расставлены, чтобы обеспечить должное равновесие, а колени сведены достаточно близко друг к другу, чтобы хоккеист мог сделать первый шаг уже при движении спиной вперед. Выполнить такой прыжок нелегко, и молодой хоккеист поступил бы неразумно, если бы попробовал осуществить его в ходе игры. Однако тренировать его надо как можно чаще, чтобы, в конце концов, он прочно вошел в арсенал приемов, выполняемых хоккеистом.

Хотя умение изменять направление движения на обратное прыжком или поворотом является крайне необходимым для защитника, оно принадлежит к тем приемам маневренного катания, овладеть которыми обязаны все хоккеисты. По сравнению с защитником нападающему редко приходится прибегать к этому приему, но если он его все‑таки выполняет, то делать его надо в доли секунды. Форвард, умеющий вести на своей половине поля единоборство с наступающим соперником, да еще владеющий техникой мгновенного изменения направления движения на обратное, не может не радовать сердце тренера.

 

Зигзаг.

 

Билл Каули,[25] чей брат тренировал меня в детской команде в Белвилле, был выдающимся игроком команды «Нью‑Йорк Рейнджерс». Он возвел технику катания зигзагом в настоящее искусство. Более трудного для освоения приема маневренного катания не существует, а ценность он имеет только для того, кто ведет шайбу при розыгрыше наступательной комбинации.

По сути дела, зигзаг представляет собой разновидность скрестного шага. Иногда этот маневр называют также непрерывным или двойным скрестным шагом. Я лично предпочитаю термин «зигзаг». Однако не в названии дело.

Я часто прибегаю к зигзагу, когда пытаюсь обойти игрока противника, готового вступить со мной в единоборство, при условии, что есть место для маневра в обе стороны или для обводки двух‑трех соперников, старающихся атаковать меня группой.

Обычно я начинаю зигзаг влево, хотя много практикуюсь и в выполнении его вправо, причем начинаю с обычного переноса правой ноги через левую. Но как только нога касается льда, я начинаю переносить вес тела снова вправо, выполняя движущий меня вперед толчок внешним ребром лезвия правого конька. Левая же нога, оторвавшись ото льда на достаточную высоту, переходит через правую. В идеале очередной перенос веса тела влево следует начинать на следующем шаге, а затем снова осуществлять его вправо, причем энергия движения все время поступает от внешнего ребра лезвия каждого конька. Чем дальше в обе стороны хоккеист способен перекинуть свой вес, тем острее получаются элементы зигзага, но тут‑то игрока и подстерегает опасность.

Каждый перенос веса тела неизбежно выводит исполнителя данного маневра из равновесия, и во время выполнения целой серии зигзагов, пожалуй, не бывает момента, чтобы оба конька были на льду. Получая все время движущую силу с внешней стороны коньков, хоккеист сосредоточивает свое внимание на ведении шайбы и, таким образом, может легко стать жертвой силового приема соперника. Но, несмотря на таящиеся в нем опасности, зигзаг является очень эффективным способом ведения шайбы, а его зрелищная привлекательность не может не вызывать восторга зрителей.

Только при помощи постоянных упражнений начинающий хоккеист может научиться делать зигзаг. Его выполнение требует определенной силы и уверенности, и пользоваться им в игре можно лишь тогда, когда у хоккеиста нет сомнения в том, что он овладел техникой его исполнения.

 

Прыжки.

 

Прыжки в сторону, назад и вперед являются приемами хоккейного искусства, овладеть которыми должен каждый игрок, думающий о необходимости всеми способами избежать соприкосновения с готовым вступить в единоборство соперником.

Отличным исполнителем прыжков является Эдди Шэк,[26] и пользуется он ими буквально в каждой игре. При этом Шэк предпочитает выполнять прыжки для того, чтобы выскочить из схватки за шайбу, а не для того, чтобы избежать приема единоборства. Мне не раз казалось, что Шэк мог бы избавить себя от множества синяков и шишек, если бы он пользовался прыжком, чтобы прошмыгнуть мимо защитника. Но Шэк силен как бык, и, пользуясь своими физическими данными и большой скоростью, он сносит попадающегося ему на пути защитника, который по недомыслию пытается встретить его в лобовую.

Вот Шэк рванулся с шайбой в сторону ворот противника, где за синей линией его встретили двое обороняющихся. Вот он выполняет остановку прыжком, врезая оба конька в лед всей силой своих девяноста килограммов. В воздух поднимается облако ледяной пыли, а он уже делает второй прыжок – обычно в том же направлении, в котором он разворачивался при остановке. Перед вторым прыжком Шэк пытается протолкнуть шайбу мимо обороняющихся. Если счастье улыбнется ему, шайба будет снова на его клюшке, и – только его и видели.

В исполнении любого прыжка есть два секрета: уверенность в соблюдении равновесия и чувство меры при подпрыгивании. Уверенность можно обрести тренировкой, а вот что касается высоты прыжка, то существует реальная опасность ошибиться, особенно в гуще хоккейной схватки. Если подпрыгнуть недостаточно высоко, лезвиями коньков можно зацепиться за чей‑нибудь ботинок или клюшку. Если же подпрыгнуть слишком высоко, игрок будет довольно долго находиться в воздухе, а вес двух обороняющихся соперников, действующих на небольшой площади, часто оказывается более чем достаточным, чтобы сбить игрока на лед. И все же, несмотря на таящиеся в нем опасности, прыжок может оказаться весьма ценным способом, позволяющим выбраться из схватки за шайбу, хотя и не думайте, что он будет вам удаваться каждый раз.

Чтобы обойти одного обороняющегося, я часто пользуюсь боковым длинным прыжком в сторону с одного конька на другой. Опыт быстро мне подсказал, что залог успешного выполнения такого прыжка лежит в хорошем начальном толчке. Прыгая влево, я слежу за тем, чтобы правое колено было хорошо согнуто, а лезвие правого конька в должной мере наклонено внутрь, что обеспечивает хорошее врезание конька в лед. Затем за счет быстрого и резкого выпрямления колена я оказываюсь в воздухе и лечу влево. При прыжке влево придание абсолютно точного угла лезвию левого конька и достаточный сгиб колена обеспечивают четкий перенос веса тела на левый конек. Чем дальше в сторону перемещаюсь я в результате такого прыжка, тем больше его ценность.

Существуют различные приемы переброса шайбы в ту или другую сторону во время прыжка, но постичь их можно только в процессе обучения владению клюшкой.

 

«Волокуша»

 

Довольно легко можно научиться еще одному приему маневренного катания – «волокуше». Суть его состоит в том, что хоккеист волочит по льду один конек для замедления движения, а затем резким движением останавливается. Мне удавалось с успехом применять этот прием, хотя я должен сказать, что большинство профессионалов трудно обмануть «волокушей».

Зрители часто видят, как некоторые хоккеисты катятся по ледяному полю по инерции и гасят скорость, волоча один конек по льду под прямым углом к направлению движения. Обычно это имеет место после свистка. Хоккеисты подкатываются к месту вбрасывания, предположим, на правом коньке и волочат левый, создавая тем самым торможение. Прием этот является настолько естественным, что им пользуются все, кто катается на коньках, причем чуть ли ни с первого дня пребывания на льду.

«Волокушу» можно использовать и как прием маневренного катания при игре в непосредственной близости от ворот и в ходе схватки за шайбу. Хорошо «волокуша» получается обычно у того, у кого крепкие ноги.

Давайте представим себе, что Дэйв Кеон, игрок команды «Торонто Мэйпл Лифс», приближается к месту схватки у борта, в которой участвуют три или четыре хоккеиста. Все они усердно работают клюшками, стараясь завладеть шайбой, и дело кончается тем, что шайбу или прижимают к борту, после чего следует вбрасывание, или посылают в поле, и тогда игра продолжается. Дэйв Кеон знает, что если и он ввяжется в эту свалку, то ничего путного из этого не выйдет, поэтому, приближаясь к месту схватки, он волочит, к примеру, левый конек, замедляя движение. Вдруг шайба выскакивает из скопления игроков и летит влево от Кеона, который движется все еще достаточно быстро, хотя и волочит левую ногу по льду. Теперь‑то и пригодится ему вся мощь мышц его левой ноги: Кеон врезает лезвие конька в лед, причем врезает достаточно глубоко, чтобы обеспечить дальнейшее торможение. В то же самое время, когда лезвие конька впивается в лед, вес тела Кеона переходит на левую ногу, лезвие конька при этом лежит плашмя на льду. Правое колено Кеона движется внутрь, тем самым глубоко врезая в лед лезвие правого конька, и мощные мышцы правой ноги Кеона толкают его вперед в левую сторону. Движется влево он потому, что одновременно с перемещением колена, заставившим лезвие правого конька врезаться в лед, туловище Кеона резко развернулось до нужного ему направления движения.

Весь этот маневр выполняется одним стремительным движением поворота туловища и переноса веса тела. Внешне он выглядит таким простым, что представляется чуть ли не одним из элементов свободного катания. Но это далеко не так. Без длительной тренировки освоить прием нельзя.

Профессионалы выполняют все хитроумные приемы маневренного катания с такой быстротой, что зрители просто не успевают сообразить, как все это происходит. И если бы эти приемы выполнялись медленно, в них не было бы никакого толку. Но, повторяю, за один раз им не научишься. Всякий, кто ставит себе цель овладеть этими приемами, должен внимательно продумать и отработать каждый их элемент. Нужно постоянно помнить о необходимости переноса веса тела и сохранения равновесия, направления движения и обеспечения движущей силы и равновесия.

 

Смена темпа бега

 

Большинству любителей хоккея нравятся также футбол и баскетбол. И в той, и в другой игре, в особенности, пожалуй, в баскетболе, нетрудно заметить, как игроки меняют темп бега. Легко это проследить и в хоккее.

Ведущий мяч футболист пытается добиться успеха не только путем обмана или обгона атакующих его игроков. Он меняет скорость бега и длину шага. То же самое происходит и на баскетбольной площадке, когда игрок ведет мяч. Однажды я спросил Джона Бэрроу, лучшего из защитников, когда‑либо игравших в американский футбол, какой маневр ведущего мяч футболиста труднее всего предвидеть. Он ответил: «Смену темпа».

Говоря о Национальной хоккейной лиге, следует в этом отношении отметить Рона Эллиса, который довел прием смены темпа бега до совершенства, что наряду с его скоростными качествами и хоккейной смекалкой ставит его в ряд лучших молодых игроков нашего хоккея.

У Эллиса длинный шаг, и, когда он ведет шайбу, верхняя часть его туловища значительно выдвинута вперед. Голову он держит высоко, чтобы видеть направление движения, хотя некоторые хоккеисты держат голову еще выше. Эллис предпочитает атаковать вдоль борта, и, когда он устремляется в сторону ворот противника, за какие‑нибудь три шага он набирает полную скорость. Наблюдая за Эллисом, когда он ведет шайбу, видишь, как часто получается так, что обороняющийся бросается ему наперерез и сам же с ходу врезается в борт, потому что Эллис избежал соприкосновения с соперником, проскочив раньше его вдоль борта или же обойдя его стороной. Эллис умеет, конечно, и менять направление движения, но он придает больше значения смене темпа бега путем некоторого ускорения или замедления скорости движения.

Изменение скорости бега в хоккее часто настолько незначительно, что обороняющийся может заметить его только тогда, когда уже, как говорится, слишком поздно. Тем не Менее от глаза внимательного любителя хоккея, сидящего высоко на трибуне, это может и не ускользнуть.

Для изменения скорости движения следует усилить или ослабить давление на конек, создающий толкающий момент. Когда тренер пытается объяснить данное обстоятельство молодым хоккеистам, те обычно ставят под сомнение эффективность приема. Им кажется, что игрок движется с очень большой скоростью и за счет кинетической энергии он с той же скоростью пройдет еще расстояние, равное длине по крайней мере трех‑четырех очередных шагов. При этом они забывают, что готовый вступить в единоборство обороняющийся тоже идет на большой скорости. Когда обороняющийся устремляется к сопернику, ведущему шайбу, он тщательно оценивает обстановку для определения угла подхода к нему, делая упреждение с расчетом только на скорость. И всякое уменьшение или увеличение скорости игрока, ведущего шайбу, пусть даже самое незначительное, может оказаться достаточным, чтобы опрокинуть расчеты обороняющегося. Здесь можно провести аналогию с ведущим мяч футболистом, пытающимся отдать пас движущемуся партнеру, который меняет темп бега. Такая передача может оказаться удачной, и мяч может опуститься точно в задуманном месте, но если принимающий пас попытался бы вдруг не поймать мяча, то мало вероятно, что его партнеру удалось бы в него попасть мячом.

Можно и должно практиковаться в варьировании скоростью постоянно, не пропуская ни одной тренировки на льду. Начните движение на коньках, оттолкнитесь сначала три‑четыре раза сильно, а затем пару раз не очень сильно. Кстати, еще один совет: когда вы поймете полезность смены темпа бега, не пользуйтесь всегда одним и тем же вариантом изменения скорости. Ведь, если вы будете пользоваться только замедлением или только ускорением темпа бега, наблюдательный защитник всегда сможет предугадать вашу скорость. Импровизируйте на ходу. Скажем, сначала ускорьте, а затем два раза подряд замедлите свое движение. В общем, годится все, что поможет вам перехитрить обороняющегося.

Можно отметить также вариант приема изменения скорости бега, которым не без успеха пользуются Стэн Микита и Кэн Уоррам.[27] Суть его заключается в том, что хоккеист делает резкий рывок вперед или в сторону, но только на длину одного шага. Этот рывок увеличивает его скорость на мгновение, необходимое ему для того, чтобы объехать обороняющегося или проскочить между двумя защитниками, приготовившимися остановить его приемом «двое против одного».

Стэн Микита настолько ловко выполняет рывок между двумя обороняющимися, что в большинстве случаев дело кончается тем, что один защитник врезается в другого, а Стэн в это время устремляется к их воротам.

 

Еще один совет

 

Во второй главе книги я попытался провести красной нитью мысль о том, что умение владеть коньками является самым важным компонентом игры в хоккей. Понять это должны как начинающие хоккеисты, так и их тренеры. Больше удовольствия от игры может получить и любитель хоккея, если у него есть представление о том, что значит хорошо владеть коньками и каким образом хоккеисты меняют темп бега и направление движения, делают остановки и начинают движение.

Понимание принципов катания на коньках весьма важно для тренеров, в особенности понимание необходимости овладения приемами маневренного катания, которые превращают перемещающегося по льду юношу в полноценного хоккеиста.

Не так давно, будучи в одном небольшом городке, я смотрел тренировку детской команды местного хоккейного клуба. Ребят у тренера оказалось как раз на две команды, поэтому он решил провести двустороннюю игру. Хотя тренер был на коньках, игру он останавливал лишь тогда, когда какая‑либо из команд забивала гол или когда возникало положение «вне игры». Рядом со мной находился отец одного из игравших мальчиков, и я спросил его, какое место команда занимает в своей группе.

«Последнее, – услышал я в ответ. – Понять не могу, в чем дело».

А я понял!

Воодушевления на льду было хоть отбавляй, а тренер не был на высоте положения. И не потому, что он того хотел, а потому, что не обращал внимания на основы хоккейной подготовки своих подопечных. Если бы я тренировал эту команду, я давал бы свисток и останавливал ребят каждый раз, как увидел бы, что они делают что‑то неправильно в технике катания на коньках. И вот тогда, когда взоры ребят были бы устремлены на тренера и они ловили каждое его слово, я показал бы им, где и как они могли бы воспользоваться прыжком, зигзагом или каким‑либо другим приемом.

Я знаю, что легче всего критиковать и что тренеры получают лед ненадолго, но не могу не сказать, что двусторонние тренировки, при всей их привлекательности для ребят и полезности с точки зрения приобретения игрового опыта, мало помогают ребятам, если они без конца повторяют одни и те же ошибки.

Из‑за дороговизны пользования льдом тренеры не склонны использовать все тренировочное время на скрестный шаг, остановки, рывки и другие премудрости. Однако в конечном счете тот тренер, который скрупулезно отрабатывает со своими подопечными основы хоккейного мастерства, создает более ценную команду, чем тот, кто отводит немного времени на упражнения и использует остальное время на двусторонние игры.

В командах низших лиг катание на коньках часто рассматривается как нечто само собой разумеющееся, а я, например, и по сей день часами отрабатываю технику катания. Я упражняюсь в рывках, прыжках, в выполнении зигзага и других приемов маневренного катания. То же самое делают и большинство других игроков Национальной хоккейной лиги.

Молодой хоккеист, обуреваемый желанием совершенствовать свое мастерство, не упустит случая посмотреть игру профессиональной команды. Он будет внимательно следить за техникой исполнения хитроумных приемов и при первой же возможности будет работать над их овладением. А это значит, что ему придется потратить часы и часы, занимаясь в одиночку где‑нибудь в уголке переполненного городского катка или на небольшом кусочке естественного льда, расчистить который придется ему самому.

Дело это хоть и не легкое, но стоящее. В моей игре, в хоккее, тот игрок, который овладел высокой техникой катания на коньках, имеет право думать, что когда‑нибудь и он будет выступать за высококлассную команду.

 

Глава III. Владение шайбой

 

Все хоккеисты горят желанием овладеть шайбой, и, как правило, в каждой игре это их желание осуществляется. И только вратарю хочется, чтобы шайба держалась от него как можно дальше.

Я не собираюсь отрекаться от сказанного в предыдущей главе о том, что катание является основой основ хоккея, но умение владеть шайбой – второй по важности компонент хоккейного мастерства. Трибуны следят именно за тем игроком, который владеет шайбой. Говоря по правде, многие зрители не замечают порой интересных игровых эпизодов только потому, что взор их прикован к шайбе. А ведь иногда они с трудом успевают следить за ней – так быстро она перемещается по льду.

Стон вырывается из груди болельщиков, когда хоккеист начинает комбинацию и упускает шайбу с клюшки при изменении направления или скорости движения. А бывает и еще хуже, когда хоккеист так сосредоточивается на шайбе, что оказывается неспособным применить весь арсенал требуемых игровой ситуацией приемов маневренного катания.

Сочетание умения владеть коньками с умением владеть шайбой – как раз один из тех факторов, которые делают хоккей поистине бесподобной игрой, игрой, преуспеть в которой может только большой мастер.

Вы, вероятно, подумали: ну вот Халл считает, что у хоккеиста должен быть особого рода мозг, способный к раздвоению, способный одновременно и в равной мере контролировать два различных события, происходящих на колоссальных скоростях.

Да, я действительно считаю, что у хоккеиста должен быть такой мозг, который способен одновременно контролировать несколько событий – не два, а больше. Называйте это хоккейным инстинктом, если хотите, или чувством игры.

Хоккеист должен быть способен быстро и непринужденно передвигаться на коньках. Он должен чувствовать шайбу на клюшке. Он должен следить за готовым вступить с ним в единоборство игроком противника, приближающимся к нему на суммарной скорости, близкой к шестидесяти километрам в час. Он должен знать также, где находятся его партнеры, чтобы иметь возможность отпасовать им шайбу. А еще хоккеисту нужно думать о броске по воротам, который он надеется сделать через пару секунд.

В идеальном случае хоккеист не должен браться за клюшку, пока он не научился настолько хорошо владеть коньками, что может передвигаться в любом нужном ему направлении, совершенно об этом не думая. Однако на практике обычно получается так, что, когда мальчишка начинает кататься, ему хочется держать в руках клюшку, да еще гонять ею что‑нибудь по льду. Я начинал на льду залива Бей‑ов‑Куинте с комка слежавшегося снега, затем появился камень, за ним консервная банка, резиновый мячик и, наконец, шайба. Владеть клюшкой я умел раньше, чем научился по‑настоящему, по‑хоккейному бегать на коньках.

Практически каждый мальчишка учится владеть шайбой, обучаясь одновременно катанию на коньках, но если говорить о перспективе подготовки классного хоккеиста, то при таком положении ни то, ни другое умение не будет на должном уровне. Прежде всего надо добиться сноровки в катании на коньках. А одновременно с этой сноровкой, в результате длительных упражнений, вырабатывается и умелое владение шайбой. Точные броски по воротам – это особая статья. Я сейчас говорю только об умении быстро кататься, обводить защитников и держать шайбу на клюшке как приклеенную.

Многие не в меру рьяные хоккейные обозреватели договорились до того, что приписали мне изобретение клюшки с изогнутым крюком. Мне помнится, я в свое время видел такую же клюшку у Стэна Микиты, но даже он не претендует на ее авторство. Возвращаясь к тем дням, когда я начал пользоваться клюшкой, я вспоминаю, что становился на крюк и дергал за ручку, чтобы слегка изогнуть его. Уверен, что, когда Стэн Микита был мальчишкой, он делал то же самое. То же самое делали и другие хоккеисты. Дело обычно кончалось тем, что мы или ломали клюшки, или ослабляли их прочность. Теперь же мы получаем фабричные клюшки с изогнутыми крюками.

Посланная изогнутым крюком, шайба подчас ведет себя очень странно. Талантливый молодой вратарь команды «Детройт Рэд Уингз» Роже Крозье,[28] который отразил немало очень опасных бросков, однажды сказал, что от изогнутой клюшки шайба может лететь по кривой, отвесно падать и даже подниматься. Я очень уважаю Крозье, но здесь он, мне кажется, несколько заблуждается, ибо никто еще мне не доказал, что можно послать шайбу по кривой.

Мое мнение таково, что хорошо выполненный изогнутой клюшкой щелчок заставляет шайбу двигаться по прямой. Когда хоккеист применяет щелчок, причем безразлично, по движущейся или неподвижной шайбе, крюк клюшки ударяет по шайбе с очень большой силой, доходящей до сотен килограммов, хотя, как мне кажется, таких измерений никто еще не делал. Прямой крюк, перенося все это давление на шайбу, обязательно прогнется по ее периметру, и шайба полетит под углом. Выполняя щелчок изогнутой клюшкой, следует следить за тем, чтобы крюк и шайба соприкасались несколько за центром крюка. Под действием силы щелчка крюк выпрямляется, и шайба летит по прямой. Ничего сверхъестественного в этом нет, и единственный секрет успеха заключается в определении точного места соприкосновения крюка и шайбы.

Многие специалисты, являющиеся противниками клюшки с изогнутым крюком, утверждают, что выигрыш, который хоккеист получает при пользовании ею, перечеркивается проигрышем в том смысле, что теряется возможность четкого управления шайбой другой стороной крюка. При игре изогнутой клюшкой, заявляют они, надо поставить крест на броске с «неудобной» руки, а сама техника владения клюшкой становится слишком сложной.

В ответ я могу только сказать, что ни Стэн Микита, ни я никогда никаких трудностей с броском с «неудобной» руки не испытывали. В том, что это именно так, вряд ли кто усомнится, посмотрев, как Микита ловко обходится с шайбой, орудуя обеими сторонами крюка.

 

Клюшка

 

Теперь, пожалуй, уместней всего дать несколько советов о том, какой должна быть клюшка. Разработаны специальные формулы, которые, как полагают, позволяют каждому хоккеисту определить для себя наилучший вариант клюшки. Хотя, честно говоря, я в них не особенно верю. Очень может быть, что, когда хоккей удостоится более широких научных исследований с применением специальной аппаратуры, кому‑то и удастся разработать формулу идеальной клюшки. Сейчас же пока самое главное, чтобы хоккеисту было удобно играть клюшкой. Ребята, занимающиеся в детских командах от возрастной группы «петухов» и выше, могут покупать клюшки для игры справа или слева, причем привычка того или иного парня бросать с правой или с левой стороны совсем не обязательно мотивируется тем, какая рука у него сильнее – правая или левая. Просто‑напросто он бросает так, как ему легче.

Как правило, когда хоккеист стоит на коньках и держит клюшку кончиком крюка на льду, верхний обрез ручки должен доходить до носа хоккеиста. Однако некоторые предпочитают иметь клюшку подлиннее или, наоборот, покороче. Я, например, ручку клюшки всегда подрезаю. Опять‑таки все здесь зависит от удобства клюшки.

Каждый мало‑мальски опытный хоккеист, взяв клюшку, сразу может определить, годится она ему или нет. В выборе клюшки тренер обычно не советчик.

 

Хват клюшки

 

К сожалению, очень много несуразностей написано о том, как хоккеист должен держать клюшку. Когда я спросил Пьера Пилота, как он держит свою клюшку, тот ответил: «Сжимаю ручку достаточно сильно, чтобы клюшка не вращалась, но не стискиваю ее настолько, чтобы мне было неудобно».

Мне кажется, что удобная хватка и является самой правильной, хотя нельзя, конечно, добиваться этого удобства в ущерб искусному владению клюшкой. Всегда надо помнить, что малейшее изменение хвата рук на ручке клюшки во много раз сильнее отражается на крюке.

Я держу клюшку пальцами и ладонью ее не охватываю. Так как я бросаю обычно с левой стороны, левая рука у меня «силовая» и располагаю я ее примерно посередине длины ручки. Правой рукой я держу клюшку за верхний конец так, чтобы своим обрезом ручка не упиралась мне в ладонь.

Ручку я обхватываю большими пальцами обеих рук, причем стараюсь держать ее так, чтобы она удобно лежала в перчатках. Иногда приходится ручку перехватывать, но при этом я никогда не забываю, что при броске клюшку нужно держать достаточно крепко, чтобы крюк не вращался и позволял ударять по шайбе с максимальной точностью.

 

Ведение шайбы

 

Игрок, ведущий шайбу, редко выходит на ударную позицию без противодействия соперников. Если дело обстояло бы иначе, хоккей потерял бы всю свою прелесть. Часто, владея шайбой, хоккеист не имеет возможности передать ее партнеру и должен сам манипулировать ею, удерживая ее на клюшке и пытаясь пройти мимо обороняющихся.

Можно выделить три основных приема ведения шайбы: из стороны в сторону, по диагонали и сзади вперед.

В недалеком прошлом юные хоккеисты приобретали умение вести шайбу в «самодельном» хоккее, наподобие того, в который я играл на льду залива Бей‑ов‑Куинте, когда в командах бывало ребят по двадцать и каждый горел желанием завладеть шайбой. В таких играх мальчишки, если они хотят забивать, контролируют шайбу клюшкой, обводя как соперников, так и своих собственных партнеров. Это нелегкий, но верный путь хоккейной науки. И тем мальчишкам, которым он кажется слишком сложным, лучше сидеть дома и рассматривать свои коллекции бабочек.

Когда продольный пас еще не существовал, контроль шайбы клюшкой был настоящим искусством. Некоторые почитатели хоккея и сейчас любят причитать о добром старом времени, когда нужно было обязательно вводить шайбу в зону нападения или отдавать ее только поперечным пасом. Они, эти болельщики, живущие в прошлом, полагают также, что искусство владения клюшкой обречено, поскольку в импровизированный хоккей с участием целых армий мальчишек играют теперь все меньше и меньше. В этом смысле они, пожалуй, правы. Но обучать владению клюшкой можно и по‑другому. Бесспорно, все, что я знаю в отношении техники игры, я получил на льду залива Бей‑ов‑Куинте. Таким же образом постигали техническую науку хоккея и Жан Беливо и Гордон Хоу. И все же при желании искусному владению клюшкой могут научить ребят и тренеры, что, кстати, они и обязаны делать.

Ведение шайбы из стороны в сторону. Этот прием – основа управления клюшкой. Передвигаясь по льду, хоккеист перебрасывает шайбу клюшкой из стороны в сторону прямо перед собой в секторе от пяти до пятнадцати сантиметров, в зависимости от того, как ему это легче делать. Клюшка удерживается обеими руками, но мягко, «мертвой хватки» следует избегать. Шайба движется взад и вперед между передней и задней сторонами крюка. При каждой перекидке шайбы из стороны в сторону крюк следует приподнимать, причем ровно настолько, сколько требуется, чтобы под ним прошла шайба. Необходимо соразмерять посыл шайбы со скоростью своего движения так, чтобы не посылать ее ни слишком близко, что может привести к обгону ее хоккеистом, ни слишком далеко, что вынудит его «доставать» шайбу.

Владению клюшкой можно поучиться у Гордона Хоу.

Приверженцы клуба «Детройт Рэд Уингз» достаточно хорошо знакомы с хоккейным искусством Хоу, чтобы оценить ту видимую легкость, с какой он манипулирует клюшкой. Защитникам же соперников детройтского клуба не раз приходилось только разводить руками после бесплодных попыток атаковать искусного в обводке Хоу.

Попробуйте представить себе, что Хоу сейчас подхватывает шайбу на своей половине поля и в одиночку устремляется к воротам противника. Обе его руки на клюшке. С увеличением скорости и приближением обороняющегося Хоу начинает перебрасывать шайбу из стороны в сторону. При этом Хоу не ударяет по шайбе, дабы от слишком сильного и резкого ускорения она не отошла слишком далеко в сторону, а он ее как бы поглаживает. Как только шайба начинает двигаться с одной стороны, он приподнимает клюшку, чтобы тут же поймать ее на другой стороне.

В перемещении клюшки Хоу из стороны в сторону главным образом и надо искать объяснение его успеха как мастера владения шайбой. Движения клюшки у него настолько стремительны, что для глаза она теряет свои очертания и превращается в расплывчатый контур. Переместив клюшку в точку, где ему нужно остановить шайбу, Хоу опускает ее на лед, но без резкого удара. Крюк едва касается льда, однако опущен достаточно низко, чтобы под ним не могла пройти шайба. Еще одно легкое касание – и шайба уже движется в обратную сторону.

Удивительная реакция Гордона Хоу, более чем двадцатилетний опыт его выступления в Национальной хоккейной лиге и своеобразная манера игры помогают нам ответить на вопрос, в чем секрет его исключительных достижений. Одновременно с перебросом шайбы из стороны в сторону Хоу выполняет скрестный шаг, торможения, рывки, повороты, а шайба не останавливается ни на секунду. Само собой разумеется, что в зависимости от положения обороняющегося длина хода шайбы из стороны в сторону у Хоу меняется. Локти у него значительно отведены в стороны, и движения он выполняет кистями. Чтобы шайба не перескочила через клюшку и не начала прыгать из стороны в сторону, Хоу принимает ее на крюк, слегка амортизируя им. Для обеспечения полной управляемости шайбой крюк клюшки он ставит точно под прямым углом к направлению движения шайбы.

Ведение шайбы по диагонали. Хотя в хоккее чаще всего применяется ведение шайбы клюшкой из стороны в сторону, многое из того, что на первый взгляд представляет собой чистое движение шайбы из стороны в сторону, фактически включает в себя элементы движения шайбы по диагонали. По существу, ведя шайбу, хоккеист перемещает ее вперед в желаемом направлении и одновременно перебрасывает ее взад и вперед перед собой.

Большим мастером в выполнении этого приема ведения шайбы является Фил Эспозито.[29] Когда Эспозито несется по льду, кажется, что он едва шевелит клюшкой, но при каждом прикосновении клюшки к шайбе она идет вперед под острым углом. При этом движения Эспозито точно рассчитаны так, чтобы шайба не ушла слишком далеко вперед, поскольку даже с его фантастической скоростью и умением великолепно ориентироваться в игровой обстановке достать ее может оказаться довольно трудным делом.

Длина хода шайбы при ведении ее по диагонали зависит от силы сообщаемого ей толчка, а также от угла, под которым крюк клюшки соприкасается с шайбой. Чем более отлого стоит крюк, тем дальше вперед пойдет шайба. На первый взгляд кажется, что это прописная истина. Однако приходится о ней напоминать, потому что очень многие молодые хоккеисты о ней забывают. Единственным путем развития чувства нужного угла является выполнение приема в медленном темпе. В момент посыла шайбы вперед плечи хоккеиста должны быть слегка повернуты в сторону движения. В идеале прямая линия, проведенная в направлении движения шайбы, должна у грудины под прямым углом пересекать линию, проходящую через плечи.

Мы, кажется, несколько углубились в дебри, доступные лишь специалистам. Однако движение плечами имеет самое непосредственное отношение к управлению равновесием. После некоторой практики в освоении приема вы почувствуете, что поворот плеч становится естественным движением, хотя на первых порах для его осуществления требуется сознательное усилие.

Фил Эспозито, как правило, бросает слева. Вполне естественно, что, когда он начинает вести шайбу, он перебрасывает ее слева направо. Легкое движение руки, которым Эспозито перемещает шайбу, на глаз почти не заметно. Но, как только шайба начинает движение, клюшка приподнимается со льда и мгновенно оказывается впереди шайбы, едва не касаясь ее по пути. Не меняя положения рук на клюшке, Эспозито ловит шайбу обратной стороной поставленного под нужным углом крюка и новым легким движением руки посылает ее под углом вперед, на другую сторону пути движения.

Ведение шайбы сзади вперед. Фил Эспозито мастерски владеет еще одним приемом ведения шайбы: вперед, а затем назад (при движении вперед). Для хоккеиста любителя этот прием может быть доступен в основном только при выполнении с привычной стороны: правой, если он бросает с правой руки, или левой, если он бросает с левой руки. Что касается Эспозито, то он может выполнять прием с обеих сторон, но не забывайте, что Фил Эспозито – один из лучших хоккеистов мира.

Если Эспозито ведет шайбу с левой стороны, он левой рукой удерживает клюшку, а правой подталкивает шайбу вперед, останавливает обратной стороной клюшки и затем посылает ее назад. При этом хватка левой рукой свободная, правая рука поставлена на ручке клюшки высоко и верхний обрез ручки отведен от туловища хоккеиста далеко вперед.

Пользоваться этим приемом в игре можно только после длительных упражнений на тренировках. Стоит лишь допустить малейшую погрешность в постановке крюка на лед, как шайба моментально станет неуправляемой, а если пустить шайбу назад чуточку сильнее, чем нужно, то она или окажется позади хоккеиста или запутается у него в коньках.

Существуют и другие способы ведения шайбы, дающие возможность полностью управлять ее движением, такие, например, как перемещение ее взад и вперед на одной стороне движения или перемещение по дуге, но все они – лишь модификации основного приема ведения шайбы из стороны в сторону прямо перед собой.

Следует помнить при выполнении любого приема ведения, что шайбу надо подбивать легким движением, иначе она уйдет за пределы досягаемости. Не нужно также слишком высоко поднимать клюшку при остановке шайбы обратной стороной крюка.

Я, как, впрочем, и большинство других хоккеистов Национальной хоккейной лиги, много упражнялся в выполнении технических приемов, держа клюшку одной рукой. На практике я убедился, что обороняющегося можно успешно обойти, отставив клюшку в сторону, противоположную той, где находится обороняющийся. Когда я оказываюсь между защитником и шайбой, я пытаюсь свободной рукой оттеснить его в сторону. При выполнении этого приема я слежу за тем, чтобы ведущая шайбу рука держала ручку клюшки на значительном удалении от верхнего обреза, что обеспечивает мне безупречное владение клюшкой.

Разумеется, новичкам не следует применять этот прием в календарных встречах до тех пор, пока они детально не изучат методику его выполнения.

 

Обманные движения телом

 

Среди множества полезных приемов, которыми обогащаешься, изучая манеру игры соперников, особое место занимают обманные движения телом. Как и массу других тонкостей игры, многого из техники обманных движений зритель не замечает, поскольку эти движения выполняются легко и непринужденно. Но, к сожалению, слишком многого не замечают и хоккеисты, причем только потому, что они не удосуживаются изучать игроков противника.

Обманные движения телом применяются игроком, ведущим шайбу, с намерением ввести в заблуждение обороняющегося и заставить его сделать неверный шаг. Игрок может выполнить поворот плеча, мнимый перенос веса тела с одной ноги на другую, поворотом ноги показать, будто собирается остановиться или развернуться в другую сторону.

Подобным приемом можно лишь выиграть какую‑нибудь долю секунды, если говорить о времени, или какие‑нибудь полшага, если говорить о расстоянии, но хоккей так стремителен, что благодаря этому, на первый взгляд пустяковому, выигрышу нападающий может освободиться от опеки и выйти на ударную позицию.

Обороняющегося можно успешно обойти, применив комбинацию из нескольких приемов, например зигзага, поворота левого плеча, остановки и кругового маневра на одном коньке вправо. Особенно успешно эта комбинация осуществляется, когда обороняющийся находится справа от игрока с шайбой вблизи от борта.

Я обычно не начинаю зигзага, пока не подъеду достаточно близко к обороняющемуся. Зная, что, как правило, я бросаю с левой руки, смекалистый защитник может подумать, что я переведу шайбу налево и поведу ее одной рукой слева. Но я обычно стараюсь перевести шайбу направо. Переместив шайбу направо и поставив крюк клюшки под таким углом, чтобы шайба не двигалась, я делаю зигзаг, сближаясь с обороняющимся почти до соприкосновения. Затем я поворачиваю левое плечо и начинаю выводить шайбу перед собой так, как я выводил бы ее при повороте налево, по направлению от борта.

Вполне естественно, что обороняющийся наклоняется в том направлении, в котором, как он предполагает, я буду поворачиваться. Но вместо поворота я прыжком останавливаюсь на одном коньке и поворачиваюсь в сторону борта, то есть как раз в противоположном направлении. В то же самое время я перевожу шайбу на свою правую сторону и как можно быстрее выполняю круговой маневр на одном коньке. Если обороняющийся уже начал двигаться в левую от меня сторону, то, видя, как я поворачиваюсь направо, он бросается обратно, далеко при этом выбросив клюшку вперед в попытке дотянуться до шайбы. Когда все идет удачно, мой поворот кругом до выхода на направление, в котором, как первоначальное полагал обороняющийся, я собирался перемещаться, оканчивается тем, что инерция последнего рывка защитника уводит его в сторону от меня.

Механика данной комбинации обманных движений не такая уж сложная, как кажется на первый взгляд. Главное, точно представлять себе план действий и не делать первый, ложный, шаг слишком далеко от соперника, чтобы не лишить тем самым себя возможности обмануть бдительность обороняющегося. Нет счета часам, проведенным мною на льду при отработке обманных движений, подобных тем, о которых я только что говорил. Само собой разумеется, что большинство защитников Национальной хоккейной лиги не меньше тренировались в отработке приемов, способных нейтрализовать обманные действия нападающих. И все же хоккеист с шайбой всегда имеет преимущество перед обороняющимся. Ведь не может же обороняющийся читать чужие мысли, а способов обойти его существует вполне достаточно.

Обманные маневры являются производным от хорошей координации движений, быстрой реакции и длительной тренировки. Каждый хоккеист, близкий по мастерству к игрокам высшей хоккейной лиги, может похвастать тем, что он располагает первыми двумя компонентами. Но вот что касается тренировки, то не у всех игроков есть на это настоящее желание. Повороты плечами, перенос веса тела, движения головой и финты клюшкой составляют те компоненты техники обманных движений, которые по крохам собирает хоккеист‑работяга. Сведенные же воедино, они уже являются проявлением хоккейной смекалки, которая делает хоккеиста игроком экстра‑класса.

 

Применение обманных движений

 

К обманным приемам, которыми вы собираетесь пользоваться, нужно себя подготовить. Помимо отработки их на льду нужно еще постоянно изучать игроков противника, чтобы знать, чем каждый из них может ответить на примененный вами прием.

В большом хоккее не так уж много хоккеистов, которые, сидя на скамейке запасных, смотрят в пол или потолок. Однако не все еще взяли себе за правило следить за игрой не просто ради интереса, а имея определенную цель. Следить же нужно в течение какого‑то времени за одним и тем же хоккеистом, чтобы заметить применяемые им приемы и отложить их в своей памяти на случай встречи с ним на льду.

С какой стороны Бобби Руссо,[30] более опасен в единоборстве с нападающим – слева или справа? Можно ли обмануть Тима Хортона поворотом левого плеча, изменив затем темп движения? Достаточно ли далеко от борта играет Джон Фергюсон[31] чтобы нападающий мог проскользнуть с шайбой мимо него со стороны борта?

Можно было бы задавать подобные вопросы без конца, В Национальной хоккейной лиге нет защитников, совершающих большое число ошибок или явно слабо подготовленных в выполнении какого‑либо одного приема. В то же время у всех есть свои «изюминки» в игре, а также и недостатки. Нападающему следует пользоваться таким наступательным приемом, в отражении которого тот или иной обороняющийся менее всего силен.

А вот в клубах низших лиг редко кто из защитников не допускает грубого технического брака. Необходимо, чтобы тренеры команд низших лиг умели сразу же замечать такие ошибки и проводить их разбор с игроками.

Как я уже говорил, обычно для обмана соперника применяется комбинация приемов. Конечно, каждый прием может быть с успехом применен самостоятельно, но сочетание двух или даже трех приемов может часто сбить с толку любого соперника. Правда, нельзя забывать и о том, что чем сложнее комбинация, тем легче ошибиться и остаться без шайбы.

Такой хоккеист, как, скажем, Чико Маки, может совмещать приемы ведения шайбы с хитроумными обманными движениями и часто ставит в тупик самых опытных соперников, но Чико достаточно умен и знает, что самые надежные – простые приемы, а их очень и очень много.

Очень часто хоккеисты пользуются «маятником». Этот прием состоит в том, что нападающий, перебрасывая шайбу взад и вперед, приближается к обороняющемуся и начинает наклоняться влево, одновременно перемещая шайбу в том же направлении поперек пути своего движения. Обороняющийся наклоняется в ту же сторону, но тут игрок, ведущий шайбу, перемещает вес тела и шайбу обратно, в правую сторону, и объезжает соперника. Этот прием является самым простым из всех обманных приемов, и на первый взгляд кажется, что обмануть им можно только неопытного защитника.

Но не будем спешить с выводами, давайте испробуем несколько вариантов этого приема. Например, такой. После того как вы перенесли вес тела влево и начали обратное движение вправо, остановите перемещение тела на полпути и снова двиньтесь влево. Теоретически ваш оппонент должен был видеть, как вы двинулись влево и начали возвращаться вправо, и должен был последовать за вами. На ваше же повторное движение влево он может уже не среагировать и двинется в противоположном направлении.

А вот еще один вариант приема. Попробуйте подойти к обороняющемуся, держа шайбу на выставленной вправо клюшке. Инстинктивно защитник будет ждать, что вы двинетесь в ту сторону, где у вас шайба. Когда вы переместите вес тела влево, он все равно будет уверен, что вам придется вернуться к шайбе, и сам начнет движение к ней. А вы, продолжая перемещение влево и удерживая шайбу все время на клюшке, переведите ее перед коньками на противоположную сторону. При выполнении этого движения требуется безукоризненное владение шайбой. Клюшку нужно подтянуть достаточно близко к себе, чтобы не позволить обороняющемуся отобрать у вас шайбу приемом «метелочка».

Для выполнения «маятника» в этих вариантах нужно очень точно определять момент маневра, причем самому, так как никто здесь вам подсказать не сможет. Если обороняющийся откатывается от вас спиной вперед, то расчет должен быть иным, чем тогда, когда он стремительно сближается с вами. Скорости, на которых вы оба движетесь, являются факторами, определяющими начало «маятника». Все это можно постичь только путем проб и ошибок, которые развивают интуицию хоккеиста.

Так же как и «маятник», к категории простых обманных приемов относится «змейка». Однако, несмотря на свою простоту, «змейка» очень часто застает обороняющегося врасплох, возможно, потому, что тот готовится к чему‑то более хитроумному.

Я с большим успехом пользуюсь «змейкой», когда бегу на большой скорости. Собственно, весь обманный маневр сводится к применению зигзага или серии скрестных шагов с одной стороны в другую при приближении к обороняющемуся. В силу того, что сначала вы движетесь в одном направлении, а при следующем шаге в другом, иногда это больше сбивает защитника с толку, чем стремительный рывок по прямой, за которым следует «маятник» в описанных выше вариантах.

Гордон Хоу, манипулируя шайбой в пределах зоны обороны противника и выбирая удобный момент для броска по воротам или передачи партнеру, демонстрирует образцовую технику выполнения «змейки». Вот защитники противника заняли свои места в обороне, а нападающие стремительно атакуют Хоу, пытаясь овладеть шайбой, но Хоу сколько угодно будет лавировать между движущимися по площадке игроками, дожидаясь, пока его партнеры выйдут на ударную позицию. Он может перемежать «змейку» сотней других приемов, но он ни на миг не потеряет контроля над шайбой. В таких ситуациях Хоу показывает совершенное владение приемом варьирования скоростью.

Пока еще многие хоккеисты полагают, что борта площадки существуют только для того, чтобы к ним припечатывать соперников или прижимать шайбу, стремясь остановить игру. Посыл шайбы в борт для обхода обороняющегося или передачи ее партнеру – дело, правда, сложное, но хоккеисты должны, не жалея времени, бросать шайбу в борт, чтобы научиться определять примерные параметры ее отскока. Делать это необходимо, хотя совершенно точно предугадать отскок шайбы от борта и невозможно. Куда пойдет шайба и с какой скоростью – это во многом зависит и от поверхности льда, и от скорости шайбы, и от самих бортов.

Обвести опытного обороняющегося, послав шайбу в борт и попытавшись затем поймать ее на клюшку, не так легко. Существенную помощь здесь оказывает прием «маятник». Это может быть движение или в сторону от борта, или по направлению к борту, или же сочетание того и другого. Лично я предпочитаю комбинированный прием, хотя очень многое зависит от того, против кого я играю и с какой скоростью я передвигаюсь.

Обычно я веду шайбу со стороны борта. Когда до защитника остается примерно метр с небольшим, я нарочито переношу вес тела в сторону борта, имитируя попытку проскользнуть мимо защитника с этой стороны. Затем, стараясь не делать паузы в выполнении маневра, я переношу вес тела через центр на другую сторону. Цель этого моего движения – убедить защитника, что я собираюсь обойти его со стороны, противоположной борту, и заставить двинуться в данном направлении. Перемещение защитника на мгновение отвлечет его внимание от шайбы, а этого мне вполне достаточно, чтобы бросить шайбу в борт – с таким расчетом, чтобы она обошла защитника под углом.

На первый взгляд может показаться, что так способен сыграть только неопытный юнец: не бывалый же хоккеист будет умышленно подставлять себя защитнику для силового приема. Однако существуют различные способы обойти защитника. Можно, например, обогнуть его, держась от него как можно дальше, хотя успех этого маневра маловероятен. Можно попробовать остановиться двумя коньками в прыжке с разворотом в сторону борта, учитывая, что защитник идет блокировать нападающего в сторону от борта. Можно также проскочить между защитником и бортом вслед за шайбой. Или же можно дать возможность защитнику вскользь поймать вас на силовой прием в надежде на правильный расчет и сохранение равновесия, а затем сделать следующий шаг уже позади него, устремляясь к отходящей от борта шайбе.

Подобный маневр редко удается выполнить по заранее продуманному плану. Но, когда он проходит успешно, именно благодаря ему можно выйти на ударную позицию для взятия ворот.

Следя за игрой, зрители, должно быть, удивляются тому, что шайба так часто ударяется о борт. Нередко это происходит из‑за плохого паса, а подчас это результат и умышленного действия: хоккеист пытается сыграть шайбу от борта и послать ее туда, где ее может подхватить партнер по команде. Однако здесь есть одно серьезное «но»: в большинстве случаев одному всевышнему известно, куда полетит шайба после броска в борт. Правда, этот прием оказывается поразительно продуктивным при перебрасывании шайбы из угла площадки обратно партнеру на точке у синей линии.

Чтобы использовать борт с толком, а не просто «шарахать» в него шайбу, дабы от нее побыстрее избавиться, нужно всегда посылать шайбу с определенным замыслом и подкреплять этот замысел сноровкой в управлении шайбой и коньками.

В выполнении обманных приемов при ведении шайбы можно использовать также движения головы, плеч и даже глаз.

Выдающийся центральный нападающий команды «Детройт Рэд Уингз» Норман Ульман[32] часто обманывает обороняющихся, применяя небольшой поворот туловища в сочетании с быстрым и легким движением плеча. Ульман исключительно быстро и исключительно уверенно бегает на коньках. Всех его хитроумных обманных приемов не перечесть, расскажу только об одном.

Приближаясь к обороняющемуся, Ульман резким движением несколько опускает голову и смотрит в ту сторону, откуда ему хотелось бы, чтобы его атаковал обороняющийся. Одновременно в ту же сторону Ульман поворачивает плечи, но не настолько, чтобы это затруднило скольжение на коньках. За какое‑то мгновение до того, как голова Ульмана идет вниз, а плечи в сторону, он начинает движение в противоположном направлении. Тут же Ульман поднимает голову, снова разворачивает плечи, и соперник оказывается позади.

Секрет данного финта состоит, по существу, в том, что Ульман умеет безошибочно определять, когда он находится на нужном расстоянии от обороняющегося. Подходить же к защитнику надо очень близко, но, разумеется, решающим фактором является оценка игровой ситуации. Если атакующий подъедет к защитнику чересчур близко, обороняющийся сможет достать шайбу клюшкой. Если же нападающий окажется очень далеко от защитника, обладающего быстрой реакцией, тот разгадает маневр игрока с шайбой и постарается его нейтрализовать.

У Ульмана есть еще один хитроумный прием, видеть который в его исполнении – одно удовольствие. В то время как обороняющийся, не отрывая глаз от Ульмана, внимательно следит за признаками какой‑нибудь каверзы (а что такая будет, в этом соперник не сомневается), Ульман стреляет глазами влево или вправо, а то и в обе стороны, будто ищет партнера для передачи.

Повернув голову в первоначальное положение и снова устремив взгляд прямо перед собой, Ульман наклоняется к клюшке, будто бы собираясь сделать передачу. Порой он даже имитирует начало движения клюшкой, но не больше, чем это требуется, чтобы усыпить бдительность соперника. Движения клюшки в сочетании с движением головы и глаз Ульмана часто оказывается достаточно, чтобы отвлечь внимание соперника на то самое мгновение, которое необходимо Ульману, чтобы проскользнуть мимо него.

Более молодые и одаренные в физическом отношении хоккеисты часто для обхода обороняющихся пользуются приемом «остановка‑старт». Сам по себе это великолепный прием, но он не приносит успеха в борьбе с соперником, если последний искусно владеет коньками, а таких, как я уже говорил, в Национальной хоккейной лиге множество.

По идее прием «остановка‑старт» ничем не отличается от любого другого обманного движения, цель которого – выиграть единоборство у соперника. Здесь, кстати, тоже очень важно правильно определить расстояние, на которое нужно подкатиться к обороняющемуся. Полезно сочетать остановку двумя коньками с поворотом в сторону, противоположную той, в которую обращен хоккеист во время остановки. Залогом успешного выполнения этого движения являются очень быстрый и энергичный поворот плеч и перенос веса тела, а также длинный переброс шайбы в сторону, противоположную повороту ногой, и прочный контроль над шайбой.

 

Передачи шайбы

 

Чтобы стать хорошим хоккеистом, нужно научиться точно передавать шайбу и умело принимать передачи. Большинство хоккеистов полагают, что тренеры преувеличивают значение передач. На любой тренировке, мол, только и слышишь, как тренер кричит, чтобы игроки чаще передавали шайбу.

Надо думать, что тренеры поступают правильно. Они хотят, чтобы их подопечные никогда не забывали о важности передач и не пытались обводить обороняющегося, если партнер никем не прикрыт. Правда, все обстоит гораздо сложнее. Азарт игры приводит к тому, что слишком часто приходится наблюдать безадресные передачи, слишком часто шайбу пасуют лишь ради паса. Лучше уж вообще не передавать шайбу, чем передавать ее так бездумно. Хоккеист, мастерски владеющий клюшкой и умело обводящий обороняющихся, делает для своей команды больше, чем игрок, который наобум отпасовывает шайбу при первом признаке противодействия защитников.

Моя точка зрения такова, что хоккеист должен передавать шайбу только тогда, когда он знает, что шайба достигнет адресата. К сожалению же, в большинстве случаев хоккеист не пасует шайбу, а просто бросает ее в направлении партнера. Этому есть ряд объяснений, но объясняется обычно все тем, что шайба передается в спешке. Хоккеист щелкает клюшкой по шайбе в надежде, что ее примет один из партнеров. Но чаще всего шайбу подхватывает кто‑либо из соперников и атака оказывается сорванной.

Весьма важно, чтобы отлично владеющий техникой передачи хоккеист обдумывал план своих действий, хотя, конечно, учитывая тот факт, что игра идет на исключительно высоких скоростях, ни о какой неторопливости в принятии решения не может быть и речи.

В идеале пасующий должен быть ненапряжен, хорошо контролировать шайбу и устойчиво держаться на коньках. Вполне понятно, что шайбу надо передавать, как правило, быстро. Чем быстрее скользит шайба по льду, тем меньше времени у обороняющихся, чтобы перехватить ее или прикрыть принимающего.

Обычно, если только не ведется борьба за шайбу, пользоваться надо передачей маховым движением клюшки. Стараясь не менять положения хвата клюшки, пасующий посылает шайбу в нужном направлении мягким, размашистым движением. При этом крюк клюшки должен быть слегка наклонен над шайбой и идти вслед за ней за пределы той точки, у которой шайба отходит от клюшки. Если такое сопровождение шайбы отсутствует и крюк клюшки наклоняется не в ту сторону, шайба оторвется ото льда.

При передаче шайбы маховым движением клюшки не следует посылать шайбу слишком сильно, чтобы принимающий передачу смог обработать ее почти при любой скорости движения и чтобы шайба не перескочила через крюк его клюшки.

Никогда нельзя забывать, что передавать шайбу надо с упреждением. Величина упреждения при передаче определяется оценкой общей игровой ситуации, хотя при всех обстоятельствах лучше «передать», чем «недодать». Умелый партнер, которому шайба направляется с излишним упреждением, может увеличить скорость или попытаться дотянуться до шайбы клюшкой. Но уж если упреждение мало, то партнер будет вынужден притормозить или вообще остановиться.

Передачей шайбы маховым движением клюшки пользуются, как правило, при организации атаки на своей половине поля. Но вблизи ворот противника таких передач вы много не увидите, разве что хоккеисты перебрасывают этим приемом шайбу вдоль синей линии.

Чаще всего в хоккее передача выполняется кистями рук. Я называю такую передачу кистевой. Именно кистевой передачей хоккеист обычно откидывает шайбу из угла площадки партнеру, занявшему позицию перед воротами противника. Шайба посылается без замаха. Нужно хорошо удерживать клюшку в руках и пускать шайбу резким движением кистей. Чем резче движение кистей, тем быстрее движется шайба. Чтобы шайба, не отрываясь, скользила по льду, нужно выполнять сопровождение шайбы и сохранять правильный угол наклона крюка клюшки. Однако не следует пользоваться кистевой передачей, если есть время для более точного паса маховым движением клюшки.

Освоить кистевую передачу должны все хоккеисты. Выполнять ее надо быстро и точно. Если, ведя шайбу, вы приходите в соприкосновение с соперником и завязывается борьба, то кистевая передача как нельзя лучше подходит для того, чтобы ввести шайбу в игру, выбросив ее из зоны борьбы. Но если вы попробуете сделать это на практике да еще попытаетесь не поднимать шайбу со льда, то разве что только чудом она не ударится по пути о чей‑либо конек или клюшку.

В подобных ситуациях лучше всего применять передачу подкидкой шайбы. Нужно поднять шайбу в воздух, но с таким расчетом, чтобы она не ушла слишком далеко. Передача подкидкой во многом схожа с кистевой передачей, и, собственно, основное различие заключается в том, насколько и с какой скоростью поворачиваются кисти рук. Помните, что в данном случае вам нужно всего лишь поднять шайбу на несколько сантиметров и послать ее на небольшое расстояние.

Но нередко в ходе игры возникает необходимость оторвать шайбу ото льда и заставить ее переместиться на значительное расстояние. Здесь уже не обойтись без навесной передачи. И опять‑таки степень подъема шайбы надо льдом зависит от движения кистей. Направление движения определяется углом наклона крюка и сопровождением шайбы, длина передачи – силой, вложенной в движение клюшки.

В хоккее часто бывает так, что ведущий шайбу идет на обороняющегося и в это время на противоположной стороне поля замечает неприкрытого партнера, причем на пути к партнеру находится игрок команды противника, который держит клюшку на льду. Лучшей игровой ситуации для навесной передачи не придумаешь. Правда, если игрок противника обладает быстрой реакцией, он может перехватить шайбу, остановив ее ручкой клюшки или перчаткой. Если он сумеет это сделать, то можно считать, что счастье на его стороне, но при достаточно быстром пасе он этого осуществить не сможет.

Мне однажды попалась собранная Ллойдом Персивалем[33] статистика об эффективности передач в командах Национальной хоккейной лиги. Я подчеркиваю: речь идет только об играх команд высшей хоккейной лиги. В низших же лигах эти цифры, надо полагать, еще более обескураживающие.

Так вот, по данным Л. Персиваля, в каждой игре в Национальной хоккейной лиге делается в среднем четыреста восемьдесят попыток сделать передачу, и только в пятидесяти пяти процентах случаев они успешно завершаются. Много передач перехватывают игроки обороняющейся стороны. Большая доля ошибок объясняется плохой техникой исполнения паса. Еще одной важной причиной ошибок следует считать неумение игроков обрабатывать шайбу при приеме передачи.

Уметь хорошо принимать шайбу почти так же важно, как и уметь хорошо ее передавать. Главный секрет приема шайбы заключается в том, чтобы быстро определить, какое усилие нужно приложить к клюшке в момент удара о нее шайбы. Опытному игроку ни при каких обстоятельствах нельзя простить прием шайбы «жесткой» клюшкой. «Жесткая» – это клюшка, которая совсем не пружинит, клюшка, которую держат в руках так крепко, что крюк не имеет возможности в нужной мере податься назад, чтобы предотвратить отскок шайбы.

Очень важен также угол наклона крюка по отношению к направлению движения шайбы. Шайба должна ударяться о крюк точно в центре, а плоскость крюка должна стоять под прямым углом к направлению движения шайбы. При любом другом угле шайба непременно соскользнет с крюка в том или ином направлении. Следует также помнить, что крюк должен стоять всей своей длиной на льду в вертикальном положении.

Некоторые хоккеисты полагают, что от положения клюшки во многом зависит, перескочит шайба через крюк или нет. Возможно, это и верно, но принимающий передачу хоккеист, который пружинит клюшку при приеме шайбы и следит за углом постановки крюка при ее подходе, полностью исключит всякие случайности, если будет помнить еще об одной вещи: нужно нагнуть ручку клюшки, причем в такой мере, чтобы крюк в момент подхода шайбы слегка ее накрывал. Шайба оказывается как бы в ловушке, и ею сразу же можно распоряжаться в зависимости от игровой обстановки.

Тем не менее не так уж много передач выполняется безукоризненно. Очень часто приходится получать пас перед собой, позади себя, а то и в самые ноги. Важно, чтобы хоккеист мог обработать любую шайбу, даже такую, которую, кажется, принять просто невозможно. Чем больше у хоккеиста опыта, тем легче ему решить, где ему следует ожидать переданную шайбу и как ему с ней поступить. Если шайба намного впереди и при помощи увеличения скорости передвижения ее не достать, можно попытаться дотянуться до нее крюком клюшки. Если и это не помогает, можно согнуть одно колено и попытаться дотянуться до шайбы крюком клюшки, распластанным на льду и направленным в ту сторону, откуда идет шайба. Полностью распластанными на льду ручкой и крюком можно останавливать такие скверные передачи, которые, казалось бы, и принять‑то практически невозможно.

Когда шайба при передаче попадает в ноги принимающему, он может остановить ее либо коньком, либо крюком. Многим хоккеистам, отлично овладевшим техникой приема шайбы, удается прерывать движение шайбы коньком и подпасовывать ее вперед, ловя затем на крюк клюшки. Прием этот очень полезный, хотя и выглядит он со стороны несколько неуклюжим. Но это уже дело третьестепенное, и, поскольку цель игры заключается в том, чтобы продвигать шайбу к воротам противника, все средства хороши, если, конечно, они не противоречат правилам игры.

Мне хотелось бы остановиться еще на одном типе передач. Назовем его передачей с оставлением шайбы или передачей назад. Главное, правда, не в названии, а в том, чтобы принимающий обладал чутьем игры и предугадывал развитие событий на поле. Передачи с оставлением шайбы завоевывают все большее признание в Национальной хоккейной лиге и, подобно организации игры против команды, действующей в меньшинстве, служат неким показателем того, что тренеры высшей хоккейной лиги начинают все глубже осознавать необходимость отрабатывать как можно больше игровых комбинаций в ходе тренировочных занятий.

При выполнении передачи с оставлением шайбы игрок, ведущий шайбу, может поступить двояко. Он может или просто приподнять свою клюшку над шайбой, оставив последнюю идущему вслед за ним партнеру, или же мягко отдать шайбу назад. Однако при всех случаях большого смысла в передаче с оставлением шайбы нет, если ведущий шайбу не уверен, что принимающий идет следом за ним.

Трудно припомнить, сколько времени я провел на льду, отрабатывая с партнерами передачу с оставлением шайбы. Передача эта сопряжена с определенным риском, но зато часто она оказывается самым эффективным путем продвижения шайбы в сторону ворот противника.

Когда хоккеист начинает движение с шайбой вперед, он не должен оглядываться назад в надежде краешком глаза увидеть, устремился за ним партнер или нет. Идущий сзади хоккеист обязательно должен сделать так, чтобы игрок, ведущий шайбу, точно знал, что за ним идет партнер. Сделать это можно только подав какой‑то сигнал, ну, например, крикнув: «Я сзади!», или «Пас назад!», или что‑то в этом роде. Ведущий шайбу должен знать не только то, что партнер идет за ним следом, но и то, что он готов к приему шайбы.

Важно, чтобы партнер не слишком отставал от игрока, ведущего шайбу, тем самым исключая возможность перехвата шайбы соперником, Но и не катился слишком близко от него. Если идущий сзади партнер будет «садиться верхом» на игрока, ведущего шайбу, то всякое изменение направления или темпа бега последнего неизбежно приведет к столкновению хоккеистов.

Нельзя выработать твердых правил, которые предписывали бы хоккеисту, когда ему передавать шайбу, какой передачей пользоваться, какое взять упреждение или с какой силой отпасовывать шайбу. Все это можно постичь только упражняясь на льду с шайбой и выполняя бесчисленное число передач. Конечно, никто никогда не научится выполнять каждую передачу безукоризненно. Сомневаюсь, чтобы статистические подсчеты Ллойда Персиваля что‑нибудь в существенной мере изменили. Не изменят этого и другие научные изыскания в области хоккея, сколько бы их ни проводилось. Уж слишком много здесь переменных величин. А вот постоянные тренировки могут помочь любому хоккеисту выработать игровой инстинкт, который будет ему подсказывать, как нужно передавать шайбу, чтобы партнер не получал ее слишком далеко впереди себя или за своей спиной.

Необходимо подчеркнуть также, что до тех пор, пока хоккеист не научится владеть шайбой с такой легкостью, что она будет казаться частью его клюшки, ему нечего особенно думать об обводке, обманных движениях и бросках по воротам. А это не такое умение, которое легко приобретается самой игрой в хоккей. На тренировках в низших лигах тренеры стараются дать ребятам возможность побольше поработать с шайбой, но заниматься надо и многими другими делами, а лед стоит дорого.

Мне не раз приходила в голову мысль, что одна из самых благотворных форм тренировки юных хоккеистов могла бы состоять в том, чтобы тренер бросал на лед две‑три шайбы и заставлял ребят бороться за них. Если понаблюдать за такой тренировкой, то вскоре выясняется, что шайбой овладевают одни и те же ребята – те, кто повзрослев или кто лучше стоит на коньках. Против такой методики тренировок возражают родители, тренеры и сами обучающиеся, поскольку здесь неизбежна грубость в борьбе за шайбу. Да, это трудный путь обучения хоккейной науке, но он может быть и лучшим путем. Если менее умелые ребята действительно хотят играть в хоккей, их это не смутит и они полезут бороться за шайбу. А это‑то и может им пригодиться в будущем.

 

Глава IV. В атаке

 

Хоккей – не место для трусов. Агрессивность здесь окупается, и не только с точки зрения одержанных побед. Помимо того что агрессивный игрок способствует зрелищному успеху хоккейного представления, он меньше подвержен травмам, чем хоккеист, который пытается избежать соприкосновения с соперником и которого тем не менее укладывают на лед, когда он движется в сторону от развивающихся на поле главных событий.

Агрессивность отнюдь не означает, что нужно с поднятыми клюшкой и коленями врезаться в скопление борющихся за шайбу игроков. Она не означает плохо рассчитанного рывка из угла площадки к площади ворот. Не означает она и бессмысленной траты энергии и сил на попытку догнать шайбу, когда ясно, что атака будет развиваться в другом направлении.

Агрессивность – это твердое желание победить, это уверенность в себе, это характер, заставляющий тебя играть после неудачно сделанного броска или пропущенного гола еще более напористо и решительно, это неукротимое желание быть снова в игре и играть изо всех сил, хотя против тебя только что применили жесткий силовой прием.

Защитник Бобби Бон[34] всегда играет в чистый, хотя и агрессивный хоккей. В шестом же матче финальной пульки розыгрыша Кубка Стэнли в 1964 году Бон показал соперникам из «Детройт Рэд Уингз» истинный смысл своей агрессивности.

Обычно на счету защитников не так уж много забитых голов. Бон забивает в среднем четыре гола в год. Никто и не подумал бы, что Бон может стать героем какого‑либо матча.

К тому же в третьем периоде во время вбрасывания Бон повредил правую ногу, и его унесли с поля на носилках. Вскоре команда Бона «Торонто Мэйпл Лифс» сравняла счет, и было назначено дополнительное время игры, В перерыве Бону было сделано местное обезболивание, и он настоял, чтобы ему разрешили снова выйти на поле. Прихрамывая, Бон продолжал играть, и, когда секундомер отсчитал одну минуту и сорок три секунды дополнительного периода, Бон сделал бросок по воротам команды Детройта. Шайба коснулась клюшки Билла Гэдсби[35] и скользнула в ворота. «Торонто Мэйпл Лифс» завоевала Кубок Стэнли.

Рентгеновский снимок, сделанный после торжества по случаю одержанной победы, показал, что у Бона сломана щиколотка. Вот такого рода агрессивность требует особого склада ума, развивать который должны все спортсмены, если они не родятся с ним.

Гордон Хоу установил столько хоккейных рекордов за свою жизнь хоккеиста‑профессионала, что превратился в легенду. Он по‑прежнему продолжает играть, хотя свой первый сезон в профессиональном хоккее провел в 1945/46 году. Теперь, с расширением высшей хоккейной лиги, Гордона Хоу увидят в игре многие из тех, кто о нем знал только по прессе, увидят и будут спрашивать себя, что же в нем такого особенного. Секрет славы Хоу в агрессивности. И это, кстати, не имеет никакого отношения к тому штрафному времени, которое он отсидел за свою хоккейную карьеру.

Человек, мало сведущий в хоккее, непременно отметит про себя, что Хоу редко выкладывается на поле, по крайней мере, так это выглядит внешне. Но если тот же человек понаблюдает за игрой повнимательнее, он заметит, что Хоу всегда и всюду успевает вовремя. То есть его отличает «плановая агрессивность». Хоу всегда в гуще игровых событий, но оказывается он там непременно наикратчайшим путем. Его глубокие рейды с шайбой всегда имеют цель выйти на ударную позицию или сделать передачу, которая может создать голевой момент. Гордон Хоу – самый разумный агрессивный игрок в нашем хоккее.

Итак, первое, что требуется игроку в наступательном хоккее, – это агрессивность в сочетании со здравым смыслом. Одним из критериев, по которым отбирают игроков в Национальную хоккейную лигу, является именно агрессивность, даже если она и не всегда сочетается со здравым смыслом. Если тренер низшей лиги хочет помочь своим питомцам приобрести такую агрессивность, он должен верить в победу своей команды, во всеуслышание говорить об этом и обрывать любого маловера из числа своих подопечных, который начинает распространяться по поводу того, что такую‑то команду, дескать, обыграть вообще нельзя.

Тренеры низших лиг иногда не отдают себе отчета, как здорово они могут помочь своим командам, если будут работать с самыми маленькими хоккеистами, пытаясь сдобрить их агрессивность здравым смыслом. Ни одна другая игра не подарила Канаде столько кумиров, как хоккей, и все они – предметы подражания для начинающих хоккеистов.[36] Но для низкорослого, щуплого хоккеиста было бы серьезной ошибкой подражать бесшабашной, агрессивной манере игры такого хоккеиста, как, скажем, Элмер Васко, который одно время играл за «Чикаго Блэк Хокс». Высокого роста (около ста девяноста сантиметров), мощного телосложения (его вес приближается к центнеру), Васко, по прозвищу «слон», может потягаться в силе с битюгом. Хоккеист с более скромными физическими данными, который попытался бы подражать манере игры Васко, очень скоро понял бы, что такие синяки и шишки не для него. Тренер обязан растолковать игроку, что его похвальная воля к победе должна сочетаться со здравым смыслом.

Даже если команда и настроена на тот или иной матч, ее игрокам нужно усвоить очень многое из действий в атаке, то есть то, что называется тактикой, которая реализуется в конкретных игровых ситуациях и определяется установкой тренера на действия игроков в таких ситуациях. Самый главный вопрос здесь, естественно, в том, как забить первый гол. Статистика Национальной хоккейной лиги показывает, что почти в семидесяти процентах случаев выигрывает встречу та команда, которая добивается успеха первой. Если были бы собраны такие же данные по командам низших лиг, то процент, вероятно, был бы еще выше. Зрители не могут не замечать, как прямо‑таки на глазах боевой дух команды падает, если сразу же на первых минутах матча она пропускает гол. Это выражается не столько в коллективном признании своего поражения, сколько в ослаблении усилий, прилагаемых каждым игроком в отдельности.

При всех обстоятельствах у тренера должен быть определенный план игры, нацеленный на то, чтобы его команда первой добилась успеха или по крайней мере сделала первый бросок по воротам противника. Первая неиспользованная возможность может плохо повлиять на настрой команды, поэтому сразу же после введения шайбы в игру команда должна оказывать на противника максимальное давление. Всегда важно, чтобы после броска по воротам игроки шли на добивание шайбы, но в начальной стадии игры это важно вдвойне.

Нередко приходится слышать, как тренер дает указание своей команде «идти за шайбой», и поскольку никакими конкретными советами это указание не подкрепляется, случается так, что все игроки команды скопом летят за шайбой. А ведь часто приходится наблюдать, как где‑нибудь в углу площадки в схватке за шайбу борются друг с другом несколько игроков одной команды.

Я не хочу этим сказать, что за шайбой всегда должен идти только один хоккеист. Однако во время первой атаки два хоккеиста должны стоять на точках у синей линии и по крайней мере один игрок должен располагаться перед воротами в ожидании паса из угла площадки.

Что касается команд низших лиг, то там особенно важно, чтобы сразу же после начала игры была проведена массированная, хорошо организованная атака на ворота противника. И это всегда окупается. Тренер обязан объяснить своим питомцам, чего он от них хочет, и добиться, чтобы его указания были выполнены.

Большинство команд, входящих в Национальную хоккейную лигу, придерживается принципа первого гола, в чем можно убедиться, внимательно понаблюдав за их игрой. Эта первая стремительная атака, первый натиск являются показателем наступательной тактики, и об этой тактике я и хочу сейчас повести разговор. Но сначала я остановлюсь на том, что каждому хоккеисту нужно помнить и отрабатывать на тренировках, чтобы его наступательная игра была более результативной.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!