Арабский период (670 – 1574 годы)



История Туниса. Допунический период. Карфаген и Рим. Период вандалов и византийцев.

 На полуострове Кап Бон около города Келибия были найдены каменные инструменты, датируемые 20 000 лет до нашей эры. Считается, что именно в этот момент на территории современного Туниса появились первые люди. Первая культура здесь сформировалась около 10 000 года до нашей эры (эпоха мезолита). Эту культуру историки назвали Кэпзиан в честь города Гафса, около которого найдены каменные лезвия, инструменты и фигурки. В Тунисе найдены произведения живописи на камне Сахары – это наскальные рисунки, такие находят по всей территории пустыни Сахара. На рисунках изображены сцены охоты, охотники с оружием и в масках, их добыча – буйволы, слоны, ослы, дикие лошади, бараны и другие животные. Точно неизвестно, принадлежат эти рисунки прото-берберам или чернокожим африканским народам, мигрировавшим в Тунис с юга. Около 5000 лет до нашей эры сложилась ранняя берберская культура.

 Легендарная царица берберов по имени Тин-Хинан. Она считается родоначальницей племени туарегов, это по их имени назван внедорожник фирмы Volkswagen. Еще она прославилась тем, что убивала всех сватающихся к ней. Берберы – народ суровый. Местные берберы уже занимались земледелием, выращивали пшеницу, ячмень, горох и другие бобовые. Они приручали животных, разводили овец, коз и крупный рогатый скот. Появляется первая керамика – тарелки, большие блюда, кубки и чаши. В те времена берберы еще не использовали гончарный круг, который позже привезли в Тунис финикийцы. Берберская керамика была примитивной, но это было начало формирования гончарного искусства Туниса. У берберов уже сформировалась сложная культура погребения и зачатки религии. Именно из погребений древних берберов археологи достают доказательства их культурного развития – керамику, обработанные каменные наконечники стрел, обрывки тканей. Религия древних берберов никак не задокументирована, о ней мы можем только догадываться, опираясь на находки из погребений. Берберы поклонялись силам природы, обожествляли водоемы, камни, скалы. Культовыми символами силы и мужского начала были животные – лев, бык, баран. Культовыми символами женского начала были морские раковины. В берберской культуре были распространены фаллические символы, предположительно, защищающие от сглаза. На ранних мозаиках и рисунках берберов часто встречаются рыбы, значение этого символа точно не разгадано.

 Пунический период (814 – 146 года днэ).

 Около 1000 лет до нашей эры, области Финикия и Греция испытывали небывалый экономический рост. Население быстро росло, что вызвало волну колонизации. Финикийцы и греки были умелыми мореплавателями и торговцами, они начали основывать колонии по всему Средиземноморью. В Тунис первыми пришли финикийцы, греки опоздали, единственной их крупной колонией стал город Неополис на месте современного города Набель. Финикийцы основывают колонии и торговые посты с 11 по 8 века днэ. Колония Карфаген (на картинке слева) была основана относительно поздно – в 814 году днэ, такую дату дает нам древнегреческий историк Тимей из Тавромения. Римские историки Гай Саллюстий Крисп и Плиний Старший настаивают на более ранних датах – “за несколько сотен лет до остальных финикийских колоний”, но их версия пока не имеет археологических подтверждений. Название “Карфаген” с финикийского переводится как “Новый город”. С основанием города связана интересная легенда.

Легенда об основании Карфагена.

 Финикийский текст этой легенды не сохранился, мы вынуждены опираться на римские источники. Королева Дидона из города Тир была вынуждена бежать, спасаясь от врагов при дворе и дворцовых интриг. С флотом кораблей она поплыла на запад. Подробно эту историю нам поведал римский историк Гней Помпей Трог. По другим версиям Дидона была не королевой Тира, а принцессой, далее мы будем называть ее именно так. Прибыв в Тунис, принцесса Дидона решила основать город, но местные берберы были явно против. Они согласились продать Дидоне землю для города, но сказали, что отдадут столько земли, сколько “уместится в одной бычьей шкуре”. Дидона поступила хитро, она порезала шкуру на узкие полоски, связала эти полоски между собой и опоясала холм Бирса, именно с него для туристов начинается экскурсия в Карфаген. Берберы были вынуждены отдать холм Дидоне, с этого холма начался Карфаген. Эту легенду пересказывает нам древнеримский поэт Вергилий в своей поэме Энеида.

 Карфаген и Рим.

 За несколько столетий Карфаген стал самой крупной колонией и полностью независимым государством. В государство Карфаген вошли почти все другие финикийские колонии в Северной Африке, Испании, на островах Сицилия, Сардиния и Корсика. Карфаген стал самой сильной державой в западной части Средиземного моря. В 6 веке днэ Карфаген сталкивается с Римом, заключается первый договор о торговле в 509 году днэ. Однако, конфликты интересов Рима и Карфагена с годами только множились. В 264 году днэ началась Первая Пуническая война. Первая Пуническая война (264-241 годы днэ) разгорелась за остров Сицилия. Карфаген имел более сильный флот, но по качеству и размерам сухопутной армии сильнее был Рим. В ходе войны римляне захватили финикийский боевой корабль и построили свой флот таких же кораблей. Рим выиграл вначале главную морскую битву, а потом наземные сражения на Сицилии и Сардинии.

Карфаген проиграл, но не был сломлен. Противники восстановили силы, отдохнули, и в 218 году началась Вторая Пуническая война (218-201 годы днэ). Карфагенский генерал Ганнибал Барка перешел через Альпы из Испании в Италию и нанес несколько поражений римским легионам. Некоторые города Италии перешли на сторону Ганнибала, в частности, Помпеи. Казалось, Рим сейчас падет, но римляне имели гигантский мобилизационный потенциал, на каждый разгромленный легион они выставляли на поле боя новый. Ганнибал не решился брать штурмом Рим, а римляне воспользовались его нерешительностью и высадили армию рядом с Карфагеном. Ганнибал вынужден был вернуться из Италии обратно в Тунис, он потерял все свои достижения в Италии. Финальное сражение Второй Пунической войны – битва при Заме состоялась в 202 году днэ. Римляне под командованием Сципиона Африканского разгромили армию Карфагена.

Итоги войны были для Карфагена неутешительными – обязательства выплаты огромной контрибуции, потеря всех земель, кроме прилегающий непосредственно к городу Карфаген. Римлян очень волновала опасность возрождения Карфагена, хотя объективно никаких шансов вернуть былое величие у карфагян не было. Катон Старший каждое свое выступление в сенате заканчивал фразой “и еще я считаю, что Карфаген должен быть уничтожен”. В 149 году началась Третья Пуническая война (149-146 годы днэ), хотя словом “война” это действо назвать сложно, больше подойдет слово “истребление”. Римляне высадились в Тунисе и взяли город Карфаген в осаду. Три года римляне осаждали город. В учебниках истории пишут о героической обороне Карфагена, но это не совсем так. Римляне долго осаждали город из-за административных проволочек. Армией командовал один из консулов Рима, а консула избирали на один год. Консул вступал в должность, прибывал на место осады, разбирался в ситуации, наводил хотя бы какой-то порядок в войсках и ….. подходило время возвращаться обратно, так как срок полномочий заканчивался. Вдобавок, часть солдат были крестьянами, им периодически приходилось возвращаться обратно для сева и сбора урожая. В 146 году в армию прибыл консул Сципион Эмилиан, он навел порядок в войсках и повел армию на штурм. Что творилось в лагере римских войск в момент его прибытия, мы даже описывать не будем, эту статью могут читать дети. Карфаген был взят и разграблен, его жители убиты или взяты в рабство. Римляне разрушили все строения в Карфагене, а землю засыпали солью, чтобы в этой земле ничего больше не росло. К слову, посыпание солью было символическим, это скорее красивые слова. Соль в то время была безумно дорогой.

Итоги Пунического периода.

 Современные тунисцы и сейчас с ностальгией вспоминают эпоху Карфагена, когда их город был центром культурного мира и владел половиной Средиземноморья. Имя города и его знаменитых генералов и сейчас активно используется. Вспомним парк аттракционов Carthage Land на курорте Ясмин Хаммамет. Царица Дидона изображена на монетах тунисского динара. Множество отелей названо в честь Ганнибала, Гаструбала и Гамелькара.

 В результате победы Рима, земли современного Туниса на столетия оказались провинциальными и подчиненными другим империям. Римляне не только разрушили сам Карфаген, но и планомерно уничтожали пуническую культуру. Большинство пунических городов на территории современного Туниса были разграблены, оккупированы римлянами и впоследствии перестроены. Сейчас мы имеем только один пунический город, который жители бросили еще до прихода римлян, и он оказался нетронутым. Это город Керкуан недалеко от курорта Хаммамет. Единственное целое пуническое здание археологи нашли в городе Дугга. Артефактов пунического периода даже в тунисских музеях почти не найти.

Римский период (146 днэ – 439 нэ).

 Римляне прошлись огнем и мечом по всему Тунису, опустошая пунические города, грабя и порабощая население. Однако, некоторые города остались нетронутыми, например, город Хадрим на месте современного курорта Сусс еще до осады Карфагена перешел на сторону римлян. Римляне начали активную колонизацию территории Туниса, у них была в этом острая необходимость. Римские солдаты получали пахотные земли в качестве награды за службу, а земли в Италии кончались, нужен был новый источник земли. Большинство городов в Тунисе заселили римляне. Вначале столицей провинции была Утика. Потом император Октавиан Август приказал построить новый большой город на месте Карфагена, и этот город стал новой столицей провинции.

 В 46-47 годах здесь состоялись важные битвы гражданской войны между Цезарем и Помпеем. Цезарь победил, а Помпей бежал в Египет, где его убили. В Римский период земли Туниса процветали. Вспомним хотя бы тот факт, что третий по размерам амфитеатр в Римской империи находился на месте города Эль-Джем, по размеру и вместимости зрителей он уступал только Колизею в Риме и арене города Капуя. Богатство жителей провинции сейчас можно оценить по роскоши в их домах. Археологи нашли в Тунисе сотни больших мозаик, которые сейчас можно посмотреть в столице страны в музее Бардо. Тунис быстро перестроил свое сельское хозяйство с выращивания злаковых на оливки. Регион стал крупнейшим поставщиком оливкового масла по всей Римской империи. Когда в Риме власти организовали бесплатную раздачу масла, потребление выросло до астрономических размеров, а с ним выросло богатство тунисцев. Кроме масла, города получали огромные прибыли от торговли, ведь Тунис стал транспортным узлом в торговле между центральной Африкой и Средиземноморьем. Остров Джерба и порт на месте современного Зарзиса стали главными перевалочными пунктами в торговле слоновой костью, чернокожими рабами, специями и благовониями.

В политической борьбе в Римской империи африканцы принимали участие редко. Можно вспомнить только 238 год – год шести императоров, когда провинция Африка выдвигала своего претендента на трон, но ничего хорошего из этого не вышло. Войска, верные императору Максимину Траксу подавили восстание, многие города были уничтожены, включая Тиздр и Удну. Жители провинции предпочитали богатеть и наслаждаться жизнью, а не воевать и плести интриги. Такая невоинственность сыграла им плохую службу.

Завоевание и королевство вандалов (439 – 534 годы).

 Миролюбивость не пошла на пользу, в 439 году нашей эры территорию Туниса завоевывают германские племена вандалов под предводительством вождя Гейзериха. Вандалы старались не вмешиваться в экономику и социальную сферу, их больше интересовали походы, битвы и набеги. Тунис жил своей жизнью по римским законом, а вандалы пользовались страной как экономической базой для военных походов.

Византийский период (534 – 670 годы).

 В 534 году армия Византийской империи под командованием генерала Белизариуса разгромила вандалов и присоединила территорию Туниса к империи. Византийцы держались прибрежных городов, их влияние не распространялось вглубь страны. На побережье управляли византийцы, в глубине берберы жили своей жизнью. По сути, долгое время страна находилась в состоянии затяжной и вялотекущей гражданской войны. К моменту прихода в Тунис арабов в 670 году оказывать сопротивление было просто некому.

Источник: http://jj-tours.ru/articles/tunis-istoria.html

Арабский период (670 – 1574 годы)

 В каком-то смысле этот период длится до нынешнего момента, ведь большая часть населения страны сейчас – это арабы. Арабский период принято отсчитывать с 670 года (второй поход арабов в Тунис) и заканчивать 1574 годом, когда эти земли вошли в состав Османской империи. Арабское завоевание Туниса (647 – 705 годы) О походах арабов и покорении Туниса в популярных статьях пишут мало, а зря, ведь тема чрезвычайно интересная. Завоевание длилось более 50 лет и проходило в три этапа. Это было самое кровавое время в истории страны. До прихода арабов, большая часть населения Туниса была римской и греческой, а после покорения греков и римлян почти не осталось. Население города Карфаген в Византийский период оценивалось примерно в 300 000 человек, после взятия города арабами население стало равно 0, то есть, город перестал существовать. Количество погибших и увезенных в рабство оценивается приблизительно в 2-3 миллиона человек. Это была одна из крупнейших гуманитарных катастроф Средневековья.

Первый поход арабов (647 год).

 Арабская армия двигалась на запад из Египта. В 647 году арабы вошли на территорию Туниса. Для них это была скорее разведка боем, чем полноценное вторжение. Наместник Византийской империи по имени Григорий Патрикий воспользовался ситуацией арабской угрозы, объявил себя императором, перенес столицу вглубь континента в город Суфетула и собрал армию для сражения с арабами. Григорий Патрикий даже обещал свою дочь в жены тому, кто убьет в бою арабского командующего. Битву выиграли арабы, дочь новоиспеченного императора досталась командующему арабов - Абдулле ибн Зубайру. Григорий Патрикий погиб в сражении, судя по арабским летописям, Абдулла ибн Зубайр сразил его в бою лично. Арабы осадили город Суфетула, взяли его приступом и разграбили. Новый византийский наместник и берберы предложили арабам откуп. Арабы согласились, полноценное завоевание тогда в их планы не входило. Размеры откупа и награбленного были потрясающими – 3 тысячи динаров для конного и 1 тысяча динаров для пешего солдата арабской армии. Арабы вернулись обратно в Египет богачами.

Второй поход арабов (670 год).

 Арабское завоевание Северной Африки прервалось на некоторое время. В 656 году был убит халиф Усман, началась гражданская война между арабами. С 661 года ситуация начинает стабилизироваться с приходом к власти династии Омейядов. В 665 году начался новый поход, арабская армия насчитывала 40 000 солдат под командованием генерала Укба ибн Нафи. К 670 году армия достигла территории Туниса. На этот раз намерения были серьезными. Арабы разбили византийскую армию и основали город Кайруан, создали себе базу для покорения страны. Далее арабские войска планомерно покоряли греческие города и берберские племена Туниса. Вероятно, этот процесс был для Укба ибн Нафи не очень интересным. Покорив только часть страны, он двинулся со своей армией дальше на запад в Алжир и Марокко. В отсутствии сильной арабской армии, в стране вспыхнули восстания. Восставших поддержали из Константинополя – византийцы прислали армию. Арабов разбили в битве при Бискре, генерал Укба ибн Нафи был убит. На этом вторая попытка завоевания кончилась неудачей.

Третий поход арабов (698 год).

 И снова в центре Арабского халифата обострилась борьба за власть. В 680 году умер халиф Муавия, за следующие пять лет сменилось четыре халифа. Только к 692 году ситуация нормализовалась, когда войска халифа Абдул-Малика взяли Мекку и убили Абдуллаха ибн аз-Зубайра – главного политического оппонента рода Омейядов. Восстановив порядок в халифате, Омейяды решили продолжить завоевание Северной Африки. В 698 году армия из 40 000 человек под командованием Хасана ибн аль-Нумана вторглась в Тунис. Арабы быстро завладели внутренними областями, но побережье пока не трогали. Они подступили к Карфагену. В тот момент европейские страны уже осознали арабскую угрозу. Карфаген защищали “всем миром”, здесь собрались ополченцы из числа беженцев из Триполи, солдаты из Константинополя, вестготские воины из Испании, а бухту защищали корабли с Сицилии. Арабам пришлось отступить. Но уже в следующем году они снова подошли к Карфагену. На этот раз арабы подготовились лучше и взяли город. Следующим они разграбили город Утика. Дальше планомерно брали и грабили все крупные города. И даже после взятия всех крупных городов, арабское завоевание Туниса не закончилось. Через несколько лет после взятия Карфагена восстание подняли берберы. Арабам пришлось отсиживаться в городах и ждать подкрепления из халифата. Завоевание закончилось только в 705 году, оно длилось с 647 по 705 годы – 58 лет.

Итоги арабского завоевания.

 Земли Туниса изменились до неузнаваемости. Богатые и густонаселенные прибрежные города перестали существовать. Римляне и греки или смогли иммигрировать из страны, или были истреблены, или попали в рабство. По сообщениям Муса бин Нусейра, назначенного арабским наместником, в рабство попало 300 000 человек. Новые города основывали уже арабы. Карфаген был полностью разрушен, а его строения послужили источником стройматериалов. На месте Карфагена арабы обосновали военно-морскую базу Тунис, впоследствии разросшуюся до большого города. Однако, некоторые народы завоевание не затронуло. Берберы так и остались жить в пустынях, еврейские общины сохранились.

 В составе Арабского халифата при Омейядах и Аббасидах (705 – 800 годы).

 В Тунисе строилось новое мусульманское общество и государство. Основывались новые города, сейчас известны как популярные курорты, это Сусс и Хаммамет, строится первая версия медины города Тунис. Около 750 года в Марокко вспыхнуло восстание берберов, которое было подавлено, но дестабилизировало обстановку во всем Магрибе. Фактически, к 750 году власть Арабского халифата из Дамаска уже не управляла Тунисом. В 750 году халифат Омейядов перестал существовать. Возникла новая династия Аббасидов со столицей в Багдаде, но и она не смогла взять контроль над Тунисом. Чиновники из Багдада пытались навязать свои порядки тунисцам, но только раздражали людей. В стране уже сложилась местная элита, которая не приемлила указов халифа и его администрации.

Династия Аглабидов (800-909 годы) Ибрагим ибн аль-Аглаб был талантливым управленцем, политиком и военачальником. Он командовал хорошо обученными войсками, восстановил порядок на землях Туниса и в 800 году отправил халифу Гарун аль-Рашиду в Багдад предложение назначить его полноценным наместником Ифрикии (под этим термином тогда имели в виду Тунис и прилегающие территории Ливии на востоке и Алжира на западе) с титулом эмира и правом наследования титула и должности. Фактически, он попросил корону Туниса. Халиф неохотно согласился, выбора у него не было, ведь Тунис уже давно вышел из-под контроля Арабского халифата.

С 800 до 909 года Ибрагим и его потомки правили страной, они вошли в историю как династия Аглабидов. Это была эпоха расцвета, города стремительно росли, торговля процветала. Город Кайруан стал политическим и культурным центром всего Магриба, его Большая Мечеть на фото слева. Возводились новые города, которые сейчас хорошо известны туристам – Набель, Сфакс, Монастир. В городе Тунис построена мечеть Зайтуна и университет Эз-Зитоуна, в Кайруане возводится “Мечеть Трех Дверей”. Были и серьезные военные успехи. В 831 году армия арабов захватила Сицилию, основав на острове мусульманское государство. В 846 году очередной набег арабы сделали на Рим, разграбив город. Однако, внутри страны Аглабидов любили не все. Высшее руководство армии считало власть династии нелегитимной.

 В 824-826 годах в армии вспыхнуло восстание, которое удалось подавить только при помощи берберов и чернокожих солдат-рабов. Вышеупомянутый поход на Сицилию имел своей целью успокоить военную оппозицию, а не захватить новые земли. Духовенство было недовольно Аглабидами. Эмирам предъявлялись претензии в слишком распутном образе жизни, не соответствующем нормам ислама. Например, критиковалось их пристрастие к вину. Духовенство было недовольно слишком тесными связями правителей с берберами. В 903 году 11-й и последний эмир Зиадат Аллах III приказал казнить своих братьев и дядей, так как боялся за свою жизнь, ведь его отец погиб от рук наемного убийцы. Фактически, династия самоликвидировалась. Сам Зиадат Аллах III потерял уважение народа, военных и духовенства. Его поражение было лишь вопросом времени.

 Династия Фатимидов (909 – 1171 годы).

 Недовольство Аглабидами дало богатую почву для восстаний и прихода новой власти в стране. Абу Абдаллахом возглавил восстание недовольных исмаилитов (приверженцы шиитской ветви ислама под названием “исмаилизм”). В 909 году восставшие взяли Кайруан, а Абу Абдаллах провозгласил себя халифом и взял имя Эль-Махди. Он провозглашал, что его род ведет начало от Фатимы Захры – дочери пророка Мохаммеда, отсюда и название династии. Эль-Махди строит новый город, куда переносит столицу. Это известный сейчас курорт и город Махдия. На фото справа главные ворота Махдии, называются Скифа Кахла, они давно стали одним из символов архитектуры Магриба и страны Тунис. Тунис не был целью для Эль-Махди, он мечтал завоевать все территории Арабского халифата. Тунис он использовал как базу для вторжения в Египет. В 914 и 919 годах его армия брала Александрию, но войска Аббасидов оба раза наносили ему поражение. Только в 969 году 4-й халиф Аль-Муизз Лидиниллах смог завоевать Египет, он основал город Каир. Халиф Аль-Муизз переехал в Египет, перенес столицу туда. Тунис уже не волновал династию Фатимидов. Власть в стране они делегировали берберу Буллугину ибн Зири. Правление рода Зиридов (972 – 1160 годы) Это очень сложный период в истории Туниса. Он начался с процветания и военных успехов при Буллугине ибн Зири, продолжился экономическим спадом при его потомках и закончился выходом страны из Фатимидского халифата. Буллугин ибн Зири крепко держал власть, несколько его походов на запад кончились успехами. При его потомках Тунис процветал, но начался экономический кризис. Резко упал спрос на товары из Африки. Тунис много получал от транзитной торговли африканскими товарами: слоновая кость, благовония, красители, рабы. Но в Европе потребление этих товаров снижалось, вдобавок другие страны Магриба развивали транзитную торговлю через свои порты. На море тунисских торговцев начали теснить торговцы из Генуи, Пизы и других итальянских городов. В 1048 году правитель Шараф ад-Давла аль-Муизз ибн Бадис объявил о независимости от шиитского халифата Фатимидов и верности суннитскому халифату Аббасидов в Багдаде.

 Это был не только политический, но и религиозные переход с очень серьезными последствиями, тысячи шиитов были казнены. Фатимиды в ответ санкционировали миграцию в Тунис арабских племен Бану Хилал, которые в решающем сражении в 1057 году победили войска Зиридов и разграбили Кайруан. Если до прихода племен Бану Хилал население Туниса было большей часть берберским, то после оно стало арабским. Период расселения арабов Бану Хилал по стране закончил не только исламизацию, но и арабизацию Туниса. Следующие 100 лет Тунис жил в политической нестабильности, пока страна не попала под власть Альмохадов.

 Династия Альмохадов (1160 – 1229 годы).

 Движение Альмохадов родилось на юге Марокко, основатель – богослов Мухаммад ибн Тумарт. Движение Альмохадов завоевало Марокко, часть Испании, Алжир. Халиф Абд аль-Мумин прибыл в Тунис, где ситуация была удручающей. К политической нестабильности прибавилась другая беда, норманцы с Сицилии захватили большинство прибрежных городов страны – Махдию, Сфакс, Габес и весь остров Джерба. К 1160 году Альмохады полностью вытеснили христиан из Туниса, страна стала частью халифата Альмохадов. Эти годы в истории страны характеризуются относительным благополучием. В 1180-х годах ганиды с Балеарских островов завоевали часть страны. Династия Хафсидов (1129 – 1574 годы) У Махаммеда ибн Тумата было десять ближайших последователей, с которыми он совместно принимал решения. Одним из этих десяти был Абу Хафс Умар Анти, он был храбрым воином, был ранен в битве при Марракеше в 1130 году. Его дети и внуки занимали высокие должности в халифате Альмохадов. Внук Абу Закария был назначен губернатором Габеса, а потом в 1226 году стал губернатором города Тунис. В 1229 году во время очередного мятежа он объявил о независимости. Он быстро подчинил себе всю территорию Туниса и часть соседних Алжира и Ливии. Династия сменилась, но в стране мало что поменялось. Хафсиды сохранили структуру власти, принятую при Альмохадах. Правление Хафсидов – это эпоха процветания страны, войны были редкими.

 В 1270 году в районе города Тунис высадились крестоносцы 8-го Крестового похода во главе с королем Франции Людовиком IX. Но крупных сражений не случилось, в лагере крестоносцев разразилась эпидемия, на чем 8-й Крестовый поход закончился.

В начале правления династии Хафсидов с запада Тунису угрожали правители Марокко из династии Маринидов. Дважды марокканцы брали город Тунис в 1347 и 1357 годах, и дважды тунисцы отбивали город обратно. Тунис процветал на доходах от транзитной торговли между Европой и “черной” Африкой. Халифы Хафсиды наладили работу таможни и портовых служб. С каждого проходящего через порты груза взимался налог от 5 до 10% от стоимости. Эти грузы организовано хранились на государственных складах в опломбированном виде, пока не были погружены на корабль. Оформлением, учетом и контролем занимался многочисленный бюрократический аппарат. По воспоминаниям очевидцев, полное оформление грузов в тунисских портах в ту эпоху занимало всего два дня. Даже по нынешним меркам это очень быстро. В таможне служили только шарифы (люди благородного происхождения).

В эпоху Хафсидов происходит массовая иммиграция мусульман из Испании. Христиане теснили мусульман, эта большая война вошла в историю под названием Реконкиста. Война завершилась только в 1492 году с падением Гранады. Мусульмане массового уезжали в страны Магриба. Вместе с мусульманами бежали и евреи, христиане Европы были очень нетерпимы ко всем религиям. Многие иммигранты предпочли Тунис другим странам Магриба, обогатив тунисские стили архитектуры, керамики и музыки. К слову, еврейские диаспоры живут в Тунисе очень давно, первые евреи приехали на остров Джерба еще в 6 веке д.н.э. Они построили синагогу Эль-Гриба, которая сейчас претендует на звание самой древней сохранившейся синагоги в мире. В одной из семей таких иммигрантов родился мальчик – будущий великий философ, историк и социолог, гордость Туниса и тунисцев, который для них значим примерно так же, как для нас Менделеев. Его зовут Ибн Хальдун, его статую туристы смотрят в городе Тунис на Авеню Хабиба Бургибы.

Источник: http://jj-tours.ru/articles/tunis-istoria.html


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!