Билет 6.Предпосылки возникновения научного знания и науки.

Билет 4. Знание и информация

Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Знание – непосредственное постижение действительности. Знать, - значит испытывать, переживать самому.

Исходным в гносеологии (теории познания) является по­нятие знания. Чтобы определить какое-либо понятие, его нужно подвести под другое, более общее понятие. Для знания таким, более широким понятием будет "опыт". Опыт - это нечто, пере­житое человеком и обществом (индивидуальный и общественный опыт). Однако далеко не всякое содержание опыта - есть знание, а только то, которое можно передать посредством языка. Бывают естественные и искусственные языки. Язык - это знаковая систе­ма. Но там, где есть знак, есть и значение. Значение - это именно то, что представляет вполне конкретную ценность для человека. Знание - это положительная или отрицательная ценность. Не вся­кое знание есть благо и польза для человека и общества. Одно дело - читать Библию, "Войну и мир" Л.Н.Толстого и совсем другое - "Майн кампф", "Краткий курс истории ВКП (б)" или книги по оккультизму. Если знак воспринимается чувственно, то значе­ние, заключающее в себе смысл того или иного предмета и явле­ния, требует понимания. Понимание - это истолкование значения, заключенного в знаке. Мы понимаем при помощи ума. Ум как способность понимания обладает количественной стороной (ин­теллект) и качественной - мудростью. Мудрость, по определе­нию, Ф. Искандера, есть "ум, настоянный на совести". Совесть предполагает сознание человеком своего некоторого несовер­шенства, в том числе и в сфере познания. Мудрость - это ум, осознающий свои границы. Заявление Сократа: "Я знаю, что я ничего не знаю" есть высшее свидетельство его мудрости. На­стоящая мудрость не приемлет гордыни, ум же без мудрости вы­сокомерен и притязает на всезнание. Итак, знание - это индивидуальный и общественный опыт, передающийся посредством языка (знаков), имеющий значение, представляющий положительную или отрицательную ценность, требующий понимания умом, обладающим количественной и ка­чественной характеристикой (интеллектом и мудростью). Знание и информация относятся друг к другу как пересе­кающиеся понятия. Не всякое знание - информация и не всякая информация - знание. Информация - это способ существования и средство, активизирующее деятельность сложных динамических систем или кибернетических систем, обладающих способностью саморегуляции и управления. Кибернетическими системами яв­ляются растения, животные, некоторые машины и человек. Но человек есть нечто неизмеримо большее, чем кибернетическая система. Для восприятия, переработки и использования инфор­мации не обязательно наличие сознания и, тем более, ума. Знание же есть содержание человеческого сознания. Однако и не всякое знание есть информация. Информация - это отраженное разнооб­разие или, иначе говоря, новость, которая вынуждает кибернети­ческую систему к саморегуляции. Заяц, увидевший волка, бежик Цветок под воздействием солнечного света распускается. Холо­дильник при достижении определенного температурного режима автоматически отключается, а затем вновь включается с измене­нием параметров температуры. Информация часто неотделима от определенного материального носителя, знание же всегда иде­ально.

 

Билет 5.Обыденное, преднаучное и научное знание.

Знание – содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

К преднаучным формам знания относится иррациональное знание человека. Знание иррациональное – знание, невыразимое в логических понятиях и категориях, несоизмеримое с рациональным мышлением и даже противоречащее ему. Предметом иррационального знания являются эмоции, чувства, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики (н., аномальные).

Вненаучное знание – это формы знания, которые не укладываются в критерии научности: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое и др. К знанию вненаучному относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотерику (т.н. «оккультные науки») и т.п.

Выделяют следующие виды (формы) вненаучного знания:

- ненаучное - это разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

- донаучное – это знание, выступающее предпосылочной базой научного;

- паранаучное – это знание, несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом;

- лженаучное – это знание, в котором сознательно используются домыслы и предрассудки;

- квазинаучное – это знание, существующее в условиях строго иерархизированной и идеологизированной науки;

- антинаучное – это знание в котором сознательно искажаются представления о действительности;

- псевдонаучное – это знание, в котором сознательно используется совокупность популярных теорий, не имеющих достаточных научных доказательств («летающие тарелки», НЛО и др.).

Обыденное знание – особый вид знания, которое обладает следующими особенностями: в качестве субъекта познания выступают широкие массы людей, объектом познания являются предметы, явления, включенные в жизненный опыт, в непосредственную трудовую деятельность людей, главным методом познания выступает непосредственная жизненная практика. Содержание обыденного знания не отражает сущности явлений, а само знание выражается при помощи естественного языка, описывающего, как правило, процедуры и технологии практической деятельности.

Лженаука, паранаука и др. - формы вненаучного знания в массовой культуре.

Появление лженаук и широкое распространение различных видов вненаучного знания в значительной степени связано с желанием экономической выгоды пропагандистов этих знаний, с одной стороны, и с потребностью в знаниях, отвечающих потребностям людей, не имеющих возможности получить научные знания, с другой. Отсутствие возможности получить научно обоснованные знания связано часто со специфики имеющегося у человека образования, в том числе и профессионального, уровня интеллектуального развития и общей культуры человека. Препятствием для этого становится также и нежелание прилагать усилия для получения таких знаний, т.е. личностных особенностей человека. Вненаучное знание, содержащее только элементы научных теорий, разрозненные факты, соединенные привлекательными для человека идеями, требует меньше усилий для понимания человеком, имеющим узкое специальное образование.

Для лженауки характерным является упрощенный, "народный" язык суждений и выводов, практических рекомендаций, доступность любому, даже малообразованному человеку, критика официальной академической науки и дипломированных ученых как консерваторов.

Общеизвестно, что научная медицина продолжает оставаться бессильной в излечении ряда заболеваний, предлагая только возможность облегчить течение этих заболеваний и продлить время жизни человека, в разной степени активной и трудоспособной.

Билет 6.Предпосылки возникновения научного знания и науки.

Причины

Возникновение науки связано с формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой, которое произошло в период перехода человечества от присваивающего хозяйства к производящему.

Так, уже в эпоху палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища.

В эпоху мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло.

В период неолита (до 3000 г. до н. э.) развивается гончарное ремесло, осваивается земледелие, изготавливается глиняная посуда, используется мотыга, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, люди овладевает металлами. Используются животные в качестве тягловой силы, изобретаются колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.

Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.

Предпосылки развития науки

Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:

· Формирование речи;
· Развитие счёта;
· Возникновение искусства;
· Формирование письменности;
· Формирование мировоззрения (миф);
· Возникновение философии.

Периодизация развития науки

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знании о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX— начало XXI в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Так, с точки зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

I. Аналитическая, куда входит – по предыдущей периодизации — классическое и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание «синтетической тенденции». Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

II. Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них.

Обычно выделяют шесть различных периодов развития науки, которые называют ещё историческими формами науки. Каждая из исторических форм науки отличается от других не только своей предметной спецификой, но и идеологическими, социально-культурными и методологическими основаниями.

1. Древняя преднаука (или пранаука).
2. Античный тип науки (VIIв. до н.э. – III в.н.э.).
3. Средневековая европейская наука (IV – XVIвв).
4. Научная революция и классическая наука (XVII- XIX вв.)
5. Неклассическая наука (начало ХХ в.- 70-е гг. ХХ в.)
6. Постнеклассическая наука (70-е гг. ХХ в. – по настоящее время)

Возможно другое деление на периоды:

1. доклассический (ранняя античность)
2. классический (XVI—XVII вв.)
3. неклассический (конец XIX в)
4. постнеклассический (конец XX в.)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4482; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!