Программа Сунь Ятсена и ее дальнейшее трансформация



Социально-экономические взгляды Сунь Ятсена формировались и эволюционировали под влиянием противоречивых условий исторического развития Китая с конца ХІХ в. до 20-х гг. ХХ в.

В начале XX в. Сунь Ятсен разработал развёрнутую программу построения современного высокоразвитого государства на основе достижения национальной независимости и осуществления радикальных политических и экономических преобразований. Эта программа не представляла собой законченной и стройной теории, дополнялась и уточнялась её творцом по мере углубления социальных разногласий в стране и накопления политического опыта. Однако, как показал дальнейший опыт развития китайской государственности и модернизации в социально-экономической сфере, некоторые заветы и идеи Сунь Ятсена доказывают свою жизненность и в современных условиях.

Китайские исследователи отмечают, что программа Сунь Ятсена была в то время самой глубокой по пониманию сути модернизации, поскольку её осуществление впервые ставилось в зависимость от свержения феодального политического режима и увязывалось с созданием демократической республики как гарантии проведения политики преобразований, формированием демократической политической системы и решением аграрного вопроса – ключевого этапа модернизации Китая. Интерес к многогранному социально-политическому наследию «отца китайской нации» обусловлен, прежде всего, успешной реализацией его плана государственного строительства в КНР и на Тайване.

В 1912 г. была свержена Цинская монархия в Китае и установлен республиканский строй, ознаменовавший собой исходный этап модернизации традиционного китайского государства и общества. Первым временным президентом новорождённой республики был избран Сунь Ятсен. В этот период он неоднократно выступал с разъяснениями своей программы социальных и экономических преобразований, направленных на преодоление инерции и приведение в движение не поддававшейся реформаторским импульсам традиционной культуры. Значительное внимание в программе Сунь Ятсена уделялось аграрной проблеме, остро стоявшей на то время в Китае. Требование уравнения прав на землю, по мнению Сунь Ятсена, идентично понятию национализации земли. Он развивал идею о том, что в Китае цена на землю ещё очень низка, за исключением Гонконга и Шанхая, где цены на землю в сотни раз выше. В будущем, после революции, с развитием страны будут быстро расти цены на землю. Эту возросшую земельную ренту в будущих городах и промышленных районах предлагалось передать государству в виде единой ренты-налога. Сунь Ятсен считал реализацию идеи уравнения прав на землю делом, рассчитанным на более или менее длительный период, важным компонентом деятельности новой республиканской администрации.

Основополагающая экономическая слабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоение государством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистической экономики. Каким образом первоначально добиться успешного капиталистического развития этих районов, где найти источники накопления до того, как земельная рента станет расти, – на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образом предстоящая фактическая национализация земли связывается им с лозунгом земельного уравнения, т.е. как именно демократическое государство могло бы распределить земли крупных землевладельцев между крестьянами. Неясность этих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопические черты.

Политика «Большого скачка», «культурная революция» Китая

В истории Китая это, действительно, был большой скачок, только не в сторону процветания, развития государства, а в сторону истребления, разрушения и политизации общества. Кампания длилась 2 года (1958-1960 гг), но ее отголоски еще звучали не одно десятилетие в жизни китайского народа. Мао Цзэдуном была объявлена, казалось бы, многообещающая общенациональная цель Большого скачка: стремительный подъем экономики и укрепление индустриальной отрасли. «Три года упорного труда — 10 000 лет счастья». Но пути достижения этой цели привели к трагическим последствиям. Китай был аграрным государством, Мао решил модернизировать сельское хозяйство за счет создания народных коммун. "Коммунизация" сёл предусматривала сочетание в народных коммунах четырех отраслей: промышленности, просвещения, сельского хозяйства, военного дела. Был разработан новый план на 5 лет (1958-1962). Вторая китайская пятилетка получила название «Большого скачка». Планировалось ускорить экономическое развитие в несколько раз. Особый упор делался на металлургическую отрасль: предполагалось увеличение выплавки стали в 10 раз.

Видоизменение социальной структуры Народная коммуна была провозглашена основой будущего идеального общества. Главным принципом коммун стало обобществление жизни их членов. Деньги были заменены трудоднями, приусадебные участки ликвидированы, коммуна стала административной ячейкой. Жизнь крестьян строго расписана: вместе на работу, вместе в столовую и т.д. Крестьяне должны были развивать и промышленность: изготавливать себе инвентарь, транспорт, плавить металл. На их плечи взваливали еще и занятия "политпросвещением". Это привело к нехватке рабочей силы и времени для столь разносторонних занятий сельских жителей. Поля стояли необработанные, результаты подтасовывались, все больше практиковалась показуха, метаморфозные отчеты об идеальных успехах в сельском хозяйстве. Мнимая индустриализация Ставка в подъеме экономики делалась на развитие металлургической промышленности. Но на бумаге все этапы скачка вверх прописаны, а реальных предпосылок, знаний и инфраструктуры по производству стали не было. Печи строятся из глины, топятся они дровами. Кустарное сталеплавильное ремесло не могло способствовать высоким показателям. Низкое качество чугуна ограничивало его использование, и, как результат, экономика терпит потери, исчисляющиеся в миллиардах. Верхи радовались всестороннему подъему, а низы боялись сообщить правду. Полигон для экспериментов Во времена Большого скачка особый упор делался на сельское хозяйство, которое стало полем для всевозможных испытаний новых систем и технологий. Многие новшества не нашли практическое применение или оказались убыточными для земледелия. Например, строительство оросительной системы не было эффективным из-за отсутствия квалифицированных специалистов. Опыты с засевом зерна, проводимые по разработкам академика Лысенко, привели к снижению урожая. Особая страница неразумных действий во времена Большого скачка - истребление воробьев. Если птице не давать садиться несколько десятков секунд, у нее разрывалось сердце. И вот миллионы молодых людей, оставив учебу, начинают свое шествие по стране, издавая всевозможные звуки, пугающие птиц. Наохотившись вдоволь, собирали умерших воробьев в кузова машин и проходили по городу с нескрываемой радостью на лице. Но радость была недолгой. Нашествие армии гусениц ликвидировало урожаи. Природа отомстила за циничное уничтожение одного из своих видов. Истребление воробьев стало причиной нарушения экологического равновесия: популяция насекомых возросла, ими сметались урожаи. Итоги Большого скачка Огромное количество китайцев было задействовано в выплавке стали и истреблении воробьев, поэтому урожаи оказались невысокими. Чтобы восполнить закрома, у крестьян отбирается зерно. Это приводит к голоду. Природа добавила неприятностей простому народу страны: разлив реки Янцзы приводит к наводнению, унесшему жизни двух миллионов человек.

Великая Пролетарская Культурная революция – это социальный эксперимент, начатый в 1966 году КПК под председательством Мао Цзэдуна, нацеленный на то, чтобы вновь «зажечь» революционный настрой и очистить партию от «буржуазных элементов».Мао пришел к заключению, что источник политического регресса Китая лежит в ложном и корыстном представлении многих его политических коллег о том, что при социализме классовая борьба прекратилась. С его точки зрения государственные чиновники стали «новым классом», отдаленным от народных масс, а интеллектуалы являлись «вместилищем» буржуазных, даже феодальных ценностей.Однако Культурная революция в Китае была и борьбой за власть, в которой будущий Великий Кормчий, избавляясь от политических конкурентов, старался вернуть себе авторитет, который он растерял в результате неудач в политике Большого Скачка. Она рассматривалась Мао как инструмент создания нового «поколения революционных преемников» – тех, кто привел к победе коммунистической партии. Как только те, кто, как полагали, вел Китай назад к капитализму, были отстранены от власти на всех уровнях общества, начался процесс устройства социалистических учреждений, «ростков коммунизма». Элитизм в образовании заменялся обновленными, политизированными учебными планами, основанными на идеологической правильности и политической активности.

Конституция Китая 1982 г.

Конституция Китая 1982 г., действующая в настоящее время стала пятой китайской конституцией (с 1911 г) и важной вехой конституционного развития этой страны. Со времени принятия первой конституции КНР 1954 г., изменения в политическом курсе страны фиксировались в последующих конституциях 1975 и 1978 г. Все они, так же как и действующая, однако выдержаны в едином стиле и имеют в целом общее «социалистическое» содержание и классовую сущность. Изменения в конституциях определялись не объективными условиями, а прежде всего волей партии, стремившейся закрепить в ней определенный этап строительства социализма.

Вместе с тем, необходимо отметить, что модернизация экономической и политической системы современного Китая, постепенно сделали действующую ныне конституцию отличной от предыдущих (в лучшую сторону), хотя и не изменили ее полностью.

Конституция КНР 1982 г. имеет обычную для современных конституций форму– она является писаным кодифицированным актом.Объемконституцииневелик (4 главы, 138 статей) – в этом отношении, она также не отличается от конституций многих государств Европы и других регионов мира.

Однако по содержанию китайская конституция радикально отличается от конституций большинства стран мира. Главные ее черты определяются ее социалистическим характером, который делает ее во многом уникальной в современном мире:

1Как и большинство конституций, китайская открывается вступительным разделом – преамбулой. Однако здесь этот раздел отличается от других:

 

Значительный объем (обычно преамбула очень короткая – несколько предложений), достаточно детальное описание исторического развития Китая и заслуг в нем КПК;

В преамбуле упоминаются отдельные личности (Мао Цзэдун, Сунь Ятсен) что уникально и не встречается нигде более;

2 Во многих случаях нет четкой границы между правовыми нормами и политическими декларациями (что недопустимо). Толкование и применение многих норм затруднено (или вообще невозможно).

3 В Конституции отсутствует привычный принцип разделения властей. Нет не только прямых указаний на него, но и сама система органов власти построена образом, исключающим какое либо разделение полномочий.Форма правления в связи с этим приобретает особые черты советской республики.

99. Три этапа развития права в Китае

На ᴨȇрвомэтаᴨȇ в шаньскоиньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении ᴨȇред знатностью, на преданности вану. Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большое значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение котоҏыҳобесᴨȇчивается принуждением.

На втором этаᴨȇ развития древнекитайского права, начиная с ᴨȇриодаЧжаньго (V-III в. до н. э), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот ᴨȇриод и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизмаШан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.

С утверждением династии Хань на последнем этаᴨȇформирования древнекитайского права (III в. до н.э. - III в. н. э) - этаᴨȇ формальной победы конфуцианства - происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала.

Феодальная Индия

Народы Индии до XII в. успешно осваивали огромные территории Юго-Восточной Азии, территориальная экспансия являлась составной частью экономического развития государства. Индия не была единой централизованной страной, княжества, периодически объединяясь, создавали неустойчивые государственные союзы, которые затем распадались. Отсутствие сильного централизованного государства привлекало на территорию Индии различных захватчиков.

 

Сельские общины в Индии были низовой структурой феодального общества, сочетали принципы общинного самоуправления и вассальной подчиненности правителю. Что характерно: в Индии, как и в Китае, сельская община имела свою сферу услуг — купцов, плотников, ювелиров, прачек, кузнецов и т.д., которые получали за свой труд содержание от общины. Староста общины и писарь-брахман особым образом поощрялись за свой труд, следили за выплатой налогов и должным выполнением трудовых повинностей в усадьбе правителя. Наряду с натуральной рентой практиковались и денежные поборы.

1. Феодальные отношения в Индии проявлялись в форме феодальной эксплуатации полноправного общинного крестьянства государством и частноземельными владетелями, т. е. существовала двухслойная система отношений собственности: частнофеодальная с правом собственности на землю (заминдари) и государственно-феодальная с правом собственности на ренту (джагирдари). Парадокс заключался в том, что государство было заинтересовано в наследственной службе джагирдаров, а последние - в в наследственности джагиров: это порождало тенденцию к превращению условно-служебного землевладения в частнофеодальное, которая реализовывалась в эпохи ослабления центральной власти. Отсюда чередование государственно-феодальной и частнофеодальной форм эксплуатации в качестве доминирующих и, соответственно, эпох централизации и раздробленности.

2. . Длительность существования и прочность индийского феодализма обусловлена прочностью его фундамента (устойчивость большой крестьянской семьи в рамках системы общинной взаимопомощи в данных природноклиматических условиях) и несущих сословно-кастовых конструкций, подкрепленных религиозно-идеологической мощью индуизма.

3.  В связи с экономической целесообразностью натуральной ренты в Индии отсутствовало помещичье барщинное хозяйство. А вот по размерам ренты существуют большие расхождения во взглядах. Л. С. Васильев утверждает, что норма 1/6 урожая была достаточной для обеспечения сказочного богатства правящего класса и храмов благодаря неразвитости и немногочисленности бюрократического аппарата. На практике размер ренты колебался от 1/6 до 1/2 - в почвенно-климатических условиях Индии мелкое крестьянское хозяйство могло вынести эту нагрузку.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!