Разрушение барьеров (Simasambheda)



 

 Когда вы продолжите развивать эту практику, вы найдете, что ваша Любящая доброта к тем, кого вы уважаете и тем, кто вам дорог, становится тождественной, и вы можете представлять их как один объект. Тогда у вас останутся только четыре объекта для медитации:

 

Вы сам

Люди, которых вы любите,

Люди, к которым вы безразличны,

Люди, которых вы ненавидите.

 

 Вам нужно будет продолжать развивать Любящую доброту к этим четырем группам, пока ум не станет настолько уравновешенным и безразличным что потеряет их границы. Даже если вы и не сможете развить Поглощение на Любящей Доброте к себе самому как объекту практики, вам все еще нужно продолжать включать себя в медитацию, чтобы сломать барьеры между этими четырьмя категориями людей.

 Для этого вам необходимо утвердиться в Четвертой Джхане , например, Осознанности-Дыхания

или Белой Касине. С сильным и ярким светом, развивайте Любящую доброту к себе в течение минуты или хотя бы нескольких секунд. Потом переходите к тому кто вам нравится, кто вам безразличен и тому, кого вы ненавидите, практикуя каждый образ вплоть до третьего Поглощения. Затем снова на короткое время вернитесь к медитации на себя, а потом к остальным трем категориям, в которых теперь уже должны быть другие люди. Не забудьте развивать их с каждой из четырех фраз: «Пусть этот добрый человек освободиться от опасности " и т. д. Каждую из них следует развивать вплоть до Третьей Джханы.

 Таким образом, вы должны каждый раз менять образ человека в каждой из трех категорий: тех кто вам нравится, тех к кому вы безразличны, и тех кого вы ненавидите. Повторяйте это снова и снова, с разными людьми четырех категорий, много раз, так что бы в вашем уме непрерывно развивалась Любящая доброта без каких-либо перерывов и различий. Когда вы можете развивать Любящую доброту к любому живому существу без какого либо различия, вы достигнете состояния которое называется «разрушение барьеров» (simàsambheda). С разрушенными барьерами между категориями и отдельными лицами, вы сможете продолжить медитацию Любящей доброты, методом преподаваемым Преподобным Сарипуттой и записанным в Patisambhidàmagga.

 

Двадцать две категории

 

 

 Метод в Patisambhidàmagga включает двадцать две категории существ, с помощью которых можно развивать свою Любящую-доброту:

 пять неопределенных категорий (anodhiso-pharanà),

 семь определенных категорий (odhiso-pharanà)

 и десять направлений (disà-pharanà).

 

Пять неопределенных категорий:

1. Все существа (sabbe sattà)

2. Все дышащие (sabbe pànà)

3. Все рожденные на свет (sabbe bhutà )

4. Все люди (sabbe puggalà)

5. Все существа (sabbe attabhàvapariyàpannà)

 

Семь определенных категорий:

1. Все женщины (sabbà itthiyo)

2. Все мужчины (sabbe purisà)

3. Все просветленные существа (sabbe ariyà)

4. Все непросвещенные существа (sabbe anariyà)

5. Все дэвы (sabbe devà)

6. Все люди (sabbe manussà)

7. Все существа в низших царствах (sabbe vinipàtikà)

 

Десять направленний:

1. На востоке (puratthimàya disàya)

2. На Западе (pacchimàya disàya )

3. На севере (uttaràya disàya)

4. На юге (dakkhiõàya disàya)

5. На юго-востоке (puratthimàya anudisàya)

6. На северо-западе (pacchimàya anudisàya)

7. На северо-востоке (uttaràya anudisàya)

8. На юго-западе (dakkhinàya anudisàya)

9. Ниже (hetthimàya disàya)

10. Выше (uparimàya disàya)

 

 

Неопределенные и определенные категории

 

 Чтобы развиваться этим способом в медитации Любящей доброты, вам следует опять утвердиться в Четвертой Джхане Белой Касины и практиковать Любящую доброту к себе, тому кого вы уважаете или тому кто вам дорог, к тому кто вам безразличен, и тому кого вы ненавидите, пока не достигнете состояния разрушения барьеров. Затем используйте яркий и сияющий свет, чтобы увидеть всех существ в наивозможно большей области вокруг вас, вокруг здания или монастыря.

 Когда они станут ясными, вы сможете развивать к ним всем Любящую доброту осознавая их через пять неопределенных и семь определенных категорий — в итоге двенадцатью группами. Каждую из них вы должны четырьмя методами пронизывать своей Любящей добротой:

1. Пусть все они освободятся от опасности,

2. Пусть все они освободятся от душевной боли,

3. Пусть все они освободятся от физической боли,

4. Пусть все они будут здоровы и счастливы.

 «Все они» - это в каждом случае ваша одна из двенадцати категорий, все существа, все дэвы и т. д. Таким образом, вы будете распространять Любящую-доброту сорока восьми методами [(7 + 5) х 4].

 Существа каждой категории должны при каждом пожелании быть четко видимыми в свете концентрации и понимания. Например, когда вы распространяете Любящую доброту ко всем женщинам, вам на самом деле следует видеть в свете всех женщин в определенной области. Вы по настоящему должны видеть всех мужчин, дэвов, существ в более низких планах бытия и т. д., в определенной области. Вам следует развить каждое такое пронизывание до Третьего Поглощения, прежде чем двигаться дальше к следующему. Вы должны практиковать таким образом, пока вы не

овладеете пронизывающей Любящей добротой всеми сорока восьми путями.

 После того как вы овладеете этими навыками, вы должны расширить область практики так чтобы включить в нее весь монастырь, всю деревню, весь округ, все государство, всю страну, весь мир, всю солнечную систему, всю галактику и всю бесконечную вселенную. Пронизывайте каждую из этих областей сорока восьми путями до Третьего Поглощения.

 Когда вы полностью овладеете этим полным проникновением Любящей доброты, вы можете перейти к десяти направлениям.

 

Десять направлений

 

 Десять категорий направленности Любящей доброты также включают в себя ранее рассмотренные сорок восемь категорий развитые в каждом из десяти направлений. Это дает в общей сложности (10 х 48) четыреста восемьдесят способов развития этой практики. Когда мы добавляем сорок восемь категорий полного пронизывания мы получаем (480 + 48) пятьсот двадцать восемь способов практики Любящей доброты.

 Чтобы развить направленную категорию медитации, вы должны увидеть всех существ во всей вселенной к востоку от вас, и развивать к ним Любящую доброту сорока восемью способами. Затем сделайте то же самое для существ находящихся к западу от вас и т. п. во всех других направлениях.

 Когда вы овладеете этими пятьсот двадцатью способами проникновения Любящей доброты, вы будете переживать одиннадцать преимуществ этой практики, которым Будда учил в Беседах собранных по номерам (Anguttara Nikkaya).

«Бхикху, когда освобождение ума при помощи Любящей доброты взрощенно, развито, много и постоянно практикуемо, утвержденно в уме, сбалансированно и надлежащим образом проведенно оно может вызвать одиннадцать преимуществ.

 Какие одиннадцать? Человек спит с комфортом; с комфортом пробуждается; не видит плохих снов; он дорог людям; его любят животные; дэвы охраняют его; огонь, яд и оружие не могут повредить ему; его ум легко концентрируется; его цвет лица становится ярким; он умирает без тревог; и если он не проникнет в Высшее, он будет перерожден в мире Брахмы».

 

 

Сострадание (Karuna)

 

 Если вы уже утвердились в Любящей доброте так как было описано выше, вам будет не трудно развить Возвышенное Состояние Сострадания. Чтобы практиковать Сострадание, сначала вам следует выбрать человека своего пола, который страдает. Вы должны вызвать в себе сочувствие размышляя о его страданиях.

Затем утвердитесь в Четвертом Поглощении Белой Касины и когда свет ума станет ярким и чистым, используйте его чтобы увидеть этого человека, а затем развить к нему Джхану Любящей доброты. Выйдите из нее, практикуйте Сострадание к этому страдающему человеку с мыслью: «Пусть этот

человек освободится от всех страданий » (ayam sappuriso dukkhà muccatu). Повторяйте так много раз, снова и снова, пока не достигнете первой, второй и третьей Джханы и не станете мастером пяти управляющих способностей каждой из них. После этого вы должны развивать свое Сострадание, так же как вы практиковали развитие Любящей доброты, то есть, к человеку,

 который вам нравится,

 к которому вы безразличны,

 которого вы ненавидите;

Каждую категорию до Третьего Поглощения и до полного разрушения барьеров между ними.

 Чтобы развить Сострадание к существам, которые не страдают каким-либо очевидным образом, вам следует осознать то, что все непросветленные существа обязательно испытают результаты злых деяний, которые они совершили во время скитаний в кругу перерождений, и поэтому также переродятся в нижних царствах. Более того, каждое существо достойно нашего сострадания, потому что не свободно от страдания старения, болезней и смерти.

 После подобных размышлений вы также должны развивать Сострадание, как вы делали это с Любящей добротой, то есть к себе, человеку, которого вы уважаете или который вам дорог, к которому вы безразличны, которого вы ненавидите до третьего Поглощения и до тех пор пока не достигните разрушения барьеров между этими категориями.

 После этого вы должны практиковать Сострадание теми же ста тридцати двумя путями, которыми вы развивали Любящую доброту, а именно:

 пять неопределенных категорий,

 семь определенных категорий

 сто двадцать категорий направления

(5 + 7 + (10 x 12) = 132].

 

Сорадование (Mudita)

 

 Чтобы развить Возвышенное Состояние Сорадования, вам следует выбрать человека своего пола, который счастлив, вид которого делает вас счастливым, кого вы очень любите и уважаете.

 Затем утвердитесь в Четвертом Поглощении Белой Касины, и когда свет ума станет ярким и чистым, используйте его чтобы увидеть этого человека, а затем развить к нему Джхану Любящей доброты. Выйдите из нее и утвердитесь в Поглощении Сострадания. Выйдя из него начните развивать Сорадование к этому счастливому человеку с мыслью: «Пусть этот хороший человек не будет отделен от радости, которой достиг» (ayam sappuriso yathàladdhasampattito màvigacchatu.). Практикуйте так до Третьего Поглощения.

 После этого развивайте Сорадование к человеку, которого вы уважаете или который вам дорог,

 который вам безразличен и которого вы ненавидите. Затем практикуйте его к себе, к человеку, которого вы уважаете или который вам дорог, к кому вы безразличны, и к кому вы ненавидите

до третьего Джханы, пока вы не сломаете барьеры между этими категориями. И затем развивайте Сорадование ко всем существам в бесконечной вселенной ста тридцати двумя путями.

 

Невозмутимость (Upekkhà)

 

 Чтобы развивать Возвышенное Состояние Невозмутимости, вам следует сначала утвердиться в Четвертой Джхане Белой Касины, и использовав человека своего пола, к которому вы безразличны, практиковать состояния Любящей доброты, Сострадания и Сорадования каждое до третьего Поглощения. Затем выйдя из Третьей Джханы, размышлять о недостатках этих трех Возвышенных Состояний, а именно их близости к привязанности, к влечению и отвращению, к восторгу и радости. Потом поразмышляйте о мире и покое Четвертой Джханы основанной на невозмутимости.

Затем начните развивать Невозмутимость к человеку, которой вам безразличен размышляя: «Этот добрый человек — наследник своих собственных поступков» («ayam sappuriso kammasako»)

При поддержке Третьей Джханы Любящей доброты, Сострадания и Сорадования, возникновение Четвертого Поглощения Невозмутимости не заставит себя долго ждать.

 После того как утвердитесь в нем развивайте это состояние для человека, которого вы уважаете или который дорог вам, человеку к которому вы очень привязаны и тому, кого вы ненавидите. Затем практикуйте Невозмутимость по отношению к саму себе и снова к человеку, которого вы уважаете или который вам дорог, тому к кому вы равнодушны и к тому, кого вы ненавидите до Третьей Джханы, пока вы не сломаете барьеры между этими категориями. И затем развивайте Невозмутимость ко всем существам в бесконечной вселенной ста тридцатью двумя путями.

 Это конечная точка развития Возвышенных Состояний.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!