Лингвистическая карта Дагестана и Кавказа.



ДАГЕСТАНСКИЕ ЯЗЫКИ. — Лингвистическая карта Дагестана отличается необычайной, даже для Кавказа, пестротой; есть языки, представленные только отдельными аулами и понятные лишь в пределах своих ничтожных территорий. На этом основании "страна гор" (Дагестан) называется еще "горой языков".

Д. языки принадлежат к восточной группе яфетических языков Кавказа. Языки этой группы представляют собой флективно-агглютинативные классовые языки. Восточная группа (чечено-дагестанская) находится в отдаленном родстве с западной (абхазо-адыгейской). Более близкое родство существует между Д. языками. Об этом свидетельствуют словарный состав и грамматический строй последних (в особенности аварского и лакского языков). Среди языков Дагестана есть такие, к-рые еще не изучались научно; другие пока мало исследованы. Исключение составляют главнейшие из них — аварский, даргинский, лакский и лезгинский: они изучены сравнительно хорошо. При таком состоянии науки о Д. языках возможно дать лишь предварительную их классификацию. Приблизительная схема языков Дагестана может быть представлена в следующем виде:

I. Аваро-андо-дидойская группа. Сюда входят: 1. аварский яз., 2. андийские яз.: анди, годобари, ботлих, карата, ахвах, багвалал, чамалал и тинди; 3. дидойские яз.: хварши, капучи, хунзал, гинух и дидо; 4. язык аула Арчи (по-лакски) или Рочи (по-аварски).

II. Даргинская группа: 1. даргинский яз.; 2. кайтакский; 3. кубачинский.

III. Лакская группа представлена одним лакским языком.

IV. Лезгинская группа. Сюда относятся языки: 1. лезгинский; 2. табассаранский; 3. самурские яз. — агул, рутул, цахур, хапут, джек, крыз, хиналуг, будук и удинский.

С фонетической точки зрения Д. яз.отличаются большим богатством согласных фонем при сравнительной бедности гласных. В Д. яз.сильно развиты заднеязычные звуки, очень развиты также звуки, образуемые в гортанной базе. Наконец в аваро-андо-дидойской группе звуки латерального образования представлены исключительно многообразными типами.

В морфологическом отношении общим для всех Д. яз.является отсутствие действительных глаголов; не существует особенного различия между личными и безличными формами глагола; спряжение по лицам существует только в даргинском и лакском яз. Из других общих черт нельзя не упомянуть о богатстве Д. яз.т. н. "грамматическими категориями", за исключением лезгинского и некоторых др. Д. яз. поражают богатством форм склонения. Число падежей достигает нескольких десятков.

ГРАФИКА. — Д. яз.в своей массе — языки бесписьменные или малописьменные. Вместе с исламом и арабским яз., как яз.культа и духовенства, в Дагестан проникает и арабская графика. С XVII века некоторые из дагестанских народностей (аварцы) делают попытки приспособить арабский алфавит к звуковым особенностям своего языка. Создание этой, так наз. "аджамской" письменности относится повидимому к середине XVII в. В арабском алфавите не для всех звуков аварского языка имелись буквы; поэтому получилось так, что одна и та же буква передавала несколько звуков

В 1920 старый алфавит был реформирован: в этом усовершенствованном алфавите гласные пишутся в строке. Улучшенный таким образом алфавит носит название "нового аджама". В 1926 был отлит шрифт, а с 1927 стали издавать по новой орфографии наборным путем учебники и научно-популярную литературу. В 1928 дагестанцы приняли латинский алфавит, положив в основу новый унифицированный тюркский алфавит.

 

 

Письмо. Основные этапы развития письма.

Идеография – это отдельная разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. Это является фундаментальным отличием от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Появление идеографического письма напрямую связано с развитием мышления и, следовательно, языка, когда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.

Исключительной особенностью идеографии является способность фиксировать абстрактные понятия, воплощенные в словах. Кроме того, идеографическая запись, в отличие от логографической, знаки которой были напрямую связаны с отдельными единицами речи, позволяла передавать не фонетическое или грамматическое значение, а содержание слов. Это помогало одинаково понимать письмо людям, говорящим на значительно различающихся диалектах или даже разных языках.

Идеографическое письмо фиксирует сообщение практически дословно и помимо словесного состава передает порядок этих самых слов. Кроме того, для идеографии характерна стабилизация количества и форм графических знаков. Это означает, что пишущий не изобретал значки, как в пиктографии, а брал их из готового набора.

Следует отметить, что на начальном этапе развития идеографического письма один и тот же знак мог обозначать предметы или понятия как в прямом, так и в переносном значении. Однако с течением времени идеограммы приобретали все более устойчивые значения, что существенно облегчает работу современных исследователей, пытающихся расшифровать записи наших предков.

 

Со временем возникла необходимость не только точно понимать идеограммы, но и записывать их быстрее, передавая большие объемы информации. Это привело к тому, что идеограмма претерпела значительные изменения, превратившись из примитивной схемы в иероглиф – условный знак, обозначающий определенные понятия или же важные составные части отдельных слов или словооборотов.

Идеографическое письмо характерно для цивилизаций Древнего Египта и Китая. Следует отметить, что в азиатских странах иероглифы используются и по нынешний день. Это напрямую связано с особенностями восточной культуры и ментальности, основой которых является образное, абстрактное мышление.

Фонети́ческое письмо́ — вид письма, в котором графический знак (графема) привязан к определённому звучанию.

Различают:

·

o слоговый (силлабический) — каждый письменный знак обозначает определённый слог. Различают:

§ собственно слоговое письмо — слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);

§ абугида — такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо)

o консонантный (квазиалфавитный) — на письме обозначаются только согласные. При своём развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные

o Консонантно-вокалическое письмо — буквы обозначают как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие «однаграфема (письменный знак) есть одна фонема».

Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называютсябуквами. Кодировка аудиальной информации в графическую — письмо. Декодировка в звуки — чтение.

Поскольку звучащая речь представляет собой произносимую последовательность, то и фонетическое письмо — последовательное выписывание знаков алфавита, поставленных в соответствие звучанию конкретного отрезка речи.

Силлабография

Элементы фонографии в виде первых попыток слогового письма обнаруживаются, как уже упоминалось, в шумерской клинописи. Силлабическое, или слоговое, письмо – более высокий уровень развития системы письма. Его проявления можно наблю­дать более или менее последовательно в вавилоно-ассирийской клинописи: число слоговых знаков заметно увеличилось; они ста­ли преобладать над знаками идеографическими. Происходило это воIIтысячелетии до н.э. Однако формирование слогового пись­ма не было однонаправленным. Обычно выделяют четыре пути и соответственно четыре типа слогового письма.

Первый тип называют силлабо-идеографическим. Возникло оно путем преобразования идеографии и характеризовалось смеше­нием идеографической и силлабографической систем письма. Это письмо шумеров, ассирийцев, вавилонян, урарту и др.

Второй тип составляют силлабические системы, появившиеся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Так формировалось эфиопское и индийское письмо на рубеже старой и новой эр.

Третий тип слогового письма представляет собой дополне­ние к идеографическому с целью обозначения грамматических аф­фиксов. Это японское (кана) и корейское (кунмун) письмо, сфор­мировавшееся к середине II тысячелетия н. э.

Четвертый тип был изобретен уже в XIX-начале XX в. Предназначался он для небольших народностей Америки, Афри­ки и Азии.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!