Вотчинная форма собственности.



Собственность лица не являющегося конкретно производителем. Взимает с крестьян ренту. Возникает в 11 веке (традиции княж. пожалований дружине).Виды вотчин:

от характера субъекта : дворцовые, государственные, церковные, частновладельческие.

Способы приобретения: родовые, выслуженные, купленные.

Практически все категории свободного населения на руси владели вотчинами или черными землями на праве, максимально приближенным к вотчинному. Только в Москов. гос-ве обладание вотчиной становится привилегией ограниченного класса служивых людей.

-Дворцовые вотчины формировались из ещё не освоенных никем земель или из части земельных феодов князей

-церковные – владелец церковь(юр лицо) в виде монастырей, епископской и митрополитской кафедр.. Появилась в 11 веке, усилилась в 13 веке, к 16 веку имела 1/3 всех вотчинных земель – финансово и экономически независимых от государства.

необходимость управлять гигантскими территориями с массой людей.


 

 

11. Русская государственность в удельный период.

Феодальная раздробленность

 

Тенденции классической раздробленности коснулись лишь Владимиро-Суздальского княжества. Появляются так же Новгородское и Галицко-Волынское княжества. Во всех трех частях возникли разные политические режимы.

 

Галицко-Волынское княжество

Общественный строй Галицко-волынского княжества отличался сильными олигархическими позициями основной группы феодалов - боярства, сформировавшегося в основном из местных землевладельцев. ( В Киевском княжестве - в основном из дружинников).

Она была мало связана с княжеским двором и княжеской власти относилась зачастую враждебно.

 

К господствующему классу следует также отнести церковную знать: архиепископов, епископов, игуменов, т. к. они осуществляли управление обширными земельными владениями и крестьянами.

Крестьяне (смерды) с ростом крупного землевладения попадали под власть феодала и теряли независимость. Сократилась численность крестьян-общинников. Зависимые крестьяне, населявшие феодальные земли, находились на оброке того, несли обязанности перед феодальным государством.

Городское население в Галицко-волынском княжестве было многочисленно, т.к. не было крупных центров таких, как Киев или Новгород. Городская знать была заинтересована в укреплении княжеской власти.

Торгово- ремесленная верхушка называлась "мужики городские" и "местичи".

Существовали купеческие объединения - "гречники", "чудинци" и др. Ремесленный люд объединялся в "улицы", "ряды", "сотни" и "братчины". Эти объединения имели старост и свою казну.

Государственный строй княжества имел свои особенности. Высшими органами Галицко-Волынской Руси сохранилось, но числено сократилось, т.к. часть из холопов была посажена на землю, которая слилась с крестьянством.

Высшими органами Галицко- Волынской земли были князь и совет при нем ивине. Княжеской власти был противопоставлен боярский совет, который существенно влиял на внешнюю и внутреннюю политику.

Бояре по своему усмотрению приглашали и изгоняли князей. Такая власть князя не могла быть сильной.

Функции князя были те же, что и в Древнерусском государстве. Вопросы государственного управления и суда он решал с помощью совета, состоявшего из представителей княжеского двора, боярства, городской верхушки духовенства.

Вече не играло большой роли ввиду малочисленности городского населения.

Государственный аппарат сформироваться в виде дворцово-вотчинной системы управления и был типичным для этого периода.

Основу войск составляло дружина (профессиональная) и ополчение из смердов и горожан.

В Галицко-Волынском княжестве сохранилась система права Древнерусского государства. Источником права была "Русская правда".

 

Владимиро-Суздальская Русь. Особенностью общественного строя Владимирской земли являлось то, что феодальные отношения здесь начались складываться позже, чем в других землях. Поэтому позиции местных бояр были слабее, чем феодальной знати, сформировавшейся из княжеской дружины.

Исключение составляло сильное местное ростовское боярство. Боярами называли только верхушку феодальной знати, остальные носили название "слуг вольных". И те и другие являлись вассалами своих князей, и по их зову должны были прибыть со своими ополчениями.

В памятниках истории упоминаются "дети боярские" - это или измельчавшие боярские фамилии или младшие княжеские и боярские дружинники.

В этот период сформировался еще один разряд слуг - дворян. Эта социальная группа образовалась из дворцовых людей, выполнявших определенные обязанности по управлению княжеским хозяйством. Со временем дворяне начали нести военную службу при князе. Дворяне, в отличии от бояр, не имели права переходить от одного князя к другому.

Важную роль в общественно-политической жизни Владимирской земли играла верхушка духовенства: митрополиты и епископы.

В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковь содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа.

Крестьяне постепенно попадали под власть феодалов, т.к. общинные земли захватывались феодалами или церковью. Для Владимирской земли это было особенно характерно. Основной формой эксплуатации был оброк.

"Страдники" или "страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.

Во Владимирской земле постепенно перестали употреблять термин смерд, закуп, изгой, общими названиями сельского населения применяются термины: сироты, христиане, а затем и крестьяне.

Городское население состояло из:

* торгово-ремесленной верхушки, стремящейся освободиться от боярского влияния и поддерживающей великокняжескую власть,

* "лучших" людей -верхнего слоя городского населения,

* "молодших" или " черных" людей, так назывались нижние слои торгово-ремесленного люда города.

Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII вв. до прихода к власти Всеволода представлял собой раннефеодальную монархию.

В XIII- XIV вв. отношения удельных князей и великого князя были основаны на принципе сюзеренитета-вассалитета. Со временем самостоятельность удельных князей росла, и они превратились в мало зависимых от великого князя феодалов. Некоторые присваивали себе даже титул "великих князей".

 

Такие города, как Москва, Суздаль, Ярославль, Пере Ярославль, Ростов превратились в центры крупных относительно самостоятельных феодальных образований.

Великий князь во Владимирском княжестве осуществлял верховную власть и был собственником земли, т.е. был сюзереном на всей территории государства. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть.

В княжеский совет при нем входили представители феодальной знати служилые бояре. Владимирский князь при осуществлении государственной власти и управлении опирался на дружину.

Вече существовало на начальном этапе становления Ростово-суздальского княжества. С усилием великокняжеской власти утратило свои позиции и прекратило свое существование с началом монголо-татарского нашествия.

Как и во всех княжествах и чрезвычайных случаях созывались феодальные съезды. Съезды созывал великий князь. Они приобретали особо важное значение в период обострения внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Например, в период борьбы с ростово-суздальским боярством или монголо-татарским нашествием.

В этот период получила развитие дворцово-вотчинная система управления. При князе создавалась система дворцовых органов, во главе которых стоял "дворецкий".

Местное управление осуществлялась наместниками воителями, представителями великокняжеской власти на местах. Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их дохода были налоги и сборы с населения - "корм", отсюда система такого называлась "кормлением".

Вооруженные силы князя составляла дружина, в случае угрозы созывалось ополчение из людей князя, вассалов, бояр и "слуг вольных".

Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала система права, которая была отражена в "Русской правде".

Большинство ее списков было составлено в северо-восточной Руси в этот период, что свидетельствует о том, что нормы "Русской правды" действовали здесь долго.

Составленное в XIII- XIV вв. " Правосудие митрополите" содержит многие нормы "Русской правды".

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!