НаджмиддинКубро (1145 – 1221)

Корея в средние века.

С IX века наблюдается кризис центральной власти. Начался период раздробленности, продолжавшийся почти 150 лет. К концу IX — началу X века государство Силла потеряло значительную часть своей территории в результате борьбы между более не подчинявшимися центральной власти правителями. Одним из них был Ван Гон, основавший в 918 году государство Корё на севере страны, присвоив ему созвучное с некогда существовавшим Когурё название в целях обоснования легитимности нового государственного образования. Многие представители аристократии Силла поступили на службу к Ван Гону. В 935 году последний правитель Силла ван Кёнсун отрёкся от престола, и государство перешло под власть Корё.

В 949 году правителем Корё стал ван Кванджон, который провёл ряд преобразований, направленных на централизацию государственной власти. В частности, был принят закон об освобождении рабов (ноби), цель которого состояла в увеличении числа налогоплательщиков и получении поддержки низших слоев общества. Многие чиновники в тот период были выходцами из незнатных сословий. Система экзаменов на замещение чиновных должностей способствовала формированию нового класса гражданской бюрократии (сдавать экзамены имели право и свободные крестьяне). Социальная структура Корё предполагала возможность преодоления сословных барьеров: представители низших сословий получили возможность продвигаться по карьерной лестнице и занимать высшие должности. Структура государственного аппарата неоднократно претерпевала изменения за время существования Корё, приближаясь к структуре управления, существовавшей в Китае периода династии Юань (например, шестёрка министерств).

В конце X — начале XI века государство Корё вынуждено было отражать нападения киданей (империя Аяо, покорившая Северный Китай). Впоследствии наблюдалось осложнение отношений с другими кочевыми племенами. В начале XII века Корё столкнулось с племенами чжурчжэней, а в начале XIII века — с монгольскими племенами, которые навязали Корё соглашение о вассалитете и принудили правителей Корё выплачивать дань (1259 год). Период зависимости от монголов (точнее, образованной ими в Китае империи Юань) был очень тяжёлым для политической и экономической жизни страны. Корея служила плацдармом для подготовки вторжения в Японию: корейцы обеспечивали строительство судов и заготовку продовольствия.

После ослабления власти монголов в Китае в Корее произошёл раскол на сторонников монгольской династии Юань и новой династии Мин. В 1356 году приверженцы минской династии, которую возглавлял ван Конмин, сумели освободить территорию страны от монгольских войск. В 1388 году при помощи династии Мин, которая пришла к власти в Китае, генерал Ли Сон Ге заставил капитулировать промонгольское правительство. В 1392 году он был провозглашён основателем династии Ли, которая правила в Корее вплоть до 1910 году

 

 

Медресе Абдуллахана.

В ансамбль Кош-медресе входят два медресе. Через двадцать три года после сооружения медресе Модари-хан, в 1590 году, было закончено строительство медресе Абдуллахана. Архитектурное решение его фасада почти зеркально повторяет фасад стоящего напротив медресе Модари-хан, лишь его громадный пештак возвышается над всеми окружающими постройками. Его портал, угловые башни-гульдаста богато оформлены сложным геометрическим орнаментом, а лоджии окаймлены широкой узорчатой полосой, подчеркивающей горизонтальные и вертикальные членения плоскости стены. Но главное отличие медресе Абдуллахана от всех остальных подобных среднеазиатских сооружений – в необычайно сложной и разнообразной планировке внутренних помещений.

Резные входные двери ведут в галерею, справа и слева от которой расположены мечеть и дарсхона, а два прохода открываются во внутренний двор. Помещение мечети спроектировано не на основной оси здания, а несколько повернуто под углом, так, чтобы ориентировать молельную нишу –михраб точно на Запад. Сохранились перекрытия дарсханы и мечети с пересекающимися арками и парусами со сталактитами и сводом, на который нанесен довольно сложный звездчатый орнамент – гирих.

Двор медресе с четырьмя айванами окружен по периметру двухэтажными худжрами и хозяйственными помещениями. К северному айвану примыкает пристройка, выдвинутая за линию фасада, в которой насчитывается восемь небольших комнат. Через дверь, прорезанную в западном айване, напротив главного входа в медресе, можно попасть в самое примечательное помещение медресе Абдуллахана: целая система коленчатых переходов открывается в просторный восьмигранный зал, который окружают двадцать келий-худжр, расположенных в два яруса. Чаша купола как бы парит над двенадцатигранником барабана, с прорезями световых окон. Этот зал широко известен под названием Фануси-Абудаллахан, то есть «Фонарь Абдуллахана».

Мягкое, равномерное освещение, большой, спасительный в условиях летней жары, резервуар воздуха, связующая роль этого зала с другими помещениями медресе – все свидетельствует о незаурядном мастерстве неизвестного средневекового зодчего. Несущие конструкции перерастают в орнаментальный узор, тем самым придавая неповторимое своеобразие и усиливая художественное воздействие этого необыкновенного сооружения.

Медресе Абдуллахана – одно из выдающихся произведений среднеазиатского зодчества, в котором смелое отступление от канонических схем породило новые архитектурные формы.

 

 

НаджмиддинКубро (1145 – 1221)

Нажмиддин ал-Кубро родился в Хиваке (Хорезм), в молодости изучал хадисы и калам и начал свою деятельность как традиционалист. Был учеником персидского шейха Рузбихана ал-Ваззани.

В труде Абдурахмона Джами «Нафохат ул-унс» приводятся факты о том, что Нажмиддин Кубро, будучи в юношеском возрасте, отправляется в Египет в поисках познания и обучается у ученого Рузбехон ал-Мисрий (умер 1188). Рузбехон отнесся к юному дарованию по-отцовски и всячески покровительствует ему в овладении религиозными и светскими знаниями. Когда юноше исполняется 21 год, философ Рузбехон ал-Мисрий выдаёт за него свою дочь. Освоив множества наук, по завету своего тестя Нажмиддин Кубро возвращается на родину – в Хорезм.

В Гургандже он обосновывает хонагох (обитель) и братство кубравия. Братство самостоятельно существовало на востоке мусульманского мира, где функционировали его общины и обители. Большое внимание Кубро уделяет вопросам воспитания и образования своих учеников.

Согласно учениям Ал-Кубро, человек есть микрокосмос, содержащий в себе то, что наличествует в макрокосмосе, и, следовательно, он может заключать в себе божественные свойства, за исключением качества «Аллах милостивый и милосердный».

По мнению доктора философских наук, профессора М. Кодирова Нажмиддином Кубро была создана и тщательно разработана система цвето – световой символики, каждый цвет которой означал достижение человеком определенной ступени на пути познания. Видение белого цвета означало ислам, желтого – веру (ийман), темно – синего – божественную милость (ихсан), зеленого – устойчивый покой (итминан), голубого – истинную уверенность (икан), красного – интуитивное знание (ирфан), а черного – страстную любовь к богу и экстатическое смятение (хайран). По убеждению Кубро, непрестанная концентрация души во время прохождения через этапы ощущений ведет к прозрению и знию.

Свои взгляды Ал-Кубро изложил в трактатах: «Фаваих ал-джамал», «Ал-Усул-ал ишора», «Рисолат ал-хаиф ал-хаим мин лаумат ал-лаим».

Нажмиддин Кубро выдвинул теорию о неуловимых духовных ценрах человеческого сознания и духа («латоиф»). Он разработал десять принципов – основ братства кубравия и правила поведения («сифат ал-одоб») последователя (мудира).

Нажмиддин ал-Кубро как истинный патриот, горячо любивший свою родину, погиб во время взятия монголами Гурганджа, который он защищал со своими учениками с оружием в руках. Его могила находится в поселке Куна-Урганч.

Братство кубравия не имела единой организационной системы с иерархией соподчинения местных обителей центральной. В кубравия действовала свободная и самоуправляемая (на уровне обители) структура: местные общины и обители с обычной организацией, правилами и практикой поведения членов, во главе стоял руководитель (халифа). Изначально братство практиковало громкий зикр во время коллективных радений, что противоречило традициям центральноазиатского суфизма. Впоследствии некоторые ветви и группы кубравия отказались от этой практики и отправляли только тихий, или личный, зикр, но в обители кубравия в Соктари (под Бухарой) практиковали оба вида зикра до конца 18 века.

Кубравия породила целый ряд дочерних братств и самостоятельных ответвлений, которые возводили свою генеалогию, главным образом, к ученику основателя браства Маджиддина Багдади (от Багдак – селение в Хорезме, ум. 1219). Это фирдоусия, распространенное в Индии (Дели, Бихар) Наджмиддином Мухаммадом (ум. Ок. 1300) – халифой ученика Сайфиддина Бахарзи; нурия – багдатская ветвь кубравия, основанная Абдурахманом ал-Исфароини (ум. 1317); рукния – братство, ведущее происхождение от создателя учения «вахдат аш – шухуд» Рукниддина Алауддавла ас – Симонии (1261–1336); хамадания – алия – браство, выделившееся из рукния, основанное Сайидом Али б. Шихабиддином ал – Хамадани (1314–1384), bunbifibz – хорасанская ветвь хамадания – алия, основанная Исхаком ал-Хутталани (ум. 1423), два ученика которого основали самостоятельные братства: захабия, основатель Абдаллаха Барзишабади Машхади (ум. в сер. 15 века), и нурбахшия, основатель – Саййид Мухаммад (по прозванию Нурбахши).

Основные принципы кубравия это: 1. Тауба – возвращение к богу по собственному желанию, любовь к богу по своей воле, без его повеления на этот акт, отказ от своего «я». 2. Зухд фи-д – дунё – отказ от всего мирского (движимое и недвижимое имущество), равно как подавление желания его иметь. 3. Таваккул ала-л-иллах – во всем полагаться только на милость и могущество бога, добровольно отказаться от активной деятельности в этом мире. 4. Каноат – умеренность и довольство малым во всем, что поддерживает жизнь, освобождение от низменных влечений (неумеренность в еде, страсть к богатым одеждам, праздность и т.п.). 5. Узлат – находясь в уединении, укреплять душу, прервать общение с людьми: не говорить, не слушать, не смотреть. 6. Мулазамат аз-зикр – мысленное, добровольное, постоянное упоминание имени божьего закроет дорогу к сердцу подлости, зависти, скупости, лицемерию и т.п. 7. Таваджжух ила-л-ллах – обращение к богу всем своим существом, беззаветная любовь к нему, не существует ничего, кроме него. 8. Сабр – следует добровольно сносить муки борьбы с плотскими страстями, через терпение «полируется» сердце и очищается дух человека. 9. Муракаба – созерцание того, что достигнуто (обретен покой), поскольку сердце очищено и свободно от низменных страстей, оно в ожидании раскрытия врат милости Сущего. 10. Рида – суфий освобождается от чувства удовлетворения своей любовью к богу. Ныне для него важен тот факт, что он стал удовлетворять бога, который его возлюбил. Любовь к богу исчезает как личное чувство суфия и превращается в новое качество в виде пожелания (не приказа) самого бога. Таким образом, в учении кубравия прослеживается теория аскетизма, т.е. отречение от низменных благ и очищение духа, путем формирования и укрепления воли человека.

 

 

Земство»

Зе́мства (зе́мские учреждения) — выборные органы местного самоуправления(земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!