Приобщение к социокультурным ценностям. 10 страница



• оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;

• предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;

• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;

• организовывать выставки проектов, на которых дети могут представить свои произведения.

 Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Создание условий для физического развития

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

• обучать детей правилам безопасности;

• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).


Вариативные формы, методы и способы
реализации программы

Формирование графических навыков

Формированию графических навыков у детей дошкольного возраста придается особое значение. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях. Кроме того, формирование графических навыков – это центральная часть работы по подготовке руки ребенка к письму.

Овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дети легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – еле-еле справляются с самыми простыми заданиями, их движения неточны, линия дрожащая, угловатая, нажим на карандаш слишком сильный или слишком слабый, отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста. Можно наблюдать детей трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом.

Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или несколько компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такими трудностями нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе сложности сохранятся и в школе.

Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т.д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно назвать следующие:

• Мелкая моторика (способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев);

• Зрительно-моторная координация (способность согласовывать движения руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом);

• Чувство ритма (ритмичное движение под музыку, под счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм);

• Общая моторная зрелость (необходима для формирования усидчивости как способности поддерживать статическую позу);

• Зрительное восприятие и зрительное внимание (умение воспринимать изображение в целом, умение зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, умение распределять и переключать внимание);

• Зрительно - пространственные представления (чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных элементов рисунка, а так же их размер и пропорции).

Таким образом, значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а так же входе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительно-пространственным восприятием и вниманием, складываются в процессе предметной деятельности детей, конструирования, работы с мозаикой, геометрическим материалом, собирания пазлов и разрезных картинок, а так же входе самой

графической деятельности.

 Работая над развитием графических умений ребенка, важно следовать принципу «от простого к сложному». Определив начальный уровень владения карандашом, а так же умение выполнять разные виды графических заданий, нужно постепенно предлагать более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графической деятельности. Пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.

 Другой важный ориентир в работе педагога – работа с крупными изображениями, отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ребенку предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде». В этом случае ребенок

хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий).

 Такой способ подачи материала поможет уберечь ребенка от перенапряжения руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий. Перенапряжение руки вовремя рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребенка (часто сопровождается нарушением ритма дыхания, повышенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза). Если взрослые не учитывают особенностей методики формирования графических навыков, то выполнение графических заданий стоит детям таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношение к рисованию, письму, графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, не успешности.  Для детей старшего дошкольного возраста именно проблема с самооценкой может стать серьезным препятствием в овладении карандашом.

 Одной из важных целей при формировании графических умений является развитие свободных, плавных, ритмичных движений у ребенка. Для того чтобы ребенок легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно чтобы он обладал репертуаром «наработанных», автоматизированных движений. А плавность и ритм – это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того, письмо само по себе – это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки. Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами является показателем высокой подготовленности к обучению письму.

 Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также от психофизиологических особенностей детей. Можно ориентироваться на приведенную ниже таблицу для построения программы занятий по формированию графических навыков в каждой возрастной группе детей.

 В начале года желательно провести диагностическое занятие – попросить детей выполнять те задания, которые являются целью обучения на данном возрастном этапе. Если ребенок совершенно не может с ними справиться, для него следует предусмотреть индивидуализированную программу, основанную на заданиях для более младшего возраста. Если справляется, но не особенно качественно и с помощью взрослого, для него адекватны задачи данного возрастного периода. Если справляется с легкостью, такому ребенку необходимы задания повышенной сложности либо задания следующего возрастного этапа.

 

 

Возрастная группа Направления работы
1 2

Ранний возраст

Второй год жизни

Взрослый привлекает детей к рисованию пальчиковыми красками, карандашами, фломастерами, стимулируя интерес к самому процессу
Ребенок рисует линии, подражая взрослому: горизонтальную, вертикальную, подобие спирали  
 Ребенок ставит точки и цветные пятна пальчиком или штампом, подражая взрослому  
Подражая воспитателю, ребенок пытается закрасить лист  

Третий год

жизни

Ребенок рисует относительно прямые линии по показу и по образцу — горизонтальные, вертикальные, сплошные и прерывистые, а также подобие волнистой линии  
 Ребенок может показать, где на листе контурное изображение («покажи, где цветочек?»), вместе с воспитателем обвести контур пальчиком  
Ребенок пытается закрашивать изображение в пределах контура  
Ребенок может по образцу и по устной просьбе нарисовать подобие круга  
Ребенок проводит линию по прямой или слегка изогнутой «дорожке»  
К трем годам ребенок рисует простого «человечка - головонога»  

Дошкольный возраст

Младший

дошкольный

возраст

 Ребенок рисует линии по образцу и по устной просьбе: в заданном направлении (вертикальные, горизонтальные, наклонные), сплошные и пунктирные, волнистые разной конфигурации, длинные спирали, петли, ломаные линии
Ребенок рисует круг, треугольник, квадрат (с образцом или без образца), а также не сложные сочетания этих фигур по образцу (композиция из 2—3 фигур)
Ребенок может обвести контуры изображения пальцем, карандашом с небольшими отклонениями
Ребенок опознает «зашумленные» контуры (например, пунктирный среди точек) и может обвести изображение по контуру
Закрашивает изображение, практически не выходя за контуры
Выполняет крупную штриховку в заданном направлении и в контуре крупного или среднего размера (штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная)
Соединяет точки, чтобы получилось изображение
Дорисовывает недостающую половину изображения простых предметов (домик, гриб, солнышко)
Замечает, каких деталей не хватает на изображении, и дорисовывает их (ручку кружки, рога у козочки и т.п.)
Рисует человека со всеми основными частями тела и лица относительно пропорционально. Рисует простые изображения и предметы практически без деталей (домик, рыбка, машина, дерево, цветок)
По образцу рисует цифры и буквы в крупных клетках
Умеет копировать простые изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу
Ориентируется на листе (знает, где углы, стороны, середина), располагает рисунок примерно в центре листа. Соотносит размер рисунка или ста, не выходит за край листа

Старший

дошкольный

возраст

Ребенок рисует сплошные линии-узоры с чередованием элементов (например, узкая петелька — широкая петелька, петелька вверх — петелька вниз, полукруг — «зубец»)  
Рисование геометрических орнаментов в широких строчках (2—4 см)
Рисование элементов письменных букв в строчках: петелька вверх,  петелька вниз, крючочек, наклонная палочка, овал. Сначала элементы рисуются отдельно, потом как единый узор, без отрыва руки (в разных сочетаниях)
Ребенок рисует круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал (с образцом или без образца), а также сочетания этих фигур по образцу (композиция из 5—7 фигур)
 Ребенок может обвести контуры изображения карандашом, практически без отклонений. Обводит пунктирный контур
Ребенок опознает более сложные «зашумленые» контуры и обводит изображение по контуру Закрашивает изображение, не выходя за контуры. Размеры изображения не менее 0,5 см
Выполняет мелкую штриховку заданной конфигурации в контуре среднего и мелкого размера (штриховка волнистая, зигзагообразная, пунктирная)
Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 20 точек). Соединяет точки, ориентируясь по цифрам (до 10)
Дорисовывает недостающую половину изображения зеркально по клеточкам
 Рисует человека пропорционально, с одеждой и ее детализацией, а также с мелкими частями тела и лица (например, брови, ресницы, ногти)

 

По образцу и по устной инструкции рисует цифры в крупных клетках. По образцу рисует основные печатные буквы, пишет свое имя
 Умеет копировать сложные изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу, выполняет графический диктант на клеточках
Ориентируется на листе (может назвать углы и стороны, например «правый верхний угол», и т.д.). Соотносит размер рисунка и листа, планирует, как расположить все предметы, которые собирается нарисовать

 В заключение скажем несколько слово формах образовательной деятельности, связанной с развитием графических навыков.

 Необходимо включение графического задания в интересную для ребенка деятельность. Наиболее органично для детей раннего и младшего возраста включение графического задания в процесс изготовления поделки (например, нарисовать полоски на бумажном фонарике), а также в контекст сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает педагог (например, можно предложить детям нарисовать следы животных, о которых говорилось в сказке).

 В старшем возрасте используются те же приемы в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (например, учимся рисовать иероглифы, как настоящие китайцы, или знаки брайлевской азбуки, как секретный алфавит). Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий, но нежелательно совсем отказываться от игрового контекста. Количество «заданий ради задания» должно быть сведено к минимуму. Можно также опираться на интерес ребят к письменности и «взрослым» видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать и расшифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» и т.д.

 Ребенок, подготовленный таким образом, может сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень его графических навыков был низким. А автоматизированное, свободное, не напряженное письмо – важный залог успешности обучения в начальной школе.

 Программа формирования графических навыков поддерживается следующими пособиями:

1. С.П. Циновская. Развивающие прописи. Простые рисовалочки.

2. С.П. Циновская. Развивающие прописи. Рисовалочки: лабиринты и узоры.

3. С.П. Циновская. Развивающие прописи. Рисовалочки в линеечку.

4. С.П. Циновская. Развивающие прописи. Рисовалочки в клеточку.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

Основные цели и задачи

 Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

 Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

 Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

• • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

• • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание и взаимоинформирование

 Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

 Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!