Монумент «Скорбящая мать» на площади Мустакиллик в Ташкенте.



Хивинское ханство в XVII-XVIIIвв.

Одним из таких важных периодов в истории развития Узбекистана является период образования трех самостоятельных ханств на территории Средней Азии.

Одним из государственных объединений на территории Средней Азии было Хивинское ханство. Становление Хорезма как самостоятельного государства связано с именем хана Ильбарса (1511-1525) - потомка Джучи. В начале XVI века во главе государства стали ханы, прибывшие из Дашт-и-Кипчака. Хорезм стал самостоятельным государством и получил название Хивинского ханства. Хорезму трудно было сохранять единство государственного объединения, несмотря на все усилия, предпринимавшиеся верховными правителями.

Политическая история Хивинского ханства заполнена многочисленными завоевательными походами в соседние страны и внутренними феодальными раздорами. Прежде всего Хорезм вел ожесточенные войны против Бухарского ханства за установление своего господства на всей территории Средней Азии. В свою очередь Бухара также вела борьбу с Хивинским ханством. В конце XVII века Хорезм временно был присоединен к Бухарскому ханству.

Правитель Хивы Шахнияз, стремясь вырваться изпод власти Бухарского хана, решил обратиться за покровительством к русскому царю. Пользуясь тем, что в среднеазиатских ханствах была слаба центральная власть, Петр I, как в дальнейшем и другие главы русского государства, хотел поставить среднеазиатские ханства в зависимость от России. В 1717 году Петр I в целях подчинения Хивинского ханства направил туда большой отряд в 6000 солдат во главе с А.Бекович-Черкасским. Однако эта экспедиция потерпела неудачу.

Во второй половине XVIII века власть в ханстве перешла к узбекской кунградской династии, которая до 1804 года правила через подставных ханов. Первым ханом из Кунградской династии стал Эльтузар (1804-1806гг). С этого времени хивинские ханы стали вести непрестанную борьбу за верховенство в Средней Азии. Сломив упорное сопротивление враждебных группировок, объединившихся вокруг правителей Приаралья, Мухаммад Рахим I захватил Аральское владение и присоединил его к хивинскому ханству. Так при его правлении завершилась борьба за объединение хивинских земель. В стране стабилизировалась политическая обстановка, начался экономический и культурный подъем, расширилась внутренняя торговля.

Ханство делилось на вилояты, а последние в свою очередь на туманы и хазаре. В основу административного деления были положены ирригационные системы, подававшие воду для орошения. Во главе вилаятов стояли хакимы, имевшие многочисленный штат налоговых чиновников. В сельской местности власть принадлежала амлякдарам, аксакалам.

Главным советником, в руках которого была сосредоточена высшая административная власть былкушбеги, он ведал всеми делами по управлению ханством. Вторым лицом после него был низший кушбеги, владевший финансами.

Вместе с тем, в Хиве, где была сильна племенная знать, хан был вынужден идти на более значительные политичесие уступки местным феодалам. Наряду с назначавшимся ханом везиром и кушбеги, существовали и племенные старейшины, жившие в Хиве и являвшиеся ханскими советниками. Из племенной знати назначались аталыки и инаки, также находившиеся при хане. Ханская казна находилась в ведении особых казначеев.

Территория Хивинского ханства к середине XIX века была обширна, границы её не были постоянными и менялись в зависимости от политического состояния внутри государства и в соседних странах. Особенностью географического положения Хивинского ханства являлась его почти полная изолированность от соседних государств. К середине XIX века в Хивинском ханстве проживало около 900000 жителей. Основную массу населения (около 65%) составляли узбеки. Более четверти населения ханства были туркмены, остальная часть казахи и каракалпаки. Узбеки в Хиве делились на отдельные племена (Кунград, Найман, Кят.Кипчак и др.). Представители узбекских племен до окончательного укрепления кунградсцой династии были фактически независимыми и оказывали решающее влияние на политическую жизнь ханства.

Значительную роль в Хивинском ханстве играли туркмены. Они расселялись к западу и югу от оседлых регионов ханства. Туркменские племена занимали большое место в экономике, в династических междоусобных и внешних войнах Хивинского ханства. Население ханства, независимо от этнической принадлежности, было связано между собой в различных областях. Узбекская и туркменская знать совместными усилиями выступали против внешних врагов (например, против иранских завоевателей). Среди узбеков и туркмен было много смешанных браков, особенно из знатных родов.

Расширение внутренней и внешней торговли, постепенное развитие товарно-денежных отношений вели к увеличению в ханстве денежного обращения, чеканке монет.

Власть и могущество ханов, привилегированное положение знати обеспечивалось за счет феодальной эксплуатации народа. Многочисленные налоги и повинности, злоупотребления должностных лиц, разорение и обнищание народных масс в результате войн клялись причинами восстаний. В середине XIX века прошел ряд выступлений каракалпаков против деспотизма хивинских ханов. Эти восстания вынуждали ханские власти пойти на некоторое смягчение налоговой политики, устранить особо деспотичных правителей областей.

Социальные отношения определялись господствовавшими в то время феодальными общественными отношениями и влиянием ислама.

Большое влияние во всех сферах жизни в ханствах продолжала иметь мусульманская религия. Ислам, принесенный арабами в Среднюю Азию, постепенно слился с жизнью местных народов и впитал в себя богатые культурные традиции этого региона. Разработалась целая система взглядов, которая вышла за рамки религии и стала определять культурно-исторические процессы. Ислам стал неотъемлемой частью духовного наследия народов Средней Азии.

Представители духовенства в ханствах являлись большой политической силой. Ханы всегда держали около себя наиболее известных богословов, прислушивались к их советам.

Ислам оказывал на население благотворное, стабилизирующее влияние, он во многом обеспечивал взаимные связи между различными общественными силами Средней Азии.

Сложный, полный политических и социальных потрясений путь, пройденный народами Средней Азии, отразился и на культурной жизни, в развитии которой были свои периоды подъема и спада.

 

Монумент «Скорбящая мать» на площади Мустакиллик в Ташкенте.

Памятник расположен на площади Независимости перед Вечным огнем, он был воздвигнут в 1999 году в память 400 тысяч солдат Узбекистана, которые погибли во время Второй мировой войны. В нишах под навесами вдоль подхода к Вечному огню написаны их имена.

Этот памятник говорит нам, что никто не забыт, ничто не забыто. Война коснулась каждой семьи Узбекистана. Этот памятник прошлого, защищает нас от поспешных решений и действий в будущем.

Вечный огонь – священное место на площади Независимости. Многие молодые и старые люди приходят к этому памятнику – все они думают, глядя на памятник, о жертвах, понесенных в той Великой Войне, о великом мужестве, которое проявили все воины и народ Великой Страны. Скорбящая женщина символизирует собой Страну и каждую мать, не дождавшуюся с войны своих сынов.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 880; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!