Список участников эксперимента



Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
Евгения В. Алена С.
Артем М. Андрей П.
Ольга К. Миша Р.
Марина П. Илья С.
Антон К. Полина Г.
Лена Б. Настя С.
Максим С. Рома Б.
Виктор Л. Света Н.
Вера М. Гриша В.
Анна К. Катя Ф.

Анкетирование

На первом этапе была проведена анкета для детей. Ее цель – определение мотивационно – потребностный критерий творческих способностей младших школьников.

Перед началом анкетирования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к экспериментатору нами проводилась беседа. Содержание ее было направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых занятий. В процессе анкетирования нами соблюдалась спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

Анкета состояла из 10 вопросов, на которые ребенок должен был ответить «да» - «нет». Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл, отрицательный – 0 баллов. (См. приложение №1)

Критерии оценивания:

Если результат анкеты равен 8-10 баллам, то уровень мотивации к проявлению творческих способностей высокий, 5-7 баллов – средний уровень, 0 - 4 балла – низкий уровень.

Результаты экспериментального исследования на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группе представлены ниже.

 

Таким образом, высокую готовность к проявлению себя как творческой личности и наличию интереса к творческим видам деятельности продемонстрировали в экспериментальной группе 2 человека (20%), в контрольной группе 3 человека (30%). В экспериментальной и контрольной группах, где низкий уровень соответственно 30% и 10%, учащиеся задавали дополнительные вопросы в ходе выполнения задания, использовали подсказку учителя.

Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов)

Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов. (См. приложение №2)

Анализ результатов анкетирования родителей дает возможность говорить, о том, что родители иногда склоны преувеличивать способности своих детей. Учителю и родителям необходимо целенаправленно развивать творческий потенциал у детей младшего школьного возраста.

Анализируя вышесказанное, мы делаем вывод, что правильно подобранные программы, работа в сотрудничестве между учеником и учителем, доброжелательная обстановка и интерес обучаемых к творческой деятельности – способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников.

2. Разработка и апробирование заданий. На втором этапе использовалась методика для творческого развития детей младшего школьного возраста.

Цели:

1. Исследование уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности;

2. Выявление уровня развития творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности.

Задание 1. Композиционное творчество. Импровизация «Грезы» (музыка П.И. Чайковского «Сладкая греза» «Детский альбом»).

Инструкция: Необыкновенная музыка, очень красивая. Детям предлагают закрыть глаза и немного помечтать. После просушивания музыки дети делятся впечатлениями. Затем им предлагают оживит свои фантазии, создать выразительный, пластичный, красивый танец. Дети импровизируют свои мечты под музыку, изображают что увидели и почувствовали.

Критерии оценки:

Творческие проявления.

2 балла – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения;

1 балл - затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку;

0 баллов – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.

Результаты исследования композиционного творчества испытуемых ЭГ:

Ф.И. Творческие проявления (баллы)
Евгения В. 2
Артем М. 1
Ольга К. 2
Марина П. 1
Антон К. 2
Лена Б. 2
Максим С. 1
Виктор Л. 1
Вера М. 2
Анна К. 2

Результаты исследования композиционного творчества испытуемых КГ:

Ф.И. Творческие проявления (баллы)
Алена С. 1
Андрей П. 2
Миша Р. 1
Илья С. 1
Полина Г. 2
Настя С. 2
Рома Б. 2
Света Н. 1
Гриша В. 2
Катя Ф. 1

Выявление уровня развития творческих способностей детей в пении.

Задание 2. Вопросно-ответные интонации.

Инструкция: «Сейчас мы будем задавать друг другу музыкальные вопросы, а затем отвечать на них. Ты согласен? Тогда можно, я начну?»

Педагог пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого - раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации.

Критерии оценки:

2 балла – использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках;

1 балл – использование мелодических оборотов, построенных на 2 звуках;

0 баллов – использование 1 звука или проговаривание.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст.

Инструкция: Педагог спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий текст:

Загорелся в небе круг,
Освещая мир вокруг.
Зайчик солнечный в оконце
Запустило сверху солнце.

Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их пропевает.

Критерии оценки:

2 балла – использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии;

1 балл – использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии;

0 баллов – ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание.

Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей в пении (ЭГ):

Ф.И. Вопросно-ответные интонации баллы Сочинение мелодий на заданный текст баллы Всего
Евгения В. 2 2 4
Артем М. 2 2 4
Ольга К. 2 2 4
Марина П. 2 1 3
Антон К. 2 1 4
Лена Б. 2 2 4
Максим С. 1 1 2
Виктор Л. 1 2 3
Вера М. 1 2 3
Анна К. 2 2 4

Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей в пении (КГ):

Ф.И. Вопросно-ответные интонации баллы Сочинение мелодий на заданный текст баллы Всего
Алена С. 2 1 3
Андрей П. 2 1 3
Миша Р. 2 1 3
Илья С. 2 1 3
Полина Г. 2 1 3
Настя С. 1 2 3
Рома Б. 1 2 3
Света Н. 1 2 3
Гриша В. 1 0 1
Катя Ф. 1 1 2

Задание 3. Сочинение ритмических рисунков.

Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает ритмический рисунок (задаёт вопрос), а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот.

Критерии оценки:

2 балла – оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога;

1 балл – использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога;

0 баллов – копирует ритмические рисунки педагога.

Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах ЭГ:

 

Ф.И. Сочинение ритмических рисунков баллы
Евгения В. 2
Артем М. 2
Ольга К. 2
Марина П. 2
Антон К. 1
Лена Б. 1
Максим С. 1
Виктор Л. 1
Вера М. 2
Анна К. 2

Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах КГ:

Ф.И. Сочинение ритмических рисунков баллы
Алена С. 2
Андрей П. 2
Миша Р. 1
Илья С. 1
Полина Г. 1
Настя С. 2
Рома Б. 2
Света Н. 2
Гриша В. 1
Катя Ф. 1

 

Задание 4. Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения (С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами»)

Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Ходит месяц над лугами» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.

Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.

Критерии оценки:

2 балла – передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании;

1 балл – передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании;

0 баллов – не справляется с заданием.

Примечание: в этом задании оценивается не качество детских рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому восприятию музыки и выражению услышанного в рисунке и рассказывании.

Результаты исследования способности к творческому восприятию музыкального произведения (С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами») испытуемых ЭГ:

Ф.И. баллы
Евгения В. 2
Артем М. 2
Ольга К. 2
Марина П. 1
Антон К. 1
Лена Б. 1
Максим С. 1
Виктор Л. 1
Вера М. 1
Анна К. 2

Результаты исследования способности к творческому восприятию музыкального произведения (С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами») испытуемых КГ:

Ф.И. баллы
Алена С. 2
Андрей П. 2
Миша Р. 1
Илья С. 0
Полина Г. 1
Настя С. 1
Рома Б. 2
Света Н. 1
Гриша В. 1
Катя Ф. 1

 

Все баллы, полученные детьми в процессе выполнения заданий, складываются, выводится общий балл.

Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности:

1. высокий 9-12 баллов;

2. средний 5-8 баллов;

3. низкий 0-4 балл.

Результаты исследования творческих способностей в музыкальной деятельности испытуемых ЭГ:

Ф.И. Уровни (баллы)
Евгения В. Высокий (10)
Артем М. Высокий (9)
Ольга К. Высокий (10)
Марина П. Средний (7)
Антон К. Средний (8)
Лена Б. Средний (8)
Максим С. Средний (5)
Виктор Л. Средний (6)
Вера М. Средний (8)
Анна К. Высокий (10)

Результаты исследования творческих способностей в музыкальной деятельности испытуемых КГ:

Ф.И. Уровни (баллы)
Алена С. Средний (8)
Андрей П. Высокий (9)
Миша Р. Средний (6)
Илья С. Средний (5)
Полина Г. Средний (7)
Настя С. Средний (8)
Рома Б. Высокий (9)
Света Н. Средний (7)
Гриша В. Средний (5)
Катя Ф. Средний (5)

В результате нами было отмечено, что значительная часть детей младшего школьного возраста показала средний уровень творческого развития (см. таблицу 2.1.).

Исследование творческих способностей в музыкальной деятельности Таблица 2.1

Дети

Уровень музыкального интереса и творческого развития

  Низкий Средний Высокий
ЭГ (10) - 60 40
КГ (10) - 80 20

Исходя из данных констатирующего эксперимента мы построили гистограмму (см. рис.2.1)

Проведение констатирующего эксперимента позволило:

1.Оценить творческое развитие детей старшего младшего школьного возраста в музыкальной деятельности;

2.Предложить программу комплексных музыкальных занятий для школьников экспериментальной группы;

3.Разработать методические рекомендации.

 

2.2 Музыкальное творчество младших школьников на уроках музыки.

«Творчество существует везде,

где человек воображает, комбинирует,

создает что-либо новое».

Л. С. Выгодский

Творчество является не только уделом избранных гениев. Большая часть того, что нас окружает, сделана и спроектирована неизвестно кем и в силу быстро изменяющихся к творчеству - задача педагога. Именно педагог своими знаниями и умениями способен показать ребенку на что он способен и кем он сможет стать в жизни. Эти задачи стоят перед каждым педагогом, в том числе и музыкальным педагогом. От того, насколько умело и талантливо будет педагог обучать своих учеников зависит решение этих задач.

Творческий процесс — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. Усилия ученых, изучающих творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучении творчества, продукты которого имеют объективную ценность, т.е. такую, которая оказывает влияние на развитие науки или культуры в целом. Но при этом следует учитывать важность детского субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются три взаимосвязанных направления. Первые из них - обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, знание сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок животных т.п. создает основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

Второе направление знакомит ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмически оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д. (на основе разучиваемого в классе материала).

Третье направление предусматривает овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог: после совместного анализа песни он продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать детям, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут "сочинять" сами. (12. С. 181)

Подготовка учащихся к творческой деятельности имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева, они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие комбинации элементов мелодии возможны. Поэтому решению подобных заданий должно предшествовать освоение поэтического текста, его ритмической структуры, строения мелодии.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников он предлагает им творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила игры и сюжетная подсказка. Игра же создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.

Постепенное усложнение условий игр, их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность ребят. Если вначале игру ведет учитель, то позже - сами учащиеся. Иногда, они придумывают свои игры или переводят обычные игры в музыкальные (например, "Испорченный телефон", "Угадайка" и др.).

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность "автора" выразительно ее повторить.

Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Вначале младшие школьники успешнее справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под музыку и игрой на простейших музыкальных инструментах. Свои "сочинения" (выразительные интонации, ритмическое сопровождение к пьесам, песням, характерные движения) первоклассники обдумывают, совершенствуют, свободно и выразительно повторяют.

Трудности, которые дети испытывают при выполнении творческих заданий в пении (отсутствие координации между слухом и голосом), постепенно устраняются. "Непоющие" дети могут проявлять свои творческие возможности в движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а поющие - ив пении. Главное, чтобы учитель использовал на уроке самые разные по видам деятельности творческие задания.

Так, постепенно усваивая характерные ладовые интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, сочинять характерные мотивы на ступенях, но и музицировать. Например, придумать на звуковысотных инструментах различные по настроению "зовы" птиц: грустный, беспечный, серьезный. При выполнении заданий такого типа ребята учатся понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом и средствами его воплощения.

Эти навыки углубляются в работе над песенным материалом, где также возможны различные творческие задания. Например, сочинить ритмическое сопровождение, вступление, выбрать инструмент, звучание которого соответствует характеру конкретного произведения, и т.д. Во всех случаях дети должны обосновать свой выбор и замысел.

Исполняя простейшие ритмические партитуры, составленные учителем к пьесам для слушания, учащиеся получают представления о средствах музыкальной выразительности (ритме, динамике, темпе), их роли в создании музыкального образа произведения. Эти представления закрепляются в процессе сочинения ими ритмического сопровождения к другим пьесам уже самостоятельно или в сотворчестве с педагогом. Интересными и весьма ценными являются задания, направленные на развитие представлений о жанрах (марш, песня, вальс, полька), музыкальной форме (куплетная, простая двух- и трехчастная, рондо, вариационная).

Разнообразные и систематические творческие задания помогают учащимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами. Так, второклассники с удовольствием сочиняют варианты на тему хорошо знакомой им русской народной песни "Дроздок". Они сочиняют на звуковысотных инструментах два разных по характеру варианта. Например, мелодия одного, подвижная, легкая, исполняется на металлофоне, а другого, протяжная, медленная, - на ксилофоне. Затем к каждой из них дети придумывают двухголосные ритмические партитуры. Образцом творчества для выполнения этого задания является ранее разобранная в классе тема с вариациями на мелодию известной детям песни.

Надо отметить, что детский музыкальный фольклор вызывает большой интерес у учащихся. Так, знакомые им песни "Заинька", "Солнышко" и другие они не только поют, но и подбирают мелодии на металлофоне, ксилофоне. К одним песенкам ребята сочиняют ритмическое сопровождение, к другим играют аккомпанемент, предложенный учителем. К таким песням можно давать два-три варианта сопровождения, каждый из которых исполняют разные группы, что является предпосылкой формирования у детей представлений о принципе вариационности и форме вариаций.

Ученикам III класса даются более сложные задания, которые они выполняют индивидуально. Например, сочинить рондо с ритмическо-шумовым рефреном в характере марша и мелодическими эпизодами: первый - в характере польки, второй - вальса. Ритмическое сопровождение к каждому эпизоду исполняется "автором" на выбранном им инструменте.

Различные по сложности творчества задания необходимо включать в урок систематически с I класса. На музыкальных занятиях важно создавать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все дети должны испытать радость творчества, которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее:

· отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

· использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

· выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии творческих заданий; устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!