Развитие учения о гос-ве Платона



П-п учения архаического периода в Греции

В развитии политической и правовой мысли Древней Греции выделяют три периода:

·предфилософский (ранний) период (IX-VI вв. до н.э.);

·философский период (VI-IV вв. до н.э.);

·период кризиса и упадка (эллинистический) (III-I вв. до н.э.).

Возникновение и развитие политических и правовых теорий Древней Греции обусловлено особенностями общественно-политического строя раннегреческих государств (полисов). В полисах общество было неотделимо от государства. Каждый свободный гражданин имел политические права и участвовал в государственном управлении. В этот же период начинают складываться классы (рабовладельцы, рабы). Возникает философия как особая форма познания и объяснения мира. Политическая наука еще не выделена. Именно философия пытается объяснить причины и условия возникновения государства и права, их назначение, проводит поиск идеального государственного устройства.

Для раннегреческой политической мысли характерно объяснение государственно-правовых явлений с точки зрения мифологии.

Один из наиболее ярких представителей литературы - Гомер (VIII в. до н. э.). В своих трудах «Илиада» и «Одиссей» он объясняет существующие общественные порядки исполнением воли богов, выражая при этом интересы аристократии. Уже в его трудах обосновывается принцип справедливости и законности.

Олицетворение справедливости - «дике». Гомер оперирует и понятием обычного права («темис») как основным регулятором общественных отношений. Темис - набор предписаний и установлений, в которых конкретизируется «дике». Гарантами исполнения высших норм поведения являются двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом.

Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н. э.) «Теогония» и «Труды и дни». Труд «Теогония» посвящен справедливому устройству общества, в котором выражаются потребности крестьян. В соответствии с потребностями по Гесиоду есть два верховных божества - Зевс и Фемида, богиня справедливости, которая должна обеспечить, установить на земле эвномию (благозаконие, законность).

Справедливые порядки всегда связаны с честностью и трудолюбием. Главным принципом жизни каждого человека должен быть «меру во всем соблюдай».

Идеальное общественное устройство осталось в прошлом. Сначала на Земле после сотворения людей был «золотой век», который сменился «серебряным», затем - «бронзовый», затем - «век героев», а позже наступил - «век железный». В «железном веке» царит произвол, правду заменил кулак; где сила - там и правда.

С формированием древнегреческой этики возникают различные школы, которые занимаются вопросами нравственного самосознания и исследуют правила поведения. Наиболее видными представителями этики раннего периода были следующие философы (семь мудрецов): Фалес, Питтак, Солон и др. Эти философы считали правила поведения людей результатом общественного соглашения.

В частности, Солон (ок. 638-559 гг. до н. э.), который был первым архонтом (правителем) в Афинах, стремился найти компромисс между правящей аристократией и народом. «Государство, - говорил он, - это порядок, основанный на законе, который сдерживает чрезмерные притязания знати и демоса (народа)».

Солон в соответствии со своими представлениями разрушает в Афинах родовой строй и вводит территориальный и имущественный принцип построения государства. По имущественному принципу выделяет четыре класса, три из которых допускались к управлению государством.

Политическим идеалом для него была цензовая демократия, которая сдерживает аристократию и народ, опираясь на закон как сочетание права и силы коллективной морали полиса. Солон создал в своем государстве Конституцию как систему основополагающих законов в жизни общества, позднее она была заимствована римлянами.

Старшие и младшие софисты

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с софистами, появившимися в V в. до н. э. в Древней Греции. Они обучали искусству побеждать противника в спорах и судебных тяжбах, распространяли среди граждан знания о политике, философии и праве. Они впервые признали человека и его благо высшей ценностью.

Софисты делятся на два поколения:

)старшие (Протагор, Гиппий, Горгий, Антифонт);

)младшие (Фрасимах, Калликл).

Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют.

Мир полон искусственных изобретений, которые разрушают эту меру. К ним относятся писаные законы, так как они есть властные ограничения в отношении людей. Закон часто воплощает тираническое начало и не стремится к подлинному благу человека. Истинное благо дается природой, так как именно в ней заключается справедливость.

Природе вещей должен соответствовать условный естественный закон, который для человека должен быть важнее, чем позитивные государственно-правовые законы.

Для существующего общества предлагают демократию (оптимальное устройство), так как в ней учитываются интересы всего народа, и законы, создаваемые людьми, максимально соответствующие естественному закону.

П-п учение Сократа

Сократ (469-399 гг. до н. э.) изначально был учеником и последователем софистов, но позже стал критиковать их идеи (о главенстве в обществе справедливых законов).

Сократ отвергал релятивизм софистов и пытался объяснить объективный характер этических и нравственных норм, а также обосновать нравственную природу государства и права.

Он отождествлял закон и справедливость.

Государственная деятельность и политика должны быть подчинены соблюдению законов, в том числе и законов гражданских.

Он оперирует понятием «народная нравственность».

Исследуя государственное устройство общества, Сократ выделяет «хорошие» и «плохие» формы правления, в зависимости от того, основаны ли они на воле народа.

Монархия есть правление при добровольном согласии народа на основе законов политии. Тирания есть правление против воли народа по произволу правителя (самая худшая форма правления). То государство, где должностные лица избираются из народа и выполняют законы, то есть правление немногих избранных в интересах и с согласия большинства - аристократия. Если большая часть народа участвует в управлении государством - демократия.

Сократ выдвигает идею свободных взаимоотношений государства и гражданина: если гражданин не доволен государственно-правовым устройством, он может свободно покинуть страну либо бороться с беззаконием, но если же гражданин признает власть государства и общества - он должен всемерно выполнять их предписания.

Сократ утверждает вышестоящей ценностью, идеалом общественно-государственного устройства свободу, т. е. «чистую справедливость», а гражданские права и обязанности - это воплощение свободного выбора граждан.

 

Развитие учения о гос-ве Платона

Платон (427-347 г.г. до н.э.) - один из величайших мыслителей всей истории философии, политических и правовых учений. Он считается основателем объективного идеализма.

Он занимался общими проблемами мира истины путем человеческого знания, понятий прекрасного в мире человеческой деятельности. В этих рамках он раскрывает вопросы истинности и справедливости общественного и государственного устройства.

Его работы: «Государство», «Законы», «Политик».

В соответствии с его представлениями истина заключается в достижении бестелесных идей вещей, а явления всего сущего не являются истинными, это лишь отражение идей.

Государство есть синоним общества. Идеал государства зависит от требований, которые предъявляются к человеку, осуществлению им своей деятельности.

Законы - это принципы жизни общества, требования общества к человеку. Государство - воплощение блага и справедливости.

Благо - это то, что сохраняет.

Все то, что ведет к переменам - зло.

Таким образом, благо состоит в стремлении человека к справедливости, которая устанавливается для всего общества и для каждого человека.

Смысл государства состоит в обеспечении стабильности общества и сохранении разумных устоев.

Государство возникает тогда, когда человек не может самостоятельно удовлетворять свои нужды. Тогда он привлекает другого человека; испытывая нужду, люди собираются вместе, чтобы жить сообща и оказывать друг другу помощь. Это и есть государство.

Таким образом, государство есть общественное устройство, которое сопровождается системой управления общими нуждами. «Жизнь в государстве для человека необходима». Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.

Минимальное количество людей для государства - 3-5 человек. Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий. Люди начинают группироваться в классы:

)производители (ремесленники, торговцы);

)стражи (воины - защита порядка);

)мудрецы-философы (они играют особую роль в государстве, имеют широкие полномочия).

Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело. В идеальном государстве должны реализовываться:

.Мудрость - высшее знание, способность дать ответ на любой вопрос о государстве и праве. Ей могут обладать правители.

.Мужество - правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет.

.Рассудительность - это согласование лучших качеств людей и обуздание худших.

.Справедливость.

Платон выделяет формы правления, которые соответствуют складу человеческой души:

)по количеству властвующих:

единовластное правление;

- олигархия;

народовластие;

2)по содержанию деятельности государственных институтов:

- тимократия (власть военных);

олигархия;

демократия;

тирания.

Наилучшим Платон считает аристократическое общество как правление достойных. При этом единственным ориентиром политики должны быть законы. Общество не должно нарушать позитивный закон и сложившиеся обычаи.

В идеальном государстве законы должны иметь единую общую цель - добродетели (установление благ божественных и человеческих).

Закон неизбежен и необходим в силу несовершенства человеческой природы. Его цель - воспитание разумных качеств людей.

Цель законов - установить конкретные предписания для того, чтобы понять людей.

Самыми тяжкими преступлениями по Платону являются святотатство, преступление против государственного строя, воровство, убийство, оскорбление действием и т. д.

Преступления он делит на: злостные; совершенные в ярости и неумышленные.

Платон говорит о неприкосновенности собственности. Стремление к обогащению есть зло. Нужно строго регламентировать торговлю, установить поощрения только для мелкой торговли.

Правосудие есть воспитание граждан. Есть три института для рассмотрения дел:

·суд посредников;

·суд соседей;

·профессиональные судьи.

Платон являлся сторонником упорядоченного судебного разбирательства, защиты граждан в суде. Основным доказательством он считает свидетельские показания.

Он предлагает создать «ночной дозор» (стражу).

Основные идеи:

1)порядок осуществления власти устанавливается законом;

)гражданин может иметь семью, дом в собственности и земельный надел, который принадлежит государству и передается по наследству;

)нет классов, но вводится четыре сословия, которые определяются по имущественному цензу;

)гражданами могут быть только свободные;

)частная собственность должна быть уравненной, исключается роскошь;

)форма нового государства есть смешение принципов монархии и демократии (во главе 37 избранных правителей).

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!