Социо-культурный аспект Буддизма в Китае

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

М.В ЛОМОНОСОВА

ИСАА

 

 

ДОКЛАД

на тему:

 

Роль религии в КНР”

                                                                                                      Выполнили:

Жучков Олег Алексеевич

Хуань Ян

 

 

Москва 2018

 

Семинар №3. Вопрос 1

Введение

  Чтобы понять какую именно позицию религия занимает в Китае, нужно понимать специфику китайского народа, его исторических взглядов и подходов, в частности, и по отношению к религии. Среди таких особенных стоит выделить :

1. Позиция религии согласно политической идеологии страны и отношению к ней политического руководства.

2. Сложившиеся культурные особенности китайского этноса.

Достаточно интересными выглядят результаты опросов международных агентств в Китае, которые тсавят перед собой задачи изучения положения.

Почти половина(47%[1])жителейсовременного Китаясчитают себя атеистами.  Еще 30% считают себя нерелигиозным. Во многом это следствие государственной политики в начальный период становления КНР и затем в ходе «Культурной революции». Однако, к реальным атеистам – тем, кто не верит ни в какие религии, не отмечает религиозные праздники и не соблюдает обычаи, относится 15% населения. Для значительной части жителей Китая религия по-прежнему занимает важное место в жизни.

Согласно опросам, проведенным в начале XXI века, около 80% китайцев исполняли некоторые обряды и ритуалы, связанные с народными и, частично, с даосистскими верованиями; 10-16% называют себя буддистами;2-4% - христиане; и 1-2% - мусульмане. Многие исследователи ставят под сомнение правильность применения термина «религия» к даосизму, буддизму и конфуцианству. Часто используются термины «духовные практики», «философские школы».


Роль религии в Китае на современном этапе

В «Конституции КНР» предусматривается, что «Граждане Китайской Народной республики имеют свободу совести». «Никаким государственным органам, общественным организациям и отдельным лицам не разрешается принуждать граждан исповедовать или не исповедовать какую-либо религию, не разрешается также дискриминировать их за исповедание или не исповедание какой-либо религии». «Государство охраняет нормальное отправление религиозной деятельности». Одновременно Конституция КНР предусматривает: «Никому не разрешается использовать религию в целях нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и причинения ущерба государственной системе образования». «Религиозные организации и религиозные дела неподконтрольны зарубежным силам».

Более того, «Закон КНР о национальной районной автономии», «Общие положения Гражданского кодекса», «Закон об образовании», «Трудовой кодекс», «Закон об обязательном 9-летнем обучении», «Закон о выборах в собрания народных представителей», «Закон об организации комитетов сельских жителей», «Закон о рекламе» и пр. предусматривают, что все граждане, независимо от их вероисповедания, имеют право избирать и право быть избранным. Законное имущество религиозных организаций находится под охраной законов; религия отделена от народного образования, при этом граждане, независимо от вероисповедания, пользуются равным правом на образование. Каждая национальность должна уважать язык, письменность, обычаи и религиозные убеждения других национальностей; в трудоустройстве недопустима дискриминация по религиозному признаку; запрещаются реклама и товарные знаки, содержащие элементы, травмирующие национальные и религиозные чувства людей.

1 марта 2005 года Госсовет КНР обнародовал «Положение по делам религии», которое в законодательной форме излагает постановления, касающиеся религии: религиозных общин, мест религиозных отправлений, религиозных отправлений верующих, создания духовных училищ, издания религиозной литературы, управления имуществом религиозных общин, внешней религиозной деятельности и пр. Указанное Положение в концентрированном виде воплотило юридическое устремление китайского правительства к соблюдению и охране законных прав граждан в области вероисповедания, в соответствии с требованием администрирования на основе закона и строительства правового государства способствовало регламентации деятельности заинтересованных административных учреждений.

 

С приходом к власти пятого поколения китайских руководителей наметились определенные изменения в акцентах религиозной политики страны. Среди них можно выделить приоритетное отношение к традиционным для Китая религиям, легализация народных верований, китаизация и дальнейшая адаптация мировых религий, попытки снижения влияния христианства на общество, а также пресечение религиозного экстремизма. Основной задачей, стоящей перед правительством в данном контексте, является препятствование оппозиционному политическому влиянию посредством религиозного фактора.

22-23 апреля 2016 года в Пекине состоялось Всекитайское совещание по религиозной работе. Выступления китайских руководителей отразили основные теоретические направления проводимой работы в религиозной сфере. В них подчеркивалась важность религиозной работы для достижения гармонии в обществе, единства нации, сохранения стабильности, построение социализма с китайской спецификой. Речи руководства страны указали на тенденцию к усилению контроля в отношении религиозных организаций, сужению свободы их деятельности.

Председатель ВК НПКСК Юй Чжэншэн в своем выступлении потребовал максимального сдерживания негативной роли религии, усиления законности в религиозной работе, использования законодательства для разрешения проблем и противоречий религиозной сферы. Поскольку негативный характер религии точно не определен, вероятно, что на практике реализующие новый курс чиновники-атеисты будут ограничивать любое религиозное проявление – как официальное, так и подпольное.

Председатель КНР Си Цзиньпин позитивно оценил положение религиозных дел в стране и проводимый курс религиозной политика, он подчеркнул важность развития теорий религиозной работы социализма с китайской спецификой, повышения уровня практической реализации религиозной работы, соблюдения принципа самостоятельности от иностранцев в религиозной сфере, достижения соответствия религий социалистическому обществу.

Он потребовал не допустить использования религий для проникновения иностранного влияния, препятствовать распространению идей религиозного экстремизма, пристально следить за религиозным содержанием китайского сегмента интернета, посредством современных технологий распространять концепцию и политику партии в религиозной сфере. От верующих граждан Председатель КНР потребовал соблюдения законодательства, проявления патриотизма и добровольного участия в деле достижения китайской мечты.

Подчеркнута актуальность задачи приведения религий к взаимному соответствию с социалистическим обществом, в связи с чем от религиозных организаций требуется китаизация исповедуемых вероучений. Правительство неизменно поощряет выявление и акцентирование религиозных догм, способствующих достижению государственных и общественных целей и задач, а также адаптацию несоответствующих им правил веры в угоду политическим реалиям.

Вновь говорилось о важности отделения религиозных институтов от государства, что предполагает невозможность участия или влияния первых на весь комплекс светской сферы - государственное управление, судопроизводство, образование и пр.

Подчеркивалась важность решения кадрового вопроса, внесения религиозного вопроса в повестку для государственных и партийных органов власти, ведения плановой работы при общем руководстве и системе проверок. В этих вопросах Отдел единого фронта ЦК КПК должен проявить свою ведущую роль, а отделы по делам религий народных правительств на основании закона ответственно заниматься практической реализацией религиозной политики.

Си Цзиньпин потребовал в отношении молодежи проводить пропаганду научного мировоззрения, прививая им правильные мировосприятие и ценностные идеалы. При этом генеральным секретарем КПК было особо заявлено, что КПК продолжает придерживаться атеистических взглядов и не должна заниматься поиском ценностных ориентиров в религиозных учениях. Отказ партии от политического синтеза в социальной сфере впервые был так ярко сформулирован.

Религия в среде китайских чиновников до сих пор позиционируется как явление, несовместимое с коммунистическим устройством общества, вызывающая опасения идеологическая угроза, несмотря на попытки применения теорий, позволяющих камуфлировать данное несоответствие. Итоги первых лет правления Си Цзиньпина и его речи на прошедшем совещании свидетельствуют о несостоятельности надежд на либерализацию религиозной сферы, возлагаемые на него многими аналитиками при смене власти.

Проблема самосожжения среди буддистов очень остра. Массовые самосожжения начались в 2009 г. За период с 2009 по 2014 гг. 134 тибетца предали себя самосожжению, 115 из них погибли. 10 самосожжений приходится на 2014 г.

Власти активизировали аресты людей, имеющих отношение к самосожжениям. В декабре 2012 г. вышла директива о приравнивании к преднамеренному убийству участие в планировании, организации, подстрекании и помощи в совершении самосожжения.

Комиссия по проверке дисциплины при ЦК КПК работает над выявлением среди чиновников приспешников Далай-ламы, поддерживающих сепаратистские настроения. Руководитель инспекторской группы Комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК Е Дунсун отметил, что «в тибетском регионе среди некоторых чиновников особо выражена проблема коррупции, многие не придерживаются четкой политической позиции».

Китайское правительство заявило о необходимости ведения воспитательной работы среди буддистских монахов в Тибете. Монахов заставляют отрекаться от Далай-ламы и признавать власть Панчен-ламы Гьяйлцэна Норбы, который ездит по деревням Тибета, пытаясь завоевать уважение буддистов.

Китайское правительство прикладывает усилия для снижения влияния Далай-ламы в Тибете. Спикер МИД КНР Лю Вэйминь заявил, что действия клики Далай Ламы – это скрытая форма терроризма.

Государство продолжает запрещать членам КПК и государственным чиновникам иметь религиозные убеждения и участвовать в религиозной практике.

Заключение.

Пройдя долгий путь от насильственного объединения религий в патриотические объединения в 50-х гг., полном запрете религий в 60-70-х гг., постепенной легализации в 80-х гг., сегодня власти видят основной задачей формирование нового верующего, способного в целях создания своего собственного китайского богословия вольно трактовать ту религиозную доктрину, последователем которой он является.

 

 

Социо-культурный аспект Буддизма в Китае

Если мы начнём говорить о том, что буддизм является основной религией во многих странах мира, то я думаю, что в Китае буддизм больше похож на культуру, которая вырезана в национальном менталитете страны.
Возможно, многие люди задаются вопросом, почему китайцы говорят, что не верят в Будду, но все равно ходят в храмы, чтобы поклоняться Будде. Кроме того, большое количество людей поклоняются Будде дома или носят с собой статуи Будды. Однако они на самом деле не являются религиозными и не следуют действиям буддистов. В действительности, это связано с древней историей китайской цивилизации, которая насчитывает уже пять тысяч лет.
Уже в древнем Китае наблюдался культ предков, китайцы уважали и поклонялись призракам и духам.
Кроме того, распространение буддизма в Китае на протяжении тысяч лет и интеграция религиозного даосизма и конфуцианства с китайскими местными религиями позволили китайскому народу иметь идею поклонения Будде в подсознании, особенно во время китайского Нового года или сами по себе. Например, когда семьи сталкиваются с какими-либо трудностями и опасностями, они обращаются к Будде.
Китайцы считают, что если пойти в храм в тяжелое время и поклониться Будде, можно тем самым обеспечить здоровье и удачу для себя и своей семьи.
Нужно сказать, что китайцы всегда обращались к Будде как к способу молитвы за мир и здоровье для самих себя и своих близких.
Поэтому китайцы говорят, что они не буддисты, но в тоже время они по-прежнему ходят в храмы, чтобы поклоняться Будде или приносить продукты буддийским монахам.
Я думаю, что для китайского народа поклонение Будде уже давно является традицией и важным обычаем. Конечно, сюда не следует включать китайцев, которые уже определили для себя свою религию и веру.

 


[1] *Опрос международного социологического агентства WIN / Gallup International (2012). Во время всекитайской переписи населения (2010) вопрос о религиозных воззрениях на задавался.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!