Дворец Худоярхана (конец XIXвека)



Арабский халифат.

Первоначальным ядром халифата стала созданная пророкомМухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. Первоначально эта община была небольшой и представляла собой протогосударственное образование суперрелигиозного характера по аналогии с Моисеевым государством или Первыми христовыми общинами. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшееАравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья (в частности Армянское нагорье, Прикаспийские территории, Колхидскую низменность, а также районы Тбилиси), Среднюю Азию, Сирию,Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

Слово халифат (араб. خليفة‎ — Khalīfah — «наследник», «представитель») — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммеда арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников).

Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 был создан Праведный халифат. Его возглавляли четыре Праведных халифа: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Во времена их правления в Халифат был включён Аравийский полуостров, Левант (Шам), Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье.

В 632 году пророк Мухаммад умер, не оставив после себя наследника, и между мухаджирами (мекканцами) и ансарами(мединцами) начался спор о его преемнике, закончившийся избранием халифом Абу Бакра ас-Сиддика — близкого друга пророка Мухаммеда. Между тем, с известием о смерти Мухаммада почти вся Аравия, кроме Мекки, Медины и ат-Таифа, сразу отошла от ислама (ридда). Война с вероотступниками позволила Абу Бакру возвратить племена Аравии назад к исламу. Больше всего помог ему в этом опытный полководец Халид ибн аль-Валид, который разбил 40-тысячную армию последователей лжепророка Мусайлимы в так называемой «ограде смерти» при Акрабе (633). Немедленно же по усмирении восстания арабов Абу Бакр, продолжая политику пророка Мухаммада, повёл их на войну против византийцев и персов.

Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб успешно продолжал завоевания, и таким образом под конец своей жизни он, кроме самой Аравии, правил в Азии Сирией, Месопотамией, Вавилонией и западной частью современного Ирана, а в Африке — Египтом, Баркой и Триполи.

При халифе Усмане был завоёван восточный Иран до Амударьи (Оксуса), остров Кипр, область Карфагена.Междоусобия среди арабов, вызванные убийством Усмана, произвели было перерыв в завоеваниях, и некоторые пограничные области отпали.

Последний из четырёх Праведных халифов, Али ибн Абу Талиб, был убит хариджитами, после чего Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов стал единоличным правителем в Халифате. Муавия I провозгласил наследником своего старшего сына Язида. Таким образом, из государства с выборным правлением образовалась наследственная монархия, а сам Муавия I стал родоначальником династии Омейядов.

При первом Омейяде Муавии I (661—680) арабы перешли заАмударью (Оксус) в Мавераннахр, до Пайкенда, Бухары иСамарканда, и в Индии дошли до Пенджаба; ими была захваченаМалая Азия, они близко подступали даже к Константинополю, в Африке дошли до Алжира.

Вспыхнувший при сыне Муавии Язиде (680—683) второй ряд междоусобных войн и борьба Омейядов с Хасаном ибн Али,Абдуллахом ибн аз-Зубайром, хариджитами и др. позволили некоторым пограничным областям вновь отпасть, но по усмирении междоусобий (с 693 г.) при халифе Абд аль-Малике (685—705) и его сыне Валиде I (705—715) арабы одерживают почти невероятные успехи в Афганистане, сев. Индии и Мавераннахре (751) — на востоке, Кавказе и Малой Азии — в центре, зап. Африке (до океана), Испании и южн. Франции — на западе. Только энергия императора Льва Исавра и болгарского хана Тервела, храбро отразивших арабов от Константинополя и Малой Азии (717—718), и Карла Мартелла, положившего предел успехам арабов во Франции (732), спасли Европуот мусульманского завоевания.

В Иране с конца VI в. шли неурядицы: была обессилена расточительностью и вымогательствами Хосрова II Парвиза(590—628), изнурительными войнами с Византией (Ираклий) и анархией; вассалы становились независимыми и не слушались шаха; вельможи возводили на престол своих ставленников, а зороастрийское духовенство успело ослабить внутреннюю крепость страны своими вековыми, беспощадными гонениями на многочисленных еретиков (манихеев, маздакитов и др.), иногда и на культурно-важный элемент государства — христиан; ещё до Мухаммада, когда Хосров II упразднил вассальное арабское царство Хира на Евфрате, пограничные бедуины-бекриты в 604—610 гг. разбили при Зу-Каре (у нижн. Евфрата) иранское войско и начали смело совершать ряд разбойничьих набегов на иранские окраины, а при Абу Бакре бекритский вождь Мосанна, принявший ислам, постарался внушить Абу Бакру, что при царящем в Иране безначалии поход на неё может быть вполне удачен.

В Византии, как ни истощена она была войнами с Ираном, порядка было больше, но в её восточных провинциях с населением инородческим (семитским, на окраинах даже прямо арабским и коптским), Сирии, Месопотамии иЕгипте — жители страдали от неумеренных податей, от греческой национальной заносчивости и от греческой религиозной нетерпимости: местное вероисповедание было там еретическое (монофизитское и др.). Поэтому в тех странах никто и усилия не сделал, чтобы противодействовать арабам; больше того: из ненависти к грекам население во многих случаях само призывало арабов и помогало им. Наоборот, Малая Азия, населённая настоящими греками и сама боровшаяся против арабов, никогда не была завоёвана ими надолго, и под стенами Константинополя арабы несколько раз потерпели неудачу.

Можно отметить следующие отличительные черты Арабского халифата. Источник власти опирается главным образом на религию. Религиозная, политическая и административная власти являются неразделимыми. Собственность на землю может быть государственной, общественной и частной. При этом земля не является товаром. Налогами облагалось все население. Воины для поддержания своей боевой готовности получали жалование, а также имели право собирать кое-какие налоги с населения в том объёме, который был необходим для того, чтобы боеготовность была на должном уровне.

 

Дворец Худоярхана (конец XIXвека)

Дворец Худояр-хана(Кокандская урда) (узб. Xudoyorxon saroyi ) — бывший ханский дворец в Коканде, Узбекистан.

Кокандская урда — цитадель, более известная как дворец Худояр-хана, был седьмым ханским дворцом, выстроенный при Худояр-хане, правившего Кокандским ханством с 1845 по 1875 год. Дворец внесён в список мирового исторического наследия и является памятником истории и культуры Республики Узбекистан. В настоящее время здесь расположен Кокандский краеведческий музей, знакомящий посетителей с историей края и дворца.

Общая площадь дворца составляет 4 гектара, его фундамент поднят на три метра. По этой причине для входа в основные ворота с восточной стороны построена специальная дорога — пандус.

При входе в главный портал, в верхней его части можно увидеть красиво оформленную резную надпись на арабском языке: «Великий Саид Мухаммад Худояр-хан». Она гармонично сочетается с узором на искусно оформленных дверях впечатляющего размера. Справа стрелой к небу возвышается гранёный минарет, который был облицован керамической плиткой. У основания и по центру минарета были выполнены великолепные кольцевидные узоры измайолики. В первоначальном виде длина дворца составляло 138 метров, ширина — 65 метров. Дворец состоял из 7 дворцов и 119 комнат. Многие из комнат были украшены ажурной резьбой по ганчу и по дереву, орнаментальной росписью темперами и позолоченными карнизами, отлитыми из алебастра. Самыми нарядными были тронный зал и приемная, здесь же размещались казначейство, сокровищница и арсенал. Существовал специальный зал, где хан творил суд над своими подданными. Кроме того, во дворце были личные покои Ходяр-хана и его жен. Богато отделанные комнаты были отведены также для его детей. В одном из двориков располагался гарем. Небольшие комнаты были заселены многочисленной рабами-пленниками, обслуживавшей дворец.

Великолепно декорированные настенные и потолочные панно пестрили красками и орнаментальными сюжетами, множеством издержек из Корана, изречениями известных философов и мудрых правителей.

Особенно выделялись богатым убранством тронный зал, приёмный двор и личные покои хана и его жен: разные по цвету и форме расписные рисунки на стенах, позолоченные карнизы и резные пиктографические мотивы восточной тематики по деревянным сводам.

В то время дворцовый комплекс был окружен внутренними и внешними заборами. До настоящего времени заборы не сохранились, осталось только два двора и 19 комнат. Здание фасада имеет 70 метров и имеет вид пестрыми красками и богатых орнаментов: геометрические узоры, арабески, растительные мотивы.

В декоре дворца Худояр-хана можно увидеть резьбу по ганчу, роспись, выдержки из Корана по краям голубых керамических плиток. Восточной части дворца размешена большая мечеть площадью 100 м на 30 м, когда-то относившаяся к медресе[6].

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!