АЛЬ-БАРА ИБН МАЛИК АЛЬ-АНСАРИ 6 страница



— У тебя есть какая-нибудь просьба, о Абу Айуб?

Он ответил:

— Приветствуй от меня воинов-мусульман и скажи им: “Абу Айуб завещает вам решительно продвигаться вглубь территории противника как можно дальше и взять его с собой, чтобы похоронить у ваших ног под стенами Константинополя”. Сказав это, Абу Айуб испустил дух.

 

* * *

Мусульманские солдаты выполнили последнее желание сподвижника Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они непрерывно атаковали противника, пока не вышли к стенам Константинополя, неся с собой тело Абу Айуба.

Здесь они вырыли могилу и похоронили его в ней.

Да будет милостив Аллах к Абу Айубу аль-Ансари, единственным желанием которого было умереть на спинах великолепных боевых коней в военном походе во имя Аллаха... Он скончался в возрасте почти восьмидесяти лет...

 

 

Bottom of Form

 

АМРУ ИБН АЛЬ-ДЖАМУХ

 

На одной ноге он бросился на противника со словами: “Истинно я стремлюсь в рай!”

 

Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей Йасриба во времена джахилийи и старейшиной племени Бану Салама аль-Мусаввад. Это был также один из самых знатных и доблестных людей Медины...

В эпоху джахилийи у знатных людей было принято иметь собственного идола в своём доме, чтобы каждый день утром и вечером испрашивать у него благословения, в положенное время делать ему жертвоприношение и просить помощи в несчастьях.

Идол Амра ибн аль-Джамуха носил имя Манат и был сделан из ценного сорта дерева...

Амр ибн аль-Джамух всячески ухаживал за ним, не чаял в нём души и умащал его драгоценными благовониями.

 

* * *

Амру ибн ал-Джамуху исполнилось шестьдесят лет, когда лучи веры начали проникать в Йасриб. Заслуга в этом принадлежала первому проповеднику Ислама Мусабу ибн Умайру. Трое детей Амра — Муавваз, Муаз и Халлад, а также их сверстник по имени Муаз ибн Джабаль приняли Ислам.

Вместе со своими тремя сыновьями уверовала и их мать Хинд, однако Амр ибн аль-Джамух ничего не знал о их переходе в Ислам.

 

* * *

Жена Амра ибн аль-Джамуха Хинд увидела, что Ислам повсеместно распространился среди жителей Йасриба, и среди его вождей язычником остался только её муж с небольшой группой людей.

Хинд очень любила и почитала своего мужа. Она очень жалела, что он может умереть неверным, и попадёт из-за этого в адское пламя.

Сам же Амр, в свою очередь, опасался, что его сыновья откажутся от религии своих отцов и дедов, последуют этому новоявленному проповеднику Мусабу ибн Умайру, который за короткое время смог отвратить многих людей от их религии и обратить их в религию Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Он сказал своей жене:

— О Хинд, остерегайся встреч твоих детей с этим человеком (имелся в виду Мусаб ибн Умайр), пока мы не разберёмся с ним.

Хинд ответила:

— Слушаюсь и повинуюсь! А слышал ли ты от своего сына Муаза, что он рассказывает об этом человеке?

— Горе тебе! — воскликнул Амр. — Разве мог Муаз отказаться от своей религии, чтобы я ничего не знал об этом?

Праведная женщина сжалилась над шейхом и сказала:

— Разумеется, нет, он просто побывал на некоторых собраниях этого проповедника и запомнил кое-что из его слов.

— А ну-ка позови его ко мне, — воскликнул Амр.

Когда сын предстал перед ним, он попросил его:

— Расскажи мне что-нибудь из того, что говорил этот человек.

Муаз произнёс:

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху, Владыке всех миров,

Милостивому, Милосердному, Властителю Судного Дня.

Тебе Одному мы поклоняется, и к Тебе Одному мы взываем о помощи.

Наставь нас на путь правый,

путь тех, которых Ты одарил Своими благами, тех, кто не навлёк на себя Твоей немилости, и тех, кто не впал в заблуждение” (аль-Фатиха).

Амр воскликнул:

— Как прекрасны и как замечательны эти слова! Неужели все, что он говорит подобно этому?!

Муаз сказал:

— И даже лучше этого, о отец. Не желаешь ли присягнуть на верность этому? Весь твой народ уже присягнул.

Немного подумав про себя, шейх произнёс:

— Я этого не сделаю, пока не посоветуюсь с Манат. Посмотрю, что он скажет.

Юноша воскликнул:

— Отец, ну что может сказать Манат? Это же мёртвое дерево, не имеющее разума и лишённое дара речи.

Но шейх стоял на своём:

— Я же сказал тебе, что без этого ничего предпринимать не буду!

 

* * *

После этого Амр ибн аль-Джамух пришёл к Манат. Когда люди хотели поговорить с идолом, то ставили сзади него старуху, которая по вдохновению от идола отвечала за него. Выпрямившись во весь свой высокий рост, Амр встал перед идолом, опираясь на здоровую ногу, так как другая была сильно искривлена. Воздав наилучшую хвалу идолу, он сказал:

— О Манат, несомненно, ты знаешь, что этот проповедник, который прибыл к нам из Мекки, не желает никому плохого, кроме тебя... Он пришёл для того, чтобы мы прекратили поклоняться тебе... Однако, несмотря на то, что мне довелось услышать его прекрасные слова, я отказался присягать ему, пока не посоветуюсь с тобой. Дай же мне совет!

Но Манат ничего ему не ответил.

— Может быть, ты рассердился? — спросил Амр. — Но я в жизни ничего плохого тебе не сделал... Но ничего страшного. На несколько дней я тебя оставлю, пока не утихнет твой гнев.

 

* * *

Сыновья Амра ибн аль-Джамуха знали, насколько он был привязан к Манат, став с течением времени частью этого идола. Вместе с тем они видели, что беззаветная вера в его сердце начала колебаться. Они должны были вырвать эту веру из его души, чтобы открыть Исламу путь в неё.

 

* * *

Как-то ночью сыновья Амра ибн аль-Джамуха со своим другом Муазом ибн Джабалем[12] проникли в то место, где стоял Манат и вынесли его оттуда. Они перенесли его к яме, куда люди из племени Бану Салама сбрасывали нечистоты, и оставили его там. После этого они скрытно вернулись домой таким образом, что их никто не видел. Проснувшись поутру, Амр не спеша, направился к своему идолу, чтобы поприветствовать его. Не обнаружив его на месте, он воскликнул:

— Ну, берегитесь! Кто был у нашего божества ночью?

Однако никто ничего не смог ему ответить.

Вне себя от гнева и ярости Амр обыскал весь дом снаружи и изнутри, расточая угрозы и проклятия, пока, наконец, не обнаружил идола вниз головой в помойной яме. Он отмыл, почистил идола, умастил благовониями и вернул на прежнее место со словами:

— Клянусь Аллахом, если бы я только знал, кто сделал это, то осрамил бы его на всю жизнь!

На следующую ночь юноши вновь пришли к Манат и сделали то же самое, что и накануне. Начав утром поиски, шейх обнаружил идола опять в выгребной яме, перепачканным нечистотами. Взяв его, он отмыл идола, умастил благовониями и водрузил на прежнее место.

Каждую ночь юноши продолжали проделывать то же самое, пока Амру это не надоело. Придя к идолу как-то перед сном, он взял свой меч, повесил ему на шею и сказал:

— О Манат! Клянусь Аллахом, я не знаю, кто проделывает это всё с тобой. Но если ты на самом деле божество, то избавь же себя сам от зла. Вот тебе меч для этого.

Затем Амр отправился спать.

Убедившись, что шейх крепко спит, юноши прокрались к идолу, сняли с него меч и вынесли Манат на улицу. Там они верёвкой привязали идола к мёртвой собаке и бросили его в колодец, куда стекали нечистоты.

Проснувшись и не найдя идола на месте, шейх начал поиски и обнаружил его брошенным лицом вниз в колодец вместе с привязанной к нему мёртвой собакой, а меч оказался украденным. На этот раз Амр не стал доставать идола из ямы, а оставил его там. При этом он сказал: “Если бы ты был божеством, то не оказался бы в помойной яме, привязанным к мёртвой собаке”.

А в скором времени Амр принял религию Аллаха.

 

* * *

Ощутив сладость и прелесть истинной веры, Амр ибн аль-Джамух почувствовал угрызения совести и раскаяние за каждое мгновение своей языческой жизни. Телом и душой он принял новую религию, посвятив свою жизнь, имущество и детей покорному служению Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

 

* * *

Незадолго перед битвой при Ухуде Амр ибн аль-Джамух увидел, как три его сына собираются на бой с врагами Аллаха. Они были подобны диким львам, и преисполнены страстного желания принять мученическую смерть и победить с соизволения Аллаха. Глядя на сыновей, Амр воспылал боевым духом, и он решил выступить вместе с ними на священную войну под знаменем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Однако юноши решили помешать отцу, осуществить своё намерение...

Амр был уже пожилым человеком преклонного возраста, и к тому же одна нога у него была сильно покалечена. Всемогущий Аллах простил бы ему неучастие в боевых действиях.

Сыновья сказали Амру:

— О отец, Аллах освободил тебя от участия в войне. Почему же ты утруждаешь себя тем, чего ты делать не должен?

Шейх сильнейшим образом разгневался на них за такие слова и незамедлительно пожаловаться Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому сказал:

— О пророк Аллаха, мои сыновья не хотят допустить меня к этому благу, заявляя, что я хромой. Клянусь Аллахом, я стремлюсь попасть в Рай с этой моей хромотой.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал его детям:

— Пусть ваш отец делает, что ему хочется. Может быть, Всемогущий Аллах дарует ему геройскую смерть на поле боя...

Повинуясь повелению Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дети оставили его в покое.

 

* * *

Когда пришло время выступить в поход, Амр ибн аль-Джамух попрощался с женой, как будто он уже никогда не вернётся...

Затем он повернулся к Каабе, воздел руки к небу и произнес:

— О Аллах, ниспошли мне смерть героя на поле боя, и не допусти моего возвращения к родным разочарованным.

Затем вместе со своими тремя сыновьями и многими бойцами из племени Бану Салама он отправился в путь.

В самый разгар битвы люди рассеялись вокруг Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он остался в одиночестве. Амр ибн аль-Джамух находился в это время в первых рядах бойцов. На одной ноге он бросился вперёд со словами:

— Истинно, я стремлюсь в Рай! Истинно, я стремлюсь в Рай! — Сзади него находился его сын Халлад.

Шейх и его сын героически защищали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отбивая атаку врага, пока не пали бездыханными на поле боя почти одновременно.

 

* * *

После окончания битвы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к телам павших при Ухуде бойцов, чтобы похоронить их, сказав своим сподвижникам:

—Оставьте их в таком виде, в каком они есть, израненными и окровавленными, и я свидетель им.

Затем Он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил:

— Каждый мусульманин, получивший ранение на священной войне во имя Аллаха, в Судный день будет иметь кровь цвета шафрана и запах, подобный аромату мускуса. Похороните Амра ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой ибн Амром, потому что при жизни они были большими друзьями.

 

* * *

Да будет Аллах благосклонен и доволен Амром ибн аль-Джамухом и его соратниками, павшими в битве при Ухуде, и да пошлет свет в их могилы.

 

 

Bottom of Form

АБДУЛЛА ИБН ДЖАХШ

 

Первый, кто был назван предводителем правоверных.

 

Сподвижник, о котором сейчас поведём речь, был связан тесными узами с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и был одним из его первых сторонников в Исламе.

Он был сыном тёти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как его мать Умайма, дочь Абдель Мутталиба, была тётей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Он был также шурином Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку его сестра Зайнаб, дочь Джахша, была женой благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одной из матерей правоверных.

Ему первому было поручено знамя Ислама, после чего его первым назвали вождём правоверных. Это был Абдулла ибн Джахш аль-Асади.

 

* * *

Абдулла ибн Джахш принял Ислам ещё до того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в дом аль-Аркама, и был, таким образом, одним из первых мусульман.

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от зла курайшитов, Абдулла ибн Джахш стал вторым переселенцем (мухаджиром), и в этой заслуге его смог опередить только Абу Салама.

Переселение во имя Аллаха, расставание с родными и родиной ради Него не было чем-то новым для Абдуллы ибн Джахша. Ранее он с некоторыми близкими уже переселялся в Эфиопию.

Однако на этот раз переселение было гораздо более масштабным, так как с ним уходили уже все его родные и близкие, а также и другие дети его отца со своими домочадцами, пожилыми и молодыми, с мальчиками и девочками. Ислам стал его домом, а вера его племенем.

Как только они покинули Мекку, их оставленные дома стали казаться унылыми и заброшенными, как будто они всегда были необитаемыми, и в них не ступала нога живого человека.

Прошло совсем немного времени после ухода Абдуллы со своим родом, как вожди курайшитов начали объезжать мекканские кварталы, чтобы выяснить, кто из мусульман покинул город, а кто остался. Среди оставшихся были Абу Джахль и Утба ибн Рабиа.

Окинув взором жилища Бану Джахш, где гулял пыльный ветер и хлопали двери, Утба произнёс:

— Похоже на то, что опустевшие дома Бану Джахш оплакивают их.

Абу Джахль возразил ему:

— А кто они такие, чтобы дома оплакивали их?

После этого Абу Джахль вошёл в дом Абдуллы ибн Джахша, который был самым красивым и богатым из всех домов, и начал распоряжаться там всем имуществом, как будто был его собственником.

Когда Абдулле ибн Джахшу сообщили, что сделал Абу Джахль с его домом, он рассказал об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

— Разве тебя не устраивает, о Абдулла, что ты получишь от Аллаха прекрасный дом в Раю?

— Нет, это меня вполне устраивает, — сказал Абдулла.

— Ну, так тому и быть, — произнёс Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

После этого душа Абдуллы успокоилась.

Не успел Абдулла ибн Джахш обосноваться в Медине после перенесённых горестей во время первого и второго переселений и насладиться заслуженным отдыхом у заботливых ансаров после всех козней курайшитов, как судьба по воле Аллаха приготовила ему самое жестокое испытание в жизни и тяжелейшую проверку с тех пор, как он принял Ислам.

Послушаем же историю этого сурового и горького испытания.

 

* * *

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдулла ибн Джахш и Саад ибн Абу Ваккас. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим избранникам: “Я назначаю вашим командиром того, кто лучше всех и стойко переносит голод и жажду”. Затем он вручил знамя Абдулле ибн Джахшу, который стал, таким образом, первым военачальником в мусульманской общине[13].

Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, определил Абдулле ибн Джахшу направление движения и вручил ему письмо с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее.

Когда истекли два дня секретного похода, Абдулла прочитал в письме следующее:

“Ознакомившись с этим письмом, продолжай движение до Нахлы, что находится между Таифом и Меккой, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них…”

Прочитав письмо, Абдулла воскликнул: “Слушаюсь и повинуюсь Пророку Аллаха!”, а затем обратился к своим спутникам:

— Посланник Аллаха повелел мне выдвигаться к Нахле, чтобы наблюдать за курайшитами и докладывать ему об их действиях. При этом он запретил мне принуждать кого-нибудь из вас идти со мной. Кто стремится и желает пасть геройской смертью, пусть следует со мной. Тот же, кто не хочет этого, может возвращаться обратно без всякого позора.

Люди сказали:

— Мы слушаемся и повинуемся Посланнику Аллаха. Мы пойдём за тобой туда, куда приказал тебе следовать пророк Аллаха.

Достигнув Нахлы, небольшой отряд начал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Как-то раз они заметили курайшитский караван, в котором было четыре человека: Амр ибн аль-Хадрами, аль-Хукм ибн Кайсан, Усман ибн Абдулла и его брат аль-Мугира. У них были кожи, изюм и другие товары, которыми обычно торговали курайшиты.

Обнаружив караван, бойцы начали совещаться между собой. Это случилось как раз в последний день месяцев, в течение которых война была под запретом. Они говорили друг другу:

— Если мы их убьём, то это случится в запретный месяц. Тем самым мы нарушим запрет, и нас будут ненавидеть все арабы... Если же мы их не тронем, то за этот день они успеют достигнуть запретной территории Мекки и окажутся в безопасности от нас.

Они совещались подобным образом, пока не пришли к единому мнению о необходимости напасть на караванщиков, убить их и захватить трофеи... В течение нескольких мгновений они убили одного, захватили в плен двоих, а четвертый ускользнул и спасся бегством.

Вместе с двумя пленными и захваченным имуществом отряд Абдуллы ибн Джахша вернулся в Медину. Когда они предстали перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он узнал об их действиях, то самым суровым образом осудил их.

Он сказал:

— Клянусь Аллахом, я не приказывал вам вести боевые действия. Я повелел вам собирать и передавать сведения о курайшитах, а также следить за их передвижениями.

Обоих пленных Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил у себя до решения их судьбы, а что касалось захваченных товаров, то он категорически отказался взять что-нибудь себе.

И вот тогда у Абдуллы ибн Джахша и его товарищей опустились руки, так как они осознали, что нарушили приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Дело усугублялось ещё и тем, что их дружно осудили многие их мусульманские братья, которые, проходя мимо, говорили: “Они нарушили приказ Посланника Аллаха”.

Ещё больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и дискредитировать его среди арабских племён. Они говорили при этом: “Мухаммад нарушил запрет священных месяцев, пролив в них кровь, захватив имущество и взяв в плен людей...”

Поистине, неописуемым было отчаяние Абдуллы ибн Джахша и его товарищей, когда они осознали результаты своих действий, и в какое неудобное положение они поставили тем самым Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!