Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.

Урок №195 Толкование Корана шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади.

(Желательный к изучению урок).

 

Сура №2 «Бакара» аяты № 216-218.

 

Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете.

 

Этот аят содержит предписание сражаться на пути Аллаха в обязательном порядке, хотя прежде правоверным было приказано воздерживаться от сражений, поскольку они были слабы и не могли выдержать подобного испытания. После переселения Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) в Медину численность мусульман увеличилась, и они окрепли. Тогда Всевышний Аллах приказал им сражаться с неверующими и сообщил, что человеческой душе неприятно участвовать в боевых действиях, поскольку война сопряжена с большими трудностями и тяготами, подвергает людей опасности и влечет за собой много смертей. Но, несмотря на это, священная война является абсолютным благом, потому что приносит правоверным огромное вознаграждение, избавляет их от мучительного наказания, позволяет им одолеть своих врагов и завладеть трофеями, приносит им много другой пользы, которая во много раз превосходит ее отрицательные стороны.

 

Затем Всевышний сказал, что люди порой любят то, что в действительности приносит им много вреда. Это относится к отказу от участия в священной войне и желанию наслаждаться спокойной жизнью. Отказ от джихада является великим злом, потому что такие мусульмане лишаются Божьей поддержки и позволяют своим врагам одержать верх над исламом и его приверженцами. Они обрекают себя на унижение и бесчестие, лишаются огромного вознаграждения и удостаиваются лютой кары.

 

Это откровение содержит общее правило, согласно которому религиозные предписания являются абсолютным добром, хотя людям тяжело выполнять эти предписания, поскольку человеческой душе угодно отдыхать и забавляться, несмотря на то, что отказ от выполнения религиозных предписаний является абсолютным злом. Что же касается земных событий, то не все они являются абсолютным добром, хотя в большинстве случаев, если верующий раб желает добиться намеченной цели, но Аллах в силу некоторых обстоятельств не позволяет ему сделать этого, то случившееся является для него добром. В такой ситуации человеку полагается возблагодарить Аллаха и не сомневаться в том, что такой поворот событий является наилучшим для него, поскольку Всевышний Аллах более сострадателен к Своему рабу, чем человек к самому себе, и поскольку Аллах способен принести Своему рабу больше пользы и лучше знает, что именно послужит для него благом. Аллах знает то, чего не знают люди, и поэтому они должны смириться с Божьим предопределением, независимо от того, обрадовало оно их или огорчило.

 

 

Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц – великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей – еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно».

 

Если бы повеление сражаться на пути Аллаха имело общий смысл, то оно распространялось бы даже на запретные месяцы, и поэтому Всевышний Аллах конкретизировал это предписание и сделал исключение для запретных месяцев.

 

Большинство богословов считало, что запрет на сражение в священные месяцы был аннулирован повелением сражаться с многобожниками везде, где мусульмане обнаружат их. Однако некоторые толкователи считали, что этот запрет не является аннулированным, потому что священные тексты с общим смыслом следует понимать с учетом священных текстов с конкретным смыслом. Повеление вести священную войну является общим предписанием, а обсуждаемый нами аят конкретизирует это предписание, и поэтому запрет на сражение в запретные месяцы является одной из особенностей этих месяцев. Более того, он является важнейшей особенностью этих месяцев.Все сказанное относится к началу боевых действий в запретные месяцы. Если же мусульманам приходится обороняться в запретные месяцы, то они имеют право поступать таким образом, ведь отвечать на нападение противника разрешается даже в Заповедной мечети.

 

Этот аят был ниспослан по поводу боевой экспедиции под командованием Абдуллаха б. Джахша, во время которой мусульмане убили Амра б. аль-Хадрами и захватили его имущество. Согласно традиции, это произошло в месяце раджаб, и поэтому арабы стали укорять мусульман за сражение в запретный месяц. Однако их укоры были совершенно несправедливыми, поскольку они совершали множество порочных злодеяний, каждое из которых превосходило по своей тяжести поступок, в котором они упрекали правоверных.

 

Всевышний перечислил некоторые из этих деяний и сообщил, что именно язычники чинили препятствия тем, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, искушали правоверных, стремились отвратить их от истинной религии и совершали очевидные проявления неверия в запретный месяц и на священной земле. Неверие само по себе является страшным преступлением. Что же тогда говорить, если его проявления имели место в запретный месяц и на священной земле?!! Наряду с этим язычники изгнали из Заповедной мечети людей, которые проживали на этой священной земле. Они изгнали оттуда Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) и его сподвижников, которые имели гораздо больше прав проживать на этой земле. А после изгнания они не позволили им совершить паломничество, хотя в Заповедной мечети нет разницы между местным жителем и приезжим. Каждое из перечисленных деяний является более тяжким преступлением, чем убийство человека в запретный месяц. Что же тогда говорить о язычниках, которые совершили все перечисленные преступления сразу?!!

 

Из всего сказанного ясно, что обвинения многобожников в адрес правоверных были их очередным несправедливым поступком и грехом.

 

Затем Всевышний Аллах сообщил, что неверующие никогда не перестанут сражаться с правоверными. Они сражаются с ними не для того, чтобы завладеть их имуществом или лишить их жизни. Они сражаются для того, чтобы отвратить мусульман от их религии, чтобы мусульмане обратились в неверие после того, как стали верующими, чтобы они оказались среди обитателей пылающего пламени. Они делают все возможное ради достижения своей цели, однако Аллах не позволит померкнуть свету своей религии, даже если это будет ненавистно неверующим.

 

Упомянутое нами качество относится ко всем неверующим, которые сражаются с иноверцами для того, чтобы отвратить их от религии, которую они исповедуют. В особенности, это относится к иудеям и христианам, которые создают различные общества, рассылают по свету миссионеров и врачей и строят школы для того, чтобы обратить различные народы в свою религию и посеять в них сомнения относительно той религии, которую они исповедуют.

 

Мы же просим Всевышнего Аллаха, который оказал мусульманам великую милость, избрал для них самую славную религию и сделал их вероисповедание самым совершенным, смилостивиться над своими рабами и помочь правоверным исповедовать ислам надлежащим образом, лишить поддержки всех, кто пытается затушить свет Аллаха, обратить их злые ухищрения против них самих, поддержать истинную религию и прославить свое слово.

 

Этот аят в полной мере относится к современным неверующим, также как он относился к их предшественникам. Всевышний сказал: «Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены» (8:36).

 

Затем Всевышний Аллах сказал, что если человек отречется от ислама, отдаст предпочтение неверию и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как при жизни на земле, так и после смерти. А причиной этого будет отсутствие условия, без которого Аллах не принимает ни один праведный поступок, и этим условием является обращение в ислам. Такой человек станет обитателем Преисподней и останется там навечно.

 

Из этого аята следует, что если человек совершил вероотступничество, после чего вновь обратился в ислам, или если человек покаялся в своих прегрешениях, то за ним сохраняются совершенные им прежде праведные деяния.

 

 

Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.

 

Упомянутые три деяния являются залогом счастья и основой поклонения, и благодаря приверженности человека этим деяниям можно определить, обретет он преуспеяние или окажется в убытке.

 

Первым из этих деяний является вера, в пользе и превосходстве которой невозможно усомниться. Как вообще можно сомневаться в деянии, благодаря которому счастливые праведники отличаются от несчастных неверующих, а обитатели Райских садов – от мучеников Преисподней? Если человек обладает правой верой, то Аллах принимает от него праведные поступки, если же человек лишен правой веры, то от него не принимаются ни покаяние, ни искупительные действия, ни обязательные благодеяния, ни добровольные поступки.

 

Вторым деянием является переселение, под которым подразумевается расставание со всем, что любо и дорого человеку, ради обретения благосклонности Всевышнего Аллаха. Переселенец расстается со своей родиной, бросает свое имущество, покидает своих родных и возлюбленных в надежде приблизиться к Аллаху и оказать поддержку Его религии.

 

Третьим деянием является джихад, под которым подразумевается усердное стремление одержать верх над врагами ислама, оказать поддержку религии Аллаха и сокрушить вероисповедания сатаны. Джихад является вершиной праведных деяний, и воздаяние за него является самым прекрасным воздаянием. Джихад является самым главным фактором, способствующим расширению мусульманских земель и исчезновению идолопоклонства и обеспечивающим безопасность мусульман, а также их имущества.

 

Если человек исправно выполняет эти три деяния, несмотря на их сложность и тяжесть, то все остальные предписания религии он выполняет еще исправнее. Такой человек имеет основания надеяться на милость Аллаха, потому что он воспользовался причиной, обеспечивающей человеку Божью милость. Из всего сказанного следует, что надеяться на милость Аллаха полагается только после совершения деяний, обеспечивающих человеку счастливое будущее. Если же надежда раба сопряжена с леностью и отказом от совершения праведных деяний, то его состояние можно назвать слабостью, пустым пожеланием и обольщением. Это свидетельствует о пассивности человека и недостатке его ума, ведь такого человека можно сравнить с тем, кто надеется обзавестись ребенком, не вступая в близость с женщиной, или надеется собрать урожай, не посеяв семена и не оросив поле.

 

Кораническое высказывание о том, что упомянутые в аяте праведники надеются на милость Аллаха, указывает на то, что человек не должен полагаться и надеяться на свои праведные поступки, а должен надеяться на милость своего Господа и молить Его принять совершенные им благодеяния, простить его прегрешения и покрыть его пороки. Именно поэтому далее Аллах сообщил, что среди Его прекрасных имен есть имена Прощающий и Милосердный. Его прощения удостаивается каждый, кто приносит искреннее покаяние, Его милость объемлет всякую тварь, а Его добродетель распространяется на все сущее.

 

Это свидетельствует о том, что если раб совершает упомянутые выше праведные деяния, то он заслуживает Божьего прощения. Праведные поступки всегда смывают совершенные прегрешения, и человек обретает милость своего Господа. Заслуживая прощение, человек избавляется от наказания в мирской жизни и после смерти, поскольку наказание является следствием грехов, которые были прощены ему и дурные последствия которых были ликвидированы. А обретая Божью милость, человек обретает все самое прекрасное как при жизни на земле, так и после смерти. Более того, упомянутые выше праведные деяния сами являются Божьей милостью по отношению к человеку, ведь если бы не наставление Аллаха, то человек не пожелал бы творить добро, и если бы не поддержка Аллаха, то он не сумел бы совершить его, и если бы не добродетель Аллаха, то его благодеяния не были бы завершены и приняты Господом. Аллах оказывает Своим рабам милость прежде всякой вещи и в завершении всего. Он один творит причины и следствия.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1069; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!