Тема 5. Образование казахского ханства



РАЗДЕЛ 1. КАЗАХСТАН В ДРЕВНОСТИ

И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Тема 1. Первобытнообщинный строй

на территории Казахстана

1.1. Исторические памятники каменного века

12. Эпоха бронзы

1.1. Начальной стадией истории человечества является каменный век.

Территория Казахстана входила в зону формирования и становления древнего

человека. Здесь климат был теплым и влажным, растительность пышная, а

фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные условия для

существования древнего человека.

Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные

орудия труда — рубила, скребла, остроконечники относятся к нижнему

палеолиту, около 1 млн. лет назад. Это был человек в своей эволюции

находившийся на стадии «человека выпрямленного». Он уже знал и применял

огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда

найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау в Южно-

Казахстанской области на пойменных террасах реки Арыстанды у поселка

Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил,

остронечников, нуклеусов, отщепов находятся северо-восточнее г.Каратау

Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган. Памятники того

времени имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане, это

стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки.

Стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе

Карагандинской области. В Восточном Казахстане стоянка на берегу реки

Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Памятники среднего палеолита широко представлены в Казахстане. Это

стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-

Казахстанской области. В Центральном Казахстане, это находки в среднем

течении реки Сарысу, в урочищах Батпак севернее Караганды. В Западном

Казахстане на полуострове Мангышлак.

Поздний палеолит охватывает период 30 тыс.— 10 тыс. лет назад. В то

время человек расселялся по всем климатическим зонам земли, происходило

формирование рас и расовых групп. В общественных отношениях

формировалась родовая община, возник род, как форма общественной

организации. Родовая организация была матрилинейной. Это было время

формирования человека современного физического типа. Усложнились его

представления в духовной сфере, широкое распространение получили ранние

формы религии и искусства. На территории Казахстана памятниками позднего

палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская западнее поселка

Кулак-Курган. В Восточном Казахстане на правом берегу реки Бухтармы

стоянка IIemepa. Также в Восточном Казахстане стоянки Канай, Свинчатка и

другие.

Переходом между древним каменным веком - палеолитом и новым

каменным веком — неолитом является средний каменный век — мезолит. Он

занимает время Х- Ч тыс. до н.э. Мезолит характеризуется потеплением климата.

Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Были изобретены лук и стрелы.

Следующим этапом является неолит и энеолит - медный век, как

переходный век металла в истории Казахстана последний рассматривается

вместе с неолитом. Неолит занимает время V тыс. - вторая четверть П тыс. до н.э.

Это время расцвета техники обработки камня. Применялись такие ее приемы

как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги,

зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству приходит производящее,

то есть на основе охоты и собирательства, развились скотоводство и земледелие.

Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Усложнялась общественная

организация, возникли племена и племенные союзы.

В Казахстане известно свыше 500 исторических памятников того времени.

Это стоянка Караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной

речке в Южно-Казахстансюй области. В Западном Казахстане это стоянки

Кульсары вокруг поселка Кульсары Жылыойского района Атырауской области.

В Восточно-Казахстанской области это стоянка Кызыл Су на речке Кызыл-Су

недалеко от с. Белокаменки. В Северном Казахстане это стоянки Пеньки, в этой

же части Казахстана найдено несколько неолитических погребений.

1.2. На рубеже первой-второй четверти П тыс. до н. э. в евразийских

степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен

Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так

по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г. Ачинск в

Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство

Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до

Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы

климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории

Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с

преобладанием первого. Андроновская культура делится на три периода:

ранняя бронза — XVIII - XVI вв. до н. э., средняя - XV - XII вв. до н.э., поздняя—

XII - начало VIII вв. до н. э.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более

150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап - нуринский,

названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, названный

по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский

по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном

Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в

районе г. Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые

можно считать предшественниками городов. Одно из них Аркаим - на границе

Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы значительно

изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового

комплекса является поселение Тасты-Булак в Западном Казахстане. Здесь

открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном

Казахстане десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша,

Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае.На юге Казахстана и в Семиречье

обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау.

Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы,

Каракудук в Каратау могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье

открыты уникальные памятники бронзы — мавзолеи Тегискена.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на

основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников.

Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное

земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась

доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы,

верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное

к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие

каркасные жилища со стенами из циновок — предшественники юрт. Появились

и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на

четырехколесных телегах.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия.

Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза—

сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центральный и Восточный

Казахстан. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные

отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная

дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые

погребения в виде больших курганов, где вместе с поюйным находились богатое

оружие, украшения. А также были бедные, в которых находились глиняные

горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы — широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, рези выступающим носом. В языковом отношении они относились к индоиранской группе.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

Тема 2. Племенные союзы на территории Казахстана

2.1. Сакский племенной союз

2.2. Уйсуни и канглы

2З. Гунны

2.1. С начала II тысячелетия до н. э. на территории Казахстана жили

арийские племена, которые относились к индоевропейской языковой и

культурной общности. В 1 тысячелетии до н. э. Их преемниками стали саки.

В эпоху раннего железа наряду с археологическими памятниками—

курганами, могильниками, поселениями появились письменные источники о

древних насельниках Казахстана. Это персидские источники и прежде всего

Авеста — проповеди Заратустры, основоположника зороастризма—

древнейшей религии мира с верой в единого бога, самой древней из мировых

религий омовения, религий, полученных пророком от Бога. Зороастризм во

многом повлиял на иудаизм, буддизм, христианство, ислам и был

доминируешей религией величайших цивилизаций древности и

средневековья. Заратустра — арий из рода Спитамы жил между 1500-l200 годами

до н. э., по другим данным — в начале 1 тысячелетия до н. э., или в промежутке

VIII- VI в. до н.э., или более неопределенно - в конце П-начале 1 тысячелетия

до н. э. в степях Казахстана к востоку от Волги.

В Авесте кочевые племена, населявшие степные просторы севернее

бактрнийцев, согдианцев, хоремнйцев, то есть Казахстана именовались «туры с

быстрыми конями». В древнеперсидских текстах те же племена назывались

именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была

сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы жившие к

северу от Сырдарьи названы саки. В персидских источниках назывались имена

сакских племен и групп племен.В их числе саки парадарайя-заречные(заморские) саки, тиграхауда-носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомаварга-иготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы-стерегущие золотогрифов, раположившиеся на Алтае и Восточном Казахстане.

Сведения о древних насельниках Казахстана Казахстана содержатся в античных источниках в трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» «отца истории» Геродота, написанной в конце 40-х, начале 30-х годов V века до н.э., состоявшей из 9 книг, где в 4-ой книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. Так же сведения по истории Казахстана содержатся в работах Полибия, Плиния, Птолемея, Стробона. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами, упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы(позднее сарматы)-на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и радиоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту. Сведения о саках содержатся в Библии. Имеются сведения о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. О походе персидского царя Кира в 530 году до н.э. против саков за Амударью, когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, «носящих остроконечные шапки». Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. По сведениям древнегреческого историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, представился обиженным соплеменниками, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло.

         Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийцарем Крезом. При Дарии I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н.э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н.э. саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.

В 331 году до н.э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский(Искандер Зуль-Карнайн-Двурогий) ученик древнегреческого философа Аристотеля окончательно войско Дария III и стал владыкой Азии. Нона завоевание Средней Азии-территории саков понадобилось три года с 331 по 327 годы до н.э., то есть столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии. Известно имя вождя саков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Не смотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сырдарьей сохранили свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию.

В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой Степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для

земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли

родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и

полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу,

Или, в предгорных зонах Кыргызского, Заилийского, Джунгарского Алатау, в

долинах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник — Курган Иссык,

расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау.

Его открытие было сделано в 1969 году. В кургане диаметром 60 м, высотой

более 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное

Ч веком до н. э.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным

компонентом в искусстве саков был «звериный стиль», сложившийся в VII - VI

веках до н.э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана,

Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных,

которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие

элементы материальной культуры саков стали достоянием современных

народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым

восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и

женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная

островерхая шапка — прообраз казахского колпака.

Ярким представителем сакской культуры является Анахарсис—

философ, живший в VI веке до н. э. На Анахарсиса «скифа сына Гжура и брата

Кадуифа, скифского царя, по матери же эллина и оттого владевшего двумя

языками» ссылался в «Никомаховой этике» Аристотель. Анахарсису посвящен

специальный раздел в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и

изречениях знаменитых философов». Он был другом афинского архонта

Солона. Известно его письмо царю Лидии Крезу.

Эпоха саков показывает, что Великая Степь — степная часть Центральной

Азии представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и

Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности

различных вариантов возникновения цивилизаций, с одной стороны, он возник в

регионе, через которые протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и

семь южно-казахских рек подобно тому, как возникли цивилизации в долинах

Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны, он расположен на стыке

Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на

континентальных перекрестках — в Греции, Малой Азии, Восточном

Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента

возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих

элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилизованной

константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.

2.2. В Ш веке до н. э. племена, населявшие Казахстан образовали

устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были

племена усуней и кангюй — этнокультурных преемников саков.

Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. Территория

государства усуней была обширной, северные его границы доходили до

Балхаша, западные — до Таласа. Центром уйсуньских владений была Чилийская

долина в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе,

Красной долины» на берегу Иссык-Куля.

Во II веке до н.э. в Семиречье побывало китайское посольство во главе

с Чжан Цянем, который сообщил важные сведения об уйсунях. Об уйсунях

говорилось «усунь-го», то есть государство усуней. Среди них были племена

сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства составляла 630 тысяч

человек, войско 188 тысяч, в состав которого входила дружина уйсуньского

правителя — 30 тысяч конников. Верховный правитель усуней носил титул

гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и

политическом развитии всего региона. Со П века до н.э. стал формироваться

Великий Шелковый путь как регулярная торговая и дипломатическая артерия,

связывающая Китай со Средней, Западной Азией и Европой. О силе и мощи

государства усуней говорит тот факт, что принцессы древнего Китая и сюнну

часто становились женами уйсуньских гуньмо и наоборот. В китайских

источниках подробно освещается история усуней до Ш века н. э., имеются

упоминания и в более позднее время до начала V века.

Западнее усуней в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное

объединение канглы, ставка правителей была в Битяне. Это тоже были

центрально-азиатские племена, их численность составляла 600 тысяч человек,

они имели войско 120 тысяч.

У усуней и канглов кочевое скотоводство сочеталось с земледелием.

Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным чем у

саков. Уйсуни были больше скотоводами. Китайский историк 1 века Сыма Цянь

писал: «В Уйсунь много коней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тысяч

голов лошадей». Канглы же в основном занимались земледелием, они жили в

поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича в

том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канаты существовало

рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они

использовались в домашнем хозяйстве.

2.З. В IV - Ш веках до и.э. у северных границ Китая в Центральной Азии

сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, они же гунны. Это

были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные

изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В

109 году до н.э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего

государства. О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца

истории» Сыма Цяна. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого

избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников

из числа близких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев

насчитывало от 300 до 400 тысяч воинов. Организация войска строилась по

десятичной системе, дисциплина была строгой. Сюнну разгромили духну, часть

усуней, Саяно-Алтайские племена, успешно воевали против Китая, который

платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья

до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ. Однако

держава сунну была непрочной в I веке до н. э. она начала распадаться под

давлением извне и внутренних междоусобиц.

В 47 году до н.э. сунну распались на южных и северных. Южные приняли

подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами,

откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под

постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь Ань, войти в

контакт с кангюй. Это была первая волна переселения сюнну на территорию

Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в 1 н. э., когда северные сюнну теснимые

китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз,

других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в

Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского

моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со

II по Ч века, это было «Великое переселение народов», когда массы кочевников,

пестрых по этническому составу двигались из Центральной Азии на запад

через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли

сокрушительный удар Римской империи. Сюнну внесли изменения в состав и

расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали

преобладать тюркские племена.

Известно также, что в Западном и Центральном Казахстане в V VI веках

существовал Аварский каганат, предполагается, что авары потомки жуань-

жуаней, создавших в IV - Ч веках каганат в Монголии. В 552 году авары были

разгромлены племенами тюрок и под их натиском они ушли в Европу.

Тема 3. Средневековые государства

на территории Казахстана

3.1. Государства раннего средневековья — VI - -Х века

3.2. Государства в Х - XIH веках

ЗЗ. Культура средневекового Казахстана

3.1. В 1 тысячелетии происходит изменение этнической среды в

Евразийском регионе, здесь все более и более преобладают тюркоязычные

племена. Первые упоминания имя «тюрк» относится к 542 году в китайских

источниках, где описывались набеги туцзюе (тюрок) на Китай с северо-запада.

В VI веке термин тюрк получил широкое распространение, он означал союз

племен, сложившийся на Алтае.

VI век — это время начала тюркских империй, чередовались сближение

общетюркских культурных компонентов и формирование их самостоятельности.

Раннее тюркское государство — Тюркский каганат возникло в 552 году(552

- 603 годы), когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Оно занимало обширную территорию на востоке от Корейского полуострова, на западе до Крымского

полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.

Господствующим в Центральной Азии это государство стало при кагане

Мукане (553-572 годы), оно входило в систему отношений с крупнейшими

государствами того времени, такими как Иран, Византия, Китай был данником

каганата. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили

его, и в 603 году он разделился на два самостоятельных государства — Восточный

и Западный каганаты.

Ядром Западно-Тюркского каганата (603 -704 годы) стали «десять

племен», самоназвание Он Ок Будун — государство десяти стрел, занимавшие земли

усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы

Восточного Туркестана и Средней Азии. В Согде, Бухаре находились наместники

кагана, здесь их владения доходили до верховий Амударьи и Гиндукуша от

Исфиджаба и Чача до южного Афганистана и северо-западного Пакистана.

Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и

земледельческой культурой, развитой торговлей по Великому Шелковому пути.

В VI - VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и

укрепленных крепостей. Это были большие города, не уступавшие по размерам

городам средневековой Средней Азии, состоящие из цитадели, шахристана,

рабада. Только в Чуйской долине существовало около 18 крупных городов и

большое количество мелких поселений. Первым лицом в государстве западных

тюрок был каган — верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана

передавалась по наследству, он руководил всеми внутри и

внешнеполитическими делами государства, был распорядителем всех земель.

Он опирался на знать из династийного рода, представители которого занимали '.

высшие должности в государстве и были наместниками кагана над вассалами '

племенами. Существовало семейное рабство. Основная масса населения

состояла из свободных общинников-скотоводов. Столицей и зимней ставкой

кагана был г. Суяб в Чуйской долине (близ г. Токмака), а летней резиденцией

Минбулак (близ г. Туркестана).

В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазиатские владения к западу

от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, главной причиной

которого было давление извне и борьба за власть племенных союзов. В

Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение «десяти стрел»

потерпело поражение, управление каганом стало осуществляться через

китайского ставленника.

В 699 году вождь тюркешей Уч-элиг устранил ставленника китайского

императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши

— многочисленное племя, населявшее западную часть каганата на территории

Чу-Илийского междуречья и контролировавшее большую часть караванных

путей Семиречья. Уч-элиг каган основал государство Тюргешский каганат

(704 - 756 годы). Главная ставка тюргешей находилась в г. Суябе, а затем была

перенесена в г. Тараз. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и

арабами, которые стремились установить свое влияние в этом регионе. К этому

времени арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину и не смотря на

сопротивление Западно-Тюркского каганата им удалось захватить его южную

чисть и включить в состав арабского халифата. С проникновением сюда арабов,

здесь постепенно распространяется ислам.

В середине VIII века в этом регионе необычайно остро столкнулись

интересы китайцев и арабов за свое влияние, что привело к тому, что в июле

751 года на реке Талас, недалеко от Тараза состоялось Таласская битва. Войска

арабов, посланные сюда наместником аббасидских халифов в Хорасане Абу-Муслимом нанесли сокрушительное поражение китайцам, которых возглавлял

Танский губернатор в Куче, генерал Гао Сянь Чжи. Решающую роль в разгроме

китайцев сыграли карлики, которые неожиданно нанесли им удар в тыл. Это

сражение сыграло огромную роль, оно надолго положило конец попыткам

Китая вмешиваться в дела этого региона, с другой стороны, это усилило

взлет арабов. В 756 году Тюргешскнй каганат пал.

Его сменило государство карлуков — Карлукский каганат (756-940 годы)

со ставкой в Суябе. Карлуки-это тюркские племена, населявшие территорию

между Западным Алтаем и Тарбагатаем, в VIII веке, теснимые уйгурами

переселились в Семиречье и далее на запад, в Казахстане они постепенно

расселились на территории от Джунгарского Алатау до среднего течения

Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль. Вожди их носили титул

эльтебер, верховный правитель джабгу, а с 840 года — каган. В Карлукскую

конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные

племена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации.

В сороковые годы Х века произошло падение державы карлуков и

установление государства тюркской династии Караханидов, возникло

государство Караханидов (942-1210 годы). Родоначальником династии был

Сатук Богра-хан (915-955 годы), который в 942 году объявил себя каганом. Это

государство тюркских племен занимало территорию Семиречья, ее центр был

в Чуйской долине, а ставка в Баласагуне. Со временем их владения расширились

от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара. Затем они распались на две части—

восточную, включающую Семиречье и Восточный Туркестан с центром в

Баласагуне и западную — Мавереннахр с центром сначала в Таразе, а потом в

Самарканде. В XI - XII веках это государство приходит в упадок и попадает под

власть киданей, которые образовали свое государство в Семиречье.

Важным событием при Караханидах было принятие династией ислама,

это связано с именем кагана Сатук Богра-хана, который в 955 году объявил об

этом, а в 960 году во внутренних областях государства Караханидов, скорее

всего В Семиречье ислам приняли 200 тысяч шатров (арабское имя Сатук

Богра-хана Абд-ал-Керим).

Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в

Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали

племена огузов. Наиболее компактно они жили в Приаралье, северном

Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В IX - начале Х веков в бассейне среднего и

нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана

сложилось государство огузов. Столицей огузского государства стал г.

Янгикент, находившийся на важном караванном пути. По этническому составу

огузское государство было пестрым в него входили многочисленные

тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой государства был джабгу.

Известно, что в 965 году огузский джабгу в союзе с киевским князем

Святославом разгромили Хазарский каганат. В 985 году огузы в союзе с

русскими князьями нанесли поражение Волжской Булгарии. В 1041 году во

время правления джабгу Шахманика огузы захватили Хорезм. Однако в XI веке

государство огузов стало приходить в упадок, начались междоусобицы,

волнения, усилилось внешнее давление сельджуков. К середине XI века

огузское государство перестало существовать, часть огузов под давлением

кыпчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию, часть к караханидам

Мавераннахра и к Сельджукам Хорасана, часть растворилась среди племен

Дешт-и-Кыпчака.В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские

племена кимаков и кыпчаков. В IX веке здесь образовалось государство

кимаков, в его состав вошли многочисленные тюркские племена, часть из них

переселилась сюда из Центральной Азии, правил государством джабгу, который

с конца IX века принял титул кагана (хакана). Государство кимаков (Х - начало

XI веков) имело ставку в Кимакии (Имакии) на Иртыше. Кимаки поддерживали

связи с государствами саманидов, огузов, карлуков.

3.2. В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги

гегемонию установили кыпчаки, которые стали преемниками кимаков. Так

возникло Кыпчакское ханство (начало XI века - 1219 год). В первой половине

XI века государство стало называться Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI

XII веках кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных

народов Центральной Азии и Восточной Европы. Ставка правителей была в г.Сыганаке. Кыпчаки составляли несколько основных групп племен — алтайско-сибирскую; казахстанскую-приуралскую; подонскую, включая предкавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую. На Руси их называли половцы, в Европе команы, на Востоке кыпчаки. Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как, Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм в эпоху средневековья. Кыпчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

       Известно, что в домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида IV и его приемников. Кыпчак Шамс-ад-Дин Ильдигиз был основателем династии Ильдигизидов. В Азербайджане. В тяжелые дни Византийской империи времена начала XI века, когда ее сушествованию угрожали турки-сельджуки с востока, а печенеги с севера, опередив римского папу и западноевропейское рыцарство, кыпчаки, вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему неоценимую помощь разгромив печенегов, Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и другие. Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметна была их роль в Хорезме. Государство хорезмшахов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчакской династии хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

       В начале XI века в центральной Азии установили свою власть племена карахытаев(киданей). Это дальневосточные монгольские племена. Они вторглись в Семиречье и создали свое государство (1128-1213 годы), караханидов они превратили в данников. Ставка карахытайского гурхана находилась в Баласагуне. Кроме Семиречья карахытаи распостранили свои владения на Южный Казахстан и Мавереннахр.

       Важную роль в истории Казахстана сыграли найманы и кереиты-родственные тюркские племена, оформившиеся в племенные союзы в Центральной Азии. Под давлением монголов в конце XII-начале XIII веков часть найманов и кереитов перекочевала на территорию Казахстана, а затем далее на запад в Семиречье. В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Общественная организация найманов и кереитов была в виде самостоятельных улусов, которыми правили ханы. В 1211 году глава найманов Кучлук-хан покорил карахытаев и установил свою власть в Семиречье.

3.3.Седневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западном на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки, Кулан и другие. Формировались они в VI-X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция близкая к Средне Азиатской. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (Х - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XI - XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе.

Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо

орхоно-енисейское руническое. Памятниками древнетюркской письменности

являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных

камнях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подонье, на Северном

Кавказе. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а

затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является

научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара

(Фараба) Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага Аль-Фараби

 ата-Турки (870-950 годы). Он занимался философией, математикой,

геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области

этики. Ему был присвоен титул «Муаллим ассана — Второй учитель», под

первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад в науку

логики. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически

во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднего и Ближнего Востока

— Бухаре, Мерве,Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске.

Фараби — ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и

синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой,

индийской, тюркской культур. Ему принадлежат труды «Большая книга

музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о

взглядах жителей добродетельного города». Рукописи Фараби имеются во

многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в

фарабиеведение.

Известным представителем тюркоязычной литературы Х - XII веков

является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году. Ему

принадлежит, написанная в 1069-1070 годах поэма «Кутадгу билиг»,

переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым», «Благодатное

знание». Эга книга является энциклопедическим произведением на родном

языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззрен-

ческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе.

Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен

является Махмуд Кашгарский (1029 - 1101 годы), его книга «Диван лугат ат-

турк» «Словарь тюркских наречию> — йоркская энциклопедия — написана в 1072-

1074 годах. В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический

материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного

фольклора — песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок

и устных изречений.

В средневековье жил и творил права тюркской ветви суфизма, мыслитель

и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125

лет, точно известна дата смерти — 1166 год). Сохранилось его произведение

«Диван-и-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте

тюркского языка. Согласно различным версиям генеология Ахмета Ясави

возводится к потомкам пророка Мухаммеда. Он является прародителем

поркских суфиев. Его жизнь и деятельность связана с г. Ясы (Туркестан). Ахмету

Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама

с массовым сознанием тюркских народов с их тенгрианско-шаманистскими,

зороастрийскими представлениями, их проповеди справедливости,

нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе

тюркского народа. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета

Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в

Туркестане является местом паломничества мусульман.

Тема 4. Казахстан в период монгольских завоеваний.

4.1. Завоевание монголами территории Казахстана

4.2. Последствия монгольского завоевания.

4.З. Государства на территории Казахстана в XIV-XV в.в.

4.1. В начале ХШ века в глубинных районах Азии образовалось

Монгольское государство, его основатель Темучин (1155 -1227 годы) объединил

под своей властью почти все племена Монголии. Родился он на берегу реки

Онон в семье Есугэй-бахадура. Весной 1206 года у истоков реки Онон

монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила

Темучина правителем всех монголов под именем Чингис-хан. На курултае

знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: «Всевышний Господь повелел,

чтобы призвание твое было: Чингис-хан, Царь царей и Государь государей.

Пусть будет твое прозвище «Чингис».

Государство монголов было устроено по принципу военной

организации, вся территория и население делилось на центр, правое крыло,

левое крыло, в основе лежала десятичная система, была установлена

строжайшая дисциплина и четкая организация. Уже в первом десятилетии XIII

века монголы подчинили себе народы Южной Сибири и затем вторглись в

Китай, фактически контролировали весь Восточный Туркестан и Китай к северу

от Хуанхэ. Теперь на пути Чингисхана в Восточную Европу и Переднюю

Азию лежали Казахстан и Средняя Азия.

В своих отношениях с тюркскими народами Чингисхан активно

использовал дипломатию под лозунгом объединения всех кочевников

Центральной Азии, их консолидации в единую империю. Нередко это

приводило к заключению союзнических отношений, в том числе и

сопровождавшихся династийными браками. В период возвышения Чингис-хана его главными противниками были уйгуры, кереи, найманы, меркиты.

Союзнические отношения монголы установили с уйгурами, а историк Рашид-ад-Дин писал о том, что когда монголы вторглись в Семиречье, глава карлуков

Арслан-хан добровольно им подчинился, принес дары Чингис-хану и выразил

желание стать его сыном. Присоединившиеся к монголам уйгуры, карлуки,

часть найманов, кыпчаков и других тюркских племен воевали на их стороне.

До прямого вооруженного вторжения и завоевания Казахстана монголы

уже проникали на его территорию. Так, в 1211 году, преследуя разбитых

найманов во праве с Кучлуюм, которые направились к карахытаям

в Семиречье здесь появилось монгольское войск во rлaвe с Хубилай-нояном. Поскольку

хан карлуков Арслан добровольно подчинился монголам и они воевали с

Китаем, в этом же году Хубилай вернулся на восток. В 1216 Чингис-хан послал

своего старшего сына Джучи до конца разбить меркитов, откочевавших в

кыпчакские степи. Джучи вторгся в Тургайскую степь, но здесь произошла

встреча монголов с войском хорезмшаха Мухаммада, который во главе 60

тысячной группировки выступил в поход против кыпчаков. Встреча

закончилась сражением, продолжавшимся весь день, а ночью монголы, оставив

зажженными костры, ушли.

Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила

так называемая «Отрарская катастрофа». Чингис-хан готовился к походу долго

и тщательно. Вести о победах монголов, в свою очередь, волновали правителей

Средней Азии. Хорезмшах Мухаммад отправил в Монголию два посольства, а

Чингис-хан свое в Хорезм. Весной 1218 года оно было принято хорезмшахом

Мухаммадом. Вслед за тем монголы направили в Среднюю Азию торговый

караван, состоявший из 500 верблюдов, его сопровождало 450 человек, летом

1218 года он прибыл в Отрар. Правитель Отрара кыпчак Гайир-хан Иналчик

заподозрил купцов в шпионаже, приказал убить их, а караван разграбил. От

Чингис-хана прибыло посольство с требованием выдать ему Гайир-хана, но

оно не только не было выполнено, а послы были убиты. Это и послужило

поводом к войне.

Поход начался в сентябре 1219 года с берегов Иртыша, когда, вероятнее

всего, около 150 тысяч воинов Чингис-хана со своими союзниками-семиреченскими карлуками, восточно-туркестанскими уйгурами двинулись через

Семиречье до Сырдарьи. При подходе к Отрару сыновья Чингис-хана Чагатай

и Угэдей остались для его взятия. Джуши направился со своим отрядом к низовьям

Сырдарьи — на города Дженд, Янгикент, покорил города в низовьях Сырдарьи,

сам Чингис-хан с основными силами и сыном Тулуем пошел на Бухару.

Правитель Отрара Гайир-хан защищался отчаянно с войском от 20 до 50

тысяч человек. Но на исходе пятого месяца осады хорезмский военачальник

Караджа-хаджиб с десятитысячным войском сдался монголам, впустив их в

город, но за предательство все они были казнены. Отрар еще месяц оборонялся

силами воинов Гайир-хана, укрепившихся в цитадели, которая все же в феврале

1220 года была взята. Гайир-хан был подвергнут жестокой казни и умервщлен.

Героическое сопротивление оказал монголам Сыганак — центр государственного объединения присырдарьинских кыпчаков. Осада его продолжалась

семь дней и ночей, после его взятия все население было перебито монголами.

Также мужественно оборонялся Ашнас, множество жителей которого тоже погибло.

В 1219 - 1220 годах монголы покорили Бухару, Самарканд, Хорезм. В

1221 году Джучи взяв Гургендж (Ургенч), во главе многочисленного отряда

отправился в поход к северо-востоку от Арала в степи Казахстана, преодолевая

сопротивление кыпчаков. Осенью 1224 года Чишис-хан вернулся в Монголию.

Таким образом в результате нашествия 1219-1224 годов Казахстан и Средняя

Азия вошли в состав империи Чингис-хана.

4.2. Монгольское нашествие внесло существенные изменения в

этнополитическое развитие Казахстана, оно принесло с собой разрушения и

опустошения, неисчислимые бедствия. Об этом свидетельствовал Плано

Карпини, посол римского папы ко двору великого хана монголов, который в

1245-1247 годах побывал в южном и юго-восточном Казахстане. Монголы

полностью уничтожили южноказахстанские города — Отрар, Сыганак, Ашнас.

Монгольское завоевание сопровождалось истреблением людей, обращением

их в рабство, разрушением оазисов, производительных сил, уничтожались

материальные и культурные ценности.

Немало представителей племен, населявших Казахстан оказалось из-за

монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте,Китае.

Жители Казахстана не прекращали освободительной борьбы против

завоевателей, по данным арабского писателя Ибн-Васыля в 1229-1230 годах в

Западном Казахстане вспыхнуло восстание против монголов. В 1237 году оно

разгорелось с новой силой, здесь выделялся отряд кыпчаков во главе с Бачманом.

Об этом также сообщают китайские и персидские источники XII-XIV веков.

Оказавшись за пределами своей Родины, эмигранты, а также гулямы и мамлюки из Казахстана сыграли значительную роль в развитии соседних государств и целых регионов. Примером могут служить Делийский и Египетский султанаты.

По сведениям мусульманского автора Ибн-ал-Асира, в 1220-1221 годах 30 тысяч тюрок из государства Хорезмшахов, преследуемых монголами с боями пришли в Индию. В их составе были не только войны, но и поэты, ученые, религиозные деятели. В следствие чего в XIII веке Дели был одним из самых значительных центров культурной жизни Индии и всего Востока. Сюда стекались эмигранты из Самарканда, Бухары, Отрара, Герата и других городов-жертв Чингис хана. Основателем кыпчакской правящей династии Шамсийя в Делийском султанате стал кыпчак Музаффар Ельтутмиш. Его дочь Разийя была единственной законной наследницей, коронованной в странах исламского мира. Она носила титул: «Опора женщин, владычица эпохи», «Любимица мира и веры». Сам Ельтутмиш, его предшественник Айбек, и последователи Разийя, Балбан оказали заметное влияние на развитие Индии, защитили ее от монгольского порабощения.

Египет тоже испытал пришествие к власти выходцев из Казахстана, что было вызвано монгольскими завоеваниями XIII века. Кыпчаки Кутуз, Бейбарс сделали многое для того, чтобы остановить продвижение монгол на мусульманский Восток. А кыпчак Калаун положил начало династии, которая правила в этой стране 103 года. Особенно выделялся его единственный сын от монголськой принцессы Аслун, Ан-Насир, который правил Египтом 43 года. Все эти правители оставили после себя не только боевую славу? Спасли своим мужеством и героизмом арабскую мусульманскую цивилизацию от нашествия монголов? Но и внесли огромный вклад в ее культуру, в развитие искусства, науки, литературы. Шедеврами архитектуры являются мечети, мавзолеи, медресе, муристаны, акведуки и другие грандиозные сооружения. Всего за время правления мамлюков только в Каире было построено 150 подобных зданий-произведений архитектурного искусства.

Влиятельными политическими деятелями в Китае после завоевания его монголами и создания империи Юань были выходцы из Казахстана кыпчаки Чжанур, Яньтимур, канглы Иналтото, Асанбука и другие.

4.3.Следствием монголського завоевания Казахстана стало то, что его территория оказалась разделенной между наследниками Чингис-хана, который еще при жизни всю свою империю поделил на улусы между сыновьми. Территория Казахстана вошла в состав трех улусов. Большая, степная часть его вошла в состав улуса старшегосына-Джучи, который умур еще при жизни Чингис-хана, поэтому здесь стал править его сын Бату. Он занимал огромную территорию от Иртыша, Северное Семиречье, весь восточный Дешт-и-Кыпчак до нижнего Поволжья.

Улус Чагатая включал в себя Южный и юго-восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавереннахр. В улус Угэдэя вошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Сын Тулуй владел коренным юртом в Монголии. Улус Угэдэя был ликвидирован в 1251 году, а его земли розданы сторонникам великого хана Мунке-сына Тулуя.

Преемник Джучи-Бату предпринял завоевательные походы и Западный Дешт-и-Кыпчак, в земли волжских булгар и далее на русские княжества,в Польшу, Венгрию, Чехию и дальше. В результате в 1236-1242 годах под его властью оказались земли до низовий Дуная, включая Крым. На всей этой огромной территории от верховий Оби и Иртыша до низовий Волги и Амударьи Бату ханом было основано государство Золотая Орда со столицей в Сарай-Бату (близ Астрахани), позднее в Сарай-Берке (близ Волгограда).

Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине

XIV века, особенно при Узбек-хане (1312-1342 r.), в 1312 году он объявил ислам

государственной религией. Однако во второй половине XIV века она стала

распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточного Дешт-и

Кыпчака из Золотой Орды выделилось самостоятельное государство Ак Орда.

Восточный Дешт-и-Кьпчак, северо-восточная часть Семиречья, Прииртышье

первоначально были улусом старшего сына Джучи Орда Еджена и назывался

Кок Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские

степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи — Шайбана

и назывался Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда

Еджена Ак Ордой стало называться все госудаство. Таким образом в XIV веке

практически вся территория Казахстана, за исключением Семиречья, которое

входило в состав улуса чагатаидов, называлась Ак Орда, ее центр был в Сыганаке.

С конца XIV века земли Ак Орды также назывались Узбекским улусом.

Фактически самостоятельной Ак Орда стала к середине XIV века при ханах

Ерзене и Мубарак-ходже (1320-1344 г.). Значительно укрепилась Ак Орда при

хане Урусе (1361-1380 г).

На месте улуса Чагатая во время правления Хайду (1269-1301 г.) в 1269

году оформилось самостоятельное Чагатаидское государство (государство

Хайду), его территория простиралась от Алтая до Сырдарьи и Амударьи. В

середине XIV века оно распалось на самостоятельные части, восточную и

западную. В восточной части, в которую входил северо-восток Средней Азии,

Семиречье и Восточный Туркестан образовалось государство Могулистан.

Основателем династии его правителей стал чагатаид Тоглук-Тимур (1347-1362

г.). В западной части в Мавераннахре возникло государство Эмира Тимура

(1336-1405 г.), который в 1370 году установил здесь свою власть и правил 35 лет.

Эмир Тимур стремился объединить под своей властью Среднюю Азию и

создать огромную империю, но этому мешала Золотая Орда. Для того, чтобы

слоить ее он вел захватческие походы против Ак Орды и Могулистана. В 70-80 года

 он совершил около десяти походов против этих государств, в результате

которых их самостоятельности был нанесен удар. Степные территории

формально не были присоединены к империи Тимура, но Южный Казахстан

с городами Сыгнак, Отрар, Сауран, Ясы, Сайрам были потеряны. На престол в

Сыганаке в Ак Орде был возведен ставленник Тимура Тохтамыш, который захватил

столицу Золотой Орды — Сарай и попытался освободиться от опеки Тимура,

но в результате походов Тимура в 1395 году он был разбит и низвергнут с престола.

К концу жизни Тимура его держава включала в себя Мавераннахр,

Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, часть Индии. Зимой

1404-1405 г. он выступил с походом на Китай через Южный Казахстан, но в

феврале 1405 г. умер в Отраре.

В 1428 году в Ак Орде стал править Шайбанид Абулхайр, который правил

40 лет, создав свое ханство, простиравшееся от Яика на западе до Балхаша на

востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения

Тобола и Иртыша на севере. Столицей ханства был Сыгнак.

После распада Золотой Орды к середине XV века возникло самостоятельное государство на территории Западного Казахстана — Ногайская Орда(первоначальное название Мангытский юрт). Обособление Ногайской Орды как полунезависимого владения началось при Едыге, который правил в Золотой Орде(1396-1411 г.). Окончательно она обособилась при сыне Едыге Нур ад-Дине(1426-1440).

       В 20-60-х годах XV века также возникли Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское ханства.

 

РАЗДЕЛ II.КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV-XVII ВЕКАХ

 

Тема 5. Образование казахского ханства


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!